Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа

Авторы
Гродненский государственный медицинский колледж
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
269-275
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Актуальность исследования учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у учащихся колледжа приемов самостоятельного приобретения знаний. Подчеркивается важность проблемно-ориентированного подхода к пониманию мотивации, как фактора успешного профессионального самоопределения. В статье рассматриваются виды мотивов и мотиваций, в т.ч. экстринсивную (внешнюю) мотивацию, инстринсивную (внутреннюю) мотивацию, положительную и отрицательную мотивации. Характеризуются мотивация по источнику и направленности, по характеру подкрепления. Особый акцент делается на учебной мотивации. В статье делается вывод о необходимом сопровождении учащихся 1 и 2 курса с целью оптимизации как профессиональных мотивов, так и личностных, обозначены способы повышающие интерес и позитивное отношения учащегося к учебной деятельности, предлагается прямой путь поддержания познавательной мотивации учебной деятельности.
Ключевые слова
учебная мотивация, коммуникативные мотивы, мотивы престижа, продуктивная мотивация.
Полный текст HTML

Введение

Мотивация обучающихся к обучению и самообразованию является одной из актуальных проблем реализации эффективного образовательного процесса. Характеризуя современное состояние традиционного профессионального образования, мы наблюдаем ряд негативных тенденций: снижение познавательной активности, замедление физического и психического развития учащихся, высокий уровень психоэмоционального напряжения. Это происходит, потому что ценности развития, образования и самообразования конкурируют с ценностями развлечений и получения удовольствия, и нередко учащийся побуждается к учению комплексом мотивов, которые не только обогащают взаимно, но и противостоят друг другу.

От силы внутренней мотивации, ее структуры и ведущих учебных мотивов зависит эффективность учебной деятельности и качество овладения профессиональными компетенциями. Необходимо изучать мотивационную структуру учебной деятельности учащихся, способы установления преобладающего мотива, чтобы при необходимости корректировать методы работы и формировать позитивную мотивацию обучения, повышая, таким образом, эффективность учебного процесса [1].

Методы и материалы

Исследование мотивационной сферы учащихся Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский колледж» Республики Беларусь проводилось с использованием пакета методик для диагностики учебной мотивации студентов (модифицированный тест Н.Ц. Бадмаевой, опросник А.А. Реана и В.А. Якунина).

Обзор литературы

Мотивация – пробуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности (В.Г. Леонтьев). Мотив – это некий обобщенный образ: образ материального предмета или образ идеальный, воображаемый, но всегда имеющий ценность для конкретного человека.

В психологии выделяют несколько видов мотивов и мотиваций, но основной конкретной классификации не существует. Так, В.А. Гордашников, А.Я. Осин приводят различные системы классификаций, основанные на личностных, профессиональных потребностях, источниках движущей силы, влияющей на мотивацию индивидов. Выделяют экстринсивную (внешнюю) мотивацию, инстринсивную (внутреннюю) мотивацию, положительную и отрицательную мотивации, материальную мотивацию – мотивацию, включающая в себя различные виды материального поощрения в виде премий, ценных подарков и т.д., нематериальную мотивацию – мотивацию, основанную на признании коллективом, нематериальные поощрения в виде почетных грамот и званий, мотив самоутверждения – стремление индивида укрепить себя в сообществе, социуме, мотив власти – стремление индивида влиять на окружающих его людей, процессуально-содержательный мотив – стремление индивида выполнять определенную деятельность, которая ему нравится [2] (Рисунок 1).

1

Рис. 1. Классификация по типам мотивации

Fig. 1. Classification by Motivation Type

 

Мотивация по источнику и направленности. Мотивация бывает внешняя и внутренняя, различаются они тем, где лежат мотивы: внутри человеческой личности или за ее пределами, в окружающей среде. Внешние мотивы – это воздействие извне, с помощью определенных правил поведения в коллективе, через приказы и распоряжения. Внутренние мотивы - это воздействие изнутри, когда сам человек формирует мотивы (например, познание, страх, желание достичь определенной цели или результатов, и т.п.). Последний вид стимулирования гораздо эффективнее, чем первый, поскольку работа выполняется качественнее и на нее тратится меньше усилий [3; 4].

Мотивация по характеру подкрепления. Мотивация бывает позитивной (положительной) и негативной (отрицательной). Здесь идет речь о том, какое подкрепление ожидает человека от деятельности. Если есть ожидание поощрения за выполнение деятельности – речь идет о позитивной мотивации. Если речь идет о наказании за невыполнение задания, то о негативной. Опыт показывает, что на негативная мотивация – явление опасное, поскольку она чаще всего дает кратковременный эффект, что затрудняет работу с мотивационной сферой вообще. Впрочем, позитивная мотивация – это не панацея. Важно отдавать себе отчет, что в определенный момент обратная связь от внешнего мира и от других людей должна дополниться самомотивацией, то есть способностью самостоятельно формировать ожидания от деятельности и давать себе обратную связь о ее эффективности. Если измерить их у человека и изобразить графически, то мы получим следующую картину: по вертикали – внешняя или внутренняя мотивация, а по горизонтали – отрицательная или положительная мотивация. В таблице 1 приведена матрица, объединяющая два вида мотивации.

Основные виды мотивации      Таблица 1

Main types of motivation      Table 1

Внешняя отрицательная /

External negative
Внешняя положительная / External positive Внутренняя отрицательная / Internal negative Внутренняя положительная / Internal positive
Проявление / Manifestation
«Ты должен, если не сделаешь, то будет плохо» «Ты должен, и когда сделаешь, получишь поощрение» «Я хочу, а если не сделаю, то будет плохо» «Я хочу и когда сделаю, будет хорошо»
Исключат из колледжа Поставят в пример окружающим Чувство стыда Любопытство
Вызовут на совет профилактики Поставят в пример окружающим Страх предстоящего наказания Гордость за себя и свое дело

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет разные источники.

Развитие учащегося в учреждении профессионального образования как личности и субъекта деятельности должно обеспечить движение деятельности учащихся от учебной к профессиональной. Данный процесс связан с трансформацией потребностей, мотивов, целей, действий, и поступков, средств и результатов [5]. Познавательные общенаучные и познавательные профессиональные мотивы, являясь новообразованиями деятельности учащихся, выступают одновременно продуктом взаимных трансформаций и обуславливают развитие друг друга и самой учебной деятельности. Общеобразовательные и профессиональные мотивы не альтернативны по своему содержанию и статусу в мотивационной сфере учения. Имея общую познавательную природу, данные виды мотивов выступают как относительно независимые сущности, характер взаимодействия которых обусловлен содержательными и динамическими характеристиками общеобразовательных и профессиональных мотивов осуществляемой учебной деятельности.

В то же время, для перехода учащегося к профессиональной деятельности важно обеспечить трансформацию общеобразовательных мотивов учения в профессиональные. При достаточном развитии профессиональной мотивации данный процесс обеспечивается методом контекстного обучения в ходе преподавания специальных дисциплин, когда акцент в деятельности учащегося смещается с учебной информации на ситуацию практического действия, а учебная информация, становясь ориентировочной основой обретает статус знания, отражающего в сознании учащегося содержание профессиональной деятельности [5]. Однако если профессиональные мотивы менее развиты чем общеобразовательные, то будет иметь место отрицательная динамика мотивационной сферы.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2021 году в Учреждении образования «Гродненский государственный медицинский колледж» проводилось исследование мотивационной сферы учащихся. Сначала осуществлялось анкетирование учащихся первого и второго курсов медицинского колледжа. Методика для диагностики учебной мотивации студентов разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы обучения, выделенные В.Г. Леонтьевым. Методика позволяет оценить выраженность таких мотивов, как:

  • коммуникативные;
  • профессиональные;
  • учебно-познавательные;
  • широкие социальные мотивы;
  • мотивы творческой самореализации;
  • мотивы избегания неудачи;
  • мотивы престижа.

Методика состоит из 34-х утверждений относительно мотивов учения, которые испытуемый должен оценить по 5-балльной системе по их значимости для него. Проанализировав ответы респондентов (47 человек) учащихся первого курса мы получили следующие данные, представленные в таблице 2.

 

Результаты выраженности мотивов учащихся 1 курса                     Таблица 2

Results of 1st Year Student Motivations                     Table 2

2

Проанализировав ответы респондентов (24 человека) учащихся второго курса специальности 2-79 01 31 «Сестринское дело» мы получили следующие данные, представленные в таблице 3.

 

Результаты выраженности мотивов учащихся 2 курса               Таблица 3

 

Table 3             Results of 2st Year Student Motivations

 

3

 

Рассмотрим значимые изменения:

  • коммуникативные мотивы: повышение среднего значения мотивации с 15,5% до 16,3%;
  • мотивы избегания неудач: снижение среднего значения мотивации с 14,6% до 14,4%;
  • мотивы престижа: повышение с 16,7% до 17,8 %;
  • профессиональные мотивы: повышение с 23,9% до 25,4%;
  • мотивы творческой самореализации: повышение с 7,5% до 7,7%;
  • учебно-познавательные мотивы: повышение с 26,6% до 27,3%;
  • социальные мотивы: повышение с 18,1% до 19%.

Стоит обратить внимание, что незначительные изменения присутствуют по всем параметрам. Важно, что снизился процент мотивов избегания неудач, это говорит о том, что в колледже в ходе обучения, учащиеся чувствуют уважительное отношение к себе со стороны одногруппников и педагогов. Позитивная атмосфера (или безопасная эмоциональная среда) позволяет учащимся ощущать себя принятыми, вовлеченными в образовательный процесс, раскрываться и проявлять свои способности и таланты.

Почти не выросли данные по параметру «социальные мотивы», так как процент учащихся имеющих высокий балл – практически не увеличился (было 40% – стало 42%). Это говорит о том, что у учащихся изначально сильно развито стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Если сравнивать изменение количества учащихся, набравших высокие баллы, то наибольшее изменение произошло по параметру «профессиональные мотивы», которые означают повышение в процессе обучения непосредственного интереса к самим приобретаемым профессиональным знаниям, умениям и навыкам, основанных на иных побуждениях к получению данной профессии, вынуждающих учащихся приобретать соответствующие знания, умения и навыки. Это необходимо для того, чтобы уже на этапе профессиональной подготовки в колледже была сформирована личность медицинского работника, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в формировании медицинского мышления, в способности работать в экстренных ситуациях. Все это является необходимым для успешной деятельности учащегося как будущего высококвалифицированного специалиста.

Факт увеличения процента учащихся имеющих высокий балл (с 62% до 79%) говорит о том, что, выбор учащихся в выборе профессии был четким, осознанным и выпускники после окончания училища не разочаруются в правильности сделанного выбора и будут полны желания приложить полученные знания на пользу пациентам. Еще одно положительное изменение, это рост по параметру «мотивы престижа» (было 30% имеющих высокий балл, а стало 38%). Это свидетельствует о том, что учащиеся понимают, что профессия медика является самой благородной из всех, ведь ее предназначение – дарить людям жизнь и здоровье. Это очень непростая задача, особенно сейчас, когда груз повседневных забот не всегда позволяет людям подумать о своем самочувствии, а в самой медицине существует еще много нерешенных проблем. Но, несмотря ни на что, в будни и в праздники, в холод и в жару, рискуя здоровьем, а порой и жизнью, медики продолжают делать не всегда благодарную, но очень нужную для людей работу. Труд медицинской сестры нелегок, но всегда почетен. Ведь он несет обществу самое ценное – здоровье человека, его активную жизнь.

Заключение

Можно выделить основные пути, способствующие повышению интереса и позитивного отношения учащегося к учебной деятельности:

  • прямой, основанный на целенаправленном построении образовательного процесса в соответствии с законами развития внутренней учебной мотивации учащихся;
  •  косвенный, основанный на построении психологически грамотных отношений с учащимися и удовлетворении базовых потребностей учащихся в компетентности, т.е. стихийного обучения через наблюдение за соответствующими моделями, уже обладающими оптимальными типами мотивации – родителями, преподавателями, сверстниками.

Полагаем, что основной путь поддержания познавательной мотивации учебной деятельности – прямой. Это деятельность педагогов, непосредственно направленная на формирование у учащихся интереса к обучению и осмысленного позитивного отношения к нему, стремления выполнять текущую учебную работу хорошо, постоянно улучшая свои результаты. Он предполагает специальную работу над содержанием учебных материалов и способами его изложения, а также использованием методов и форм обучения (активные методы обучения, интерактивные площадки) поддерживающих познавательную мотивацию учащихся. Эффективным методом повышения мотивации является внедрение рейтинговых систем, которые обеспечивают психологически грамотную поддержку учащихся. Такое повышение продуктивной мотивации возможно за счет: четкого прописывания критериев отметок (их унифицированности, «прозрачности» и демократичности), их дифференцированного характера (например, с использованием 100-бальной системы), возможностей обсуждения полученных отметок и реальных возможностей их улучшения, адекватной системы поощрений.

Список литературы

Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.

Ягодкин Н.А., Годун Г.В., Згода А.Н., Чередов И.Г. Энциклопедия детской мотивации / под ред. А.Н. Згоды. СПб.: Любавич, 2019. 312 с.

Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 311-324. https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.21 EDN: LXQHHE

Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск: Новосибирский полиграфкомбинат, 2002. 264 с.

Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: учеб. пособие. Ярославль: Изд-во Яросл. гос. ун-та, 1991. 51 с.

References

Kovalev VI. Motivy povedeniya i deyatel’nosti = Motives of behavior and activity. Moscow: Nauka Publ.; 1988. 192 p. (In Russ.).

Yagodkin NA, Godun GV, Zgoda AN, Cheredov IG. Entsiklopediya detskoi motivatsii = Encyclopedia of children’s motivation. Zgody AN. (ed.) Saint Petersburg: Lyubavich Publ.; 2019. 312 p. (In Russ.).

Solovieva OV, Romaeva NB, Salnikova OD. Personal motivational resource as a condition for the development of self-education competence in university students. Perspectives of Science and Education. 2021;(2):311-324. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.21 EDN: LXQHHE

Leontyev VG. Motivatsiya i psikhologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya = Motivation and psychological mechanisms of its formation. Novosibirsk: Novosibirskii poligrafkombinat Publ.; 2002. 264 p. (In Russ.).

Chirkov VI. Motivatsiya uchebnoi deyatel’nosti = Motivation for learning activities. Yaroslavl: Yaroslavl Demidov State University Publ.; 1991. 51 p. (In Russ.).

Для цитирования

Тупик Ю.В. Исследование особенностей учебной мотивации учащихся медицинского колледжа // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 4. С. 269-275. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_269 EDN: DJZYCF

For citation

Tupik Yu.V. Study of the characteristics of educational motivation of medical college students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(4):269-275. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_269 EDN: DJZYCF

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_4_269

EDN

DJZYCF