Особенности структуры образовательной программы школы

Авторы
АНПОО "Многопрофильная Академия непрерывного образования"
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
24-31
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье актуализируется проблема выбора содержания образования в школе, принципы свободы доступа к образованию. Представлена структура образовательной программы как механизм реализации выбора содержания образования: цель, формы организации и аттестации, службы, организационные условия.
Ключевые слова
содержание образования, образовательная программа, организационно-педагогические условия
Полный текст HTML

Способность содержания образования в обеспечении личностного самоопределения и саморазвития ребенка трудно переоценить. В работах ученых М.Н. Берулавы, Б.С. Гершунского [1], А.Н. Джуринского [2], В.П. Зинченко, М.Н. Скаткина [3], В.В. Краевского [4], подчеркивается, что содержание образования является тем решающим фактором, который формирует личный опыт ребенка, его отношение к миру, людям, самому себе. В последнее время проблема выбора содержания образования учащимися и родителями приобрела особую остроту. Государственные нормативные документы: Закон «Об образовании в РФ», Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка определили принципы функционирования средней школы и выбора содержания образования (свободы доступа к образованию, реализации прав ученика на выбор содержания и уровня образования, выбора образовательных программ, развития индивидуальной личности учащегося). Вместе с тем, эти принципы так и не получили должного отражения в практике большинства школ. Это подтверждают накопленные противоречия, которые характерны для сферы образования:

–  между высоким уровнем требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы, и низким уровнем готовности выпускника к жизни и практической деятельности;

–  между государственными гарантиями общедоступности и бесплатности образования и отсутствием их осуществления на практике;

–  между гарантиями Конституции России, Всеобщей декларацией прав человека на свободный выбор профессий и рода занятий и неготовностью школьников к самоопределению.

Это подтверждается и результатами анализа опроса учащихся 8-10-х классов школ города Омска о готовности их к самоопределению. Так, при опросе учащихся 10-х классов выяснено, что они не в полной мере представляют, что такое право на образование, рассматривают свое обучение в средней школе лишь как время подготовки к поступлению в какой-нибудь ВУЗ. Обучающиеся представляют пути реализации права на образование через: модули – 28%, профильные классы, спецкурсы, дополнительное изучение предметов для поступления в ВУЗ – 24%, не представляют – 50%.

Считают, что в школе осуществляется право на образование: полностью - 50%, частично – 13%, не ответили – 37%. Удовлетворены обучением в школе: полностью – 50%, частично – 50%.

При опросе учащихся 8-9-х классов выяснено, что большинство учащихся определились с выбором будущей профессии, но при этом опираясь в своем выборе на мнение или только значимых для себя людей или ориентируясь на стереотипы общественного мнения.

Среди учащихся 8-9-х классов с выбором профессии:

–  определились – 68%,

–  не определились – 32%.

Среди профессий, которые хотели бы выбрать учащиеся названы:

–  экономист (9 кл. – 18% , 8 кл. – 10%);

–  программист (9 кл. – 15%);

–  юрист (9 кл. – 13% , 8 кл. – 10%);

–  менеджер (9 кл. – 10%).

Понятно, что в настоящий момент для них эти профессии являются престижными. Но в целом результаты опроса подтверждают наличие проблемы выбора содержания образования у учащихся школы.

Решение этой проблемы мы видим в создании действенного механизма и условий реализации права выбора содержания образования учащимися и их родителями. Наиболее реальным механизмом реализации права выбора на образование может стать образовательная программа.

Под механизмом реализации выбора содержания образования учащимися мы понимаем совокупность цели, средств и условий, предоставляющих право учащимся и их родителям на свободный выбор образовательных услуг (право участия, право развития, право доступа) [5].

Использование образовательной программы как механизма реализации права выбора содержания образования учащимися школы позволит обеспечить обучение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам, гарантировать выполнение ими требований образовательного стандарта и достижения уровня допрофессиональной компетентности.

Вариант лицейской образовательной программы гуманитарного профиля, реализуемой педагогическим коллективом школы представлен ниже.

Целевое назначение программы: обеспечение образовательного процесса класса, предусмотренного лицейским учебным планом школы с учетом потребностей, склонностей, познавательных интересов учащихся.

Возраст: 15-16 лет.

Готовность ученика к усвоению программы:

–  имеет аттестат о неполном среднем образовании;

–  проявляет интерес к обучению по данному направлению;

–  стремится к овладению универсальными умениями, являющимися основой для дальнейшего продолжения образования и реализации дальнейших жизненных планов;

–  подаёт письменное заявление о приеме в лицейский класс.

Состояние здоровья: 1-4 группа.

Продолжительность обучения: 2 года.

Ожидаемый результат: по окончании 11-го класса предполагается:

–  получение глубокого качественного общего образования по избранному профилю;

–  завершение базового образования по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность.

Уровень образованности позволит учащимся:

–  успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗ и отвечать требованиям, предъявляемым студентам данного ВУЗа;

–  получать социально значимые достижения в творческой активной деятельности, способствующие формированию личностных качеств, необходимых для дальнейшей успешной самореализации;

–  овладеть ключевыми компетентностями, способствующими освоению будущей профессии.

Учебный план класса составлен на основе базисного учебного плана, отражает стратегическую цель лицея и строится на принципах: модульности; вариативности; альтернативности; универсальности.

Учебный план предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базовых общеобразовательных (обязательных для всех), основных профильных (повышенного уровня), профильно-ориентированных общеобразовательных и элективных (поддерживающих и обязательных).

В рамках учебного плана каждый учащийся реализует свои права: участия, развития, доступа и формирует свою строго индивидуальную программу обучения.

Учебные программы: отбираются и корректируются в соответствии с учебным планом.

Организационно-педагогические условия. Учебный год делится на два полугодия, шестидневная неделя, продолжительность урока – 45 мин., наполняемость классов – 25 чел., деление на группы происходит при обучении иностранному языку, технологии, информатике, физкультуре, а также по профильным дисциплинам.

Форма организации образовательного процесса:

Каждый учебный год разбит на 2 периода, по окончании которых проводится текущая аттестация.

Разнообразие индивидуальных маршрутов обеспечивается модульным обучением, базисный компонент проводится в рамках традиционной классно-урочной системы (первые 3-4 урока каждый день).

Спецкурсы по выбору включены в сетку расписания. В тематическом планировании каждого курса предусмотрены виды и формы контроля знаний учащихся.

Служба сопровождения и поддержки ученика направлена на: организацию диагностики; оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи; проведение собеседований, анкетирования и т д. с целью содействия развитию самопознания личности школьника, их самоопределения. Служба функционирует в течение учебного года, оказывая помощь в решении проблем учащихся.

Аттестация достижений учащихся:

–  текущая аттестация;

–  аттестация по итогам периода;

–  итоговая аттестация – проведение ЕГЭ по базовым общеобразовательным и основным профильным курсам.

Реализация данной образовательной программы требует создания соответствующих условий:

  1. Создание и реализация модели открытой школы, взаимодействующей с научным сообществом, разнообразными образовательными учреждениями (ВУЗы, СУЗы, гимназии, лицеи).
  2. Создание особой образовательной среды, основанной на следующих принципах:

–  свободы выбора ученика;

–  привлечение ученика к постановке личных целей в образовании (индивидуальный образовательный маршрут, лист личных достижений);

–  учета образовательных потребностей, интересов, склонностей каждого школьника;

–  самооценки ученика;

–  ориентации на успех.

  1. Создание особых образовательных пространств: учебного (мастерские, спецкурсы, свободные образовательные часы, выездные тренинги, проектная деятельность); игрового; правового; трудового; социальной практики и социального проектирования. Участие ребенка поддерживается внедрением портфолио личностных достижений.
  2. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого ученика за счет: разработки программы комплексного изучения личности учащегося; создания службы содействия развитию личности учащегося.
  3. Качественное изменение деятельности учителя (позиция, подходы, профессиональная компетентность);
  4. Гуманизация и демократизация сферы управления, обеспечивающая право родителям участвовать в создании спектра образовательных услуг, педагогам – свободу творческой профессиональной деятельности.

Таким образом, данный механизм и условия его реализации изменят традиционность в предоставлении образовательных услуг школой, что является главным тормозом в решении проблемы права выбора содержания образования учащимися и родителями.

Список литературы

Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Юнити, 2010. 450 с.

Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.

Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2008. 254 с.

Канке В.А., Берулава М.Н. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / под редакцией М.Н. Берулавы. М.: Юрайт, 2019. 487 с.

Для цитирования

Михайлова В.Е. Особенности структуры образовательной программы школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 24-31. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_24

For citation

Mikhailova VE. The features of the structure of the school's educational program. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):24-31. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_24

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_1_24

EDN

AILYWW