Эпоха, время, общество – это неизменные факторы, которые всегда влияли и продолжают влиять на жизнь человека.
Сегодня мир очень разнообразен и многогранен. Современные технологии и коммуникации стремительно развиваются, с каждым годом поток информации становится всё больше. И для того, чтобы идти в ногу со временем, в быстром потоке жизни, каждый из нас должен успевать овладевать всеми навыками современного общества. В последнее десятилетие большое внимание уделялось экономическому и промышленному развитию, что положительно повлияло на общее развитие наших стран. Благодаря этому развитию в стране появились дополнительные рабочие места, и многие семьи улучшили свой социальный статус, работая и улучшая свою жизнь. К сожалению, на этом современном этапе развития был упущен вопрос духовно-нравственного развития и воспитания.
Перемены, произошедшие в современном обществе, также являются фактором, обусловливающим возрождение нравственных ценностей. Сейчас, благодаря государственным программам таким как: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, содействие в развитии инфраструктуры региональных отделений Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в субъектах Российской Федерации ежегодно, начиная с 2021 года, создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» ежегодно, начиная с 2021 года, а также программы Республики Казахстан «Рухани жаңғыру», Государственная программа «Мәдени мұра», Общенационального плана мероприятий по укреплению семейных отношений, морально-этических и духовно-нравственных ценностей в Республике Казахстан на 2015 – 2020 гг. ситуация в наших странах улучшается.
Ухудшения духовно-нравственного состояния общества – является одной из важнейших проблем, на которую стоит с тревогой обратить внимание. В повседневной жизни с данной проблемой мы сталкиваемся очень часто. Воспитывать духовно-нравственные качества становится все сложнее, и только объединившись мы сможем сделать наш мир прекраснее, а наших детей достойными гражданами наших государств.
Особое значение в возрождении духовно-нравственных основ каждого народа имеет образование и воспитание. Именно они становится потенциальным источником гражданской, патриотической, общенародной идеи сплочения. Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных современных педагогических задач. И это действительно важно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. В то время как, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Сегодня перед нами стоит большая задача – помочь нашим детям взрастить и воспитать в себе чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [1, с. 62].
Современная жизнь подрастающего поколения сегодня выглядит несколько иначе. Анализируя данную проблему, можно заметить, что, начиная с раннего детства, ребенок, находясь в семье, не всегда может получить важные духовно-нравственные ориентиры. Чаще всего дети предоставлены самим себе, занимаются просмотром современных мультфильмов, задача которых носит развлекательный характер.
Мультфильм – это продукт не только медиа-среды, но и один из видов искусства, который обладает большим воспитательным потенциалом. Перед телевизором ребенок проводит достаточно много времени: до нескольких часов день. А если учесть, что дошкольники изучают мир постоянно, то такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Советские мультфильмы в подавляющем большинстве носили морализаторский характер, эта мораль была зачастую откровенно проявлена. Возмём к примеру такие мультфильмы как: «Крошка Енот», «Мама для Мамонтёнка», серии про Кота Леопольда – задача данных мультфильмов привить понятие ценности родителей, семьи, друзей, желание заботиться о родных и близких, жить в социуме и не обижаться по пустякам, не держать зла. Современные же мультфильмы не отличаются строгой моралью, их сложно систематизировать по направлениям воспитания, поэтому возьмем следующие критерии оценки: жанровый компонент, эстетический компонент, лексика, примеры поведения, юмор и др. В сюжетной линии недетские составляющие: истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, невозвращение долгов, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, полицейские осады, потерю рассудка [2, с. 19].
Все чаще дети выбирают бездушных героев, играя в монстров, вампиров или приведений, захватывая миры и целые галактики. Кроме того, ребенок вынужден делать выводы самостоятельно, исходя из своих собственных ощущений и восприятия, в то время как, для определенного возраста ребёнка мультфильмы должны просматриваться и анализироваться совместно с родителем [2, с. 21].
Возникает вопрос, как ребёнку воспитать в себе духовно-нравственное начало, найти верный ориентир в жизни, если изначально ему об этом никто не говорит, и у него ещё не развита система ценностей?
Далее можно, рассмотреть проблему духовно-нравственного воспитания у подрастающего поколения. Подростки в возрасте от 10 до 18 лет, это та часть общества, которая засыпает и просыпается в сотовых телефонах и социальных сетях.
Я, как человек живущий в современном мире не отрицаю наличии пользы современных технологий, благодаря которым, наша работа стала более мобильной, но к сожалению, подрастающие поколение данные технологии только обездвиживают, роботизируют и превращают в инфантильное общество. И это общество является нашим будущим.
Конечно, существует определённый процент подростков, которые используют наличие технологии во благо, занимаясь разработкой компьютерных программ, принимая участие в обучающих программах и прочее, но этот процент не велик.
Что касается поколения современных студентов в возрасте от 18 до 22 лет, то к сожалению, жизнь многих молодых людей, также сконцентрирована на социальных сетях, и разделяется на реальную и социальную. Во втором случае, в мире социальной жизни все глянцевое и перспективное, в реальную жизнь не всем хочется вникать. Каждый живёт в своём придуманном мире.
Формирование духовно-нравственного начала – важнейшая составляющая на первом этапе жизни и воспитания ребенка [3, с. 63]. На протяжении нескольких лет, моя деятельность была связана с обучением и развитием детей разного возраста. Начиная от 4 до 24 лет. Как человек связанный с искусством, я рассматриваю решение данной проблемы под своим, так сказать режиссёрским углом зрения, и считаю, что искусство, во всех его проявлениях является духовным бальзамом современного поколения. Я считаю, что именно искусство поможет нам заложить фундамент для формирования и развития духовной личности.
Посещение театров и просмотр подходящих возрастных спектаклей, посещение музеев искусств и всевозможных выставок, а самое главное – занятия искусством и творчеством, помогут ребёнку научиться не только анализировать происходящее, познавать и обогащать свой внутренний мир, но и развить навыки самопознания, самоанализа.
Мы никогда не уходим с театра с пустой головой. Наши мысли наперебой задаются вопросами, а ответы мы ищем сами, созерцая, анализируя, сопереживая, тем самым познаем свои внутренний мир, потому что пока нас тревожит та или иная проблема, мы не будем спокойны, мы будем сопереживать и анализировать, постепенно взращивая в себе потребность в этой духовности.
Дети и подростки, занимающиеся творчеством, чувствуют мир несколько иначе. Они с малых лет воспитывают в себе чувство прекрасного, смотрят на мир другими глазами. Они менее жестоки и агрессивны, более сентиментальны, ранимы, ответственны. Чаще других готовы прийти на помощь, в поисках своего предназначения.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.
Исходя из опыта проведения творческих занятий, театральных лабораторий с детьми и подростками, хочу подчеркнуть то, что благодаря данным занятиям ребёнок, накапливая собственный нравственный опыт, может разрешить себе ошибиться, неправильно поступать, учиться оценивать, анализировать, а также существовать в социуме и учитывать мнение своих единомышленников.
Я в свою очередь, как педагог-наставник, помогаю ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Искусство в жизни ребенка играет огромную роль. Дети в дошкольном возрасте легче воспринимают те или иные жизненные ситуации через игру, роль, перевоплощение [4, с. 98].
Именно в процессе творческой жизни ребёнок раскрывает в себе возможности самопознавать и самоощущать себя, прислушиваться к себе и своим желаниям. Немаловажен и тот факт, что именно занятия творческой деятельностью развивают и подпитывают эмоциональную сферу ребенка. Ребенка, точно знающего свои желания и ощущения очень тяжело подчинить, навязать ему что-либо, проецировать на нем отрицательные эмоции, потому что, это тот человек, который уже имеет свои духовно-нравственные ориентиры.
То же самое происходит с детьми среднего и старшего возраста. Занятия в творческих студиях, а также участия в различных проектах, помогают детям развивать и совершенствовать свои способности, реализовываться как личность, заявлять миру о себе и чувствовать себя частью этого мира [5, с. 113].
Исходя из вышесказанного, хотелось бы выделить главную мысль – наша задача, как педагогов, заключается в развитии и воспитании в душе каждого ребенка духовного начала, через развитие творческих направлений, а также, психологическое раскрепощение детей через раскрытие индивидуальных способностей, посредством творческой деятельности.
Я, как педагог досуговедческих дисциплин вижу решение данной задачи через внедрение в общий процесс образования и воспитания творческого подхода. Открытие, развитие, продвижение и сохранение различных творческих студий и кружков.
Иными словами – внедрение в школьные программы занятий по Культурологии, Истории культуры России и Казахстана, Мировой культуре, может быть в качестве факультативов; открытие дополнительных творческих кружков, театральных студий, направлений, дисциплин при организациях ДО и в образовательных учреждениях, с привлечением профессиональных высококвалифицированных преподавателей.
Принимая активное участие в творческих и театральных студиях, у ребёнка формируется умение правильно оценивать поступки персонажей, героев примиряя на себя их роли, формируется понимание хорошего и плохого, добра и зла, а также они учатся оценивать хорошие поступки, необходимые в жизни людей. Формируется представление о честности и справедливости, а также воспитывается отрицательное отношение к жестокости и хитрости [6, с. 243].
Так же хочется подчеркнуть, что участие в театральных и творческих студиях оказывает благоприятное влияние на формирование нравственных качеств детей любого возраста, дошкольников, школьников, студентов. Происходит переосмысление нравственных ценностей, а также повышается уровень нравственной культуры.
В процессе занятий, данная среда помогает ребёнку не только постигать умом, но чувствовать эмоции сердцем, пропустить их через свою душу, пытаться сделать правильный моральный выбор.
Как писал А.С. Макаренко: «Надо, чтобы педагогика овладела средствами влияния, которые были бы настолько универсальными и могучими, что, когда наш воспитанник встретит любые влияния вредные, даже самые мощные, они бы нивелировались и ликвидировались нашим влиянием» [7, с. 106].
Логинова Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основы формирования культуры и ценностных ориентаций школьников // Профильная школа. 2011. № 5. С. 60-63.
Кольцова И.Н., Бухарева Е.Б. Модуль духовно-нравственного воспитания старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2017. № 1. С. 19-29.
Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2002. 106 с.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М.: ВАКО, 2011. 256 с. URL: https://docplayer.ru/30550679-Teatralizovannaya-deyatelnost-doshkolnikov.html (дата обращения: 08.05.2021).
Рочев С.Г. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об относительной значимости моральных норм: дис. … канд. пед. наук. Москва. 2005. 142 с.
Тарасова Е.Н. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: дис. … канд. пед. наук. Казань. 2008. 290 с.
Козлов В.И. Нравственное воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 106-108. URL: https://moluch.ru/archive/111/28268/ (дата обращения: 14.05.2021).
Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 20.05.2021).
Грядунова Е.А. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 15-24. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_15
Gryadunova ЕА. Spirital and moral education by means of art. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):15-24. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_15