Проблемы общения преподавателя и студента в организации среднего профессионального образования

Авторы
СП СПО Омский техникум железнодорожного транспорта, г. Омск
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
32-40
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматривается проблема взаимоотношений между студентом и преподавателем с позиции обучающегося.
Рассматривается психологическая сторона данного процесса, с точки зрения образовательного и воспитательного процессов.
Ключевые слова
юношеский возраст, половое созревание, общение, смысловой барьер, конфликт, аффективные вспышки
Полный текст HTML

Проблема взаимодействия и общения преподавателей и студентов всегда была очень актуальна, а порой затрагивала еще ряд острых вопросов. Отсутствие взаимопонимания в общении может привести к серьезным проблемам, во-первых в изучении самого предмета, во-вторых – в направленности мотивации обучающихся. По нашему мнению, следует обратить внимание на те особенности юношеского периода, которые затрудняют общение между преподавателем и студентом и в результате – осложняют учебный процесс [1].

Нами был изучен ряд работ ученых, рассматривающих проблему общения и взаимодействия преподавателей и студентов, в том числе работа Т.А. Бусыгиной «Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза» [2], Н.Л. Шлыковой «Восприятие преподавателя студентами» [3], О.Б. Крушельницкой и А.С. Панасюка «Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами» [4]. Очевидно, что современное реальное состояние такого явления, как коммуникативная составляющая процесса взаимодействия в системе преподаватель – студент, напрямую связано с элементами общей профессиональной культуры педагога [5].

Исследование проводилось в структурном подразделении среднего профессионального образования «Омский техникум железнодорожного транспорта». Для реализации поставленной цели нами использовался комплекс методов: разработанная анкета для студентов «Преподаватель глазами студентов», анкета «Трудности и проблемы в общении с преподавателем», методика «Незаконченные предложения» с целью выявления особенностей восприятия студентами образа преподавателя, контент-анализ, факторный анализ.

В опросе участвовало 368 студентов и 52 преподавателя. Ответы студентов распределились следующим образом:

  • отсутствие общего языка, взаимопонимания и человеческой близости – 43%;
  • необъективный подход преподавателей к студентам – 21%;
  • проявление неуважения к студентам со стороны преподавателей – 36%.

Молодые люди утверждают, что многие преподаватели не знают и не понимают своих студентов, не интересуются их внутренним миром, не учитывают их возрастных интересов. Очень многие отмечают необъективность преподавателей: одних студентов они постоянно хвалят, других постоянно ругают; и даже если студент меняется (в ту или иную сторону) – мнение о нем остается прежним. Студенты выделили следующие особенности поведения преподавателей, которые с их точки зрения препятствуют нормальному процессу общения: невыдержанность, недоверие к студенту, применение авторитарных методов воздействия, уверенность в собственной непогрешимости, нежелание признавать свои ошибки.

Вот каким образом распределились ответы преподавателя на вопрос о причине трудностей общения и взаимодействии со студентами:

  • большая часть преподавателей (свыше 50%), при ответе на данный вопрос свела трудности во взаимоотношениях со студентами к трудностям воспитательного и образовательного процессов: лени студентов, их нежелание слушать на занятиях, сложности отдельных разделов учебной программы, невыполнении домашнего задания, слабой помощи со стороны родителей;
  • 10% преподавателей отметили, что вообще не видят трудностей во взаимоотношениях со студентами;
  • каждый десятый вообще не дал ответа;
  • 6% преподавателей полагают, что трудность общения со студентами происходит исключительно по вине студентов, которые проявляют неуважение к преподавателю, грубость, отсутствие благодарности и почтения;
  • лишь 12,5% преподавателей понимают, что сложности при общении с воспитанниками могут происходить в результате отсутствия природных педагогических данных, отсутствия индивидуального подхода к ним и незнание психологических особенностей юношеского возраста.

Таким образом, лишь небольшая часть опрошенных преподавателей задумывается над психологической стороной образовательного и воспитательного процессов.

О чем же нужно помнить преподавателю и как, желательно, вести себя, общаясь с молодыми людьми возраста 15-18 лет?

 

Половое созревание влечет за собой желание нравиться противоположному полу, что приводит к повышенной эмоциональной возбудимости, импульсивности, неуравновешенности. Сделанное преподавателем замечание юноше или девушке по поводу его внешности, да еще в присутствии группы может привести к конфликту. Гораздо целесообразнее учить ребят правильно следить за своей внешностью и в первую очередь на своем примере.

На этом возрастном этапе возникает новый уровень самосознания, характерной чертой которого является появление способности познавать самого себя как личность, обладающей индивидуальными качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самооценке. Молодые люди критично относятся к отрицательным чертам своего характера и переживают из-за них. Ситуация осложняется, когда на собственные переживания детей накладываются резкие замечания преподавателей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.

Юность – возраст проблем и колебаний. Поэтому юношам столь важны: совет, доброе слово старших. В процессе общения со студентом для преподавателя должно быть законом: быть честным, не обещать того, что не можешь исполнить, не отвечать на волнующие студента вопросы морализированием. А иногда уметь не расслышать того, что не предназначалось для твоих ушей, потому что расслышать было бы не этично, либо потому что расслышать – значит немедленно реагировать, а как, пока не ясно.

Возраст, в котором находятся студенты, характеризуется обостренным беспокойством о своей самостоятельности и независимости. Они претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят равноправия со взрослыми, подлинного уважения, иные отношения их унижают и оскорбляют. В связи с этим рекомендуется обращаться к студенту на «Вы» и чаще употреблять слова «пожалуйста», «спасибо», «будьте добры». Не стоит злоупотреблять правом приказывать.

Преподаватель не должен бояться общения со студентами. Просто необходимо помнить, что сама позиция преподавателя предопределяет возможность постоянно изрекать что-либо с кафедры авторитетно и непререкаемо, поэтому надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо учиться, а от этого отучить себя».

Хочется привести обобщенно-конкретный портрет преподавателя, который нарисовали студенты, заканчивая предложенную нами фразу: «Настоящий преподаватель это честный, требовательный, справедливый человек. Когда такой с улыбкой входит в кабинет, мы тоже охотно садимся за парты. Очень ценим в нем знания и остроумие. Он должен быть душевно щедрым, добрым, но не добреньким. Знает все о немногом и немного обо всем. Уважает мнение группы и каждого студента в отдельности, но в исключительных случаях может стукнуть кулаком по столу (впрочем, при отсутствии авторитета это не поможет, а при наличии – не потребуется) и настоять на своем. Если неправ, признает это открыто, а виноват – извинится. Не лебезит перед начальством. Не пользуется своей властью над студентами, не бегает к руководителю учебного заведения по каждому пустяку. Если дело дошло до конфликта, сначала беседует со студентом, а потом уже с его родителями».

Каждый преподаватель решает сам: как правильно выбрать линию поведения, чтобы студент слушал и слышал. Вот, некоторые наблюдения, подкреплённые научными данными.

Чаще всего преподаватели сталкиваются со смысловым барьером. Он характеризуется тем, что студент как бы не слышит, что говорит ему взрослый. Это связано с тем, что в возрасте 15-18 лет юноша особенно обидчив и вспыльчив. На самом деле он все прекрасно слышит и даже может повторить, но не воспринимает смысла адресованных ему слов.

Выделим несколько видов смысловых барьеров.

Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку, возникнув, проявляется уже независимо от того, какие требования предъявляет данный человек к ребенку. Причиной возникновения смыслового барьера такого рода является не учет мотивов поведения ребенка, а нередко и приписывание ему таких мотивов, которых в действительности у ребенка не было. Если это повторяется несколько раз, то по отношению к данному преподавателю у молодого человека может возникнуть смысловой барьер и тогда даже справедливые требования и замечания будут игнорироваться и приниматься как несправедливые. Ситуация осложняется, когда студент пытается доказать свою правоту, а преподаватель в довольно резкой форме обрывает его, давая понять, что не верит его словам. В этом случае, у молодого человека может возникнуть отрицательное аффективное отношение к данному преподавателю, которое определит их дальнейшие взаимоотношения.

Смысловой барьер может возникнуть, когда преподаватель объективно прав, а студент не согласен с ним, так как не осознает действительных мотивов своего поведения. Опасность такого барьера заключается в том, что смысл слов не воспринимается, и между преподавателем и студентом исчезает контакт и взаимопонимание. В.С. Агеев пишет, что отрицательные эмоции, лежащие в основе образования смыслового барьера, возникнув в начале в отношении частного случая, «могут легко распространится на более широкий круг явлений (с одного предмета на учение в целом или с преподавателя на всех преподавателей и учебное заведение в целом)» [6].

Смысловой барьер по отношению к конкретному требованию проявляется независимо от того, кто предъявляет это требование. Причиной возникновения является безрезультатное повторение одних и тех же требований, которые становятся настолько привычными, что дети перестают их воспринимать. Как правило, это случается с теми требованиями, смысл которых различен для преподавателя и студента.

Способы устранения смыслового барьера.

Смысловой барьер на конкретное требование предъявлявшееся в одной и той же форме, можно снять, изменив тон и манеру обращения к студенту. Можно снять данный барьер побудив молодого человек задуматься над тем, как он выглядит со стороны, что думают о нем другие люди. Еще один способ снятия смыслового барьера заключается в том, чтобы то же самое требование, которое выдвигает преподаватель, было высказано человеком, пользующимся у ребят большим уважением и авторитетом.

Другой тип смыслового барьера – по отношению к конкретному человеку, снять намного тяжелее, так, как связан с аффективными переживаниями юноши и его аффективным отношением к преподавателю. В этом случае надо начинать с беседы, направленной на выяснение причины возникновения смыслового барьера. Беседа должна строиться так, чтобы студент понял, что преподаватель желает ему добра. Это непросто, поскольку молодой человек аффективно настроенный, убежден в обратном. Общеизвестно, что для того, чтобы студент вообще не уклонился от беседы и слушал то, что ему говорят, по крайней мере без агрессии, беседу следует начинать тоном, противоположным тому, по отношению к которому у студента имеется смысловой барьер. В беседе молодой человек должен понять и 

пережить всю неприглядность своего положения. Только через переживания своего положения в группе, в системе межличностных отношений можно идти к изменениям его личностных особенностей. Но результат возможен только тогда, когда студент сам хочет изменить существующее положение дел и у него появится отрицательное отношение к его сегодняшнему положению и положительное отношение к завтрашнему положению.

Все сказанное свидетельствует о том, что преподавателю необходимо правильно и разумно строить свои отношения со студентами с учетом тех изменений, которые происходят в их психике.

Список литературы

Семышева В.М., Семышев М.В., Андрющенок Е.В. Целесообразное общение как процесс формирования мировоззренческой культуры личности // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 1. С. 13-16.

Бусыгина Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной компетентности преподавателя вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2004. 24 с.

Шлыкова Н.Л. Восприятие преподавателя студентами: дис. ... канд. психол. наук. Иваново, 1998. 132 с.

Крушельницкая О.Б., Панасюк А.С. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. С. 48-51.

Вечканова О.В., Титова Л.Н. Развитие аналитической культуры социального педагога в профессиональной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 2. С. 12-18. URL: https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/2_vechkanova_ov_titova_ln_12-18_0.pdf (дата обращения: 10.11.2020).

Агеев В.С. Механизмы социального восприятия // Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А.Л. Свен­циц­кий. СПб.: Питер, 2000. С. 276-289.

Для цитирования

Кузнецова Е.Е. Проблемы общения преподавателя и студента в организации среднего профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 1. С. 32-40. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_32

For citation

Kuznetsova EE. Problems of communication between teacher and student in the organization of secondary vocational education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(1):32-40. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_32

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_1_32

EDN

TYTNON