Педагогические условия внедрения воспитательных технологий в школе

Авторы
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
14-18
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье актуализируется проблема инновационных технологий, применяемых в воспитательной практике школы. Выделяются мотивационные и методические условия, виды, формы и содержание методической работы с классными руководителями школ.
Ключевые слова
воспитательные технологии, воспитательная практика, педагогические условия.
Полный текст HTML

Переживаемый сегодня нашей страной кризис не в последнюю очередь вызван утратой гуманистических ценностей, прежде всего сознания ценности индивидуальной жизни, индивидуальной свободы и человеческого достоинства, произошедшей вследствие подчинения морали политико-идеологическим интересам. Единство учебных и воспитательных целей позволило многим педагогическим коллективам уже глубоко осознать свою глобальную ответственность и взять на себя миссию сделать свои учреждения центрами культуры, гуманитарной помощи, защиты и поддержки личности молодого человека. В этом смысле учреждение общего образования призвано ориентировать растущего человека на выполнение его истинных функций через разработку и реализацию воспитательных программ и технологий, которые обусловливают «личное присутствие» человека в своем образовании», обеспечивают формирование им своих образовательных инициатив, формируют социально-личностные и индивидуальные компетенции, необходимые для эффективного группового взаимодействия и коммуникации в открытом образовательном пространстве [1]. Безусловно, важной задачей становится организация работы творческих групп, сетевых педагогических сообществ, методических объединений и других групп педагогов, так, чтобы стало возможным изучение и осмысление опросов, связанных с инновационной воспитательной практикой, выделение направлений деятельности по обновлению содержания воспитания, осмысление полученных результатов.

Надо отметить, что круг используемых инновационных технологий в воспитательной практике учреждений общего образования чрезвычайно широк. Сегодня существует уникальный опыт реализации инновационных воспитательных технологий в ведущих университетах и академиях России, в т.ч. технологии наполнения образовательного процесса культурными и мировоззренческими смыслами, технологии социального взаимодействия, технологии поддержки личностного развития, поддержки самоактуализации; технологии общественной коммуникации, технологии эффективной межличностной коммуникации, технология формирования субъектных отношений в учебной группе. Интересен опыт ученых Томского государственного педагогического университета по внедрению технологий становления субъекта современного образования, технологии управления собственным профессиональным и личностным развитием, технологии гуманитарного сопровождения образования.

При выявлении педагогических условий реализации инновационных воспитательных технологии в школе, следует учесть, что их эффективность в решающей степени зависит от воздействия факторов внешней и внутренней среды и определяется подготовленностью педагогов к проектированию инновационных технологий в своей деятельности. Изучив существующие подходы, нами определены:

  •  мотивационные условия: формирование мотивационной установки на освоение инноваций, сотрудничество и диалог;
  •  методические условия: система групповых, индивидуальных проектировочных занятий, «содержание которых ориентировано на реализацию технологий и оценку их качества» [2, с. 135].

Это понимание позволило определить виды, формы и содержание методической работы с классными руководителями школ г. Омска по освоению новых методов и технологий воспитания. Так, с классными руководителями (в рамках локальных или тематических встреч) были проведены циклы методических занятий с педагогами по следующим темам: «Виды и типы педагогических инноваций в учреждении общего образования», «Современные инновационные воспитательные технологии в практике классного руководителя», «Специфика формирования социально-личностных и индивидуальных компетентностей школьников», «Инновационные процессы в воспитательной деятельности ХХI века».

Организация обучения педагогов воспитательных технологиям предусматривала: вариативность форм – лекции, дискуссии, интерактивные игры, дебаты, практикумы, проектные лаборатории, мастер–классы, презентации. Наиболее эффективной формой стали семинары, доминирующим компонентом которого является самостоятельная проектировочно-аналитическая работа педагогов с последующим активным обсуждением. Специфика семинарских занятий заключается в том, что кроме расширения теоретических знаний, педагоги развивают специальные профессиональные качества: рефлексивные, коммуникативные, организаторские. В связи с этим семинар включает: теоретический компонент: уточнение понятийного аппарата темы, актуализация ключевых положений, обсуждение частных проблем личности, коллектива в заданном контексте; практический компонент: диалог, дискуссию, анализ, моделирование; рефлексию: личностную и коллективную [3]. В ходе работы были рассмотрены и изучены технологии субъект-субъектного взаимодействия, диалоговые технологии, психотехнологии организации рефлексии, имитационно-игровые и арт-технологии. В целом, такое обучение способствует возникновению эффектов расширения поля практики педагогов, возникновению новых, активных способов мышления, а также делает проектирование и внедрение инновационных методов и технологий в воспитательный процесс обоснованным и подготовленным.

Список литературы

Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 15.08.2020).

Каримулаева Э.М., Мускаева З.З. Воспитательные возможности диалогового обучения в правовом образовании // Инновации в образовании. 2012. № 4. С. 129-140.

Диденко Л.А. Современные воспитательные технологии в образовательном учреждении: учебное пособие. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 152 с.

Для цитирования

Измайлова Л.Н. Педагогические условия внедрения воспитательных технологий в школе // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 14-18. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_14

For citation

Izmailova LN. Pedagogical conditions for the introduction of educational technologies in the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):14-18. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_14

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2020_1_14

EDN

WCAHPS