Границы как показатель суверенности психологического пространства личности

Авторы
Алтайский государственный педагогический университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
109-113
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В данной статье рассматривается важность создания личных границ у студентов педагогических вузов. В работе исследуются виды личных границ и смежные с ними явления: психологическая (личностная) суверенность, психологическое пространство, суверенность психологического пространства личности, состояние личностных границ. Данная цель достигается посредством решения следующих задач: изучение основных теоретических подходов к описанию личных границ; выявление типологий, видов и функции суверенного личного пространства и личных границ; анализ основных факторов влияния на нарушение личного пространства у студентов. Особо отмечается, что с учетом разных групп факторов можно выделить главный фактор – межличностные отношения, отражающие взаимосвязь между людьми в группах, а также внутриличностные отношения, которые в первую очередь влияют на самопонимание и отношение к себе. Подчеркивается, что у молодых людей студенческого возраста должна быть заложена система человеко-ориентированных установок, ориентаций и ожиданий, которые развиваются и изменяются. Основным назначением анализа границ суверенного пространства личности выступает проектирования психолого-педагогических условий социализации человека, становление его субъектности и социальной компетентности. В настоящее время данное исследование направлено на изучение «зон ближайшего развития» основных понятий, и в частности - суверенности психологического пространства, его методологического обоснования и подбора диагностик для эмпирического подтверждения.
Ключевые слова
личные границы, типы, суверенное пространство, психологическое пространство, прочность границ
Полный текст HTML

Введение

В условиях современного динамичного ритма жизни, достаточно высокого уровня информатизации и коммуникации, масштабных социальных изменений, предъявляются особые требования к автономии и субъектности личности. Сохранение ее психологического пространства и возможностей принимать самостоятельные рациональные решения, детерминирующие эффективные результаты деятельности и взаимоотношений с другими людьми – все это определяет актуальность данного исследования.

Материалы и методы

Автором были использованы теоретические методы (изучение теоретической литературы по проблеме), эмпирические (изучение результатов деятельности, обобщение).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование суверенности личности начинается с попытки определить ее предмет, выяснить, что же именно защищает и оберегает в себе человек и чем он дорожит?

Психологическая (личностная) суверенность (от французского souverain – «носитель верховной власти») – это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство.

Наиболее полную проработку и операционализацию понятие «суверенность психологического пространства» получило в рамках субъектно-средового подхода С.К. Нартовой-Бочавер, согласно которому, психологическая (личностная) суверенность – это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство на основе опыта успешного автономного поведения. Отметим, что в данном контексте, границы рассматриваются как показатель психологического пространства личности. В своем исследовании ученый выделяет шесть показателей суверенности психологического пространства личности:

  • суверенность физического тела;
  • суверенность территории;
  • суверенность личных вещей;
  • суверенность привычек;
  • суверенность социальных связей;
  • суверенность вкусов (ценностей) [1].

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство развивается в онтогенезе при появлении новых измерений, переноса своих психологических границ в рамках существующих измерений (области суверенности), наполнения их содержанием, в том числе, формированием новых и изменением существующих установок, в соответствии с опытом и задачами взросления.

Возможность поддерживать личную автономию называется суверенным психологическим пространством; депривированным – называется пространство с нарушенными границами; сверхсуверенность проявляется как явление сверхкомпенсации в ответ на избыточно депривационные воздействия извне, и означает полное пренебрежение потребностями человека.

Суверенность психологического пространства личности также можно рассматривать как состояние личностных границ, которое обеспечивает возможность фильтрации внешних воздействий.

Несмотря на постоянное взаимодействие и энергообмен с внешней средой, человек не сливается с ней полностью, а с помощью сохранения своих границ, сохраняет собственную индивидуальность.

Психологические границы личности, их свойства и функциональность – предмет изучения в современных зарубежных и отечественных исследованиях, но многообразие подходов к пониманию психологических границ личности вызывает сложности в их объективном изучении, так как они сложны и трудноуловимы.

Большинство исследований, затрагивающих проблемы личностной суверенности и границ, рассматривают это явление узко и в различных аспектах:

  • в аспекте развития и сохранения телесности как формы субъектности (А.Ш. Тхостов);
  • с точки зрения неконформности и независимости убеждений (В.Э. Чудновский);
  • в связи с явлениями депривации (М.И. Лисина, К.А. Солоед, М.С. Радионова);
  • в связи с явлениями детско-родительского симбиоза (А.Я. Варга);
  • в аспекте психологических защит человека (Р.М. Грановская, И.М. Никольская).

Понятие субъектности конкретизуется и раскрывается в многочисленных субъектных проявлениях личности. Так, К.А. Абульханова-Славская отмечает, что понятие «суверенность» во многом пересекается с категорией «субъектность» [2].

Согласно С.К. Нартовой-Бочавер, психологическое пространство развивается в онтогенезе при появлении новых измерений, переноса своих психологических границ в рамках существующих измерений (области суверенности), наполнения их содержанием, в том числе, формированием новых и изменением существующих установок, в соответствии с опытом и задачами взросления.

К. Хорни рассматривает психологические границы личности как внутренние рамки, которые человек сам определяет для себя. Гибкость этих рамок позволяет выстраивать отношения с другими людьми и адаптироваться к внешним ограничениям [3].

В понимании Д. Винникотта, формирование границ Я происходит в раннем детстве и напрямую связано с качеством материнства. При «хорошем материнстве» формируются целостные психологические границы между Я и внешним миром [3].

С точки зрения С. Кливленда, психологические границы – совокупность представлений субъекта о своей телесной ограниченности и местонахождении в пространстве внешнего мира. Исследуя образ тела, автор полагает, что люди по-разному воспринимают свои границы, что неосознанно проявляется в дистанции с окружающей средой [3].

По Е.О. Шамшиковой границы Я – как функции личности, направлены на разграничения «своего собственного» (что принадлежит «Я» и может контролироваться), от «иного» (что не принадлежит «Я») [4].

Прочность границ психологического пространства личности – важное свойство, дающее человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру, при попадании в которую, другие могут встретить защитную агрессивность. Границы представляют собой подвижные, динамические образования − их можно провести, стереть, разрушить, передвинуть, открыть. Психологическая граница формируется, благодаря осознанию собственного внутреннего психологического пространства, что дает право на самоопределение, самостоятельность и ответственность за себя.

С.К. Нартовой-Бочавер определяет прочность границ психологического пространства личности как наиболее важное свойство, дающее человеку переживания суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Психологические границы в рамках концепции психологического пространства являются широким понятием. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им «личной». Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). Люди могут испытывать неловкость и дискомфорт при слишком малом или большом расстоянии. С.К. Нартова-Бочавер подчеркивает, что границы обеспечивают возможность отбора внешних влияний, защиту от разрушительных воздействий.

Границы личности – это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от мира внешнего. Они могут быть физическими, психологическими, ролевыми (включающими поло-ролевые), социальными (горизонтальными и вертикальными) интимно-личностными границами. Вторжение в любые из них без согласия или разрешения воспринимается личностью как проникновение в ее внутренний мир, насилие.

Важна прочность границ, дающая человеку переживание уверенности, суверенности «Я», безопасности и доверия к миру.

Для личности с жесткими границами характерны жесткие правила, которые человек применяет, не принимая во внимание контекст, права и потребности других, отстраненность. Слишком мягкие границы характеризуют людей не умеющих отказывать, а также слишком вовлеченных в дела других, допускающих неуважение или оскорбления по отношению к себе. Многие люди имеют смешенный тип границ, например, на работе могут иметь жесткие границы, а в близких отношениях мягкие и наоборот.

Здоровые границы позволяют человеку знать и уважать свои желания и потребности, не бояться критики и отказов, чувствовать себя уверенно. По мнению Е.А. Мартыненко [5] целостность границ определяют и отражают состояние психологического здоровья индивида.

Все границы формируются последовательно, от рождения и до совершеннолетия.

Одними из внутренних ресурсов, обеспечивающих безопасность ребенка в небезопасном мире являются осознание своих личных границы и умение их защищать.

На формирование границ личности могут оказывать влияние множество факторов, в том числе, установки и убеждения, полученные человеком от значимых для него взрослых (родителей, педагогов и т.п.); межличностные отношения; новые пространства жизнедеятельности субъекта; наличие суверенной территории [6].

Первичный анализ личностных особенностей студентов педагогического вуза показал, что будущих педагогов можно охарактеризовать как людей, обладающих суверенными личностными границами. В наибольшей степени им свойственна аргументированная точка зрения, самостоятельность мышления, обширные дружеские связи. Но вместе с этим будущие педагоги нередко испытывают навязывание социальным сообществом не одобряемых им установок и правил поведения.

Для оценки влияния суверенности личностных границ на формирование ценностно-смысловой сферы студентов, а также для оценки взаимосвязи иррациональных установок и суверенности психологического пространства личности планируется провести исследование, в котором примут участие студенты Алтайского государственного педагогического университета.

В качестве методов сбора данных будут использованы:

  • опросник С.К. Нартовой-Бочавер «Суверенность психологического пространства личности»;
  • тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;
  • индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик;
  • тест Альберта Эллиса «Методика диагностики иррациональных установок».

В перспективе, по итогам диагностики планируется разработка тренинга для студентов, направленного на коррекцию психологических границ личности и иррациональных установок.

Заключение

Студенты, избравшие педагогическую профессию также как и другие молодые люди переживают период формирования собственного внутреннего психологического пространства, его суверенности. Границы личности защищают психику от разрушающих внешних воздействий, способствуют энергообмену с внешним миром, самовыражению. Суверенность границ студентов педагогического вуза позволяет им в полной мере реализовать возможности и потенциалы. Таким образом, результаты будущих исследований в данном направлении могут быть положены в основу серии профессионально-ориентированных мероприятий для студентов педагогических вузов, поддерживающих их личностное и профессиональное становление.

Список литературы

Нартова-Бочавер С.К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. 2011. 301 с.

Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 208 с.

Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3. С. 55-61. EDN: JUZYWT

Мартыненко Е.А. Психологическая суверенность личности как состояние границ субъекта // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 349-352. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0090 EDN: EBDOOG

Бисингалиева Ж.А. Исследование взаимосвязи психологических границ и суверенности психологического пространства // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. №. 3. С. 1-6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN319.pdf EDN: FSAIKQ (дата обращения: 11.04.2022)

References

Nartova-Bochaver SK. Chelovek suverennyi: psikhologicheskoe issledovanie sub"ekta v ego bytii = Sovereign Man: A Psychological Study of the Subject in His Being. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2008. 40 p. (In Russ.).

Abulkhanova-Slavskaya KA. Strategiya zhizni = Life strategy. Moscow: Mysl Publ.; 2011. 301 p. (In Russ.).

Vinnikott D. Igra i real'nost = Game and reality. Moscow: Institut obshchegumanitarnykh issledovanii Publ.; 2017. 208 p. (In Russ.).

Martsinkovskaya TD. Psikhologicheskie granitsy: istoriya i sovremennoe sostoyanie = Psychological boundaries: history and current state. Mir psihologii. 2008;(3):55-61. (In Russ.). EDN: JUZYWT

Martynenko EA. Psychological sovereignty of the individual as a condition of the person’s boundaries.  Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2019;8(3):349-352. (In Russ.). https://doi.org/10.26140/anip-2019-0803-0090 EDN: EBDOOG

Bisingalieva ZhA. Research of interrelation of psychological borders and sovereignty of psychological space. World of Science. Pedagogy and psychology. 2019;7(3):1-6. (In Russ.). https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN319.pdf EDN: FSAIKQ

Для цитирования

Иванова Ю.В. Границы как показатель суверенности психологического пространства личности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 3. С. 109-113. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_109 EDN: CABWUH

For citation

Ivanova IuV. Borders as an indicator of the sovereignty of the psychological space of the individual. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(3):109-113. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_3_109 EDN: CABWUH

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_3_109

EDN

CABWUH