Проектирование информационного ресурса «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для общеобразовательной школы»

Авторы
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Омский институт водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
288-296
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматривается проблема реализации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, ориентации школьников на российские ценности, знание истории России и ее народов. Показана роль и назначение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия», подготовленной совместно преподавателями и студентами факультета психологии и педагогики ОМГПУ и педагогами и обучающимися БОУ г. Омска «Гимназия № 159». Показаны особенности проектирования программы как информационного ресурса на платформе Омского педагогического университета. Отмечается, что информационный ресурс имеет определенную структуру: направление, блоки занятий с развернутыми технологическими картами, дидактические материалы в форматах презентаций, видео. Задания – внутри каждого занятия – реализуют заявленное содержание средствами интернет-технологий и мультимедиа технологиями. Проведен первичный анализ результатов работы информационного ресурса. Результаты исследования показали, что реализованная программа выполняет ряд системообразующих функций и в целом повышает интерес обучающихся к военно-патриотической тематике. Полученные результаты подтверждают необходимость развития комплексной работы по проектированию программных средств для реализации конкретных образовательных и воспитательных целей.
Ключевые слова
информационный ресурс, проектирование информационного ресурса, Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», детские и молодежные добровольные общественные организации и объединения.
Полный текст HTML

Введение

В современном социуме зачастую мы все больше наблюдаем детей и молодежь буквально «прилипшими» к экранам современных гаджетов, отчужденных от принятых, признанных обществом ценностей. Все меньшую популярность носят общественные объединения, далекие по своим целям от интересов несовершеннолетних, чье детство проходит, в том числе, в социально неблагополучных семьях. В связи с этим актуальным становится налаживание контакта с обучающимися в привычной для них образовательной среде, без разрыва сложившихся дружеских отношений, что будет способствовать более эффективному формированию у нового поколения их собственного взгляда на жизнь, устойчивой жизненной позиции и способности к критическому мышлению при условии включения обучающихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

Подобные возможности предоставляют современные детские добровольные общественные организации и объединения, ориентированные не только на формирование личностных качеств, удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, но и создающие достаточно широкое поле для самореализации личности, обеспечения условий формирования жизненных и профессиональных планов. Такие условия создаются Всероссийским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия», которое стремиться вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.

Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия», вопросы обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа. В связи с этим проектирование дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия» для общеобразовательной школы как информационного ресурса приобретает важное значение.

Данное исследование посвящено изучению особенностей проектирования и реализации информационного ресурса военно-патриотического характера – образовательной программы «Юнармия», освоение которой будет иметь воспитывающий характер и способствовать развитию у подрастающего поколения интереса к истории России.

Целью данного исследования, которое проводилось на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 159» факультетом психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОмГПУ» при поддержке Фонда развития Омской области им. С.И. Манякина стал поиск путей отбора содержания и разработки структуры информационного ресурса – образовательной программы «Юнармия» для школьников г. Омска и Омской области.

В исследовании приняли участие завуч по учебной и воспитательной работе, социальный педагог, психолог, 11 учителей основной школы. Исследованием были охвачены учащиеся 5–6-х классов. В экспериментальную выборку вошли обучающиеся 5–6-х классов в возрасте 12–13 лет в количестве 27-ти человек. Разработка и апробация программы проходила с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. В настоящее время данная программа и ее отдельные элементы используется в качестве информационного ресурса во внеурочной деятельности и воспитательной работы школ г. Омска и Омской области.

Материалы и методы

В качестве методов использовались теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, проектирование, моделирование, наблюдение, анкетирование для изучения интересов и предпочтений обучающихся, опрос обучающихся и учителей, беседы с родителями, педагогический эксперимент.

Литературный обзор

Теория формирования и деятельности добровольных детских и юношеских добровольных организаций, объединений, движений разрабатывались в трудах С.Н. Возжаева и В.И. Скоробогатовой [1], Э.А. Мальцевой [2], О.В. Озерской [3]. История развития детского движения представлена в работах В.А. Кудинова [4], В.А. Сулемова [5]. Проблемы современного детского и молодежного движения изучалась А.И. Захаровой [6], проблемы развития детского коллектива А.Н. Лутошкиным [7]. Общие подходы и отдельные аспекты организации Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» исследуется А.Ю. Алексеевым [8], В.Е. Гранкиным [9], А.В. Годовиковым, М.Д. Савельевой, В.Л. Некишевым [10]. Вопросам разработки программ дополнительного образования посвящены труды Л.Л. Алексеевой и И.В. Жгенти [11], О.Ф. Борисенко [12], Н.А. Хлопковой [13], В.В. Ястребова [14]. Аспекты разработки информационных ресурсов представлены в работах Д. Дакетта [15], Л.Н. Данилова [16], Д. Ши, М.Е. Хольцшлага [17], К. Шмитта [18], Р. Эндрю [19].

Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений программы дополнительного общего образования для общеобразовательной школы «Юнармия», обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и реализации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р, Примерные условия к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования ребенка Министерства образования, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года) структура разработанной нами дополнительной общеобразовательной программы включала в себя следующие структурные компоненты:

1.    Комплекс ключевых данных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (пояснительную записку, цель, задачи, содержание программы, планируемые итоги реализации программы).

2.    Комплекс организационно-педагогических условий (календарный график учебного процесса, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные и методические материалы).

3.    Список литературы (основная и дополнительная учебная, справочные пособия, наглядный материал для различных участников образовательного процесса – преподавателей и обучающихся.

Разработка информационного ресурса реализации программы дополнительного общего образования «Юнармия» для общеобразовательной школы была осуществлена по платформе образовательного портала «Школа» ФГБОУ ВО «ОмГПУ» в виде сайта с предоставлением к нему доступа всем прошедшим предварительную регистрацию пользователям (рисунок 1).

1

Рис. 1. Структура портала программы дополнительного общего образования «Юнармия»

Fig. 1. The structure of the portal of the program of additional general education "Yunarmiya"

На портале был создан новый раздел для школьников, в котором представлены все необходимые для реализации программы направления. Пройдя по ссылке того или иного направления, обучающийся имеет возможность наблюдать всю необходимую информацию для ознакомления с содержанием тематического урока (рисунок 2).

2

Рис. 2. Примеры информационных ресурсов занятий на портале

Fig. 2. Examples of information resources for classes on the portal

Для каждого урока разрабатывались технологические карты для обучающегося и учителя, которые имели содержательные и структурные различия. В карте для учителя присутствует развернутая информация по теме с различными дополнениями и уточнениями для удобства работы педагога, не владеющего знаниями по тематике направлений в совершенстве, так как в задачи разработчиков входило создание универсального ресурса, которым мог бы воспользоваться любой учитель, реализующий программу. Кроме того, в технологической карте для учителя имеется пометка с временными интервалами каждой части урока, которые отмечены отдельной строкой (таблица 1).

Фрагмент технологической карты учителя

Table 1

Fragment of the teacher's technological map

4

Технологическую карту на время урока, а также на дом получали и обучающиеся, но ее содержание и внешний вид принципиально отличаются от уже описанной технологической карты для учителя. Во время урока в ходе лекции обучающимися выполнялось необходимое задание. В технологической карте для обучающегося присутствуют только задания, предназначенные для закрепления полученной информации как во время урока, так и в качестве домашнего задания при помощи портала, на котором имеется вся необходимая информация для выполнения заданий (рисунок 3).

5

Рис. 3. Пример задания из технологической карты для обучающихся

Fig. 3. An example of a task from a technological map for students

 

Учитывая специфику контингента обучающихся, нами разрабатывались красочные и компактные, не требующие большого количества времени для проработки задания. Все разработанные технологические карты содержали задания с иллюстрациями и наглядным материалом, прикрепленным в качестве подсказок для заполнения карты. Были разработаны такие карты, задания в которых можно выполнять на уроке, фиксируя полученную информацию, не отвлекаясь на дополнительные источники для поиска информации, а формулируя ответы на задачи, исходя из предоставляемых учителем материалов.

Выбор и наполнение таких заданий был направлен на реализацию основных функций ресурса:

  • информационной, т.е. сообщить о чем то, изложить факты, события;
  • оценочной, так как анализ фактор связан с их оценкой;
  • образовательной, которая по сути меняет обучающегося, его образовательный уровень;
  • воспитательной, так содержание задания востребует отношение обучающегося, принципы нравственности;
  •  регулятивной, влияющей на поведение и взгляды школьников.

Таким образом, нам удалось разработать достаточно простой в использовании и понятный информационный ресурс для удобного и продуктивного обучения юнармейцев, создать формы технологических карт для учителя и обучающихся, использование которых позволяет организовать их согласованное взаимодействие во время учебного занятия и, тем самым, формировать у юнармейцев новые качественные знания.

Для проверки качества разработанного информационного ресурса и удобства работы на портале, нами был проведен опрос для учителей и обучающихся, в котором приняли участие 27 юнармейцев и 11 учителей, осуществляющих работу по реализации программы через портал на протяжении времени осуществления педагогического эксперимента. В содержание опроса входили задания, предполагающие выставление оценки по пятибалльной шкале, в которую входили характеристики, соответствующие доступности и удобству использования разработанного информационного ресурса на образовательном портале.

В результате проведенного опроса 29,63% (8 чел.) обучающихся оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 55,56% обучающихся (15 чел.), – на «хорошо», 14,81% обучающихся (4 чел.) – на «удовлетворительно». Остальные оценки респондентами из числа обучающихся использованы не были. Учителя оценили работу информационного ресурса на образовательном портале следующим образом. 18,18% учителей (2 чел.) оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 72,73% учителей (8 чел.), – на «хорошо», 9,09% учителей (1 чел.) – на «удовлетворительно». В среднем, общая оценка доступности и удобства разработанного информационного ресурса была оценена обучающимися и учителями 4,15 и 4,09 баллов соответственно, что означает уровень выше среднего, близко к высокому.

Еще один первичный срез был направлен на качественную оценку обученности школьников. Он показал, что реализация разработанной программы «Юнармия» способствует развитию личностных качеств обучающихся, а именно: гражданственности и патриотизма, ответственности, формированию познавательного интереса и созданию таких условий, в которых каждый школьник, вступивший в ряды «Юнармии», может осуществить осознанный профессиональный выбор при выпуске из школы. На данном этапе осуществляется коррекция критериев и показателей оценки качества обученности по программе, коррекция диагностических методик, выявляющих новообразования и сформированность личностных качеств школьников.

 Заключение

Дополнительное образование является образовательным сегментом, решающим проблемы занятости, воспитания, развития здоровой сферы интересов, профессионального самоопределения школьников. Внедрение программы «Юнармия» в общеобразовательные школы подразумевает формирование у обучающихся качеств, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности, направленность которой они определяют также во время изучения курсов разделов данной программы.

Для обеспечения качественной работы по осуществлению разработке и использования информационного ресурса для реализации программы дополнительного образования необходимо опираться на нормативно-правовую базу внедрения программ дополнительного образования на платформу общеобразовательной школы, учитывая ежегодные изменения в правовой сфере для внесения своевременных корректировок, свободно ориентироваться в навигации портала, являющегося базой реализации информационного ресурса программы, использовать различные формы работы с юнармейцами, раскрывающими содержательное наполнение различного рода профессий государственной службы, что способствует формированию устойчивого интереса юнармейцев к осуществляемой деятельности и достижению основной цели программы, состоящей в помощи школьникам в сознательном профессиональном самоопределении и развитии начальных профессиональных навыков.

Список литературы

Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях / под ред. С.Н. Возжаева, В.И. Скоробогатовой. СПб: Слово, 2003. 264 с.

Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: монография. Ижевск: УдГУ, 2005. 352 с.

Озерская О.В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания. 2014. № 3. С. 74-81. EDN: SNTTGT

Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учебное пособие [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.И. Тимонина. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. 289 с. URL: https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_dvizheniya_v_Rossii.pdf (дата обращения: 03.10.2022). EDN: LZPATJ

Сулемов В.А. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М.: Просвещение, 1978. 179 с.

Захарова А.И. Соотношение понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» [Электронный ресурс] // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 204-208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer (дата обращения: 03.10.2022). EDN: STVUGP

Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Просвещение, 1978. 87 с.

Алексеев А.Ю. Российское движение школьников, как база военно-патриотического воспитания детей // Муниципальная академия. 2016. № 3. С. 8-16. EDN: WXGRVP

Гранкин В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15). С. 1-4. EDN: YLSRFA

Годовиков А.В., Савельева М.Д., Некишев В.Л. Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 323-326. URL: https://moluch.ru/archive/237/55097/ (дата обращения: 03.10.2022). EDN: YRSLBR

Алексеева Л.Л., Жгенти И.В. Перспективы и проблемы современного дополнительного образования (Анализ «Концепции развития дополнительного образования детей») // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 90-91. EDN: ROHXZU

Борисенко О.Ф. Интеграция как способ обновления содержания дополнительных образовательных программ (из опыта работы) // Образование в современной школе. 2009. № 5. С. 48-50. EDN: OQPNYR

Хлопкова Н.А. Дополнительное образование детей как фактор развития системы образования // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4. С. 62-63. EDN: RAJRVP

Ястребов В.В. Дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 7. С. 153-155. EDN: TBRIPJ

Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов / пер. с англ. М.А. Райтмана. М.: Эксмо, 2013. 480 с.

Данилова Л.Н. Инновационные формы организации этнокультурно направленной внеурочной деятельности старшеклассников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 174-182. EDN: TVSWYZ

Данилова Л.Н. Инновационные формы организации этнокультурно направленной внеурочной деятельности старшеклассников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 174-182. EDN: TVSWYZ

Шмитт К. CSS. Рецепты программирования / пер. с англ. Т. Коротяевой. 3-е изд. М.: Русская редакция; СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 672 с.

Эндрю Р. CSS: 100 и 1 совет [Электронный ресурс] / пер с англ. 3-е изд. СПб.: Символ-Плюс, 2010. 336 с. URL: https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/sample_id/2909319/ (дата обращения: 03.10.2022).

References

Vozzhaev SN, Skorobogatova VI. (eds.) Sozdanie molodezhnykh obshchestvennykh ob"edinenii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh = Creation of youth public associations in educational institutions. Saint Petersburg: Slovo Publ.; 2003. 264 p. (In Russ.).

Maltsevа EA. Detskaya obshchestvennaya organizatsiya kak prostranstvo sotsial'nogo vospitaniya podrostkov = Children's public organization as a space for the social education of adolescents. Izhevsk: Udmurt State University Publ.; 2005. 352 p. (In Russ.).

Ozerskaya OV. Children's association as a subject of education at the supplementary education institution. Voprosy vospitania. 2014;(3):74-81. (In Russ.). EDN: SNTTGT

Kudinov VA. Istoriya detskogo i yunosheskogo dvizheniya v Rossii = History of children's and youth movement in Russia. Timonina LI. (ed.) Kostroma: Kostroma State University Publ.; 2017. 289 p. (In Russ.). https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_dvizheniya_v_Rossii.pdf EDN: LZPATJ

Sulemov VA. Istoriya VLKSM i Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii imeni V.I. Lenina = The history of the Komsomol and the All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 179 p. (In Russ.).

Zakharova AI. Correlation of notions of "children association" and "children social association". The Review of Economy, the Law and Sociology. 2012(2):204-208. (In Russ.). https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer EDN: STVUGP

Lutoshkin AN. Emotsional'naya zhizn' detskogo kollektiva = The emotional life of the children's team. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 87 p. (In Russ.).

Alekseev AYu. Movement of the russian school as a base of military-patriotic education of children. Municipal Academy. 2016;(3):8-16. (In Russ.). EDN: WXGRVP

Grankin V. Analysis of state educational policy on military-patriotic education of youth on the example movement "Uname". Policy, Economy and Innovations. 2017;(5):1-4. (In Russ.). EDN: YLSRFA

Godovikov AV, Saveleva MD, Nekishev VL. Politiko-pravovye aspekty vserossiiskogo voenno-patrioticheskogo dvizheniya «Yunarmiya» = Political and legal aspects of the All-Russian military-patriotic movement "Yunarmiya". Molodoj Ucenyj. 2018;(51):323-326. (In Russ.). https://moluch.ru/archive/237/55097/ EDN: YRSLBR

Alexeyeva LL, Zhgenti IV. Prospects and problems of the modern supplementary education (Analysis of the "concept of developing supplementary education for children"). Initiatives of the XXI Century. 2014;(4):90-91. (In Russ.). EDN: ROHXZU

Borisenko OF. Integratsiya kak sposob obnovleniya soderzhaniya dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm (iz opyta raboty) = Integration as a way to update the content of additional educational programs (from work experience). Obrazovanie v sovremennoj skole. 2009;(5):48-50. (In Russ.). EDN: OQPNYR

Khlopkova NA. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak faktor razvitiya sistemy obrazovaniya = Additional education of children as a factor in the development of the education system. International journal of experimental education. 2010;(4):62-63. (In Russ.). EDN: RAJRVP

Yastrebov VV. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak sostavnaya chast' sovremennogo obshchego obrazovaniya = Additional education of children as an integral part of modern general education. Business. Education. Right. 2008;(7):153-155. (In Russ.). EDN: TBRIPJ

Duckett J. HTML & CSS Design and Build Websites. Moscow: Eksmo Publ.; 2013. 480 p. (In Russ.).

Danilova lN. Innovative foms of ethnocultural orientation extracurricular activities of high school pupils. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Pedagogika i psihologia. 2015;(2):174-182. (In Russ.). EDN: TVSWYZ

Shi D, Kholtsshlag ME. The Zen of CCS Design. Moscow: NT Press Publ.; 2005. 312 p. (In Russ.).

Schmitt C. CSS Cookbook. 3rd ed. Moscow: Russkaya redaktsiya Publ.; 2011. 672 с. p. (In Russ.).

Andrew R. The CSS Anthology. 101 Essential Tips, Tricks & Hacks. 3rd ed. Saint Petersburg: Simvol-Plyus Publ.; 2010. 336 p. (In Russ.). https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/sample_id/2909319/

Для цитирования

Бурмистрова Е.В., Руди М.С. Проектирование информационного ресурса «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для общеобразовательной школы» // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 5. С. 288-296. https://doi.org/10.54158/271328382022_3_5_288 EDN: ODRVGJ

For citation

Burmistrova EV, Rudy MS. Design of the information resource “Additional general educational general development program “Yunarmiya” for a general education school”. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(5):288-296. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/271328382022_3_5_288 EDN: ODRVGJ

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_5_288

EDN

ODRVGJ