Формирование навыков безопасного поведения старшеклассников как значимая составляющая жизнедеятельности личности

Авторы
Омский государственный педагогический университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
53-61
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматривается значимость формирования навыков безопасного поведения старшеклассников для жизнедеятельности его личности. Приводятся методы диагностики уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников.
Ключевые слова
безопасное поведение, безопасная жизнедеятельность личности, воспитание старшеклассника
Полный текст HTML

Введение. Одной из приоритетных задач социальной политики является обеспечение коллективной и личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности школьников. С этой целью, начиная с 90-х годов XX века в общеобразовательных школах был внедрен обязательный учебный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» и проводятся мероприятия внеурочного и урочного характера.

Обзор литературы. Ряд исследователей Л.А. Сорокина [1], Э.М. Киселева, Д.А. Михайленко отмечают, что эффективность формирования навыков безопасного поведения подростков находится на недостаточно высоком уровне. Понятие «безопасное поведение» трактуется как «поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [2]. Формирование же безопасного поведения есть целенаправленный процесс формирования навыков в области жизнедеятельности личности, которое является безопасным как для личности, так и для общества в целом.

Говоря о периоде становления личности старшеклассников, следует отметить, что данный возраст является довольно сложным периодом психического развития. Характерными чертами поведения являются: повышенная тревожность, неуверенность в себе, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, чувствительность к препятствиям [3]. Так, Н.И. Айзман, Л.А. Михайлов [4] выделяют различные социально-культурные факторы, влияющие на процесс формирования навыков безопасного поведения: семья, школьный коллектив, педагоги, формальные группы, фоновое окружение Освобождение от родительской опеки зачастую приводит к формированию вредных привычек (табакокурение и другое), деструктивному поведению. К тому же школа как формальная группа так же оказывает стрессовое влияние на психику ребенка: отношения со сверстниками, учителями, общая загруженность, появление интереса со стороны противоположного пола и т.д. Глобальная сеть Интернет также полна опасностей, порой приводимым к трагическим последствиям.

Материалы и методы: Исследование уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников проходило в 2020 – 2021 гг. на базе ГУ «Школа-лицей № 2» отдела образования акимата города Костаная, Республика Казахстан. В ходе диагностики применялся анализ теоретической литературы, тестирование старшеклассников на знание основ безопасного поведения, методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников нами были выделены три критерия:

  • деятельностный;
  • когнитивный;
  • мотивационный.

Выбор данных критериев основывается на компонентном составе понятия безопасности жизнедеятельности, которое мы рассматриваем как определенное состояние личности и ее жизнедеятельности, систему мер профилактики и преодоления трудностей, а также как качественную характеристику развития и стабильности личности взрослеющего человека.

Когнитивный (знаниевый) критерий отражает уровень знаний, которыми владеет старшеклассник в области осуществления безопасного поведения; деятельностный критерий тесно взаимосвязан с когнитивным критерием, формируется на его основе и отражает умение оперировать навыками безопасного поведения; мотивационный критерий показывает уровень мотивации у старшеклассников к осуществлению безопасной жизнедеятельности, а также наличие установок на ее осуществление, понимание необходимости безопасного поведения.

Также нами были выделены уровни сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников по каждому критерию в отдельности.

Когнитивный критерий: высокий уровень – испытуемый знает основные идеи безопасного поведения, уверен при ответе; средний уровень – испытуемый испытывает трудности при ответе, не уверен в правильности своих ответов; низкий уровень – испытуемый не знает основные идеи безопасного поведения, не уверен в правильности своих ответов.

Мотивационный критерий: высокий уровень – высокая мотивация к избеганию неудач, ребенок ведет себя осторожно, имеет четкое представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности; средний уровень – средняя мотивация к избеганию неудач, ребенок ведет себя недостаточно осторожно и имеет размытое либо нестабильное представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности; низкий уровень – низкая мотивация к избеганию неудач, подросток склонен к риску в опасных, небезопасных условиях; представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности отсутствует либо слабо выражено.

Деятельностный критерий оценивался отдельно по 6 различным шкалам, согласно методике О.О. Андронниковой: реализованной виктимности, агрессивного виктимного поведения, самоповреждающего и саморазрушающего поведения, гиперсоциального поведения, зависимого и беспомощного поведения, некритичного поведения. Результаты методики нам предоставлялись согласно показателям: «выше нормы», «норма», «ниже нормы» по каждой шкале.

Исследование уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников проходило в 2020-2021 гг. на базе ГУ «Школа-лицей № 2» отдела образования акимата города Костаная, Республика Казахстан. В эксперименте приняли участие 16 учащихся: 9 мальчиков и 7 девочек 10 класса.

В результате диагностики были получены следующие данные:

  1. По когнитивному критерию: 2 человек (12%) имеют высокий уровень когнитивного критерия, 8 человек (50%) – средний уровень и 6 испытуемых (38%) имеют низкий уровень когнитивного критерия;
  2. По мотивационному критерию: 3 человек (18%) имеют высокий уровень когнитивного критерия, 7 человек (44%) – средний уровень и 6 испытуемых (38%) имеют низкий уровень когнитивного критерия;
  3. По деятельностному критерию:

а) 8 испытуемых (50%) имеют показатели выше нормы по шкале реализованной виктимности. Это говорит о том, что данная категория подростков часто попадает в неприятные, рискованные и опасные для их здоровья и жизни ситуации. 4 человек (25%) имеют показатели ниже нормы по шкале реализованной виктимности, что говорит о наличии выработанного защитного механизма, помогающего избегать опасных ситуаций. Объясняется либо наличием опыта попадания в опасные ситуации, либо о хорошей теоретической подготовке;

б) 6 испытуемых (38%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к агрессивному виктимному поведению. Это говорит о том, что агрессивные ситуации данной категорией подростков создаются преднамеренно, их поведение в данных ситуациях является провоцирующим, имеет место быть антиобщественные установки, яркое проявление эмоций, склонность к нарушению социальных норм и правил. Показатели ниже нормы у 4 испытуемых (25%). Такие результаты характерны для детей, имеющих хороший самоконтроль и стремящихся придерживаться социальных норм и правил;

в) 7 испытуемых (44%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению (модель активного виктимного поведения). Данная категория респондентов может не осознавать важность и последствия своих действий, не придавать значения своим действиям, которые могут носить провокационный характер. Показатель ниже нормы имеют 5 детей (31%): испытуемые имеют излишнюю тревожность, чувство страха перед своими ошибками, пытаются избежать неприятных ситуаций. Все это приводит к формированию пассивной личности;

г) 8 человек (50%) имеют показатели выше нормы по шкале гиперсоциального поведения (модель инициативного поведения). Данная группа характеризуется социально одобряемым и жертвенным поведением с положительными мотивами. 4 респондента (25%) имеют показатели ниже нормы, что говорит о равнодушии к происходящему вокруг, и возможной изолированности от общества;

д) 5 испытуемых (31%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного поведения). К этой категории относятся подростки, не оказывающие особого сопротивления в опасной ситуации в силу своей трусости, возраста, слабости, ответственности и т.д.; имеют низкую самооценку и роль жертвы, беспомощность при этом может быть усвоенной, оправдывают чужое агрессивное поведение, готовы прощать обидчика. Результат ниже нормы имеют 4 подростка (25%). Данный показатель отражает стремление к выделению в обществе, обособленности за счет конфликтности и несогласием с другими точками зрения;

е) 5 респондентов (31%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к некритичному поведению. Подростки из данной группы неосмотрительны, не умеют оценивать жизненные ситуации, неразборчивы в людях, склонны к идеализации других людей, оправдывают их критичное поведение. Показатели ниже нормы имеют также 5 респондентов (31%), для них характерна осторожность в поведении, которая способна привести к пассивности, страхам и риску неудовлетворенности своими жизненными достижениями, зависти.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что старшеклассники имеют недостаточный уровень сформированности навыков безопасного поведения по когнитивному и мотивационному критериям. Данные исследования в рамках деятельностного критерия показали отклонения от нормы по шкале реализованной виктимности и по пяти другим типам виктимного поведения. Показатели ниже нормы у детей данного возраста говорят о стремлении избегать опасные, критические ситуации, наличии осторожности в поведении. Показатели выше нормы указывают на склонность к нарушению социальных норм общества и на наличие антиобщественных установок. Это объясняется отсутствием достаточных теоретических знаний и опыта поведения в опасных ситуациях. Важным является помогать старшеклассникам осваивать опыт безопасного поведения, понимать его значимость для сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности, делать правильный выбор в реальных жизненных ситуациях, основываясь на позициях уважения к безопасности своей и окружающих людей.

Список литературы

Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 197-205.

Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277-280.

Кафанова О.В., Сидоренко Н.С. Взаимодействие участников образовательного процесса на примере общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 35-48. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_35

Михайлов Л.А., Беспамятных Т.А., Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А. Михайлова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 461 с.

References

Sorokina LA. pedagogical environmental complex of teenagers' readiness forming for safe behaviour. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018;(8):197-205. (In Russ.).

Kiseleva EM. Prakticheskaia napravlennost podgotovki studentov k obucheniiu shkolnikov bezopasnomu povedeniiu na urokakh OBZH = Practical orientation of preparing students for schoolchildren to teach safe behavior in OBZ lessons. Molodoj Učenyj. 2014;(12):277-280. (In Russ.).

Kafanova OV, Sidorenko NS. Interaction of educational participants on the example of general education institutions: problems and prospects. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3);35-48. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_35

Mikhailov LA, Bespamiatnykh TA, Solomin VP. Bezopasnost zhiznedeiatelnosti = Health And Safety. 2nd ed. Mikhailov LA. (ed.) Saint Petersburg: Piter Publ.; 2013. 461 p. (In Russ.).

Для цитирования

Таткенова Г.Х. Формирование навыков безопасного поведения старшеклассников как значимая составляющая жизнедеятельности личности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 51-59. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_53

For citation

Tatkenova GKH. Developing skills for safe behavior of high school students as a significant component of personal life. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):51-59. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_53

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2022_3_1_53

EDN

BQVVMT