Особенности личностно-ориентированного профессионального образования

Авторы
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
199-208
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье раскрываются основные компоненты личностно-ориентированного профессионального образования. Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на обеспечение таких условий, в которых студентам будет комфортно развиваться как в социальной, так и в профессиональной сфере. Личностно-ориентированное профессиональное образование заключается в персонализации педагогического взаимодействия, требующего активного участия от субъектов образовательного процесса. Существует большое количество педагогических технологий, обеспечивающих выполнение данных функций. Чаще всего они основаны на восприятии индивидуальности, самоценности личности. Описаны положения, через которые характеризуется сущность личностно-ориентированного обучения. Проанализированы направления, в которых стоит двигаться для увеличения доли личностно-ориентированной составляющей профессионального образования. Рассмотрены требования, предъявляемые к педагогу при организации личностно-ориентированного обучения. Описаны этапы организации личностно-ориентированного обучения.
Ключевые слова
личностно-ориентированные технологии, профессиональное образование, личность, самостоятельность.
Полный текст HTML

Введение

Центральным компонентом личностно-ориентированного профессионального образования является профессиональное развитие личности в процессе обучения. Студенты должны освоить профессию, сформировать навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. Личностно-ориентированное профессиональное образование понимается как особый вид образования, когда основным элементом образовательного процесса является взаимодействие педагогов и студентов [1]. Рассматриваемое профессиональное образование предполагает формирование условий, направленных на развитие у студентов навыков к самообразованию, самореализации. Высокие результаты профессионального образования зависят от вовлеченности студентов в процесс обучения. Когда обучающиеся самостоятельно добывают знания, а не пользуются ими в готовом виде, эффект от образовательного процесса заметно возрастает. Для овладения профессиональными знаниями и умениями студентам важно принимать активное участие в образовательной деятельности.

Материалы и методы

В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: теоретические (систематизация опыта, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение

Идеи, лежащие в основе личностно-ориентированного профессионального образования описаны в трудах таких педагогов и ученых В.А. Сластенина, М.А. Викулиной, Павловой О.Ю., Тихоновой Т.М. Личностно-ориентированное профессиональное образование направлено на обеспечение таких условий, в которых студентам будет комфортно развиваться как в социальной, так и в профессиональной сфере. Цели профессионального образования формируются в соответствии с конкретной моделью будущего профессионала. Ключевым фактором личностно-ориентированного обучения выступает опыт обучающихся в процессе теоретической и практической подготовки. Студенты, взаимодействуя друг с другом, приобретают умения и навыки своих сверстников.

Сущность личностно-ориентированного обучения можно рассматривать через следующие положения.

  • личностное и профессиональное развитие студентов рассматривается как приоритетная цель на всех этапах профессионального процесса обучения. В соответствии с данным положением студентам необходимо активно участвовать в образовательном процессе;
  • основными показателями профессионального развития выступают критерии личностного и профессионального роста. Для грамотной оценки данных показателей необходимо проводить мониторинг профессионального развития студентов [2];
  • психолого-педагогическую единицу профессионального образования составляет учебно-профессиональная ситуация, моделирующая элементы профессионального образовательного процесса;
  • социально-профессиональные качества педагогов интегрируются в методы обучения, становятся показателями профессионального становления студентов.

Исходя из описанных выше положений, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированное профессиональное образование сочетает в себе принципы гуманистического направления [3]. В этом смысле стоит заметить, что в основе лежит развитие личности. Рассматриваемая система профессионального образования является инновационной по сравнению с традиционными подходами к образованию.

Для увеличения доли личностно-ориентированной составляющей профессионального образования необходимо ориентироваться на следующие направления:

  • увеличивать количество специальных курсов, направленных на развитие профессионально важных навыков. В качестве профессионально значимых качеств можно выделить ответственность, способность к динамично меняющимся условиям, инициативность, творческое мышление, активность студентов [4];
  • использование в процессе обучения разнообразных гуманитарных ценностей, способствующих развитию у студентов уважительного отношения к себе и окружающим. Это важно при формировании собственной образовательной траектории для освоения будущей профессии;
  • учет при разработке образовательных программ особенностей рынка труда и требований работодателей. Это позволит адаптировать учебные планы под популярные требования;
  • использование в процессе обучения опыта обучающихся, под которым понимается система социальных, личностных и учебно-профессиональных ситуаций, направленных на реализацию образовательной функции [5].

На данном этапе развития системы образовании современному специалисту важно обладать такими качествами как ответственность, работоспособность, профессиональная самостоятельность, инициативность, творческая активность. Для этого в профессиональном образовании и используется личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированное профессиональное образование заключается в персонализации педагогического взаимодействия, требующего активного участия от субъектов образовательного процесса [6]. Существует большое количество педагогических технологий, обеспечивающих выполнение данных функций. Чаще всего они основаны на восприятии индивидуальности, самоценности личности. Как уже было отмечено ранее, важнейшей целью личностно-ориентированного профессионального образования является удовлетворение запросов личности, развитие собственного Я, самоопределение, самостоятельность, создание условий для самореализации [7].

Использование личностно-ориентированного обучения требует от педагогов:

  • организации взаимодействия;
  • использование информационных технологий;
  • реализация профессионального самообразования студентов;
  • организации познавательной деятельности студентов, способствующей развитию мышления;
  • погружение студентов в творческую среду, где они могли бы не только решать профессиональные задачи, но и создавать собственные.

Одним из достоинств личностно-ориентированного обучения является возможность адаптации содержания, инструментов и темпа обучения под конкретные особенности студента [8]. Индивидуальный подход к студенту позволяет педагогу в процессе обучения взаимодействовать с отдельными обучающимися. При таком обучении преподаватель внедряет психолого-педагогические, организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуализацию обучения.

При реализации личностно-ориентированного обучения перед педагогом стоит цель сохранить и организовать условия для дальнейшего развития студента, его личностных способностей. Педагогу важно улучшать образовательную мотивацию студентов и развивать познавательные интересы. Отдельное внимание уделяется развитию таких личностных качеств как самостоятельность, трудолюбие, творчество.

Педагоги нередко в своей практике используют личностно-ориентированные педагогические технологии. Они имеют ряд особенностей:

  • благодаря личностно-ориентированным технологиям у студентов формируется адекватная самооценка;
  • самостоятельный выбор студентов касательно формы, содержания и темпов обучения;
  • с помощью элементов личностно-ориентированных технологий у конкретных студентов преодолеваются индивидуальные недостатки в знаниях, умениях и навыках;
  • формулируются факторы, обуславливающие неуспеваемость студентов (какие-либо пробелы в знаниях, уменьшение работоспособности на занятиях);
  • оптимизация образовательного процесса применительно к способным студентам.

Личностно-ориентированное профессиональное образование предполагает организацию образовательного процесса, который включает в себя несколько этапов. Во-первых, ориентационный этап, когда педагогу необходимо договориться с обучающимися о содержании процесса обучения, результатах их деятельности. Каждому студенту предоставляется право самостоятельно выбирать темп своего обучения. Второй этап – подготовительный. На этом этапе педагог должен обеспечить мотивацию студентов. Педагог на своем профессиональном опыте объясняет студентам основные преимущества обучения. Третьим этапом является основной этап. Здесь происходит освоение знаний и умений. Учебную информацию необходимо преподносить четко и с опорой на практические знания. На этом этапе можно предложить студентам самостоятельно выполнить задания для самопроверки. Основополагающим принципом является добывание знаний самостоятельно. Итоговый этап предполагает оценку лучших работ.

Заключение

Таким образом, личностно-ориентированное профессиональное образование представляет обучение, центральным элементом которого выступает личность студента, его самоценность, собственный опыт. Для реализации эффективного образовательного процесса необходимо активное участие субъектов учебного процесса. Поскольку основной формой обучения в высших учебных заведениях является лекция, то педагогу необходимо сконцентрировать внимание на том, как будущие профессионалы усвоили учебный материал. В таких условиях студенты имеют возможность творчески мыслить, проявлять инициативу, а не только принимать готовую информацию. Деятельность преподавателя направлена не на получение готовых знаний, сколько на развитие способностей самостоятельно добывать информацию, прививает привычку к рассуждениям.

Список литературы

Мусина Л.М. Личностно-ориентированные подходы в обучении // Педагогическая наука и практика. 2021. № 2 (32). С. 37-42. EDN: BVWVXW

Горбунова Н.В. Личностно-ориентированный подход к реализации профессионального образования в условиях становления инновационной образовательной парадигмы // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 80-82. EDN: HMRGEL

Манжуева Н.Ф. Особенности личностно-ориентированного подхода при формировании культурно-досуговых компетенций специалистов социально-культурной деятельности в системе дополнительного профессионального образования // Гуманитарное пространство. 2021. Т. 10. № 5. C. 620-626. https://doi.org/10.24412/2226-0773-10-5-620-626 EDN: JXXXRG

Архипова Н.А., Евдокимова Н.Н., Рудина Т.В. Личностно-ориентированная направленность дистанционного обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Т. 23. № 78. С. 3-6. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-3-6 EDN: THILBD

Дмитренко Т.А. Личностно-ориентированные технологии обучения в системе высшего языкового образования в условиях его цифровизации // Наука и школа. 2021. № 6. С. 173-183. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-173-183 EDN: DIQXBV

Олехов А.А. Влияние личностно-ориентированного подхода в обучении на формирование познавательных умений учащихся в дополнительном образовании //                Вестник пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 1. С. 117-122. https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10016 EDN: IWOJNI

Абдыгазиева Н.К., Жолдошалиева Ж.Э. Роль личностно-ориентированного подхода в обучении // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 3. С. 293-296. https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/35 EDN: TEGHRA

Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 176-178. https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00251 EDN: VVJAWM

References

Musina LM. Personality-oriented approaches to learning. Pedagogicheskaya nauka i praktika. 2021;(2):37-42. (In Russ.). EDN: BVWVXW

Gorbunova NV. Personal-oriented approach to realization of vocational education in conditions of formation of innovative educational paradigm. Problems of Modern Pedagogical Education. 2020;(68-2):80-82. (In Russ.). EDN: HMRGEL

Manzhueva N.F. Features of the personality-oriented approach in the formation of cultural and leisure competencies of specialists in socio-cultural activities in the system of additional professional education. Humanity Space. 2021;10(5):620-626. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2226-0773-10-5-620-626 EDN: JXXXRG

Arkhipova NA, Evdokimova NN, Rudinа TV. Personal-oriented orientation of distance learning in higher education institutions. Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences scientific center. Social, humanitarian, medicobiological sciences. 2021;23(78):3-6. (In Russ.). https://doi.org/10.37313/2413-9645-2021-23-78-3-6 EDN: THILBD

Dmitrenko TA. Personality-oriented technologies of teaching in the system of higher language education in the context of its digitalization. Science and School. 2021;(6):173-183. (In Russ.). https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-6-173-183 EDN: DIQXBV

Olekhov AA. Influence of the personality-oriented approach in teaching on the formation of cognitive skills of students in additional education. Vestnik permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 3. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. 2020;(1):117-122. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2308-7226-2020-10016 EDN: IWOJNI

Abdygazieva N, Zholdoshalieva ZH. The role of a personally-focused approach in learning. Bulletin Of Science And Practice. 2021;7(3):293-296. (In Russ.). https://doi.org/10.33619/2414-2948/64/35 EDN: TEGHRA

Magomedov GM, Gamzaeva MV. Teacher in the system of personal-oriented education. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020;(2):176-178. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00251 EDN: VVJAWM

Для цитирования

Абросимова М.А. Особенности личностно-ориентированного профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 199-208. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_199

For citation

Abrosimova MA. Features of personality-oriented professional education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):199-208. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_199

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_3_199

EDN

EKOIPM