Введение. Одной из приоритетных задач социальной политики является обеспечение коллективной и личной безопасности в различных сферах жизнедеятельности школьников. С этой целью, начиная с 90-х годов XX века в общеобразовательных школах был внедрен обязательный учебный предмет «Основы безопасной жизнедеятельности» и проводятся мероприятия внеурочного и урочного характера.
Обзор литературы. Ряд исследователей Л.А. Сорокина [1], Э.М. Киселева, Д.А. Михайленко отмечают, что эффективность формирования навыков безопасного поведения подростков находится на недостаточно высоком уровне. Понятие «безопасное поведение» трактуется как «поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям» [2]. Формирование же безопасного поведения есть целенаправленный процесс формирования навыков в области жизнедеятельности личности, которое является безопасным как для личности, так и для общества в целом.
Говоря о периоде становления личности старшеклассников, следует отметить, что данный возраст является довольно сложным периодом психического развития. Характерными чертами поведения являются: повышенная тревожность, неуверенность в себе, стремление доказать себе и окружающим свою правоту, чувствительность к препятствиям [3]. Так, Н.И. Айзман, Л.А. Михайлов [4] выделяют различные социально-культурные факторы, влияющие на процесс формирования навыков безопасного поведения: семья, школьный коллектив, педагоги, формальные группы, фоновое окружение Освобождение от родительской опеки зачастую приводит к формированию вредных привычек (табакокурение и другое), деструктивному поведению. К тому же школа как формальная группа так же оказывает стрессовое влияние на психику ребенка: отношения со сверстниками, учителями, общая загруженность, появление интереса со стороны противоположного пола и т.д. Глобальная сеть Интернет также полна опасностей, порой приводимым к трагическим последствиям.
Материалы и методы: Исследование уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников проходило в 2020 – 2021 гг. на базе ГУ «Школа-лицей № 2» отдела образования акимата города Костаная, Республика Казахстан. В ходе диагностики применялся анализ теоретической литературы, тестирование старшеклассников на знание основ безопасного поведения, методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андронниковой и методика диагностики степени готовности к риску А.М. Шуберта.
Результаты исследования и их обсуждение. Для определения уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников нами были выделены три критерия:
- деятельностный;
- когнитивный;
- мотивационный.
Выбор данных критериев основывается на компонентном составе понятия безопасности жизнедеятельности, которое мы рассматриваем как определенное состояние личности и ее жизнедеятельности, систему мер профилактики и преодоления трудностей, а также как качественную характеристику развития и стабильности личности взрослеющего человека.
Когнитивный (знаниевый) критерий отражает уровень знаний, которыми владеет старшеклассник в области осуществления безопасного поведения; деятельностный критерий тесно взаимосвязан с когнитивным критерием, формируется на его основе и отражает умение оперировать навыками безопасного поведения; мотивационный критерий показывает уровень мотивации у старшеклассников к осуществлению безопасной жизнедеятельности, а также наличие установок на ее осуществление, понимание необходимости безопасного поведения.
Также нами были выделены уровни сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников по каждому критерию в отдельности.
Когнитивный критерий: высокий уровень – испытуемый знает основные идеи безопасного поведения, уверен при ответе; средний уровень – испытуемый испытывает трудности при ответе, не уверен в правильности своих ответов; низкий уровень – испытуемый не знает основные идеи безопасного поведения, не уверен в правильности своих ответов.
Мотивационный критерий: высокий уровень – высокая мотивация к избеганию неудач, ребенок ведет себя осторожно, имеет четкое представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности; средний уровень – средняя мотивация к избеганию неудач, ребенок ведет себя недостаточно осторожно и имеет размытое либо нестабильное представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности; низкий уровень – низкая мотивация к избеганию неудач, подросток склонен к риску в опасных, небезопасных условиях; представление о необходимости осуществления безопасной жизнедеятельности отсутствует либо слабо выражено.
Деятельностный критерий оценивался отдельно по 6 различным шкалам, согласно методике О.О. Андронниковой: реализованной виктимности, агрессивного виктимного поведения, самоповреждающего и саморазрушающего поведения, гиперсоциального поведения, зависимого и беспомощного поведения, некритичного поведения. Результаты методики нам предоставлялись согласно показателям: «выше нормы», «норма», «ниже нормы» по каждой шкале.
Исследование уровня сформированности навыков безопасного поведения старшеклассников проходило в 2020-2021 гг. на базе ГУ «Школа-лицей № 2» отдела образования акимата города Костаная, Республика Казахстан. В эксперименте приняли участие 16 учащихся: 9 мальчиков и 7 девочек 10 класса.
В результате диагностики были получены следующие данные:
- По когнитивному критерию: 2 человек (12%) имеют высокий уровень когнитивного критерия, 8 человек (50%) – средний уровень и 6 испытуемых (38%) имеют низкий уровень когнитивного критерия;
- По мотивационному критерию: 3 человек (18%) имеют высокий уровень когнитивного критерия, 7 человек (44%) – средний уровень и 6 испытуемых (38%) имеют низкий уровень когнитивного критерия;
- По деятельностному критерию:
а) 8 испытуемых (50%) имеют показатели выше нормы по шкале реализованной виктимности. Это говорит о том, что данная категория подростков часто попадает в неприятные, рискованные и опасные для их здоровья и жизни ситуации. 4 человек (25%) имеют показатели ниже нормы по шкале реализованной виктимности, что говорит о наличии выработанного защитного механизма, помогающего избегать опасных ситуаций. Объясняется либо наличием опыта попадания в опасные ситуации, либо о хорошей теоретической подготовке;
б) 6 испытуемых (38%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к агрессивному виктимному поведению. Это говорит о том, что агрессивные ситуации данной категорией подростков создаются преднамеренно, их поведение в данных ситуациях является провоцирующим, имеет место быть антиобщественные установки, яркое проявление эмоций, склонность к нарушению социальных норм и правил. Показатели ниже нормы у 4 испытуемых (25%). Такие результаты характерны для детей, имеющих хороший самоконтроль и стремящихся придерживаться социальных норм и правил;
в) 7 испытуемых (44%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушительному поведению (модель активного виктимного поведения). Данная категория респондентов может не осознавать важность и последствия своих действий, не придавать значения своим действиям, которые могут носить провокационный характер. Показатель ниже нормы имеют 5 детей (31%): испытуемые имеют излишнюю тревожность, чувство страха перед своими ошибками, пытаются избежать неприятных ситуаций. Все это приводит к формированию пассивной личности;
г) 8 человек (50%) имеют показатели выше нормы по шкале гиперсоциального поведения (модель инициативного поведения). Данная группа характеризуется социально одобряемым и жертвенным поведением с положительными мотивами. 4 респондента (25%) имеют показатели ниже нормы, что говорит о равнодушии к происходящему вокруг, и возможной изолированности от общества;
д) 5 испытуемых (31%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к зависимому и беспомощному поведению (модель пассивного поведения). К этой категории относятся подростки, не оказывающие особого сопротивления в опасной ситуации в силу своей трусости, возраста, слабости, ответственности и т.д.; имеют низкую самооценку и роль жертвы, беспомощность при этом может быть усвоенной, оправдывают чужое агрессивное поведение, готовы прощать обидчика. Результат ниже нормы имеют 4 подростка (25%). Данный показатель отражает стремление к выделению в обществе, обособленности за счет конфликтности и несогласием с другими точками зрения;
е) 5 респондентов (31%) имеют показатели выше нормы по шкале склонности к некритичному поведению. Подростки из данной группы неосмотрительны, не умеют оценивать жизненные ситуации, неразборчивы в людях, склонны к идеализации других людей, оправдывают их критичное поведение. Показатели ниже нормы имеют также 5 респондентов (31%), для них характерна осторожность в поведении, которая способна привести к пассивности, страхам и риску неудовлетворенности своими жизненными достижениями, зависти.
Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что старшеклассники имеют недостаточный уровень сформированности навыков безопасного поведения по когнитивному и мотивационному критериям. Данные исследования в рамках деятельностного критерия показали отклонения от нормы по шкале реализованной виктимности и по пяти другим типам виктимного поведения. Показатели ниже нормы у детей данного возраста говорят о стремлении избегать опасные, критические ситуации, наличии осторожности в поведении. Показатели выше нормы указывают на склонность к нарушению социальных норм общества и на наличие антиобщественных установок. Это объясняется отсутствием достаточных теоретических знаний и опыта поведения в опасных ситуациях. Важным является помогать старшеклассникам осваивать опыт безопасного поведения, понимать его значимость для сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности, делать правильный выбор в реальных жизненных ситуациях, основываясь на позициях уважения к безопасности своей и окружающих людей.
Сорокина Л.А. Педагогические условия формирования готовности подростков к безопасному поведению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 8. С. 197-205.
Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 277-280.
Кафанова О.В., Сидоренко Н.С. Взаимодействие участников образовательного процесса на примере общеобразовательных учреждений: проблемы и перспективы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3 (5). С. 35-48. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_35
Михайлов Л.А., Беспамятных Т.А., Соломин В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л.А. Михайлова. 2-е изд. СПб.: Питер, 2013. 461 с.
Sorokina LA. pedagogical environmental complex of teenagers' readiness forming for safe behaviour. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2018;(8):197-205. (In Russ.).
Kiseleva EM. Prakticheskaia napravlennost podgotovki studentov k obucheniiu shkolnikov bezopasnomu povedeniiu na urokakh OBZH = Practical orientation of preparing students for schoolchildren to teach safe behavior in OBZ lessons. Molodoj Učenyj. 2014;(12):277-280. (In Russ.).
Kafanova OV, Sidorenko NS. Interaction of educational participants on the example of general education institutions: problems and prospects. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3);35-48. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_35
Mikhailov LA, Bespamiatnykh TA, Solomin VP. Bezopasnost zhiznedeiatelnosti = Health And Safety. 2nd ed. Mikhailov LA. (ed.) Saint Petersburg: Piter Publ.; 2013. 461 p. (In Russ.).
Таткенова Г.Х. Формирование навыков безопасного поведения старшеклассников как значимая составляющая жизнедеятельности личности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 51-59. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_53
Tatkenova GKH. Developing skills for safe behavior of high school students as a significant component of personal life. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):51-59. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_53