Патриотическое воспитание студенческой молодежи как важнейшее направление молодежной политики Казахстана

Авторы
Университет «Туран-Астана», г. Нур-Султан
Университет «Туран-Астана»
Университет «Туран-Астана»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
90-103
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В данной статье рассматриваются вопросы значимости патриотического воспитания среди студенческой молодежи, раскрывается опыт его организации и ведения в университете «Туран-Астана». В статье показывается какие методы и способы используются в формировании чувства патриотизма среди молодежи и доказывается, что задачи государства в процессе формирования патриотизма и любви к Родине являются одним из главных направлений молодежной политики РК.
Ключевые слова
молодежная политика Казахстана, Казахстанский патриотизм, молодежные программы, фестиваль национальных культур.
Полный текст HTML

Введение. В условиях модернизации общественного сознания в нашей республике проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность, ведь в сознании некоторой части молодых людей патриотизм воспринимается поверхностно, абстрактно, только как чувство, не накладывающее на личность особой ответственности за конкретные дела и поступки. Кроме того, нельзя закрывать глаза и на такую проблему как «утечка мозгов» из страны.

Мы знаем, что сегодня из Казахстана продолжают уезжать готовые квалифицированные специалисты, среди которых много талантливой молодежи. Так, например, по имеющимся данным только за 2021 год МВД РК оформило документы на выезд на постоянное место жительство 39891 казахстанцу. Для сравнения – за 2021 год по данным Комитета по статистике РК из Казахстана выехало 37725 человек. При этом, как отмечают некоторые эксперты: «Высок уровень эмиграционной мобильности лиц с высшим образованием: в 2020 лица с высшим образованием (11290 человек) составили 29,9% из общего числа выехавших из Казахстана, то есть почти каждый третий эмигрант. Из общего числа въехавших в страну высшее образование имели 2736 человек, или всего 17,5% (каждый шестой)». Также отмечается такая тревожная тенденция, как увеличение молодежной миграции из страны (более 25% выезжающих из страны – это молодые люди в возрасте от 15 до 28 лет). Увеличение эмиграционных настроений, конечно, может иметь ряд негативных последствий. Например, это дефицит кадров, который несомненно может отразиться на развитии экономики, дестабилизации рынка труда.

В связи с обозначенной проблемой, на сегодняшний день необходимость повышения у молодежи Казахстана чувства патриотизма, формирование активной гражданской позиции и любви к своей Родине особо актуализируется. Важно это и потому что в нашей республике молодежь составляет немногим меньше четверти всего населения страны и являет собой определенную часть избирательного корпуса и трудового потенциала государства. Поэтому молодежные проблемы нельзя рассматривать в отрыве от общегосударственных, так как все социальные группы нашего общества испытывают в целом одинаковые социально-экономические проблемы. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, занимают вопросы воспитания чувства патриотизма и гордости за отчизну.

Цель данной работы определяется тем, чтобы на примере деятельности университета «Туран-Астана» по формированию чувства патриотизма и гражданской ответственности доказать, что патриотическое воспитание студенческой молодежи является неотъемлемой и главное важной частью молодежной политики Республики Казахстан.

Материалы и методы: В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация опыта формирования гражданственности и патриотических ценностей, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение. Нет сомнений, что в настоящее время патриотическое воспитание является ключевым направлением молодёжной политики в Республике Казахстан. Причем патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и экстремистских настроений.

Как известно понятие патриотизма происходит от греческого слова «partia», что в переводе означает соотечественник. Корень слова «partia» родина, отечество, что означает любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это прошлое, настоящее и будущее народа.

Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика структуры личности человека, как основа мировоззрения, элемент нравственных идеалов, норм и ценностей, регулирующих поведение индивида. В толковом словаре по культурологии, подготовленном российскими учеными вполне справедливо отмечается: «Патриотизм представляет собой нравственный принцип, нравственную норму и нравственное чувство, возникшие еще на заре становления человечества и глубоко осмысленные уже античными теоретиками. Патриот – человек, выражающий и реализующий в своих поступках глубокое чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу. Как стойкое нравственное чувство патриотизм вырастает из особенностей образа жизни и культурных традиций того или иного этноса, формируется в процессе овладения подрастающими поколениями языком и господствующими формами мышления, нормами и эталонами культуры и закрепляется в определенных фиксированных установках поведения благодаря общению с представителями старших поколений, одобряющих или порицающих поведение молодых»[1]. Отсюда следует, что для осуществления патриотического воспитания необходима целенаправленная и системная деятельность по формированию у всех граждан (прежде всего у молодежи) патриотического сознания, чувства гордости за свое Отечество и готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своей Родины. В этом смысле следует отметить, что процесс патриотического воспитания молодёжи в современном Казахстане характеризуется системностью, последовательностью, сочетанием воспитательных методик и реформ по повышению благосостояния этой важной для общества группы населения.

О значимости и важности патриотического воспитания молодежи неоднократно подчеркивал Первый Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Например, в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» Н.А. Назарбаев говорил: «Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма - это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины»[2]. Для молодых казахстанцев ярким примером реального патриотического поведения является трудовой и жизненный путь Первого Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, который большое внимание уделяет улучшению социально-экономического положения молодёжи и патриотическому воспитанию молодого поколения.

В Казахстане сложилась практика прямого обращения Первого Президента страны к молодёжи. Так, в своём выступлении на торжественной церемонии открытия Года молодёжи 29 января 2019 года Н.А. Назарбаев отметил: «Молодёжь – это ключевой фактор конкурентоспособности нашей страны в современном мире. Именно от вас – от ваших знаний, энергии и патриотизма зависит будущее Казахстана. Все, что мы делаем сейчас, делается ради вашей счастливой жизни, чтобы вы смогли в полной мере реализовать свой потенциал и возможности»[3]. При этом необходимо отметить, что во всех важных политико-правовых документах нашего государства всегда большое место и особое внимание уделяется молодёжи, ее социально-экономическому положению, проблемам повышения качества образования и воспитанию. В частности, в Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года Первый Президент отметил: «Комплексная поддержка молодёжи и института семьи должна стать приоритетом государственной политики. Необходимо создать широкую платформу социальных лифтов, которая будет включать полный комплекс мер поддержки всех категорий молодежи. Предлагаю объявить следующий год Годом молодежи. По всем направлениям поддержать нашу молодежь, будущее Казахстана»[4].

Кульминацией системного подхода к процессу воспитания молодёжи и заботе государства о благосостоянии этой группы населения является Указ Первого Президента от 14 ноября 2018 года, где 2019 год был объявлен в Казахстане Годом молодежи. Это лишний раз подтверждает, что молодёжная политика находится в приоритетной зоне государственного внимания.

Важно, что одним из позитивных результатов государственной молодёжной политики является численный и качественный рост молодёжи в структуре населения Казахстана. Так, в соответствии с официальными данными численность молодежи республики в возрасте от 14 до 29 лет в 2021 году составила 3 900 834 человек, что составляет 21,5% всего населения страны[5].

Системность и последовательность государственной молодёжной политики реализуется на местах. В частности, патриотическое воспитание в университете «Туран-Астана» всегда являлось и является одним из приоритетов работы всех структур университета. Это обусловлено тем, что именно данная сфера воспитательной работы предусматривает формирование у студентов прочных гражданских позиций и мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих продуктивную жизнь и деятельность молодого гражданина Республики Казахстан в условиях современного демократического общества.

Целью патриотического воспитания студентов университета является воспитание высокопатриотичной, граждански ответственной, социально активной личности, обладающей высоким уровнем профессионализма, позитивными ценностями и важнейшими личностными качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Республики Казахстан.

Сегодня не вызывает сомнения, что основной целью обучения студентов в современных вузах является свободное развитие личности, воспитание студенческой молодежи в духе гражданственности, патриотизма, определения комплекса мер и направлений, позволяющих создать условия для гармоничного развития духовных, творческих, физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности.

Таким образом, процессы воспитания и обучения – это два параллельных, взаимодополняющих видов деятельности в высшем учебном заведении, где происходит не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и личности гражданина нашего государства. В период обучения в вузе процесс социализации молодых людей ещё не завершён. За 4 года обучения в вузе студент складывается как личность. Молодой человек, поступивший в вуз, не всегда знает как и куда ему приложить свои способности и поэтому именно в это время его энергию необходимо направить в нужное русло. Именно в этот период важно оказать поддержку и помощь в формировании полноценного гражданина нашего общества, с активной жизненной позицией, необходимой для плодотворной жизни в обществе. Для этого в Карагандинском Государственном университете существуют молодёжные организации и система молодёжного самоуправления, где молодёжь имеет возможность проявить себя.

Можно отметить, что институт студенческого самоуправления нашего университета в значительной степени способствует успешному решению задач в сфере воспитательной деятельности вуза. Данный институт выражает интересы, защищает права молодёжи, создаёт различные возможности участвовать в разработке программ, направленных на решение проблем студенческой молодёжи, способствует активизации научно-исследовательской работы студентов, помогает проводить мероприятия, способствующие активизации гражданской ответственности представителей молодого поколения. В университете создаются все условия для всестороннего развития молодежи. Активно проявляют свою деятельность отделение Молодежного крыла «ЖасОтан» партии «Нұр Отан», эффективно реализуется проект «Молодежная школа государственной службы».

Также следует отметить, что развитие студенческих организаций способствует усилению корпоративной культуры студентов и преподавателей, делает университет единым, сплочённым коллективом, что естественно положительно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности. Участие молодёжи в деятельности студенческих организаций и органов самоуправления позитивно влияет на личность, а именно формирует творческие способности, воображение, активность; расширяет кругозор, формирует политическую культуру у студентов; стимулирует самоконтроль, что обеспечивает высокую успеваемость членов молодежных организаций.

Молодежными организациями и органами студенческого самоуправления университета ежегодно проводится комплексная и системная работа по реализации государственной молодёжной политики РК, в частности: разъяснения ежегодных Посланий Президента народу Казахстана, содержания и действие Патриотического акта «Мәңгілік Ел», программных статей Первого Президента Н.А. Назарбаева, среди которых особое значение отводится таким статьям как «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой Степи». На постоянной основе активистами Комитета по делам молодежи организовываются форумы, круглые столы, диспуты, семинар-тренинги на которых рассматриваются вопросы особенностей формирования национального сознания, казахстанской идентичности в глобальном мире, духовного наследия и его роли в процессах модернизации.

Так, например только за 2021 год было проведено 58 круглых столов, 27 диспутов, 37 конкурсов. Также, студенты-активисты принимают деятельное участие в организации волонтерской помощи сиротам, детям, оставшимся без попечительства родителей, детям, больным онкологическими заболеваниями, пожилым людям, нуждающимся в волонтерской помощи. За последний год студентами университета была организована волонтерская помощь в количестве 29 акций. Участие в таких мероприятиях развивает нравственно-психологические и деловые качества личности, такие как трудолюбие, уважение к людям, отношение к труду как к обязанности, взаимопомощи, ответственности, процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности, создаются благоприятные условия для формирования культуры труда.

В университете «Туран-Астана» стало традиционным проведение мероприятий общественно-политической, патриотической направленности, участие в которых способствует практической реализации важнейших принципов государственной молодежной политики: формированию гражданственности, казахстанского патриотизма. Например, фестивали национальных культур, посвященные празднованию Наурыз мейрамы, Дню Единства народа Казахстана, «Фестиваль Здоровья», патриотические акции «Менің Қазақстаным!», «Кюй-тартыс», военно-патриотические акции, посвящённые Дню Защитника отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне. Целевыми индикаторами и ожидаемыми результатами данных мероприятий являются:

-     повышение уровня гражданственности студенческой молодежи;

-     активное участие студентов в общественно-политических мероприятиях;

-     активизация молодежных объединений университета в организации мероприятий по популяризации и пропаганде государственных символов;

-     положительная динамика участия студентов в мероприятиях поликультурной направленности;

-     формирование у студентов позитивного отношения к воинской службе;

-     увеличения количества студентов, посещающих спортивные секции и занимающихся физической культурой.

В целях выявления уровня формирования гражданских ценностей студентов, патриотических чувств к своей стране, отношения студентов к участию в вышеперечисленных мероприятиях авторами данной работы был проведен опрос среди студентов университета в количестве 150 человек. Результаты этого исследования показали, что 75,3% опрошенных студентов отметили важность патриотического воспитания в процессе получения высшего образования и высоко оценили роль нашего университета в формировании их гражданских и социокультурных представлений.

Студенты указали, что принимают активное участие в различных общественных мероприятиях университета. Так, из 150 опрошенных студентов 22 состоят в Студенческом Парламенте, 43 студента – члены Дебатного клуба, 39 студентов являются членами отделения молодежного крыла «Жас Отан» КарГУ. Это дает нам право говорить о том, что в университете сформирована высокая степень заинтересованности студенческой молодёжи в активном участии в общественно-значимой деятельности, реализуемой университетом в рамках воспитательной работы. Также, полученные данные по опросу демонстрируют высокую степень этнокультурной толерантности и сформированности гражданских качеств студентов. Вместе с тем следует отметить, что 24,7% студентов ощущают себя, прежде всего, гражданами мира, то есть они идентифицируют себя с мировым сообществом. Такой подход доказывает, что нашим студентам присуща активная гражданская позиция в условиях глобализации, что они со всей ответственностью понимают особенности развития современного мира, несмотря на наличие различных угроз серьезных политических, экономических, культурологических и духовных трансформаций.

Как отмечают преподаватели университета: «Современная система образования должна осуществлять подготовку такого выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют формированию гражданской позиции и расширению мировоззрения. Эта работа повседневная, многоплановая и рассчитанная на многие годы вперед. Основополагающим принципом в этом вопросе является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа» [1, с. 740].

Заключение. Мы с полной уверенностью можем говорить, что целенаправленная деятельность всех подразделений университета «Туран-Астана» по формированию казахстанского патриотизма студенческой молодежи способствует созданию необходимых условий и возможностей успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Мы воспитываем патриотичную, образованную, обладающую здоровьем, ответственную и энергичную, успешно работающую в условиях инновационной экономики, владеющую казахским, русским и английским языками, впитавшую ценности и культуру казахстанского народа, толерантную молодежь. Эта деятельность полностью отвечает задачам молодежной политики и Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан.

Список литературы

Саликов Ж.К., Мускунов К.С., Сабанбаев Н.И. Роль гражданско-патриотического воспитания в системе высшего образования Республики Казахстан // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-4. С. 737-741.

References

Salikov ZK, Muskunov KS, Sabanbayev NI. He role of civil-patriotic education in higher education in the Republic of Kazakhstan. Modern High Technologies. 2015;(12-4):737-741. (In Russ.).

Для цитирования

Бекбусинова Г.К., Аипов Б.Б., Сарсенбаева К.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи как важнейшее направление молодежной политики Казахстана // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 91-103. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_91

For citation

Bekbusinova GK, Aipov BB, Sarsenbaeva KА. Patriotic education of student youth as the most important direction of youth policy of Kazakhstan. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(2):91-103. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_91

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_2_91

EDN

JWZVRX