Введение
Проблема методов обучения всегда привлекала внимание педагогов как центральная проблема достижения успешности педагогического процесса, становления личности будущего специалиста. Именно поэтому врачи-педагоги часто спрашивают о том, какие методы современны, а какие устарели? «Любая метода хороша» – отмечал Лев Толстой в середине XIX столетия, когда отстаивал новации в обучении и противостоял догматическим методам. Однако, как человек, проникший в глубины человеческой сущности и любивший педагогическую деятельность, он понимал, что, казалось бы, самый обычный и знакомый метод (например, объяснение, беседа) в руках мастера все равно несет огромный творческий потенциал и не может в этом случае рассматриваться как «устаревший». На переосмысление проблемы методов обучения в медицинском образовании (как и более широкого аспекта - методов педагогических исследований) влияют различные гуманитарные концепции, принимающие за отправную точку непосредственное взаимодействие и общение с «объектом» гуманитарного исследования.
Создание условий для формирования личности студента, который способен к дальнейшему самосовершенствованию, самообразованию, взаимодействию, творчеству и сотрудничеству, происходит как правило в специально организованной среде, например при интерактивном общении. Такая среда характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, возможностью взаимной оценки и контроля. Интерактивное обучение обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку способствует решению ряда задач:
- усиление активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;
- усиление мотивации к изучению дисциплины;
- вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;
- активизация формирования учебно-исследовательской компетентности (анализ и критическое мышление, синтез, постановка целей), позволяющей решать обучающие и профессиональные задачи;
- развитие коммуникативных компетенций у студентов, что помогает установлению эмоциональных контактов;
- выработка навыков самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности и умений восприятия и передачи информации для реализации совместной деятельности;
- освоение навыка командной работы, при которой важно прислушиваться к чужому мнению, находить оптимальное решение и воплощать его в жизнь;
- создание комфортных условий обучения (снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности), при которых студент осознаёт свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;
- увеличение объема самостоятельной работы студента [1].
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с литературой и различными источниками информации [2].
Материалы и методы
В исследовании использованы взаимодополняющие и обуславливающие друг друга методы: анализ литературы по проблеме, теоретические (систематизация опыта, сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирические (изучение результатов деятельности).
Результаты исследования и их обсуждение
Одна из основных задач, стоящая перед преподавательским коллективом ГПОУ «Донецкий медицинский колледж», готовящего специалистов-медиков, состоит не только в формировании у студентов необходимых профессиональных компетенций, но и в развитии профессионально-значимых качеств медицинских работников, их мировоззренческих позиций, стремления к профессиональному развитию и совершенствованию [3]. Такой преподаватель вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Задачей преподавателя становится создание условий для инициативы студентов, активность преподавателя уступает место активности студентов. Интерактивное обучение представляет собой способ познания, осуществляемый во взаимодействии обучающихся: все участники образовательного процесса (педагог и студенты) вступая друг с другом в общение и совместную деятельность, не просто обмениваются учебной информацией, но совместно участвуют в учебной ситуации: трансформируя её в ситуацию профессионально-личностного развития, выявляя и решая проблемы, включая как механизм самооценки и рефлексии.
Предмет «Основы патологии» в системе медицинского образования и в ГПОУ «Донецкий медицинский колледж», является базовым предметом для последующих клинических дисциплин. В соответствии с современными преобразованиями системы медицинского образования патология призвана дать студентам не только прочные и глубокие знания о патологических процессах в организме человека, но и формировать у них основы клинического мышления, побуждать стремление в овладении практическими навыками. Поэтому, эта учебная дисциплина обращена к потребностям клиники, а изложение практических аспектов патологии один из путей совершенствования ее преподавания. Основы патологии, как базисная дисциплина, требует досконального изучения этиологии и патогенеза заболеваний, заучивания терминов. Результаты этой работы оцениваются на последующих курсах обучения при прохождении клинических дисциплин. При изучении патологических процессов преподаватели знакомят студентов с элементами патогенеза заболеваний данного органа, что активирует клиническое мышление и повышает мотивацию обучающихся.
Надо отметить, что изучение этиологии и патогенеза развития заболеваний в будущей практической деятельности средних медицинских работников, является мощным стимулом усиления профессиональной мотивации в изучении столь трудного и сложного для усвоения предмета как основы патологии. Использование методов интерактивного обучения в преподавании данного предмета закладывает основы клинического мышления, повышает интеллектуальный уровень студентов, открывает студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, мотивирует их к активной познавательной деятельности, повышает эффективность самостоятельной работы, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, что, безусловно, даёт им возможность получить качественное образование, а преподавателям позволяет реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
На занятиях по предмету «Основы патологии» в ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» автором данного исследования используется проблемное обучение, где студент и преподаватель – равноправные субъекты учебной деятельности.
В рамках предметной недели была проведена открытая лекция-визуализация с использованием интерактивных методов обучения на тему «Заболевания эндокринной системы». Лекция была четко спланирована, выбраны познавательные задания и оптимальные методы контроля. На первом этапе лекции были поставлены перед студентами проблемные вопросы, что позволило провести анализ первоначально выбранной материала, формулировать новые знания на основе выявленных противоречий, развивать аналитическое мышление у студентов. Затем для проверки исходных знаний задавались вопросы по анатомии и физиологии эндокринной системы, проводился тестовый контроль.
На основном этапе лекции материал давался в виде мультимедийной презентации с использованием графологических структур вопросов лекции, картин великих художников, отрывков из художественной литературы, графиков и карт распространения эндокринных заболеваний среди населения. Все это вызывало живой отклик, интерес к предмету у студентов. При изложении материала использовалось опережающее обучение, монологическое и диалогическое общение со студентами, что способствовало формированию у обучающихся профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных вопросов.
При разборе вопроса «Сахарный диабет» студентами была представлена научно-исследовательская работа (проект), где обучающие продемонстрировали развитые творческие навыки, умения искать информацию, работать с литературой, охватывать сразу все стороны вопроса, быстро анализировать материал чрезвычайной сложности, систематизировать его, выделять существенное, намечать план действий, интегрировать знания и развивать мышление.
Затем использовались элементы деловой игры, что способствовало развитию навыков сбора жалоб и анамнеза, обработки и анализа полученной информации; применения полученных знаний и умений в решении практических ситуаций в повседневной медицинской практике. Также этот методический прием помог продемонстрировать интегративные связи с пропедевтикой внутренних болезней и сестринским делом. При закреплении материала использовались проблемные вопросы, ситуационные задачи, при решении которых студенты становились полноправными участниками процесса восприятия. Для домашнего задания было предложено самостоятельное составление таблиц сравнительной характеристики гипер- и гипотиреоза и ком при сахарном диабете.
Для студентов и преподавателей ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» была проведена открытая лекция-визуализация с элементами проблемности на тему «Патология кровообращения». Была произведена актуализация темы, поставлены цели лекции.
На основном этапе лекции материал подавался в виде мультимедийной презентации с использованием статистических данных по заболеваемости, таблиц, рисунков. В процессе изложения нового материала перед студентами ставились проблемные вопросы, проводился фронтальный опрос по анатомии и физиологии кровообращения для реализации межпредметных связей на занятии. Вопрос «Артериальная гиперемия» был представлен студенткой в виде опережающего обучения.
При закреплении материала использовались проблемные задания в виде отрывов из художественной литературы (отрывки из произведений М. Шолохова «Тихий дон» и М. Булгакова «Записки врача», описывающие кровотечение) ситуационные задачи, заполнение таблиц сравнительной характеристики видов нарушений кровообращения. В процессе изложения лекции постоянно чувствовалась обратная связь со стороны студентов, отвечали на вопросы, выполняли задания, демонстрируя повышение познавательной активности.
В результате использования методики лекции-визуализации выявлены положительные стороны:
- экономия времени для охвата всего материала, предусмотренного программой;
- появление времени для семантизации терминов;
- стимулирование слуховой, зрительной и двигательной памяти обучающихся;
- включение учащихся в активную работу;
- стимулирование внеаудиторной деятельности обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к дисциплине.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся подготовлены контрольно-измерительные материалы по предмету «Основы патологии», где при текущем контроле знаний применяется работа в малых группах – метод конкурентных групп. Для его реализации подготовлены проблемные вопросы, логические и цифровые диктанты, экспресс-опрос, ситуационные задачи. Метод конкурентных групп способствует развитию творческого потенциала и личности студентов, формируются способности к коллективному мышлению, которые так необходимы в будущей практической деятельности специалиста.
Автором данного исследования подготовлена методическая разработка «Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы патологии» для проведения практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В «Рабочей тетради» при проведении текущего контроля знаний применяются интерактивные методы обучения: проблемные вопросы, составление словаря терминов, таблиц, графологических структур тем занятий, проблемно-ситуационные задачи, «немые» иллюстрации, тесты на соответствие, элементы деловой игры.
Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов в ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» применяются задания: составление мультимедийных презентаций по теме, подготовка альбомов, задание по сопоставлению учебного материала в разных учебниках и обоснование предложений о наиболее целесообразных формах изложения материала. Выполнение творческих заданий подразумевают создание студентами новой информации, а не усвоение готовых знаний в какой бы то ни было форме. Это способствует развитию мышления, самоопределению личностей студентов.
Продуктивной практикой стало проведение автором данного исследования совместно с преподавателем анестезиологии и реаниматологии ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» С.А. Марьенко республиканской интегративной студенческой научно-практической конференции-викторины на тему: «Смерть. Виды смерти. Методы реанимации» Тема конференции была выбрана студентами самостоятельно. На конференции использовались интерактивные методы обучения, так студенты ГПОУ «Донецкий медицинский колледж» и ГПОУ «Макеевский медицинский колледж» представили мультимедийные презентации по ряду важных вопросов конференции и участвовали в панельной дискуссии.
В качестве оценки эффективности мероприятий применялся метод конкурентных групп, когда студенты отвечали на проблемные вопросы по определению причин смерти. Были подготовлены творческие задания капитанов команд «Как разные народы относятся к смерти» и «Болезни и смерти в творчестве великих писателей». Затем была применена деловая игра и практический тренинг для демонстрации способов реанимации умирающих больных. Проводился развлекательный конкурс «Фрагменты песен и диагнозы». Применение различных интерактивных методов обучения при проведении конференции позволило раскрыть творческие способности обучающихся, возможность их работать самостоятельно и в коллективе, сформировать общие и профессиональные компетенции. В результате качественный показатель знаний студентов по предмету зафиксирован как 84%, и причиной послужило обучение осуществляется в сотрудничестве, где преподаватель выступал как организатор процесса обучения, а студенты как равноправные творческие личности.
Заключение
Таким образом, интерактивные методы обучения достаточно эффективны при преподавании дисциплины «Основы патологии», они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для самореализации, творчества обучающихся. Результат – более прочное усвоение сложного, для запоминания материала, так как обучающиеся добывая знания самостоятельно, сознательно, переживает каждый шаг обучения.
Интерактивные методы обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов-медиков. Теперь для преподавателя медицинского колледжа недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории студентами. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно информационных технологий обучения, что активно используют преподаватели среднего профессионального образования.
Мандриков В.Б., Краюшкин А.И., Перепелкин А.И., Ефимова Е.Ю., Федоров С.В. Использование инновационных технологий и элементов научных исследований в учебном процессе медицинского вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. 2011. Т. 8. № 10 (83). С. 80-82. EDN: OKHXXR
Дири М.И. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 221-226. EDN: YRYBCV
Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе. Волгоград: Изд-во Волгоградский государственный медицинский университет, 2012. 212 с.
Mandrikov VB, Krayushkin AI, Perepelkin AI, Efimova EYu, Fedorov SV. Ispol'zovanie innovatsionnykh tekhnologii i elementov nauchnykh issledovanii v uchebnom protsesse meditsinskogo vuza = The use of innovative technologies and elements of scientific research in the educational process of a medical university. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: novye obrazovatel'nye sistemy i tekhnologii obucheniya v vuze. 2011;8(10):80-82. (In Russ.).
Diri MI. Educator’s innovative activity in the course of professional training. Samara Journal of Science. 2017.6(2):221-226. (In Russ.).
Artyukhina AI, Chumakov VI. Interaktivnye metody obucheniya v meditsinskom vuze = Interactive methods of training at a medical university. Volgograd: Volgogradskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet Publ.; 2012. 212 p. (In Russ.).
Белецкая В.В. Интерактивные методы обучения в преподавании базовых дисциплин медицинского колледжа // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 5. С. 282-287. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_5_282 EDN: IVQKBL
Beletskaya VV. Interactive teaching methods in teaching the basic disciplines of a medical college. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(5):282-287. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_5_282 EDN: IVQKBL