Когнитивное обеспечение образовательной деятельности кафедры военного вуза

Авторы
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Военный учебнонаучный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
3-14
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматриваются когнитивные аспекты учебно-методического обеспечения деятельности преподавателя кафедры военного вуза. Рассмотренные в статье рекомендации по разработке и совершенствованию учебно-методических комплексов преподаваемых дисциплин будут полезны как начинающим преподавателям, так и преподавателям, имеющим богатый педагогический опыт.
Ключевые слова
федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, квалификационные требования, примерные основные профессиональные образовательные программы, учебно-методический комплекс.
Полный текст HTML

Введение. Преподаватель – одна из приоритетных должностей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (далее – академия). Преподаватель выполняет свои обязанности исходя из задач академии, определенных Министром обороны Российской Федерации[1]. Основным учебно-научным подразделением академии, осуществляющим проведение учебной, воспитательной, методической и научной работы является кафедра. Учебная, научная, методическая и воспитательная деятельность преподавателя кафедры академии направлена на решение главной задачи – подготовки высококвалифицированных военных специалистов по соответствующей специальности, направлению подготовки. На кафедрах, и в частности, на сложно структурированных кафедрах, имеющих в своем составе не одну предметно-методическую комиссию и производящих обучение по разным специальностям и направлениям подготовки в академии, преподавателями разрабатываются когнитивное обеспечение учебно-методического контента – от рабочих программ преподаваемых учебных дисциплин до базовых учебников.

[1] Положение о подготовке и профессиональному становлению начинающих преподавателей в ВУНЦ ВВС «ВВА». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2017. 20 с.

Термин «когнитивность» (от лат. cognitio – знание, познание) означает «связанный с познанием, с мышлением, познавательный» [1]. Процесс познания имеет сложную структуру взаимосвязей и реализуется при помощи различных когнитивных компонентов. Под когнитивными компонентами понимаются понятия, представления, значения и другие средства отражения в сознания обучающегося содержания задачи, предмета его деятельности. Когнитивное обучение происходит через активацию мыслительной деятельности, а именно процессов, с помощью которых обучающийся декодирует поступающую от преподавателя на рецепторы сенсорную информацию [2].

Результаты исследования и их обсуждение. Специфика и содержание методической работы преподавателя на кафедре военного вуза определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), квалификационных требований (КТ) по соответствующей специальности, направлению подготовки, примерными основными профессиональными образовательными программами. На основе ФГОС, КТ по соответствующей специальности, направлению подготовки, примерных основных профессиональных образовательных программ академией разрабатываются учебные планы, которые подписываются лицами, ответственными за их разработку. Учебные планы обсуждаются на заседании ученого совета академии, согласовываются с руководителями органов военного управления, в интересах которых осуществляется подготовка обучающихся, утверждаются начальниками вузов не позднее, чем за десять месяцев до начала подготовки обучающихся по соответствующим основным профессиональным образовательным программам. Учебные планы действуют в течение срока, не меньшего чем полный срок подготовки обучающихся по данной специальности, направлению подготовки.

В учебном плане указываются перечень дисциплин, практик и формы промежуточной аттестации по ним, состав государственной итоговой аттестации обучающихся, а также другие виды учебной деятельности с указанием их объема (трудоемкости) в зачетных единицах (часах) и сроков освоения (по периодам обучения) с выделением контактной работы обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических часах. В учебном плане также предусматривается время для несения гарнизонной, комендантской и караульной служб в гарнизоне[2].

[2] Приказ МО РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Учебный план разрабатывается на каждую специальность (специализацию), направление подготовки. Бюджет времени, отводимый на дисциплины специализации, должен обеспечивать выполнение квалификационных требований по ней и установленный соответствующим ФГОС ВПО объем реализуемой основной профессиональной образовательной программы. Учебным отделом академии в среде Microsoft Exel разработан перечень электронных учебных планов по направлениям «Магистратура» и «Специалитет», в котором указываются: шифр, имя файла учебного плана в электронной базе, гражданская специальность, военная специальность (специализация), годы набора.

Учебно-методическое обеспечение преподаваемых дисциплин на кафедре разрабатывается преподавателями на основании учебного плана военного вуза. Учебно-методическое обеспечение – это совокупность всех учебно-методических материалов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса военного вуза, который впоследствии будет реализован на практике. Основная цель учебно-методического обеспечения учебного процесса – создание условий для реализации ФГОС ВПО, КТ, примерных основных профессиональных образовательных программ посредством предоставления обучающимся полного комплекса учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной и вариативной частей образовательной программы.

Грамотно разработанное учебно-методическое обеспечение позволит преподавателю:

  • систематизировать нормативную и методическую документацию, технологии и средства обучения;
  • повысить эффективность и качество обучения в военном вузе;
  • сформировать систему объективной оценки приобретенных компетенций обучающимися и выпускниками академии.

Разработка и создание учебно-методического обеспечения учебных дисциплин профессионального образования входит в функцию преподавателя, в его профессиональную педагогическую деятельность. Учебно-методические комплексы (УМК) – это совокупность учебно-методических материалов на различных носителях, определяющих содержание каждой дисциплины соответствующей основной профессиональной образовательной программе, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся в военном вузе. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике. УМК разрабатывается коллективом преподавателей (ведущим преподавателем) в соответствии с учебным планом на каждую специальность (специализацию), направление подготовки.

УМК преподаваемых дисциплин по направлению «Специалитет» в соответствии с рекомендациями учебно-методического центра академии должны иметь следующее когнитивное наполнение (рис. 1). Рассмотрим содержание учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины.

Название – размещается на обложке УМК, включает в себя шифр и наименование специальности, название дисциплины и, при необходимости, семестр, в котором читается дисциплина.

РП – рабочая программа учебной дисциплины.

ТП – тематический план изучения дисциплины. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается кафедрой, рассматривается на ее заседании и утверждается начальником кафедры.

Л – кафедральные тексты лекций. В ходе лекционных занятий у обучающихся формируется когнитивно-теоретическая база общекультурных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций.

ГЗ – методические разработки для проведения групповых занятий.

ПЗ – методические разработки для проведения практических занятий.

ЛР – методические разработки для проведения лабораторных занятий.

С – семинары.

З/Э – методические разработки для проведения зачетов/экзаменов;

Литература – включает в себя карту обеспеченности учебниками и учебными пособиями в учебной библиотеке академии.

12

Рисунок 1 – Структура учебно-методического комплекса преподаваемой дисциплины по направлению «Специалитет»

 

Дополнительные материалы – могут включать в себя следующие документы:

  • выписку из учебного плана академии;
  • выписку из федерального государственного образовательного стандарта по соответствующей специальности, направлению подготовки;
  • выписку из квалификационных требований;
  • выписку из примерных основных профессиональных образовательных программ;
  • выписку из учебного плана академии;
  • материалы из фонда по контролю остаточных знаний обучающихся;
  • методические указания по организации работы обучающихся в часы самоподготовки;
  • карту обеспеченности учебниками и учебными пособиями по дисциплине.

Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, обсуждаются преподавателями на заседании кафедры или предметно-методической комиссии.

Помимо учебно-методического комплекса на бумажных носителях информации преподаватель должен также разработать УМК в электронном виде, в который необходимо включать презентационные материалы для проведения занятий по дисциплине. Эти материалы рекомендуется хранить на кафедре, т.к. они могут оказать помощь преподавателю кафедры, не специализирующемуся по данной дисциплине, когда тому приходится заменять ведущего преподавателя, например, в случае его болезни. Электронный вариант выполняется, как правило, в виде структурированного гипертекстового документа на CD (DVD) дисках.

Перед наступлением нового учебного года на сложно структурированных кафедрах, осуществляющих обучение по большому количеству специальностей, зачастую возникает ситуация, когда при формировании заявок на расписание преподаватель полностью не ориентируется в количестве учебных групп, запланированных на семестр по преподаваемой дисциплине. Это бывает возможно в связи с переходом программ обучения на новые федеральные государственные образовательные стандарты (например, с ФГОС–3+ на ФГОС–3++), что может отразится на названии дисциплины, а также бывает связано с разным количеством курсантов в ежегодных наборах на обучение в академии и, соответственно, разным количеством формируемых учебных групп. Может сложиться ситуация, когда непосредственно перед началом очередного семестра по изучаемой дисциплине «всплывают» незапланированные ведущим преподавателем дисциплины и учебные группы. Чтобы избежать подобных ситуаций, перед началом составления заявок на расписание преподавателю рекомендуется построить таблицу, в колонках которой отразить следующие позиции: шифр специальности, учебные группы, семестр, количество обучающихся, наименование специальности, наименование дисциплины, количество часов учебных занятий по расписанию, имя файла учебного плана в электронной базе (Таблица 1).

13

Данные по заполнению таблицы преподаватель получает из перечня электронных учебных планов, который находится в локальной компьютерной сети академии. В результате заполнения данной таблицы перед составлением заявок на расписание преподаватель получает четкую картину о количестве учебных групп и количестве обучающихся по преподаваемым дисциплинам.

УМК по преподаваемой дисциплине не является догмой, а требует постоянного совершенства ведущими занятия преподавателями. Рекомендуются следующие основные этапы работы преподавателя по разработке и совершенствованию учебно-методического комплекса (рис. 2).

14

Апробация материалов УМК в учебном процессе осуществляется, как правило, в течение 2-3 лет. На первом году в основном выявляются когнитивно-смысловые и орфографические ошибки в методических разработках для проведения лекций, групповых, лабораторных и практических занятий, семинаров. На последующих годах исправляются недочеты в методическом построении проводимых занятий. Большое количество информации для корректировки материалов УМК преподаватель получает после проведения по плану методического центра академии показных, открытых и пробных занятий, а также инструкторско-методических занятиях, на которых осуществляется «взгляд со стороны» профессорско-преподавательского состава кафедры на методику проведения занятий по данной преподаваемой дисциплине. Преподавателю рекомендуется вносить изменения в методику проведения занятия и в связи с появлением новых информационных технологий, а также совершенствованием традиционных технических средств в обучении и контроле.

Изменения в УМК также вносятся ведущим преподавателем в случае обновления нормативных документов Минобрнауки РФ, Министерства обороны РФ, ГК ВКС, ФГОС ВПО, КТ, устаревание и появление новой учебно-методической литературы, издания новых базовых учебников и т.п. к началу нового учебного года или семестра, о чем делается соответствующие отметки в листе изменений[1].

[1] Положение о учебно-методическом комплексе дисциплины ВУНЦ ВВС «ВВА». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА».

Заключение. Таким образом, при следовании данным рекомендациям преподаватели, ведущие закрепленные за ними дисциплины, получат полное учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины, представляющую собой целостную систему средств обучения и контроля. Изложенные в статье рекомендации будут полезны как начинающим преподавателям, так и преподавателям, имеющим богатый педагогический опыт, при выработке единой стратегии обучения курсантов по соответствующей специальности (направлению подготовки) на кафедре военного вуза.

Список литературы

Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. 1523 с.

Горкальцева Е.Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1134-1137.

References

Kuznetcov S.A. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka. Saint Petersburg: Publishing House Norint; 1998. 1523 p. (In Russ.).

Gorkaltseva E.N. Cognitivity in modern education. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2012;14(2-5):1134-1137. (In Russ.).

Для цитирования

Дзюбенко О.Л., Кузнецов А.А. Когнитивное обеспечение образовательной деятельности кафедры военного вуза // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 4 (6). С. 3-14http://doi.org/10.54158/27132838_2021_4_3

For citation

Dziubenko O.L., Kuznetsov A.A. Сognitive provision of educational activities of the military university department. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(4):3-14. (In Russ.). Available from: http://doi.org/10.54158/27132838_2021_4_3

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_4_3

EDN

TPCSYR