Разработка электронных учебно-методических комплексов в организации профессионального образования

Авторы
АНПОО "Многопрофильная Академия непрерывного образования"
АНПОО "Многопрофильная Академия непрерывного образования"
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
180-186
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье обоснована необходимость внедрения электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения, поскольку они создают принципиально новые педагогические инструменты организации и управления профессиональным образованием. Предложены определения электронного учебно-методического комплекса, основные характеристики, подходы к проектированию и структуре. На основе анализа условий образовательного процесса Федеральной академии социальных технологий г. Омска предложен макет электронного учебно-методического комплекса по дисциплине. К основным компонентам, входящим в электронный учебно-методический комплекс, авторы относят рабочую программу дисциплины; информацию о дисциплине, фонд оценочных средства, обучающий блок, включающий в себя материалы разделов тем; пакет учебников или ссылок на основную литературу, пакет дополнительных материалов. Отмечается, что экспертиза электронного учебно-методического комплекса является важным этапом в его создании и использовании. Авторы выделяют причины проведения экспертизы: соответствие содержания, методик и технологий электронного учебно-методического комплекса современным образовательным стандартам и требованиям, предварительная оценка эффективности в образовательном процессе (сильные и слабые стороны). Предложен дополнительный комплекс компьютерных программ, который используется вместе с электронным учебно-методическим комплексом, и может включать в себя несколько различных программ и инструментов, чтобы обогатить образовательный опыт и предоставить дополнительные возможности для обучающихся и преподавателей.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, комплекс компьютерных программ, экспертиза
Полный текст HTML

Введение

Современной характеристикой образовательной среды является обеспечение доступа студентов и преподавателей к структурированным учебно-методическим материалам, электронным учебно-методическим комплексам и возможность их использования в любом месте, в любое время и в любом темпе. Доступность учебного материала предоставляет студентам возможность общаться с преподавателем, получать индивидуальные консультации онлайн, а также возможность свободно разрабатывать личный план освоения дисциплины. Одним из приоритетных направлений развития системы образования в высших учебных заведениях является разработка и использование широкого спектра и возможностей электронных образовательных ресурсов, что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Образовательные технологии: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» и других законодательных и нормативных документах. Жизненный цикл электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в электронной информационно-образовательной среде должен соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». 

Среди многообразия электронных образовательных ресурсов неоспоримое преимущество принадлежит электронным учебно-методическим комплексам, ориентированным на инновационное развитие образования. Электронный учебно-методический комплекс представляет собой автоматизированную систему, включающую информационно-справочные и методические материалы по учебной дисциплине и позволяющую комплексно использовать их для приобретения знаний, умений, навыков и осуществления контроля и самоконтроля за этим процессом [1]. Специфической особенностью ЭУМК является интеграция в единую систему электронных средств обучения различной природы, в связи с тем, что ее структура нелинейна. Информация представлена не только в виде текста, но и в виде графиков, диаграмм, анимации, звука и видео. С помощью гипертекста пользователь может переключиться на другую страницу и таким образом получить пояснения, флэш-анимацию или фрагменты видео. 

Материалы и методы

В исследовании были использованы следующие методы исследования: контент-анализ философской, научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; общенаучные методы познания: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация. Основным научно-методологическим подходом, использованным в данном исследовании, являются, во-первых, системно-деятельностный подход, как требование Федерального государственного образовательного стандарта, как наиболее совершенная форма метода познания окружающего мира, явлений и действительности. Во-вторых, интегративный подход как сочетание реальной, дополненной и виртуальной составляющих развивающегося информационного образовательного пространства, обеспечивающий внедрение различных форм и технологий обучения в их сбалансированном сочетании на основе диалектического единства электронных и традиционных форм обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании означает использование современных технологий, таких как компьютеры, мобильные устройства и интернет, для улучшения процесса обучения. Это позволяет сделать образование более доступным и удобным для обучающихся, а также способствует развитию новых методов и форм обучения, таких как электронное обучение, мобильное обучение и совместное обучение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании способствует улучшению процесса обучения, делает его более гибким и доступным для разнообразных категорий обучающихся, и способствует развитию новых методов обучения и форматов образовательных материалов. Основными видами учебной работы с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации высшего образования «Федеральная академия социальных технологий» г. Омска (далее Академия) являются: 

  • лекция (текстовая в электронном виде; ВКС online), в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео; 
  • практическое занятие (текстовое в электронном виде; ВКС online);
  • самостоятельная работа студента, включающая работу (с текстовыми документами в электронном виде; ВКС online) с содержимым ЭОР, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ, просмотр видеолекций, презентаций, текстово-графического контента; 
  • контроль знаний (текстовый в электроном виде; ВКС online); 
  • консультация индивидуальная и групповая (мессенджеры, электронная почта, online). 

При реализации каждой дисциплины (модуля) с использованием ЭИОС предусмотрена возможность общения участников образовательного процесса в рамках форума (форумов) Moodle, созданных в разделах каждой дисциплины, развернутой в ЭИОС. 

С целью уточнения понятийного аппарата считаем целесообразным дать определение термину «электронный учебно-методический комплекс» (ЭУМК), под которым мы понимаем дидактическую систему, в функции которой входит сбор, организация, хранение, обработка, передача и представление учебной и других видов информации, обеспечивающей процесс обучения. 

Следует отметить, что проектирование и содержание ЭУМК является длительным и трудоемким процессом, при их проектировании и разработке следует учитывать фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методологии, психологии, эргономики, информатики и других наук [2]. ЭУМК включают различные образовательные материалы, такие как учебные планы, учебники, методические рекомендации, лекции, тесты, мультимедийные презентации и другие материалы, представленные в электронном формате [3]. Электронные учебно-методические комплексы могут содержать различные интерактивные элементы, задания, обучающие видео- и аудиоматериалы, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. ЭУМК представляет собой достаточно новый подход к обучению и образованию, который обеспечивает удобство для обучающихся и педагогов, а также способствует повышению качества образования. 

Структура ЭУМК дисциплины (модуля) включает: 

1. Информация о дисциплине (модуле) – текстовый файл, в котором указываются: 

  • компетенции, цели задачи и ожидаемые результаты обучения;
  • календарно-тематический план дисциплины (модуля), в котором указываются примерное количество лекций, практик, самостоятельной работы, форма промежуточной аттестации; 
  • пояснение (текст или проморолик) по структуре дисциплины, ее место в профессии, порядок тем и их значимость;
  • список литературы и других материалов, необходимых для изучения дисциплины; 
  • глоссарий; 
  • информация об авторе. 

2. Рабочая программа дисциплины (РПД) 

3. Фонд оценочных средств по дисциплине 4. Содержание учебного материала дисциплины (модуля). В каждом разделе (теме) присутствует набор элементов из лекций, практик, самостоятельной работы как показано в примере на рисунке 1.

Общий вид ЭУМК дисциплины, находящегося в текстовом электронном виде перед экспертизой приведен на рисунке 2. 

Рис. 2. Пример общего вида ЭУМК дисциплины

По каждой теме выделена контактная (лекции и семинары) и самостоятельная работа со встроенным текущим безотметочным контролем. Отдельно выделены контрольные точки с оцениваемым текущим контролем из расчета на две зачетные единицы (ЗЕ) –  не менее одной и не более трех контрольных точек. 

Учебно-методические и учебные материалы ЭУМК должны соответствовать структуре ЭУМК дисциплины (модуля) и следующим критериям:

  • наличие полной информация о дисциплине;
  • соответствие материалов дисциплины (модуля) современному уровню развития науки, производства, нормативной и законодательной базы;
  • наличие теоретического и практического материала, наглядности, заданий для самостоятельной работы, заданий для самопроверки с ответами;
  • наличие методических указаний для выполнения практических заданий (самостоятельных работ), текущего контроля, критериев оценивания выполнения практических заданий;
  • наличие необходимых форм контроля, материалов контроля, критериев оценивания, примеров выполненных контрольных заданий;
  • наличие входного тестирования.

Разработка ЭУМК включает в себя следующие этапы:

  • подготовка электронного варианта УМК в текстовом электронном виде в формате Word (согласно структуре);
  • экспертиза и оценка качества разработанного ЭУМК; 
  • утверждение ЭУМК на заседании учебно-методического совета;
  • апробация материалов ЭУМК в учебном процессе;
  • корректировка материалов ЭУМК по результатам апробации.

Подготовка электронных учебно-методических материалов включается в план работы преподавателя. ЭУМК должен быть разработан к началу учебного года, в котором будет изучаться указанная дисциплина. 

Содержательная экспертиза ЭУМК проводится с целью соответствия критериям, утвержденным в Федеральной академии социальных технологий г. Омска. По результатам проверки оформляется экспертное заключение, которое учитывает следующие показатели:

  • Наличие информации о дисциплине – календарно-тематическое планирование и глоссарий:
  • Наличие информации об авторе(ах) дисциплины (модуля);
  • Наличие рабочей программы (файл или ссылка на учебно-методический портал); 
  • Наличие информационных ресурсов (наличие списка в РПД обязательно, ссылки в лекциях, практических занятиях, самостоятельной работе);
  • Наличие учебников и дополнительного учебного материала (не менее 2+2);
  • Содержание дисциплины полностью соответствует рабочей программе;
  • Соответствие материалов дисциплины современному уровню развития науки, производства, нормативной правовой базе;
  • Теоретический материал – лекции (текстовый документ, видео, аудио) соответствуют требованиям по структуре и объему РПД;
  • Наглядность / визуализация контента: наличие презентаций, иллюстраций, графических объектов, анимации и др.;
  • Практические занятия / Семинары соответствуют требованиям по структуре и объему РПД
  • Соответствие практических заданий объему и содержанию УК, ОПК, ПК дисциплины;
  • Задания для самостоятельной работы соответствуют требованиям по структуре и объему РПД;
  • Текущий контроль знаний (безотметочный) присутствует в виде:
    1. вопросов онлайн в лекции (2 балла);
    2. вопросов в практических занятиях / семинарах (2 балла);
    3. разнообразных, разноуровневых заданий для самопроверки в самостоятельной работе с приложением правильных ответов (2 балла).
  • Текущий контроль знаний (с оценкой) с приложением правильных ответов: подготовлен банк вопросов для самопроверки не менее 15 на одну ЗЕ; 
  • Оценочные материалы для промежуточной аттестации с приложением правильных ответов:
  • для зачета – из расчета 15 вопросов на одну ЗЕ, но не более 50;
  • для экзамена – из расчета 10 вопросов на одну ЗЕ, но не более 50;
  • Наличие ФОС по дисциплине в соответствии со структурой.

Оценивание ЭУМК по дисциплине производится по шкале от «0» до «2» баллов, где 2 балла – полное соответствие, 1 балл – частичное соответствие, 0 баллов – материал не представлен. Максимальное количество баллов – 36. Статус «На доработку» ставится при 32 баллах и менее и предполагает доработку заявки. Статус «Рекомендован к использованию в Академии» ставится от 33 баллов. 

В поддержку электронных учебно-методических комплексов можно создать комплекс компьютерных программ (ККП):

  1. Интерактивные образовательные программы: программы, ориентированные на интерактивное обучение и включающие в себя учебные игры, визуальные модели, симуляции и другие формы интерактивных образовательных ресурсов. 
  2. Виртуальные лаборатории: позволяющие обучающимся проводить виртуальные эксперименты и практические занятия в различных областях, таких как физика, химия, биология, информационные технологии и т.д. 
  3. Онлайн-платформы для обучения: интеграция с существующими онлайн-платформами для обучения, такими как платформы для дистанционного обучения, системы управления учебным процессом (LMS) и т.д. 
  4. Коммуникационные инструменты: интеграция с инструментами для общения и сотрудничества, такими как видеоконференции, чаты, форумы и другие средства, позволяющие обучающимся общаться и работать вместе. 
  5. Инструменты для создания контента: программное обеспечение, позволяющее преподавателям создавать и редактировать цифровой контент, такой как видеоуроки, презентации, интерактивные задания и т.д. Этот комплекс программ может быть интегрирован с ЭУМК для расширения возможностей обучения, обогащения учебного процесса и улучшения образовательного опыта [4]. 

В Федеральной академии социальных технологий создается комплекс компьютерных программ на базе инструментальной среды DemoShield как совокупность программного обеспечения и ресурсов, предназначенных для решения конкретных задач. 

ККП включает в себя компьютерные программы для лекционного курса, например в виде компьютерных программ-лекций. Для организации самостоятельной работы студентов используются как традиционные формы обучения (составление словаря терминов, выполнение схем и т.д.), так и инновационные технологии, включающие работу с компьютерной программой, которая по сравнению с программой-лекцией содержит дополнительные разделы, позволяющие осмыслить, систематизировать и углубить знания. 

Все электронные учебники, пособия, средства измерения и контроля результатов обучения и другие информационные ресурсы, обучающие программы разрабатываемые в Академии, изначально ориентируются на последующее функционирование в составе единой информационной среды, а в их разработке реализуется междисциплинарная совместная работа программистов, дизайнеров пользовательского интерфейса, тестировщиков и преподавателей-предметников всех кафедр Академии. 

Реализация дисциплин базового и вариативного блоков учебного плана осуществляется в Федеральной академии социальных технологий с электронным сопровождением учебного процесса в модульной объектно-ориентированной динамической среде обучения (Moodle); включает разработку и комплексное применение информационных ресурсов, серверного программного обеспечения, необходимого для работы сервера и связи с системой электронного обучения через Интернет. Работа на платформе курсов требует обязательной авторизации (как правило, указывается роль участников: студент, преподаватель или администратор); учебные материалы в домене Академии защищены авторским правом и открыты только для студентов, зарегистрированных в системе и имеющих личный кабинет. 

Заключение

В данной статье рассматриваются пути решения определенного комплекса проблем с точки зрения разработки учебно-методической платформы для образовательного процесса вуза. В качестве методической платформы предлагается создать и внедрить электронные учебно-методические комплексы с целью повышения эффективности учебного процесса, упрощения и ускорения поиска необходимой информации и создания удобного педагогического пространства для приобретения обучающимися компетенций. Автор подчеркивает, что при разработке электронных учебных ресурсов может использоваться любое средство программного обеспечения, аппаратных средств и аппаратных средств, с точки зрения соблюдения требований относительно разработки и использования объектов авторского права и смежных прав, которые обязательно регулируются нормативными актами Российской Федерации. 

Список литературы

Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2019. № 2 (28). С. 116-121. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113 EDN: IZJWEW

Баранова Е.М., Кущенко Е.А. Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой образовательной среды колледжа // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 67-75. https://doi.org/10.26170/po19-07-09 EDN: BCVPDD

Коротенкова В.В., Коротенков Ю.Г. Методологические аспекты современного образования. М.: Перо, 2021. 157 с.

Гам А.В. Модели случайных графов и их применение для моделирования программных систем // Перспективы науки. 2023. № 9 (168). С. 10-15.

References

Safuanov RM, Lekhmus MYu, Kolganov EA. Digitalization of the education system. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. 2019;(4):116-121. (In Russ.). https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113 EDN: IZJWEW

Baranova ЕM, Kushchenko ЕA. Electronic training and methodological complex as a component of the digital educational environment of college. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):67-75. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/po19-07-09 EDN: BCVPDD

Korotenkova VV, Korotenkov YuG. Metodologicheskie aspekty sovremennogo obrazovaniya = Methodological aspects of modern education. Moscow: Pero Publ.; 2021. 157 p. (In Russ.).

Gam AV. Random graph models and their application to modeling software systems. Science Prospects. 2023;(9):10-15. (In Russ.).

Для цитирования

Михайлова В.Е., Гам А.В.  Разработка электронных учебно-методических комплексов в организации профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 180-189. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_180 EDN: UQAGCX

For citation

Mikhailova VE, Gam AV.Development of electronic educational and methodical complexes in the organization of professional education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(5):180-189. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_180 EDN: UQAGCX

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_5_180

EDN

UQAGCX