Опыт проведения тренингов по развитию креативности

Авторы
БОУ ДО г. Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
31-37
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Продуктивная деятельность педагога никак не может отставать от современных требований. В настоящее время она связана с уровнем креативных умений и навыков самообразования, которые приобретаются на специальных тренингах. Целями «тренинга креативности педагога» является приобщение педагогов к умению думать самостоятельно, обладать критическим и творческим мышлением, адекватно оценивать свои достижения.
Ключевые слова
творчество учителя, тренинг творческого развития, навыки мышления
Полный текст HTML

Ведение. В апреле 2018 года корпорацией «Российский учебник» представлен доклад, подготовленный совместно с Global Education Futures и Global Venture Alliance. Он посвящён глобальным изменении образования в сложном обществе 21 века. Авторы прогнозируют, что трансформация образования в ближайшие 20 лет будет происходить под воздействием трёх главных и взаимосвязанных трендов:

  • цифровизация и автоматизация рутинного труда;
  • глобальная турбулентность и стратегическая неопределённость, либо VUCA-мир (от volatility – изменчивость, uncertainty – неопределённость, complexity – сложность, ambiguity – многозначность);
  • необходимость перехода к эко-ориентированной цивилизации, построенной на принципах устойчивого развития [1].

Материалы и методы: анализ теоретических источников, систематизация, опрос, анкетирование. Непосредственно экспериментальная работа осуществлялась в педагогическом коллективе БОУ ДО г. Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества».

Результаты исследования и их обсуждение. Примечательно, что в докладе также говорится об изменениях в образовательной модели по трем направлениям:

  • Трансформация образовательной среды в сторону онлайн-оффлайновой, где все будет строится вокруг проживания учащимся игры, практической или проектной деятельности.
  • Трансформации педагогических ролевых позиций в сторону тьюторства, коучинга, наставничества.
  • Трансформация оценивания результатов образования, ориентированное на анализ сформированности трёх типов навыков 21 века, а именно:
  • профессиональных (специальные навыки, необходимые для работы; право; финансы; маркетинг; менеджмент);
  • мягких (эмпатия и эмоциональный интеллект; поликультурная и полилингвистическая кооперация; креативность; умение решать проблемы; смелость/стойкость, многозадачность; умение учиться);
  • цифровых (аналитика данных; электронное обучение; использование искусственного интеллекта; программирование; ИТ-архитектура; кибербезопасность) [2].

Для того, чтобы стать ближе к новому порядку вещей все сотрудники Городского Дворца детского (юношеского) творчества города Омска, от администраторов до педагогов, были включены процесс разработки новой Программы развития учреждения. Процесс не был стремительным. Мы опирались на ряд сведений маркетингового и менеджерского характера. В итоге в Программу развития нашего образовательного учреждения, его учебные и воспитательные программы была заложена ключевая мысль: «Будущее учащегося/педагога как личный проект».

Мы понимаем, чтобы построить в учреждении образовательный процесс на такой основе, группы энтузиастов мало, нужно переформатировать работу сотрудников в разных направлениях, что и предусмотрено планом реализации Программы развития.

В данной статье автор подробнее остановится на работе с педагогами по развитию как их собственной креативности, так и креативности учащихся.

На начальном этапе была создана творческая группа педагогов, целью которой было формирование и развитие у участников навыка разработки тренингов на основе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) для учащихся с целью достижения ими современных образовательных результатов.

Соответственно цели были намечены задачи:

  1. Выявление профильных дефицитов у участников творческой группы.
  2. Изучение приёмов и методов одного из этапов методологии дизайн-мышления и раздела ТРИЗ по развитию творческого воображения, позволяющих достигать современных образовательных результатов у учащихся, таких, как развитие творческого воображения, умения выдвигать и отбирать идеи, критического мышления, коммуникативных навыков, адекватной самооценки, умения работать в команде.
  3. Поиск в Интернет готовых тренингов по развитию креативности у учащихся.
  4. Формирование у участников творческой группы навыка педагогического анализа тренингов с целью выявления приемов и методов одного из этапов методологии дизайн-мышления и раздела ТРИЗ по развитию творческого воображения, используемых при проектировании этих тренингов.
  5. Выявление участниками творческой группы алгоритма разработки тренингов в стиле методологии дизайн-мышления и ТРИЗ.
  6. Апробирование этого алгоритма при самостоятельной разработке тренингов по развитию креативности у учащихся. Педагогическая рефлексия по итогам апробации.
  7. Использование в собственной педагогической практике разработанных тренингов.
  8. Презентация полученных результатов.

С помощью поиска в Интернет было найдено два тренинга для учащихся по развитию их креативности [3, 4]:

  • Тренинг «Три начальника» (в основе методика Никитина "сложи квадрат" и прием ограничения ресурсов (возможность получения только консультативной помощи)»
  • Тренинг «Радужная башня» (в основе ТРИЗ задание на решение нескольких противоречий и приемы ограничения ресурсов (время, коммуникация).

Педагогический анализ этих тренингов осуществлялся в режиме погружения. Участники творческой группы сами прошли их в 3 форматах: без слов, с возможностью общения, с выбранным руководителем группы. Это позволило им выявить лежащие в основе тренингов приемы и методы развития креативности, а также создать набросок алгоритма разработки таких тренингов.

По этому наброску было разработано 3 тренинга для учащихся по развитию их креативности:

  • Тренинг «Портал из листа бумаги», в основе которого лежит идея о трансформации листа бумаги в бумажное кольцо толщиной 1 см и диаметром в рост человека;
  • Тренинг «Гусеница М», в основе которого понимание топологического объекта "петля Мебиуса";
  • Тренинг «Вавилонская башня», в основе лежит возможность перемещения объекта с помощью нескольких канатных подъемников).

Данные тренинги были проведены с группами учащихся общей численностью 120 человек, выезжавшими на техносмены STREAM (STREAM подход в образовании – это усиление роли естественно-научных дисциплин (Science), технологий (Technology), инженерии (Engineering), математики (Mathematics), с использованием искусства (Arts) и навыков мышления, воплощённых в чтении и письме (Reading/wRiting), либо исследовании (Research), которые проводились в 2018-2019 годах отделом спортивной и интеллектуально-творческой деятельности БОУ ДО г. Омска «Городской Дворец детского (юношеского) творчества»,

По наблюдениям педагогов и результатам опросов учащихся эффекты от тренингов были ранжированы следующим образом:

  • В первую очередь было отмечено развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  • На второй позиции оказалось развитие творческого воображения, умения выдвигать и отбирать идеи, критического мышления.
  • На третьей – адекватная самооценка.

Скорее всего, такой результат связан с тем, что тренинги проводились в командах учащихся.

Заключение. Опыт работы творческой группы был презентованы и частично повторен в феврале 2019 года в ходе стажировки слушателей курса повышения квалификации "Образовательная коммуникация для формирования навыков 21 века при реализации ДООП" БОУ ДПО "ИРООО".В перспективе плана работы творческой группы – пополнении библиотеки тренингов по развитию креативности у учащихся, разработка кейсов для групповых индивидуальных тренингов разных категорий участников.

Список литературы

Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Точка, 2018. 240 с.

Лукша П., Кубиста Д., Ласло А., Ниненко И., Попович М. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures / пер. с англ. М.: Российский учебник, 2018. 212 с.

Васильева Е.В. Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания идей (Как понять клиентов и создать полезный опыт в экономике впечатлений?): монография. Москва: Русайнс, 2018. 204 с.

Учимся шевелить мозгами. Общекомпетентностные упражнения и тренировочные занятия: сб.  метод. материалов / ред. группа: А. Быстров, С. Ершов, М. Инкин, И. Кузнецова, М. Ракова. М.: Фонд новых форм развития образования, 2019. 144 с.

References

Fadel Ch, Byalik M, Trilling B. Chetyrekhmernoe obrazovanie: Kompetentsii, neobkhodimye dlya uspekha. Moscow: Tochka Publ.; 2018. 240 p. (In Russ.).

Luksha P, Kubista D, Laslo A, Ninenko I, Popovich M. Obrazovanie dlya slozhnogo obshchestva. Moscow: Rossiiskii uchebnik Publ.; 2018. 212 p. (In Russ.).

Vasilieva EV. Dizain-myshlenie: nemnogo o podkhode i mnogo ob instrumentakh razvitiya kreativnogo myshleniya, izucheniya klientskikh zaprosov i sozdaniya idei (Kak ponyat' klientov i sozdat' poleznyi opyt v ekonomike vpechatlenii?). Moscow: Rusains Publ.; 2018. 204 p. (In Russ.).

Bystrov A, Ershov S, Inkin M, Kuznetsova I, Rakova M, editors. Uchimsya shevelit' mozgami. Obshchekompetentnostnye uprazhneniya i trenirovochnye zanyatiya. Moscow: Fond novykh form razvitiya obrazovaniya Publ.; 2019. 144 p. (In Russ.).

Для цитирования

Леус Е.В. Опыт проведения тренингов по развитию креативности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 31-37https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_31

For citation

Leus EV. Еxperience in creative development training. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):31-37. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_31

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_5_31

EDN

XREAUN