Семья: взаимоотношения воспитывающего взрослого и воспитуемого ребенка

Авторы
Многопрофильная Академия непрерывного образования
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
68-74
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Современное положение семей в российском обществе характеризуется многообразием социальных проблем. Одной из проблем является дезориентация в семейных ценностях. В статье предложен взгляд на группы детей по степени сформированности у них ценностных ориентаций, на детско-взрослые отношения в семье в единстве и двусторонности.
Ключевые слова
детско-взрослое взаимодействие, двусторонние взаимоотношения, воспитывающий взрослый, воспитуемый ребенок.
Полный текст HTML

Введение. Ожидания в отношении современного воспитания связаны с надеждами на его опережающую роль в демократическом процессе. Цели и задачи воспитания подростков и молодежи мы рассматриваем в контексте ценностно-нормативной культуры общества. В настоящее время идея ценностного подхода в образовании связывается с ориентацией на гуманитарные ценности, что предполагает признание ценности человека, его права на самоопределение, саморазвитие; понимание ценностей как личностных смыслов, принятых человеком. Возникает вопрос: готова ли семья воспитывать с раннего возраста свободную, творческую личность, ориентированную на саморазвитие и созидательную деятельность? Ведь социальная ситуация нестабильности общества усложняет задачи семьи, ценностного отношения к семейным нормам, сохранения семейных позитивных ориентиров и функций.

Материалы и методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема формирования позитивных взаимоотношений у детей и подростков в условиях семьи продолжает оставаться актуальной (А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова). Прежде всего потому, что, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия семейных взаимоотношений и ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой постоянные изменения в ценностных ориентирах семьи.

Вообще, ценностные ориентации, закладываемые семьей – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности [1, с. 23].

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с ценностями семьи как фактором благополучного и здорового общества и индикатором социальной стабильности всей общественной системы [2].

Однако проблемы семьи в России стоят очень остро. Обнищание значительной части населения, снижение социальной защищенности и другие известные факторы привели к тому, что дети оказались предоставленными сами себе. Родители, поставленные перед проблемой выживания, зачастую не в состоянии в должной мере справляться со своими обязанностями. По статистике Россия по количеству разводов стоит на первом месте в мире. Снижение материального уровня жизни, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей, формируют проблемы, имеющие важнейшие последствия для будущего России. На смену семейным ценностям, существовавшим веками, пришли новые:

  • свобода выбора, ставшая необходимой для каждого человека, каждого члена семьи, позволяющая выражать свою индивидуальность, отстаивать ее;
  • личная территория и право полной «собственности» на этой территории;
  • новая иерархия семейных взаимоотношений, свободный уклад отношений и жизни;
  • приоритет собственного мнения в замен послушания, почитания старших;
  • индивидуализация досуга (уход от общих праздников, общих увлечений);
  • культ жизненного успеха, материального благополучия [3, с. 183].

Все это происходит на фоне утраты родителями своих нравственных и духовных ориентиров, своих обязанностей, что приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать своих детей от современных социальных болезней (алкоголизм, наркомания, табакокурение).

Изучением психологического содержания детско-родительского взаимодействия и семейных ценностей занимались многие авторы, выделяя при этом свою сторону понимания этого процесса. Большинство этих работ рассматривают детско-родительские отношения как ролевую дифференциацию семейных отношений. Первыми, кто заговорил о двусторонних взаимоотношениях воспитывающего взрослого и воспитуемого ребенка, были Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин. Углубленных исследований психологии детско-родительских отношений еще не было реализовано. Дальнейшее раскрытие данная тематика получила в смежных работах М. Бубера, Д. Винникотта, Э. Эриксона. Вышеназванные авторы рассматривают становление детско-родительской общности по-разному, но все они сходятся в одном – признают наличие «психической общности» между взрослым и ребенком.

Подобные достаточно абстрактные размышления о наличии такого пространства конкретизировал Д. Винникотт (1986). Он также исходил из наличия потенциального, но пока еще пустого пространства между человеком и его окружением и ввел понятия «переходного объекта» и «переходного феномена», которые являются своего рода медиаторами взаимодействия между людьми. Д. Винникотт ввел эти понятия для того, чтобы «уловить» поле опыта, в котором зарождаются ценности и первые творческие акты. Э. Эриксон, рассматривая взаимоотношения младенца и воспитывающего взрослого, говорил о том, что между ними, в зависимости от характера установленных отношений, возникает «базисное чувство доверия/недоверия». По мнению В.П. Зинченко, в работах Д. Винникотта предлагается более глубокая версия происходящего. Самое широкое обоснование детско-родительской общности дали В.И. Слободчиков и В.Т. Кудрявцев. Исходя из принципа доминирования генетических перспектив развития ребенка (зона ближайшего развития, зона более отдаленного развития, перспектива безграничного развития), они предлагают рассматривать обоих субъектов детско-родительского взаимодействия в совокупности. Такой вариант рассмотрения детско-родительских взаимоотношений представляет семью как целостную систему, где нарушение одного звена вызывает нарушение других звеньев.

Обобщая исследования, хочется дать свое понимание детско-родительской общности: детско-родительская общность – это двусторонние взаимоотношения субъектов объединенных единой целью, развивающиеся из недифференцированного гетерогенного Я в личность ребенка и родителя, по пути разрушения иллюзорного восприятия объективной действительности, поддерживаемые эмоциональным доверием родителя. Сказанное дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, что и какие отношения культивируются в семье с самого раннего возраста ребенка, в какую деятельность включена личность, в каких отношениях находится с остальными членами семьи. В зависимости от этого, выделяются группы детей по степени сформированности у них ценностных ориентаций:

  • имеющие в достаточной дифференцированную структуру ценностных ориентаций;
  • дети, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
  • дети, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Интересно, что первая группа выделяет в качестве ценностей следующие: «родители», «интересная работа» и «любовь», «друзья», «здоровье» и «активная деятельная жизнь».

Заключение. В соответствии с изложенными выше позициями о возможных основаниях воспитания детей мы рассматриваем среду семьи как образовательную среду, в которой создаются условия для личностного, духовного роста человека. Как специфический коллектив, именно семья вырабатывает у растущего ребенка представления о жизненных ценностях, целях, задачах и содержании жизнедеятельности семьи и общества, об отношениях человека к обществу, отдельным людям, труду, собственности.

Список литературы

Мазаева Н.И. Семейные отношения в контексте социальных трансформаций // Общество: философия, история, культура. 2019. № 2 (58). С. 27-30. https://doi.org/10.24158/fik.2019.2.4

Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021 № 3 (5). С. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.

References

Mazaeva NI. Family relationships in the context of social transformations // Society: Philosophy, History, Culture. 2019;(2):27-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2019.2.4

Kostina LM, Pisarenko IA, Karpova MА. Рersonal psychological safety factors in the educational environment of the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):55-60. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55

Rubinshtein SL. Bytie i soznanie. Chelovek i mir = Being and consciousness. Man and world. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2003. 512 p. (In Russ.).

Для цитирования

Гам В.И. Семья: взаимоотношения воспитывающего взрослого и воспитуемого ребенка // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 68-74. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_68

For citation

Gam VI. Family: the relationship between an adult child and an upbringing child. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(2):68-74. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_68

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_2_68

EDN

HYFCYY