Развитие креативного мышления обучающихся средствами проектной деятельности

Авторы
ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
166-171
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Развитие креативного мышления является важной составляющей обучения воспитанников кадетского военного корпуса, так как военная служба подразумевает работу в переменчивых и иногда экстремальных условиях, а военные технологии постоянно развиваются. Креативное мышление способствует развитию лидерских навыков (способность к инновациям, умение вдохновлять и мотивировать других, умение принимать ответственные решения в сложных ситуациях), помогает кадетам более эффективно управлять ресурсами в сложных условиях и принимать обоснованные решения, основанные на творческом подходе. Авторами представлен взгляд на проблему развития креативности средствами групповых и индивидуальных проектов на предметах социально-гуманитарного цикла. Результаты исследования помогают понять, как развивать креативное мышление у обучающихся, чтобы они могли успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру и успешно решать новые проблемы, как выявить факторы, влияющие на развитие креативности у обучающихся кадетского военного корпуса, какие именно методы проектного обучения наиболее эффективны, а именно проблемный подход, самостоятельность, работа в команде, анализ и синтез информации, наличие исследования, поиск инновационных решений. Охарактеризован принцип подбора пакета диагностических методик, позволяющих оценить уровень креативного мышления.
Ключевые слова
функциональная грамотность, креативное мышление, творческий проект, индивидуальный проект, исследование
Полный текст HTML

Введение

Глобальные процессы информатизации, повышения динамики изменений во всех сферах человеческой деятельности, запросы работодателей как в государственном, так и в частном секторе экономики обусловливают потребность в преодолении разрыва между теоретическими знаниями и практическими компетенциями молодого специалиста, в формировании у него способности и стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию. Данный вектор развития российского образования, зафиксированный в нормативных документах, воплощённый в содержании учебных программ, планов, пособий, методических рекомендаций, контрольно-измерительных материалов, реализуется в практике образовательной деятельности ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» на протяжении уже нескольких лет и остаётся по-прежнему актуальным. Настоящая статья направлена на рассмотрение отдельного аспекта – развития средствами проектной деятельности креативного мышления как составляющей функциональной грамотности обучающихся корпуса.

Материалы и методы

Методологической основой исследования являются: положения теории деятельности (Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев), концепции использования проектной деятельности в различных предметных и образовательных областях (И.А. Колесникова, Е.С. Полат, Н.В. Огородникова). Применялись следующие методы: теоретический анализ, метод систематизации и сравнение, анализ результатов проектной деятельности, интервьюирование, анкетирование, педагогическое наблюдение. 

Обзор литературы 

В России проектная деятельность нашла теоретическое обоснование в работах Л.С. Выготского и его концепции зоны ближайшего развития, а также в трудах А.С. Макаренко, который акцентировал внимание на коллективной работе учащихся над проблемными проектами [1]. Психологические теории, такие как теория деятельности А.Н. Леонтьева и понятие активности в психологии, играют важную роль в понимании процессов, происходящих в ходе проектной деятельности учащихся. Зарубежные теоретические основания проектной деятельности связаны с концепцией конструктивизма, разработанной Д. Дьюи, Ж. Пиаже. Они подчеркивают важность активного участия учащихся в собственном обучении и развитии. Теория активного обучения, развиваемая в работах К. Роджерса, Б. Блума, Д. Гарднера, также оказала влияние на теоретические основания проектной деятельности, они поддерживают идею, что учащиеся могут лучше усваивать знания и умения. А также в целом развивать навыки функциональной грамотности как одного из главных ориентиров обучения [2]. 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет функциональную грамотность как способность обучающихся «… решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности» (приказ Министерства Просвещения России от 31 мая 2021 г. № 287). Функциональная грамотность – многоаспектная категория, включающая несколько направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление [3, с. 13].

Креативное мышление трактуется как способность продуктивно участвовать в выдвижении, оценке и совершенствовании идей, направленных на получение оригинальных и эффективных решений, генерацию нового знания или создание продуктов проявления творчества и воображения [4]. Влияние проектной деятельности на развитие креативности изучалось С.К Робинсоном, британским педагогом, автором книг о креативности в образовании, и Т. Амабиле, американским психологом, исследования которой затрагивали все области креативного мышления [5]. Эти исследователи внесли значительный вклад в понимание влияния проектной деятельности на креативное мышление, а также разработали методы и подходы для изучения этого вопроса. 

Результаты исследования и их обсуждение

Проектная деятельность – эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение обучающимися разнообразных задач исследовательско-творческого характера под руководством педагога и является одним из эффективных механизмов реализации системно-деятельностного подхода как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность влияет на целостное развитие личности, которое, в свою очередь, предполагает развитие личностных качеств обучающегося: познавательных, креативных, организационно-деятельностных и коммуникативных. В свою очередь – такие новообразования решают одну из главных задач образования – развитие, инициативности и умения работать в команде [6].

Внеурочная проектная деятельность в Омском кадетском военном корпусе осуществляется последовательно в двух формах: 

  • в 5-7 классах – групповой творческий проект;

  • в 8-11 классах – индивидуальный исследовательский проект. 

Подготовка проектов ведется в течение учебного года под руководством педагогических работников. В июне, в период работы Летней школы ОКВК, обучающиеся 5-7 классов завершают и представляют свои творческие проекты, обучающиеся 8 и 10 классов проходят публичную предзащиту индивидуальных проектов (исследований). Защита индивидуальных проектов организуется в первой четверти 9, 11 класса соответственно. Каждая из этих форм связана с определённым компонентом модели креативного мышления.

Групповой творческий проект в 5 классах направлен в первую очередь на развитие у воспитанников ОКВК первого года обучения способностей к творческому самовыражению, визуальному и, в меньшей степени, письменному. Работа над проектом начинается с «мозгового штурма»: обучающиеся выдвигают идеи для проекта по предложенному педагогами исходному сценарию (литературному произведению, фильму, мультфильму и т.п.), совместно оценивают креативность предложенных идей. Исходя из принятого решения, обучающиеся формируют группы, которые затем обсуждают и готовят сценарий, реквизит, музыкальное сопровождение и сценическое выступление. На данном этапе воспитанники учатся работать в команде, излагать и отстаивать свою точку зрения, объективно оценивать идеи товарищей, развивают навыки практической деятельности и публичного выступления. Педагоги-руководители проектных групп осуществляют тьюторскую поддержку, предоставляя обучающимся свободно отбирать идеи и пути их воплощения.

Так, в 2023 году обучающимися 5 классов ОКВК под руководством преподавателей был подготовлен и представлен групповой творческий проект «Омскому кадетскому корпусу – 210 лет». Воспитанникам удалось подобрать соответствующие разным периодам истории корпуса произведения (стихи, песни, танцы), успешно перенести их на сцену, подготовить мультимедийные декорации. В результате зрителям было представлено оригинальное, динамичное и яркое сценическое шоу.

На следующем этапе, в 6-7 классах, тематика групповых творческих проектов предполагает развитие уже не только творчества, но и способностей к получению нового знания в социально-гуманитарной или естественно-математической области. При подготовке проекта обучающимся необходимо изучить соответствующие возрасту проблемы, связанные с миром социума, природы и техники. Воспитанники совершенствуют навыки работы с различными источниками информации, определения достоверности представленных данных, всестороннего анализа проблемной ситуации. Итоговый продукт должен иметь не только познавательную и развивающую, но и воспитательную, патриотическую ценность. 

В 2023 году обучающиеся 6 классов ОКВК представили групповой творческий проект «Интерактивный музыкально-исторический экскурс “Листая семейный альбом”», обучающиеся 7 классов – открытую интеллектуальную игру «Первый в Сибири». Обучающиеся изучили основные этапы развития старейшего в Сибири военного учреждения, его роль в жизни края, страны, достижения выпускников, получили возможность научиться работать с учебной и научной литературой, музейными экспонатами, Интернет-ресурсами, систематизировать, синтезировать и обобщать полученную информацию, применять полученные знания для решения практических задач, анализировать текст, выделять главное, характеризовать личность в истории, давать оценку ее деятельности, выступать в команде, осуществлять самооценку и взаимооценку деятельности. Данные проекты способствовали развитию у обучающихся креативного мышления (в частности – способности к соединению идей из различных областей и использования установленных связей для решения проблемы), регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные компетенции, первичные навыки проектной и исследовательской деятельности, креативного мышления, приобретенные обучающимися ОКВК в 5-7 классах, в том числе и в ходе работы над групповыми проектами, находят свое применение и развитие в 8-11 классах, когда каждый обучающийся под руководством педагогов готовит индивидуальные проекты (исследования). Индивидуальный проект представляется в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Подготовка индивидуального проекта осуществляется в несколько этапов:

  1. вводный этап: обучающиеся знакомятся с примерными направлениями проектной и исследовательской деятельности, предлагаемыми педагогами, решают, под руководством какого педагога они будут работать в течение учебного года, совместно определяют конкретную тему проекта (исследования) и приступают к сбору информации;

  2. поисковый этап: обучающиеся формулируют цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, определяют методологию проекта (исследования), готовят пояснительную записку проекта (исследования);

  3. обобщающий этап: обучающиеся завершают теоретическую часть проекта (исследования) и определяют перечень необходимых для завершения проекта (исследования) полевых замеров, фото- и видеосъемок и т.п.;

  4. практический этап: обучающиеся выполняют предусмотренные тематикой проекта исследования, наблюдения, измерения; завершают практическую часть проекта (исследования) и готовят итоговый продукт;

  5. этап представления: обучающиеся готовят проект (исследование) к предзащите, по итогам предзащиты вносят необходимые коррективы и представляют проект (исследование) на публичной защите.

Тематика и проблематика проектов (исследований) должны отражать в той или иной мере военно-профессиональную составляющую образования в ОКВК, находиться в связи с будущей профессиональной деятельностью. Например, в 2023 году обучающиеся ОКВК защитили проекты на темы «История создания и развития артиллерии ВДВ», «Криптография. История возникновения и её применение в ВС РФ», «Химические элементы в военном машиностроении», «Доврачебная помощь при огнестрельных ранениях в полевых условиях» и др.

Качество работы на обобщающем этапе во многом определяется способностью обучающегося сопоставлять, анализировать и обобщать информацию из различных источников. При изучении литературы и создании банка данных по теме для систематизации накопленного материала рекомендуем обучающимся скомпоновать карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах, составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).

На практическом этапе обучающиеся проводят интервью, беседы, наблюдения, сравнения и т.д. 

Как показывает опыт работы, мотивацию обучающихся существенно повышает необходимость создания овеществленного или интерактивного продукта проекта (исследования) – стенда, макета, программы, справочника. В частности, в 2023 году воспитанники ОКВК представили сложные проекты:

  • «Использование морфологии пера совы в конструировании винта БПЛА», 

  • «Создание моделей военной техники в программе Компас 3D»,

  • «Условия прочности моста Леонардо да Винчи», 

  • «Бизнес-план глэмпинг-парка “Лесная гавань”».

Этап представления – публичное выступление, которое предполагает умение представить содержание материала в форме презентации. Исходя из практики, интерес у аудитории традиционно вызывают выступления на темы, имеющие социальную или личностную значимость, связанные не только с будущей профессиональной деятельностью, но и с проблемами города Омска и Омской области («малой родины» многих воспитанников), историей и современностью корпуса: «Многообразие этноса Омской области», «История Земли Омской», «”Немецкий след” в истории основания и становления Омского кадетского военного корпуса», «Первый выпуск 2 роты Омского кадетского военного корпуса», «Топонимика Омского кадетского военного корпуса» и т.п.

Развитие креативного мышления обучающихся при работе над индивидуальным проектом (исследованием) состоит в необходимости разрешения различных научных проблем. Способность к креативному мышлению проявляется в виде замысла оригинальной научной идеи или эксперимента, развития существующей идеи, разработки нового или планирования нестандартного применения уже существующего изобретения, имеющего прикладную ценность, классификации и интерпретации данных.

Совместная работа педагогов и обучающихся над проектами позволяет оптимизировать их взаимодействие в рамках образовательной деятельности, в полной мере реализовать исследовательский потенциал воспитанников, удовлетворять их индивидуальные образовательные запросы. Кроме того, результаты индивидуальной проектной и исследовательской деятельности становятся основой для подготовки материалов к результативному участию в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

В настоящее время идет подбор пакета диагностических методик, позволяющих оценить уровень креативного мышления, таких как тесты на ассоциации, тесты на альтернативное мышление, задачи на решение проблем, тесты на категоризацию. Эти методики могут использоваться для оценки различных аспектов креативного мышления, таких как способность генерировать идеи, находить новые решения и мыслить нестандартно. 

Заключение

Таким образом, групповая и индивидуальная проектная деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, творческого мышления и умения работать над проектом от начала до конца. Обе формы проектной деятельности имеют свои преимущества и могут быть использованы для развития различных навыков и компетенций учащихся, а также для достижения разнообразных учебных целей. Опыт работы педагогического коллектива ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» показывает, что групповая и индивидуальная проектная деятельность представляет собой также эффективный инструмент развития креативного мышления обучающихся, позволяющего им успешно осваивать и использовать знания и компетенции для решения профессиональных и повседневных задач, быстро адаптироваться в условиях динамично развивающегося социума, приобретать и совершенствовать качества, необходимые воспитанникам как будущим офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации.

Список литературы

Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

Шиничева И.Ю., Костина Л.М. Отношение педагогов и родителей к проектно-исследовательской деятельности школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 187-198. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187 EDN: HTYQFJ

Тетина С.В., Жидкова И.Е. Функциональная грамотность: современное понимание // Совершенствование профессиональной компетентности педагога по формированию функциональной грамотности обучающихся: сб. науч. тр., Челябинск, 30 ноября 2022 г. / отв. ред. С.В. Тетина, Ю.В. Гутрова. Челябинск: ЧИППКРО, 2022. Вып. 3. С. 46-52. URL: https://ipk74.ru/upload/iblock/159/159a4c84ac978bab3faefa167c07e8db.pdf (дата обращения: 07.09.2023).

Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 44-54. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100404 EDN: APPHJC

Amabile T.M., Pratt M.G. The dynamic componential model of creativity and innovation in organizations: Making progress, making meaning // Research in organizational behavior. 2016. Т. 36. С. 157-183. http://dx.doi.org/10.1016/j.riob.2016.10.001

Михайлова В.Е., Парц О.С. Межличностная онлайн- и оффлайн-коммуникация как фактор повышения образовательной мотивации // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 425-446. https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446EDN: QIVKXW

References

Makarenko AS. O vospitanii. Moscow: Politizdat Publ.; 1988. 256 p. (In Russ.).

Shinicheva IYu, Kostina LM. Attitude of teachers and parents to the design and research activity of schoolchildre. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):187-198. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_187 EDN: HTYQFJ

Tetina SV, Zhidkova IE. Funktsional'naya gramotnost': sovremennoe ponimanie = Functional literacy: modern understanding. In: Tetina SV, Gutrova YuV. (eds.) Sovershenstvovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga po formirovaniyu funktsional'noi gramotnosti obuchayushchikhsya: sbornik nauchnykh trudov = Improving the professional competence of the teacher on the formation of functional literacy of students. 30 November 2022, Chelyabinsk. Chelyabinsk: ChIPPKRO Publ.; 2022. p. 46-52. (In Russ.). https://ipk74.ru/upload/iblock/159/159a4c84ac978bab3faefa167c07e8db.pdf

Belova SS. Creativity and executive functions: a review of individual differences studies. Journal of Modern Foreign Psychology. 2021;10(4):44–54. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100404 (In Russ.)

Amabilea TM, Pratt MG. The dynamic componential model of creativity and innovation in organizations: Making progress, making meaning. Research in Organizational Behavior. 2026;36:157-183. http://dx.doi.org/10.1016/j.riob.2016.10.001

Mikhailova VE, Parts OS. Interpersonal Online and Offline Communication as a Factor in Increasing Educational Motivation. Integration of Education. 2023;27(3):425-446. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/1991-9468.112.027.202303.425-446EDN: QIVKXW

Для цитирования

Анисимов Д.Г. Развитие креативного мышления обучающихся средствами проектной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 166-171. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_166

For citation

Anisimov DG. Development of creative thinking of students by means of project activities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(5):166-171. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_166 EDN: MSCZBM

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2023_4_5_166

EDN

MSCZBM