Развитие аналитической культуры социального педагога в профессиональной деятельности

Авторы
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
12-18
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В данной статье рассмотрено развитие аналитической культуры студента в профессиональной деятельности. Выделены пути развития аналитической культуры. Рассмотрена характеристика аналитической культуры с учетом специфики социальной педагогики.
Ключевые слова
аналитическая культура, социальный педагог, профессиональная деятельность, культура социального педагога, педагогический опыт, социальная сфера.
Полный текст HTML

Тенденции в науке и технике, культуре и общественности изменили образование, и оно, безусловно, должно готовить специалистов по новым реалиям. В сложившихся условиях следует обратить пристальное внимание на среднее профессиональное образование в системе обеспечения личностного и профессионального становления молодежи. Анализ зарубежных и российских данных показывает, что именно эта форма, колледжи, является наиболее популярной среди молодежи, так как, с одной стороны, требует существенно меньших затрат времени и финансов, чем получение высшего образования, а с другой стороны – обеспечивает молодому человеку достаточно высокий уровень профессиональной подготовки в сжатые сроки.

Рассматривая в качестве примера подготовку социальных педагогов, необходимо отметить, что за время обучения студенты получают общетеоретическую и практическую подготовку в области проведения социально-педагогической помощи и поддержки, что является важным направлением работы социального педагога. Надо отметить, что категории с которыми работает социальный педагог различны: студенты-сироты, студенты, лишенные родительской поддержки, студенты, имеющие негативный социальный опыт и отличающиеся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости.

Студенты, выступая как субъекты взаимодействия, отчётливо демонстрируют зависимость от социальной среды, которая регламентирует их возможности в области жизненных целей и достижений. Задача социального педагога состоит в том, чтобы предотвратить обусловленные в результате неблагоприятного стечения обстоятельств негативные последствия. Это возможно при организации работы социального педагога на принципах системности, личностной ориентированности, интегративности, междисциплинарности. Социальный педагог должен уметь создавать условия, в которых обеспечивается поддержка молодых людей, владеть конкретными умениями и навыками, например навыками проведения социально-психологических тренингов, тренингов личностного роста, видеотренингов; разрабатывать и запускать целевые программы направленные на определенные группы студентов; руководить Центром психолого-педагогического сопровождения.

Все это значит, что повышаются требования к будущим социальным педагогам, которые выполняют роль навигатора, помогающего студенту ориентироваться в большом объеме информации, стремящейся к преобразованию в цифру. По нашему мнению, базовые компетенции социального педагога непременно связаны с одной стороны, с общей социально-педагогической культурой личности; с другой – с аналитической культурой. Аналитическая и социально-педагогическая культуры взаимосвязаны и положительно влияют друг на друга. В целом, социально-педагогическая культура отражает особенности организации знаний относительно системы общественных отношений социума и играет значительную роль профессиональной деятельности специалиста [1].

Социально-педагогическая культура социального педагога представляет собой требования, предъявляемые обществом к личности педагога и его деятельности по обучению и воспитанию [2]. Поэтому в процессе обучения важно понимать: какие именно механизмы использовать в становлении социально-педагогической культуры. По нашему мнению, механизм может быть следующий: 1) вначале обучающийся получает знания о профессии, т.е. о профессиональных функциях, нормах, задачах, целях, ценностях, отношениях, профессиональных идеальных образах; 2) затем подвергает эти знания анализу и осмыслению на рациональном и чувственном уровне; 3) проверяет знания на практике; 4) присваивает или отказывается от этого знания; 5) выстраивает определенную иерархию профессиональных знаний, ценностей, целей; 6) «присвоенные» знания и ценности позволяют спроектировать образ себя как профессионала.

Нами изучался уровень проявления социально-педагогической культуры среди студентов первого курса Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, в количестве 24 человек. Для диагностики сформированности компонентов культуры будущих социальных педагогов были использованы: методика Шварца для изучения ценностей личности [3]; исследование рефлексивной ориентации личности [4]; исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования (С.А. Будасси); методика «Акцентуации характера» (А.Е. Личко).

Общие результаты таковы:

  • в целом наиболее значимыми (у 70%) являются такие ценности, как материальное благополучие, обеспеченность, безопасность, возможности для отдыха и укрепления здоровья, в т.ч. психологического и социального. На уровне индивидуальных приоритетов в наибольшей степени проявляются такие ценности как друзья, хорошая работа, дети и родители;
  • показатель интернальности 40%, т.е. в процессе обучения студенты первого курса не всегда принимают на себя ответственность за происходящие события;
  • 86% студентов характеризуются адекватной самооценкой.

Это достаточно позитивные результаты, которые позволяют прогнозировать успешное формирование социально-педагогической культуры.

Для того, чтобы совершенствовать профессиональную компетентность, необходимо формировать аналитическую культуру социального педагога. В основе аналитической деятельности лежит анализ профессиональной подготовки, поэтому уделим немного времени самому термину «анализ». Он происходит от древнегреческого ἀνά [ana] + λύω [luō], что означает «освобождать», «распутывать». Аналитическая деятельность дает будущему социальному педагогу формировать умение ставить цель, четко формулировать и добиваться её; понимать связи между способом своих действий и конечным результатом [5].

Аналитическая деятельность в определении И.НКузнецова предполагает рассматривать «процесс семантической обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в законченную информационную продукциюаналитический документ» [6]. Мы согласны с мнением Р. Нисбетта, К. Пенга, что стиль мышления передается социально, через культуру того общества, в котором живет и развивается личность [7].

Авторами данной статьи проведено исследование среди студентов первого курса Башкирского государственного педагогического университета имени МАкмуллы (Институт педагогики и Институт физики, математики, цифровых и нанотехнологий), в количестве 38 человек, взяв за основу следующие методики: анкеты по выявлению профессиональной направленности, опросник «Тестирование педагога на определение уровня педагогической культуры», Тест Элерса «Мотивация к успеху».

При тематическом анализе, учитывающем диагностику, опросник, методики и тестирование, убедились, что почти все студенты сделали правильный выбор будущей профессии. Об этом говорят следующие данные:

  • изучение мотивации выбора профессии показало, что 21%, первокурсников в качестве ведущего мотива выбора профессии назвали возможность помогать детям (88%), быть в группе самых гуманных профессий (25%), иметь реальные умения в помощи людям (70%), т.е. обозначили эмоционально-ценностное отношение к профессии;
  • 90% студентов считают, что важной составляющей профессиональной культуры является профессионализм;
  • среди черт характера, которыми должен обладать педагог, отмечено следующее: требовательность, четкость, справедливость25%; доброжелательность, сочувствие27%, толерантность21%; ответственность20%;
  • 68% студентов отметили, что важным показателем профессиональной культуры является порядок;
  • для 86% студентов осознание ценностей профессиональной деятельности связано с личностным жизненным опытом своего педагога, определившим мотив выбора педагогической профессии; а 32% студентов привели в качестве аргумента выбора профессии опыт личной встречи с педагогом-новатором. Оказалось, что только 21% будущих педагогов принимают ответственность за свое профессиональное становление и будущую профессиональную деятельность.

В целом, констатируем, что знания о цели педагогической деятельности студенты соотносят с задачами своего реального профессионального становления, а также определяют ценности будущей профессиональной деятельности и стремятся к развитию социально-педагогической и аналитической культуры.

Список литературы

Мардахаев Л.В. Социально-педагогический аспект подготовки специалиста социальной сферы [Электронный ресурс] // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2012. № 1. С. 57-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21137826 (дата обращения: 02.11.2020).

Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.

Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С. Седова, А.С. Липатова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43-70.

Митина О.В., Рассказова Е.И. Рефлексивная ориентация и ее диагностика в структуре контроля за действием // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 118-128.

Иксенова А.Е. Формирование аналитической культуры педагога как стратегия профессиональной компетенции [Электронный ресурс] // Профессиональное сообщество учителей ШГ № 18 г. Костаная «Путь к успеху»: сайт. URL: http://putkuspehu.ucoz.ru/news/formirovanie_analiticheskoj_kultury_pedagoga_kak_strategija_razvitija_professionalnoj_kompetencii_iskenova_a_e/2015-03-29-8 (дата обращения: 10.10.2020).

Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: Яуза, 2001. 319 с.

Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / Р.Е. Нисбетт, К. Пенг, И. Чой, А. Норензаян. М: Фонд «Либеральная миссия», 2011. 63 с.

Для цитирования

Вечканова О.В., Титова Л.Н. Развитие аналитической культуры социального педагога в профессиональной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 2. С. 12-18. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_12

For citation

Vechkanova OV, Titova LN. Success factors in developing the analytical culture of the future social pedagogue. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(2):12-18. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_12

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2020_2_12

EDN

ELVYCL