Преемственность опыта поколений в анализе смыслового контекста образования

Авторы
Российская академия образования
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
172-178
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье актуализируется смысловой контекст проблем сближения поколений, который обусловлен социокультурной динамикой, конфликтами между поколениями, изменением ценностных систем и факторов, которые на это влияют. В статье выделены риски, связанные с глобальной трансформацией мирового сообщества, приводящие к разрушению механизма преемственности опыта поколений. Уточнено, что одним из рисков выступает снижение требований к уровню образованности личности, который может иметь ряд негативных последствий: ограничение потенциала личности, увеличение неравенства в обществе, ухудшение экономических перспектив. В контексте размышлений о смысловом контексте сближения поколений, составляющими которого являются воспитание патриотизма, вера в справедливость и светлое начало, формирование установки на созидательный труд, уважение к семейным традициям, почитание многовековой народной мудрости, автором обозначен методологический инструментарий обновления образования. Особо отмечается важность восстановления механизма преемственности, передачи знаний и опыта через взаимодействие поколений, преодоление разрыва в понимании молодежью собственных целей развития и ключевых жизненных стратегий. Обозначена необходимость расширенного понимания процесса воспитания, результатом которого станет разработка новых подходов к определению возможностей саморазвития и самореализации личности.
Ключевые слова
методология, развитие, обновление содержания образования, преемственность поколений, механизм передачи опыта, патриотизм, сетевое пространство, электронная зависимость, цифровое поколение
Полный текст HTML

Введение

Одним из тревожных вызовов современного мира является проникновение ложно либеральной идеологии глобализма в сознание подрастающей молодежи, как через глобальные сети интернета, так и через образовательные институты. Эти процессы напрямую касаются становления мировоззрения современного подрастающего поколения. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Социальное, психологическое и цифровое противостояние поколений, связанное с глобальными вызовами и ситуацией трансформации мирового сообщества сегодня, ведет к разрушению важнейшего жизненного механизма преемственности опыта от старшего поколения к младшему [1]. Главная проблема на пути восстановления этого механизма взаимодействия поколений состоит в преодолении разрыва в понимании ими собственных целей развития и ключевых жизненных приоритетов. И только цивилизация, в которой полноценно функционирует механизм передачи опыта на основе исторической преемственности, становится жизнеспособной, мудрой и жизнестойкой.

Материалы и методы

В ходе исследования были применены следующие методы: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирической базой исследования являются большие социальные группы, дифференцированные по возрасту относительно значимого социокультурного события – цифровизация, в ходе которого сменяется ментальность и ценностные ориентиры. Использовались данные исследований последних пяти лет социологов, психологов, педагогов, в которых объектами исследований выступали советские поколения, а также современное поколение школьников и студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью разрушить нашу страну изнутри, воздействуя на молодежь, недружественными странами против России сегодня применяются разного рода стратегии гибридных войн (информационные атаки, кибертехнологии, открытые акты террора и провокационной лжи и пр.). При этом основной упор западных служб в работе с молодежью делается на разрыв связей молодого и старшего поколений нашей страны через забвение и переписывание истории России, искажение фактов исторического подвига народа, принижение чувства патриотизма и гордости за свою страну, через глумление над гуманистическими традициями, верой и миссией русского народа. 

В чем состоит разница в понимании молодыми и старшими поколениями целей и ключевых жизненных приоритетов? Сегодня молодое поколение считает несомненным тот факт, что любая личность должна жить в этом мире достойной жизнью. Молодые люди считают это правильным и справедливым, с чем нельзя не согласиться. Отметим, что точно также верит в справедливую жизнь и стремится к ней старшее поколение, однако понимание молодыми и старшими ключевых жизненных приоритетов, путей достижения качества жизни не всегда одинаковое [1].

Старшие поколения видят успех своей жизни в собственном интеллектуальном или физическом вкладе в развитие своей страны, своего народа, в созидательном полезном труде. Они, в своем большинстве, уважают память и историю страны, чтят трудовые и военные подвиги, ценят патриотизм своего народа, почитают культуру и традиции семьи, понимают и принимают особенности менталитета других людей. 

Молодые же, в большинстве своем, связывают успех своей жизни с мечтами о собственной успешности, хотят, чтобы жизнь их была удобной и комфортной, интересной и насыщенной событиями, мечтают быть стильным, образованным, внешне привлекательным, хорошо одетым человеком, имеющим хорошую работу и собственный бизнес, свое жилье. Казалось бы, что в этом плохого? Однако в подавляющем большинстве своем молодежь связывает свою стратегию самореализации и жизненный успех с потреблением, с прагматическими ценностями, с достижением быстрого материального успеха и благополучия. Зачастую им неважно, в какой стране этот успех будет достигнут: в России или на Западе [2]. 

Одной из причин такого разрыва в понимании жизненных целей и стратегий «отцов» и «детей» видится тот факт, как нами отмечалось выше, что в условиях нынешнего политического, идеологического противостояния и борьбы за экономические и людские ресурсы ведущих держав, идет непрерывная «информационная прошивка» незрелого сознания подрастающего поколения нашей страны, которое, в силу нехватки знаний и опыта с доверием реагирует на красивые психологически подготовленные сетевые контенты и ложные обещания западных «кураторов». В результате молодежь оказывается в плену обмана, заблуждений, ложных суждений и эта ложь, как мы зачастую наблюдаем сегодня, определяет направление ее мотиваций, предпочтений и становится определенной направленностью деятельности подрастающих поколений.

Идеологам западного либерализма удается, используя разнообразные, зачастую противоправные способы воздействия, завоевать симпатии и лояльность молодежи, поскольку ими широко задействованы цифровые технологии, сетевой ресурс, а эта среда, как известно, является основным пространством самовыражения современного поколения Z. В результате сегодня достаточное количество молодых специалистов, в поисках удовлетворения названных выше стремлений и реализации собственных амбиций, покидают свою страну с целью поиска «лучшей жизни».

Слабое знание и представление молодежи о важнейших периодах истории своей страны, победоносных фактах патриотизма русского народа, незнание и недооценка победоносных периодов научных открытий, успехов школы и образования страны, достижений развернутого строительства и др., способствует тому, что подростки и молодежь поколения Z, с подачи западных апологетов, склонны давать в целом неадекватную оценку всего исторического прошлого России, делать ложные выводы и верить, что ничего по-настоящему значимого в прошлом ее не было. 

А в ситуации, когда ничего значительного в истории своей страны молодые не видят, процесс дальнейшего развития их личности идет в направлении их деструктивной социальной недоразвитости, деградации социально-психологической зрелости, размытости нравственных и этических представлений, непринятия морали и ключевых общечеловеческих ценностей. В результате возникают «желеобразные», скользкие личности, которые утрачивают собственный нравственный стержень, чувство родины и истинной ответственности за свою землю, за родных, за земляков, но при этом, взращивают в себе псевдопатриотизм, гипернациональное чувство «обиды за нацию». Так появляются молодые люди, которые, в силу социальных, возрастных, психологических особенностей, становятся наиболее податливыми в плане влияния на них идеологии экстремизма.

Потеря взаимопонимания и взаимосвязи «отцов» и «детей» усугубляется еще и существующим достаточно значимым цифровым разрывом молодых и зрелых поколений, который способствует разделению их целей, интересов и жизненных стратегий. Ведь нельзя не заметить, что в сетевой реальности параллельно существуют: молодое поколение, чувствующее себя особо продвинутым в области информационных технологий из-за своих широких возможностей ориентироваться в этой новой среде, и, как часть сетевой общности – старшее поколение, которое более или менее может ориентироваться и успешно адаптироваться к жизни в сетевой среде, но при этом, обладает значительным социальным жизненным опытом. 

Возникает проблема несоответствия возможностей освоения сетевого пространства, с одной стороны – «продвинутым» поколением Z, с другой – старшими поколениями, к которым относятся подавляющее число учителей, родителей, людей из жизненного окружения современных детей и подростков. Уже сегодня начинает проявляться перспектива доминирования «цифрового поколения», представители которого обладают образовательно значимой спецификой в когнитивной, эмоционально-волевой, социальной сферах [3]. Это также порождает некоторое противостояние у представителей разных поколений.

Вызывает тревогу тот факт, что под воздействием инфо-коммуникационных технологий высвечивается новая ситуация развития личности подростка, проявляющаяся в изменении высших психических функций (память, мышление, внимание), в изменении направленности и механизмов формирования личности, форм взаимоотношений и коммуникации личности, способов поведения, стратегии деятельности и пр. Данные изменения порождают возникновение новых психологических феноменов: электронной зависимости, многозадачности, приватности и др. Мы наблюдаем сегодня, что подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно-, Интернет- и мобильно-зависимым [4; 5]. 

Такая зависимость не без основания пугает многих родителей и учителей. Ведь, в соответствии с психо-физиологическим становлением подростков, речь, память, воображение, внимание, моторика должны пройти определенный путь развития, а избыточное потребление простого контента (например, фото ил клип в телеграмм-канале) может приводить к угнетению познавательных функций, критического мышления и коммуникативных качеств. При чтении лишь небольших сообщений в мессенджерах соцсетей, мозг не получает нужной нагрузки и деградирует. В результате обучающимся бывает сложно удерживать в памяти длинные предложения и тексты. У врачей для обозначения подобных явлений уже появился термин – «цифровая деменция»[1].

Сказанное выше вызывает закономерную тревогу еще и по причине возникающих дополнительных рисков, связанных с недостаточным пониманием в обществе сути и последствий цифрового противостояния поколений «отцов и детей». Ведь именно отсюда и возникают все нынешние сложности поиска точек сближения поколений, у молодежи возникает нежелание и даже невозможность такого сближения из-за растущей утраты доверия молодых к миру взрослых [6].

Истоком гармоничного взаимодействия поколений и успешного созидательного развития любого общества является образование личности, которое посредством функционирования механизма передачи опыта от старших поколений младшим, учит мудрости, позволяющей нашим детям, то есть молодому поколению «обходиться без нас» [7, с. 3].

Оценивая нынешнюю ситуацию в образовании, отметим, что сегодня ложно либеральная глобалистическая идеология, связанная со снижением требований к уровню образованности личности, со свободой и раскрепощенностью, с подачи наших «западных коллег и партнеров», все больше проникает в систему образования России и стран постсоветского пространства: все свободны в выборе пола, страны, языка, истории страны, традиций своих предков, религии и пр. Это порождает системный сбой в работе механизма преемственности опыта поколений, а значит сбой в ключевом смысловом контексте образования и воспитания личности в целом, который выражается в появлении людей без рода и племени, без веры и святости в душе, без памяти о созидательном и героическом прошлом страны. 

Причинами такого явления, в ряду других, отметим недостатки и упущения в образовании и воспитании нашей молодежи: недостаточный акцент в вопросах духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, просвещения в плане уважения к истории страны, недостаток положительных идеалов, большое количество ложных кумиров и др. 

Так, мы наблюдаем сегодня, что наше историческое образование в школе и вузе, наши СМИ и телевидение не всегда дают адекватную и достоверную позитивную картину исторического прошлого, не дают оценку той жестокой правды войн и побед. Чаще всего в создаваемых исторических кинокартинах преобладают негативные стороны прошлой жизни страны, в учреждениях образования, в СМИ не дается истинной справедливой оценки деяний лживого Запада, который на протяжении многих веков стремился уничтожить нашу страну и разделить ее богатство. 

Вопросов появляется много. Почему у нас в стране идет повсеместная американизация кинематографа? Почему мы наблюдаем сегодня преобладание потока зарубежных фильмов с сомнительными нравственными картинками и духовными установками? Кто отвечает за новые российские фильмы о Великой Отечественной войне с перегибами в сторону негативной оценки сталинизма и замалчивания позитивных сторон того периода в стране?

На все эти вопросы нашему старшему поколению – педагогам-историкам в школах и вузах, воспитателям и управленцам системы образования нужно найти принципиальные и адекватные ответы, чтобы ненавязчиво донести и помочь молодому поколению понять правду о своей стране, что будет способствовать постепенной адаптации молодых людей к традиционной российской культуре.

Кроме того, поскольку в последние десятилетия приверженцы либерально ориентированного образования выстроили всю образовательную систему на тестах – «сдал-забыл», стало очевидным, что подростки и молодые люди перестают размышлять, анализировать, рефлексировать и ставить собственные цели развития. Они очень редко задумываются над тем, для чего они живут, какое у них предназначение в жизни, что они могут сделать позитивного для своих близких, своего народа и страны. Вся ирония состоит в том, что некоторые подростки не считают нужным и не видят причины усложнять свою жизнь привычкой рефлексировать. Вся необходимая информация есть у них в гаджете. Зачем им думать о том, для чего они живут, каково их предназначение на Земле? У них, зачастую, даже нет собственных целей, ориентиров, приоритетов в жизни и будущей деятельности. Задача нашего общества в целом и педагогического сообщества, в частности, дать подрастающим поколениям эти ориентиры для постановки целей и построения собственной жизненной стратегии самореализации. 

Таким образом, существующее социальное, психологическое и цифровое противостояние поколений, связанное с ситуацией глубоких преобразований и тревожных трансформаций, происходящих в мировом сообществе сегодня, ведет к разрыву важнейшего жизненного механизма преемственности поколений, преемственности содержания и смыслов саморазвития каждого человека и, в результате, порождает безразличие и безверие, ненависть и бездуховность формирующейся личности, потерю ею своей идентичности.

Решение проблемы восстановления преемственности опыта поколений видится в развитии образования, а также в разработке стратегических линий развития и самореализации человека. Главным потенциалом и ключевой фигурой в решении вопросов преобразования личности, в перестройке сознания человека, в становлении духовного мира личности, во все времена и сегодня был и есть – учитель. Важно сегодня понять главное – в условиях сущностной перестройки общества и обновления образования и воспитания, нужен новый учитель. Правильно выделить и реализовать ключевые акценты развивающегося образования и воспитания личности – задача наставника, отвечающего запросам современной политической и социально-культурной ситуации, требованиям и запросам образовательного сообщества на высокую нравственную себестоимость педагога, заказу общества на духовную безопасность подрастающего поколения [8].

Развивающееся и развивающее образование – это открытый путь распространения знаний в обществе, это творчество, «искусство», сотворение, реализация ожиданий и возможностей каждой личности. Стратегическим направлением реализации нового педагогического мышления, видения траектории развития личности как субъекта образовательного процесса, является линия на самоопределение и самореализацию. Важнейший посыл обеспечения самореализации личности в условиях новых вызовов современного динамично развивающегося мира, стремительно меняющейся технико-технологической реальности, а также в условиях постановки новых жизненных и образовательных задач, состоит в необходимости выстроить развивающуюся систему образования, направленную на становление человека, его развитие и «самостроительство» при обеспечении возможностей развития субъектности каждой личности.

Такое самостроительство человека нужно рассматривать как способ сборки его индивидуальности через собственные навыки оценки жизненной реальности, понимание своих запросов и возможностей, осмысление целей, которые ведут к построению стратегии собственного развития личности, и, что важно, через соотнесение этих запросов с целями и запросами рядом живущих людей. Все это и будет способствовать обеспечению конструктивного диалога и взаимодействия обучающихся и педагогов, детей и взрослых, пониманию молодыми и старшими поколениями ключевых жизненных смыслов, нравственных приоритетов, правильному осмыслению путей достижения качества жизни.

В условиях преобразований современной реальности на пути преодоления обозначенных глобальных вызовов и рисков современного мира, нами выделены методологические акценты обновления сущностных параметров развивающегося образования, придающие новый смысл процессу воспитания и самореализации личности, способствующие новому видению направлений развития образовательных и воспитательных систем сегодня. Среди них: 

  • восстановление механизма преемственности опыта через поиск точек сближения жизненных стратегий поколений, через поиск смыслового контекста взаимосвязи поколений, ключевым конечным смыслом которого становится воспитание патриотизма [1];

  • изменение расстановки приоритетов в образовательном и воспитательном процессе, а именно: уход от тезиса «ученик - главное лицо», к реализации посыла: «учитель - центральная и авторитетная фигура» в процессе образования и воспитания личности; 

  • постановка цели воспитания и развития личности на пути ее самореализации должна осуществляться через определение смысловых и ценностных аспектов содержания, включающих гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание на традициях российской цивилизации;

  • обновлению традиционного ценностного набора народа (патриотизм, честный труд и служение Отечеству, вера в добро и справедливость, основы традиционной семьи и пр.) будет способствовать восстановление механизма преемственности исторического опыта, взаимодействие поколений, преодоление их разделения и противостояния [1]; 

  • утверждение и развитие новых подходов к определению возможностей самореализации личности, связанных с расширением понимания процесса воспитания человека в свете традиций российской цивилизации, как коллективного, строгого, разнонаправленного и сориентированного на субъектность личности; 

  • обоснование обновленных на основе ретроспективы в прошлое подходов к построению содержания и технологий образования и воспитания, базирующихся на лучших традициях российской цивилизации (знания и совершенная нравственность, патриотизм – высшая добродетель человека, традиционно-консервативные основы образования и воспитания, предполагающие разнонаправленность развития, строгость и интерес к личности ребенка, коллективный характер воспитания и пр.). 

Обозначенный методологический инструментарий, идеи и подходы реализации воспитательной составляющей образовательной системы, можно позиционировать как ключевую линию построения развивающейся и развивающей человека системы образования. Повторимся еще раз, сегодня жизненно необходимо для нашей страны упредить процесс деградации и разрушения механизма передачи опыта от старших поколений к младшим, за который несет ответственность наше отечественное образование. На этом пути одной из актуальных задач развивающегося и развивающего личность образования является решение проблемы взаимодействия молодых и старших поколений страны, преодоление разрыва в понимании ими собственных целей развития, самореализации и ключевых жизненных приоритетов. 

Заключение

Важно понимать, что преемственность как концепция общественной и личной стабильности играет важную роль в формировании и укреплении культурной и социальной связи между различными поколениями. Выделенные методологические акценты высвечивают основные направления возрождения важнейшего механизма преемственности поколений, обозначают пути передачи многовекового ценного созидательного опыта, и через него – обеспечивают восстановление ценностного набора, набора главных смыслов существования личности, народов, человечества в целом.

Список литературы

Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений как смысловой контекст самореализации личности // Педагогика. 2022. Т.86. № 10. С. 38-45. EDN: AEFWJZ

Грохольская О.Г. Ценностная направленность личности как условие взаимодействия поколений сегодня // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-5. С. 28-33. https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-189 EDN: WAELAY

Солдатова Г.У. Цифровое поколение, или главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 3-6. EDN: ZXISSH

Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38. EDN: WYOTYV

Грохольская О.Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 7. С. 61-66. EDN: OLGYJS

Кудрявцев В. Дети не хотят жить со взрослыми, за которыми нет будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. 4 февраля, 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego (дата обращения: 07.09.2023).

Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. 2-е изд. М.: Просвещение, 2007. 575 с. EDN: QVPLTH

Сергейцев Т.С., Куликов Д.Е., Мостовой П.П. Идеология русской государственности. Континент Россия. СПб.: Питер, 2021. 848 с.

References

Grokholskaya OG. Interaction of generations as a semantic context of personal self-realization. Pedagogika.2022;86(10):38-45. (In Russ.). EDN: AEFWJZ

Grokholskaya OG. Tsennostnaya napravlennost'' lichnosti kak uslovie vzaimodeistviya pokolenii segodnya = Value orientation of personality as a condition of interaction between generations today. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022;(82-5):28-33. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-189 EDN: WAELAY

Soldatova GU. Tsifrovoe pokolenie, ili glavnyi gumanitarnyi vyzov vzroslym v XXI veke = The digital generation, or the main humanitarian challenge for adults in the 21st century. Akademicheskii vestnik Akademii sotsial'nogo upravleniya. 2017;(3):3-6. (In Russ.). EDN: ZXISSH

Grokholskaya OG. Humanistic orientation of the strategy of education development today. Pedagogika. 2016;(8):31-38. (In Russ.). EDN: WYOTYV

Grokholskaya OG. Methodological peculiarities of the implementation of blended learning in the renewed school space. Pedagogika. 2020;84(7):61-66. (In Russ.).EDN: OLGYJS

Kudryavtsev V. Deti ne khotyat zhit' so vzroslymi, za kotorymi net budushchego = Children don't want to live with adults who have no future. Vesti obrazovanija. February 4 2021. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego [Accessed 7th September 2023].

Anisimov VV, Grokholskaya OG, Nikandrov ND. Obshchie osnovy pedagogiki = General foundations of pedagogy. 2th ed. Moscow: Prosveshchenie; 2007. 575 р. (In Russ.).

Sergeitsev TS., Kulikov DE., Mostovoi PP. Ideologiya russkoi gosudarstvennosti. Kontinent Rossiya = Ideology of Russian statehood. Continent Russia. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2021. 848 p. (In Russ.).

Для цитирования

Грохольская О.Г. Преемственность опыта поколений в анализе смыслового контекста образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 172-178. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_172 EDN: GYUTIU

For citation

Grokholskaya OG. Continuity of generational experience in analysing the meaningful context of education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(5):172-178. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_172 EDN: GYUTIU

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_5_172

EDN

GYUTIU