Факторы успешности обучения студентов прикладной информатики в здравоохранении

Авторы
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
209-219
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматриваются факторы, влияющие на успешность обучения студентов, обучающихся по профилю прикладной информатики в здравоохранении. Проблемы и методы их решения имеют специфику, освоение которой способствует росту профессиональной деятельности будущих специалистов. Описаны критерии успешности обучения студентов по программе бакалавриата «Прикладная информатика в здравоохранении». Показано соответствие программы с тенденциями внедрения программных и аппаратных решений в области электронной медицины и здравоохранения. Обозначены пути повышения эффективности обучения в медицинском образовании.
Ключевые слова
факторы успешности, прикладная информатика, здравоохранение, студент, информационные технологии, компьютер, медицинские информационные системы
Полный текст HTML

Введение

Возникновение новых профессий, прежде всего, связано с появлением современных технологий и инструментов, которые еще недостаточно известны общественности. По мнению А.Р. Дабагова и других молодых исследователей, возникают проблемы освоения ИТ в здравоохранении в таких аспектах, как: «системный подход и новые технологии; проблемы функциональности и интеграции; открытые системы и открытые архитектуры; архитектуры систем и проблемы сложности; положение и тенденции в сфере применения ИТ в медицине, структура медицинских информационных систем и область медицинской информатики, международная статистическая классификация болезней, специфические медицинские стандарты, а также проблемы безопасности медицинской информации» [1].

При этом качество освоения учебных дисциплин студентами вуза определяется качествами преподавателя. Какие качества определяют сами преподаватели и что думают студенты о хорошем преподавателе, представим ниже, исходя из курса лекций в Уппсальском университете Петера Реинхолдсона:

  • учитель: энтузиазм, знания, цели, прямая и обратная связь, доброта, доступность, честность и объективность;
  • студент: энтузиазм, знания, педагогический подход, честность, объективность, открытость для общения со студентами, уровень преподавания, адаптированный к уровню знаний студентов, и разнообразия в преподавании.

Критерии успешности обучения должны быть объективными, сравнимыми, содержать существенно важные показатели и обладать устойчивостью во всем учебном процессе.

На данный момент проблема успешности актуальна как никогда, ведь успешность обучения студентов является пролонгированным показателем качества образования в вузе. Специалисты, которые представляют вуз, являются его визитной карточкой.

Материалы и методы

В исследовании использованы теоретические методы (изучение теоретической литературы по проблеме, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности, обобщение).

Результаты исследования и их обсуждение

Современный педагогический вуз несет ответственность за качество предоставляемого образования, которое выражается в успешности обучения студентов в вузе.

Под успешностью обучения понимают качественную характеристику результатов учебной деятельности конкретного субъекта, которая является одним из показателей эффективности, результативности и продуктивности образовательного процесса. В свою очередь выделяется субъективная и объективная успешность.

Если субъект в процессе обучения может преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность, а также может принимать решения в ситуации выбора, то учебная деятельность имеет субъективную успешность. Субъективная успешность противопоставляется объективной успешности, которая предполагает внешнюю оценку результатов учебной деятельности студента со стороны преподавателя. Она выражается обычно в виде различного рода поощрений.

Внедрение новых технологий, компьютеризация производства и сервиса, рост ответственности и необходимость выживания фирм в условиях жесткой конкуренции автоматически оставляет безработными специалистов, не владеющих этими качествами в должной мере [2].

Комплекс критериев, которыми оперирует заказчик, будет варьироваться как по структуре, так и по приоритетам, он будет заметно отличаться от критериев, которые важны для студентов, но именно опираясь на этот комплекс, заказчик может корректировать образовательную деятельность вуза с тем, чтобы профессионально подготовленный выпускник соответствовал требованиям конкретной области профессиональной деятельности.

Критерии эффективности собственно профессиональной деятельности определяются при проведении заключительных тестов и профессиональных проб, а также в период испытательного срока, установленного на предприятии.

Профессиональные способности, знания, навыки и умения, которые может реализовать выпускник прикладной информатики в здравоохранении, оцениваются как его индивидуальные возможности, которые должны отвечать требованиям профессионального образовательного стандарта, а в отдельных случаях специальным нормативам (требования правил Госгортехнадзора, Правила дорожного движения и т.д.).

К наиболее важным критериям эффективности профессионального обучения следует также отнести показатели, связанные с воспитанием и развитием личности обучающегося, формированием профессионально важных нравст­венных качеств и мотивов деятельности.

Являясь более объемным, чем квалификация, понятием, компетентность, порожденная рынком труда, отражает более высокий уровень требований, предъявляемых работнику определенной области, чем это необходимо для выполнения конкретной работы.

Факторы эффективности являются неотъемлемой частью учебного процесса и делают обучение более успешным. Кроме того, если рассмотреть процесс преподавания, то отдадим должное климату учебного процесса, мотивации, рефлективному преподаванию, активации студентов и т.д.

При этом, как показывают некоторые исследования, круг проблем и методы их решения имеют некоторую специфику, и при этом не отличаются чем-то существенным от других проблем развития информационных технологий в целом. При их решении необходим системный подход к рассмотрению задач прикладной информатики. Фундаментальной основой развития должна оставаться технология открытых систем [3]. Особое внимание должно уделяться вопросам архитектур систем и общесистемной архитектуры. Последнее требует согласования усилий разработчиков, фирм и агентств на возможно более углубленном уровне.

Здесь важно понимать, что специалисты будущего на примере прикладной информатики в здравоохранении необходимы компаниям, поскольку будут оказывать реальную помощь, повышая их эффективность и конкурентоспособность на рынке труда.

В связи с востребованностью специалистов на рынке труда в областях, связанных с применением информационных технологий в медицине и системе здравоохранения, была разработана основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО). Программа бакалавриата «Прикладная информатика в здравоохранении» реализуется, в частности, в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Данная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин или модулей, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, разработанных и утвержденных БГПУ им. М. Акмуллы с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки высшего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России № 922 от 19.09.2017 г.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню информационной подготовки выпускников программы «Прикладной информатики в здравоохранении» студент должен в области информатики:

  • иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
  • знать общий состав и структуру современных компьютеров и вычислительных систем;
  • знать и уметь применять базовые системные продукты и пакеты прикладных программ;
  • уметь инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем;
  • уметь использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
  • уметь разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения;
  • обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства.

Специфика преподавания информатики в БГПУ им. М. Акмуллы основана на необходимости давать студентам знания, которые они смогут применить в будущей профессиональной деятельности. Эти условия повышают интерес и создают дополнительную мотивацию студентов к изучению цикла дисциплин, связанных с информатикой. По нашему мнению, решение данной проблемы следует искать в широком сотрудничестве и кооперации преподавателей кафедры информационных технологий с преподавателями общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Отметим также, что сотрудничество строится на взаимовыгодных условиях, так как использование современных мультимедийных информационных технологий в учебном процессе поднимает его на новый качественный современный уровень.

К настоящему времени разработаны и разрабатываются ряд программных и аппаратных решений в области электронной медицины и здравоохранения. В этой области работают ряд крупных фирм, таких как IBM, Cisco, Microsoft, AGFA, GE и др. Значительное внимание уделяется разработке стандартов для цифровой медицины, развиваются медицинские информационные системы (МИС) и их отдельные компоненты.

Для Европейского исследования медицинской грамотности населения (HLS-EU-Q47) разработана комплексная анкета для измерения медицинской грамотности населения. В основе анкеты лежит концептуальная структура и содержится матрица из 12 измерений, включая четыре области обработки информации: поиск, понимание, оценка и применение, и три области здравоохранения: здравоохранение, профилактика заболеваний и укрепление здоровья. Анкетирование позволило сравнить данные внутри и между странами. Термины и понятия HLS-EU-Q47 были синхронизированы из 17 явных определений санитарной грамотности, найденных в предыдущих инструментах обследования. Вопросник ориентирован на измерение медицинской грамотности не только в клинических условиях, но и сообществах [4, с. 22].

Для соответствия современным требованиям и повышения эффективности обучения конкретно в медицинском образовании, необходимо:

  • обучать студентов-медиков основам компьютерной грамотности;
  • создавать в медицинских образовательных учреждениях инфраструктуру, позволяющую студентам и преподавателям иметь полный доступ к компьютерам и информационным базам данных, свободно пользоваться Интернетом;
  • поощрять разработку современных мультимедийных учебных пособий, разработанных студентами прикладной информатики в здравоохранении и преподавателями кафедры ИТ с возможностью размещать их в Интернете.

Однако даже при этих условиях выпускник медицинского образования не компетентен в полной мере в решении задач, возникающих в сфере здравоохранения. В связи с этим учебным планом программы «Прикладная информатика в здравоохранении» предусмотрено изучение дисциплины «Анализ и статистическая обработка медико-биологических данных». Рабочая программа данной дисциплины предусматривает умение работать студентов с прикладными пакетами по обработке медицинской статистической информации.

Компьютер позволяет автоматизировать эту работу, и будущий специалист здравоохранения должен полностью использовать эту возможность. Необходимость унифицированного языка медицинских систем UMLS (Unified Medical Language System) рассматривается как средство для разработки компьютерных систем, «понимающих» биомедицинскую информацию и информацию в сфере здравоохранения.

Для умения воспринимать специфическую информацию и работать с ней в учебном плане введены дисциплины «Основы здравоохранения», «Медицинская статистика», «Медицинские информационные системы». Таким образом, обучающиеся по направлению «Прикладная информатика в здравоохранении» будут иметь определенный уровень профессиональной культуры работы с медицинской информацией с целью его грамотного использования для получения, хранения, обработки, защиты статистических данных. Знания, умения и навыки работы с медицинской информацией определяют сущность их информационной культуры.

Заключение

Отмечаем, что выпускник направления прикладная информатика является, прежде всего, «айтишником». Но знание основ здравоохранения, методов машинного обучения, прогнозирования, медицинской статистики поможет сфере здравоохранения получить высококвалифицированных IT-специалистов, способных не только администрировать компьютерные сети, выстраивать налаженную работу компьютерной техники, но и решать задачи, связанные с автоматизацией медицины, диагностикой заболеваний, распознаванием снимков, статистикой, прогнозированием, принятием оптимальных решений при организации медицинской помощи населению, а также обучением персонала.

Список литературы

Дабагов А.Р. Цифровая радиология и диагностика. Достижения и перспективы // Журнал радиоэлектроники. 2009. № 5. С. 1-18. URL: http://jre.cplire.ru/jre/may09/2/text.pdf (дата обращения: 15.04.2022). EDN: KUICWH

Евсеева Е.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности медицинского работника [Электронный ресурс] // Инфоурок. 15 ноября, 2018. URL: https://infourok.ru/informacionnie-tehnologii-v-professionalnoy-deyatelnosti-medicinskogo-rabotnika-ou-spo-3378110.html (дата обращения: 15.04.2022).

Ивлева И.В. Применение когнитивно-деятельностного подхода в обучении студентов понятийно-терминологическому аппарату медицины // Инновации в образовании. 2020. № 5. С. 86-93. EDN: XNWYMS

Каюпова Г.С., Жакенова С.Р., Жамантаев О.К., Ердесов Н.Ж., Куаныш Ж.М. Медицинская грамотность в контексте современного мира // Медицина и экология. 2020. № 1. С. 21-27. EDN: VYEGPR

References

Dabagov АR. Tsifrovaya radiologiya i diagnostika. Dostizheniya i perspektivy = Digital radiology and diagnostics. Achievements and prospects. Journal of Radio Electronics. 2009;(5):1-18. (In Russ.). http://jre.cplire.ru/jre/may09/2/text.pdf EDN: KUICWH

Evseeva EN. Informatsionnye tekhnologii v professional'noi deyatel'nosti meditsinskogo rabotnika = Information technology in the professional activities of a medical worker. Infourok. November 15 2018. (In Russ.). https://infourok.ru/informacionnie-tehnologii-v-professionalnoy-deyatelnosti-medicinskogo-rabotnika-ou-spo-3378110.html

Ivleva NV. Сognitive-activity approach in teaching students the conceptual and terminological apparatus of medicine. Innovacii V Obrazovanii. 2020;(5):86-93. (In Russ.). EDN: XNWYMS

Kayupova GS, Zhakenova SR, Zhamantayev OK, Erdesov NZh, Kuanysh ZhM. Нealth literacyin the context ofa modern world. Medicine and Ecology. 2020;(1):21-27. (In Russ.). EDN: VYEGPR

Для цитирования

Васильева Л.И., Титова Л.Н. Факторы успешности обучения студентов прикладной информатики в здравоохранении // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 209-219. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_209

For citation

Vasilyeva LI, Titova LN. Factors of student learning success applied informatics in healthcare. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):209-219. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_209

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_3_209

EDN

OKPYRG