О реализации соцально-воспитательного направления в начальной школе

Авторы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
19-23
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Одним из ключевых факторов, определяющих качество воспитательной программы, является ее способность включать детей в активную продуктивную деятельность. В статье рассматривается социально-воспитательное направление «Я и люди», по итогам которого организована презентация проектов и образовательных продуктов.
Ключевые слова
воспитательная программа, ценностное отношение, проект, презентация.
Полный текст HTML

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает ряд результатов, среди которых становление социальной и гражданской идентичности обучающихся; создания основы для осознанного ответственного выбора в конкретной ситуации и конструкции предполагаемого варианта собственного будущего в перспективе [1]. При этом основная роль отводится факторам, обусловливающим движение человека от события к событию, где проявляются ценностные ориентации личности. Принципиальным при этом является внедрение программ, которые выступают действующей нормативно-ценностной системой в процессе обучения и воспитания.

Такой программой в школе может стать междисциплинарная образовательная программа внеурочной деятельности «Я и мой дом», в которой что базовыми ценностями являются: сам Человек как субъект собственной деятельности; Социум как социальная среда человека, способствующая раскрытию внутреннего потенциала человека, и создающая условия выбора жизненного пути; Семья и Дом как ориентир ценностных, культурных традиций, как основа благополучной жизни. Одним из направлений программы – является направление «Я и люди» [2]. Содержание этого направления интегрировано с областями «Филология», с общественно-научными предметами, в т.ч. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Общая цель направления «Я и люди»формирование актуализизация ценностей, мотивирующих личность на позитивные жизненные поступки; готовность к самостоятельному выбору на основе уважения достоинства своего и других людей.

В течение года дети в интерактивной форме знакомятся с основными понятиями, учатся чувствовать, проживать нравственную проблему через игровую поддержку, ролевой тренинг или какую-то другую форму личного участия, участия «здесь и сейчас». В конце года, в рамках направления, проводится презентация исследовательских и творческих проектов детей. Данные проекты в начальной школе являются готовыми работами учеников 1, 2, 3 и 4 классов, они могут быть в текстовой форме, в виде видеофильмов и презентаций, в виде готового изделия (поделки), отражающей главную идею автора.

Композиционно такой проект может быть построен как представление участниками своих работ по изучению конкретной этической проблемы, систематическом изложении материала, аргументированности своих взглядов с нравственных позиций, изложение собственной точки зрения на ситуации и определение своего отношения к ним [3]. Презентуемый проект нередко предполагает изучение учащимися этических проблем, волнующих их, а затем свое их представление в работе, решение вполне земных проблем. Как стать привлекательным? Как научиться разбираться в людях? Что значит «быть другом»? И масса других вопросов. Особенность проектов по направлению «Я и люди» в том, что за прикладными задачами можно увидеть и понять более глубокие моменты и в дальнейшем получать пищу для головы и сердца. Примерная тематика проектов выстраивается:

  • из личных волнующих проблем учащихся, выявленных классным руководителем в результате опроса, индивидуальных бесед;
  • ситуации, сложившейся в коллективе, в отношениях с другими людьми;
  • предлагается педагогом-куратором в соответствии с общешкольным планом ВР.

Учащиеся начальных классов определили для своих выступлений такие темы, как например: «Имидж-ничто?», «Старшие и младшие в одном доме», «Могу, хочу, надо», «Я знаю, что такое добро», «Кто поможет мне решить мои проблемы», «Мы и природа: кто нужнее?», «Есть ли коллектив в нашем классе?», «Понимать других – это…».

В структуре проекта можно выделить:

  • жизненную этическую проблему, которая имеет отношение к реальной жизни школьников, проста для понимания; может быть незаконченной, содержать вопросы;
  • педагога – носителя личностного опыта;
  • ученика, испытывающего потребность в личностном саморазвитии и соответствующий этому дефицит личностного опыта в той сфере, где он хотел бы себя реализовать;
  • личностно значимая жизнедеятельность, при исполнении которой востребуются личностные функции ученика [4].

Проведение презентаций проектов по направлению «Я и люди» проводилось в нашей школе по следующей технологии:

I. Мотивационный этап.

  • отбор участников, желающих из 2-4-х классов;
  • определение примерных тем выступлений учащихся;
  • установление требований к выступлению.

II. Подготовительный этап.

  • подготовка педагогов для оказания консультаций учащимся;
  • подготовка выступлений детьми;
  • подготовка старшеклассников, участвующих в качестве членов жюри, слушателей;
  • создание сценария и решение организационных вопросов (награждение, оформление, гости);
  • подготовка критериев оценки выступления участников;
  • подготовка номерков слушателям.

III. Проведение презентации.

IV. Подведение итогов.

О результативности презентации проектов будут свидетельствовать: степень включенности детей, удовлетворенность участников результатами своей деятельности, аргументированность своих взглядов, изложение собственной точки зрения. Так, например, итоги рефлексии участников говорят о личной заинтересованности, умения и способности детей устанавливать взаимоинтересное общение, благоприятном психологическом климате. Кроме этого, было отмечено, что в конкретном классном коллективе, который работал по данному направлению, авторами проектов выступили 50% из общего числа учащихся. При этом качество работ учащихся отличало: тема выступления, которая содержала обозначенную проблему, логичное и аргументированное изложение, а в самой работе (проекте) представлены эпиграф, стихи, яркие примеры.

Список литературы

Междисциплинарная образовательная программа внеурочной деятельности в школе «Я и мой Дом»: пособие для учителя / под ред. В.И. Гама. Омск: Издательский центр КАН, 2017. 84 с.

Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. Москва-Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. 288 с.

Психология подростка: учебник / под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 480 с.

Федоскина О.В. Педагогические средства социокультурного развития младших школьников в образовательном процессе // Вестник ТОГИРРО. 2009. № 6 (6). С. 2-122.

Для цитирования

Курносенко Т.Ю. О реализации социально-воспитательного направления в начальной школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 19-23. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_19

For citation

Kurnosenko TIu. On realization of social and educational direction in primary school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):19-23. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_19

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2020_1_19

EDN

LDGHTG