Развитие проектной деятельности учащихся в рамках внеурочной программы

Авторы
Общество с ограниченной ответственностью «Центр образовательных инициатив»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
7-13
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Проектная деятельность способствует индивидуальному развитию личности, творческой инициативе, навыку самостоятельного поиска решения, формирования у обучающихся умения ставить и решать задачи. Акцент в статье переносится на новое содержание проектной деятельности, механизмы реализации в рамках программы Я и мой дом». Эффективности реализации программы будет способствовать
педагогическое сопровождение
целеполагания, проведения исследования,
планирования, подготовке проекта.
Ключевые слова
программа, проектная деятельность, сопровождение проектной деятельности.
Полный текст HTML

Педагогическую деятельность педагогов сегодня характеризуют новые черты: многоплановость, инновационная практика, проектировочная деятельность. Нередко это связано с реализуемыми в урочной и внеурочной деятельности комплексными программами. Такая образовательная программа внеурочной деятельности реализуется в Сибирской школе нового поколения АНПОО «МАНО». Образовательная программа «Я и мой Дом» направлена на освоение школьником новых способов деятельности, на развитие умений планировать жизненную перспективу и дальнейшие цели в условиях современной социальной ситуации. А на содержательном уровне – проектировать свой Дом, свой уголок, свои игры. Это важно, так как у ребенка возрастает необходимость осмысления собственного будущего, отношения к своим планам, перспективам, будущему. Предполагается, что ребенок включается в коллективное и индивидуальное проектирование в рамках определенного возрастного интервала, строит личностные координаты своего социального пространства и благополучия [1]. Междисциплинарная программа включает в себя семь направлений, например, для начальной школы актуальны следующие: «Экология дома», формирующее представления об экологии как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, дающее возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное творчество, различные жанры декоративно-прикладного искусства); «Я и люди», направленное на формирование ценностного отношения к семье, близким, другим людям; «Истоки» (история семьи, места жительства, края). Еще одно направление – «Мое хобби», совершенствует развитие кругозора, способности к саморазвитию, проектирование планов будущего, интересов и предпочтений, а направление «Здоровье и безопасность как личная ценность» формирует отношение к собственному здоровью и здоровью членов семьи как социальной ценности.

Мы считаем важным, что проектная деятельность в рамках программы «Я и мой дом» позволяет овладевать теоретическими знаниями, осваивать и присваивать нравственные общечеловеческие ценности в неразрывной связи с процессом практики. Проектная деятельность направлена на формирование позитивного образа своего «Я» и утверждение его через конкретные действия, поступки, оценки, эмоциональные переживания, рефлексию» [2, с. 23]. Благодаря проектной деятельности мы нашли живую нить выхода на развитие новых нравственных качеств личности школьника. Проектная деятельность предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной деятельности, направленного на позитивные изменения в окружающем мире. Результатом проектной деятельности в урочное время является образовательный проект. Такие проекты подчинены логике исследования и реализуются поэтапно (таблица 1). Проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием [3].

1617

Выбор методов, форм и технологий сопровождения предполагает не только различные формы консультирования, модерации, тренинга средствам, достаточно часто используемыми, а предполагает их модификацию и вариативность (проблематизация, решение коммуникативных и социально-психологических задач, тьюторство), которые позволяют максимально учитывать социальный и возрастной контекст и актуализируют субъектную позицию обучающихся.

Наиболее значимым для осуществления проектной деятельности в школе, насыщенным событиями, смыслами является мотивационный этап, который проходит в начале учебного года (сентябрь – начало октября). Прежде всего, хочется отметить, что мотивация может быть рождена лишь в ходе жизнедеятельности детей и взрослых, которые актуализируют в образовательном процессе единую воспитательную идею. Эта идея отражена в междисциплинарной внеучебной программе школы «Я и мой дом». Она принята, прожита школьным сообществом детей и взрослых.

Проектная деятельность включает в себя определенные шаги.

  1. Выявление проблем. В русле своей педагогической деятельности педагоги накапливают банк проблем, где источниками становятся: групповые, коллективные опросы учащихся; анализ диагностики учащихся, анализ высказываний учащихся на дискуссии во время учебной деятельности, например, на «Литературном чтении», «Окружающем мире» (программа обучения в начальной школе «Планета знаний»), события происшедшие в школе, социуме.
  2. Классификация выявленных проблем в классе.
  3. Актуализация проблем. Прежде, чем приступить к планированию предстоящей деятельности по выявленным проблемам, учащимся предстоит обсудить и проанализировать спектр вопросов, которые они определили как значимые для класса, для социума, для своего будущего. Так появляются конкретные темы индивидуальных, групповых или семейных проектов.
  4. Формирование проектных групп. Для участия в проектной деятельности учащиеся подают заявку в координационный проектный совет, в которой указывается: над какой проблемой хотели бы работать, индивидуальный, групповой или коллективный проект, будет ли проект только разработан или реализован (частично, полностью).
  5. Практическая работа над проектом. Надо отметить, что для каждой возрастной ступени используются своя тематика, формы, подведение итогов.
  6. Разработка продукта с помощью педагога или родителей.
  7.  Ежегодный традиционный праздник, где презентуются проекты в рамках программы «Я и мой дом». Участие в реализации индивидуальных, групповых и семейных проектах позволило учащимся в полной мере обсуждать свои личные проблемы, рассматривать вопросы в плоскости анализа реализации поставленных собственных целей во взаимосвязи с явлениями, которые идентифицируются со смыслом жизни человека – Работа, Семья, Дом.

Сегодня мы можем говорить о положительных результатах проектной деятельности: выявлена положительная динамика в принятии детьми и подростками базовых гражданских и семейных ценностей, повышение уровня готовности школьников к жизни в современном обществе, исполнению различных социальных ролей; овладение технологиями учебного и социального проектирования; повышение готовности к грамотной организации жизненного пространства своей семьи и дома, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Список литературы

Гам В.И., Михайлова В.Е. Инновационная деятельность школ: особенности и механизмы реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 52-55. DOI: 10.24158/spp.2017.6

Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: сборник статей / под ред. Д.Г. Шкаева. М.: РАН ИНИОН, 2010. 264 с.

Симонова И.Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Наукоемкие технологии», 2020. 330 с.

Для цитирования

Гам А.В. Развитие проектной деятельности учащихся в рамках внеурочной программы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 7-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_7

For citation

Gam AV. Development of student project activities within the out-of-hours program. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):7-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_7

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2020_1_7

EDN

QWDFIG