Способность содержания образования в обеспечении личностного самоопределения и саморазвития ребенка трудно переоценить. В работах ученых М.Н. Берулавы, Б.С. Гершунского [1], А.Н. Джуринского [2], В.П. Зинченко, М.Н. Скаткина [3], В.В. Краевского [4], подчеркивается, что содержание образования является тем решающим фактором, который формирует личный опыт ребенка, его отношение к миру, людям, самому себе. В последнее время проблема выбора содержания образования учащимися и родителями приобрела особую остроту. Государственные нормативные документы: Закон «Об образовании в РФ», Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка определили принципы функционирования средней школы и выбора содержания образования (свободы доступа к образованию, реализации прав ученика на выбор содержания и уровня образования, выбора образовательных программ, развития индивидуальной личности учащегося). Вместе с тем, эти принципы так и не получили должного отражения в практике большинства школ. Это подтверждают накопленные противоречия, которые характерны для сферы образования:
– между высоким уровнем требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы, и низким уровнем готовности выпускника к жизни и практической деятельности;
– между государственными гарантиями общедоступности и бесплатности образования и отсутствием их осуществления на практике;
– между гарантиями Конституции России, Всеобщей декларацией прав человека на свободный выбор профессий и рода занятий и неготовностью школьников к самоопределению.
Это подтверждается и результатами анализа опроса учащихся 8-10-х классов школ города Омска о готовности их к самоопределению. Так, при опросе учащихся 10-х классов выяснено, что они не в полной мере представляют, что такое право на образование, рассматривают свое обучение в средней школе лишь как время подготовки к поступлению в какой-нибудь ВУЗ. Обучающиеся представляют пути реализации права на образование через: модули – 28%, профильные классы, спецкурсы, дополнительное изучение предметов для поступления в ВУЗ – 24%, не представляют – 50%.
Считают, что в школе осуществляется право на образование: полностью - 50%, частично – 13%, не ответили – 37%. Удовлетворены обучением в школе: полностью – 50%, частично – 50%.
При опросе учащихся 8-9-х классов выяснено, что большинство учащихся определились с выбором будущей профессии, но при этом опираясь в своем выборе на мнение или только значимых для себя людей или ориентируясь на стереотипы общественного мнения.
Среди учащихся 8-9-х классов с выбором профессии:
– определились – 68%,
– не определились – 32%.
Среди профессий, которые хотели бы выбрать учащиеся названы:
– экономист (9 кл. – 18% , 8 кл. – 10%);
– программист (9 кл. – 15%);
– юрист (9 кл. – 13% , 8 кл. – 10%);
– менеджер (9 кл. – 10%).
Понятно, что в настоящий момент для них эти профессии являются престижными. Но в целом результаты опроса подтверждают наличие проблемы выбора содержания образования у учащихся школы.
Решение этой проблемы мы видим в создании действенного механизма и условий реализации права выбора содержания образования учащимися и их родителями. Наиболее реальным механизмом реализации права выбора на образование может стать образовательная программа.
Под механизмом реализации выбора содержания образования учащимися мы понимаем совокупность цели, средств и условий, предоставляющих право учащимся и их родителям на свободный выбор образовательных услуг (право участия, право развития, право доступа) [5].
Использование образовательной программы как механизма реализации права выбора содержания образования учащимися школы позволит обеспечить обучение учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам, гарантировать выполнение ими требований образовательного стандарта и достижения уровня допрофессиональной компетентности.
Вариант лицейской образовательной программы гуманитарного профиля, реализуемой педагогическим коллективом школы представлен ниже.
Целевое назначение программы: обеспечение образовательного процесса класса, предусмотренного лицейским учебным планом школы с учетом потребностей, склонностей, познавательных интересов учащихся.
Возраст: 15-16 лет.
Готовность ученика к усвоению программы:
– имеет аттестат о неполном среднем образовании;
– проявляет интерес к обучению по данному направлению;
– стремится к овладению универсальными умениями, являющимися основой для дальнейшего продолжения образования и реализации дальнейших жизненных планов;
– подаёт письменное заявление о приеме в лицейский класс.
Состояние здоровья: 1-4 группа.
Продолжительность обучения: 2 года.
Ожидаемый результат: по окончании 11-го класса предполагается:
– получение глубокого качественного общего образования по избранному профилю;
– завершение базового образования по непрофилирующим предметам, обеспечивающее реальную общую грамотность.
Уровень образованности позволит учащимся:
– успешно сдать вступительные экзамены в ВУЗ и отвечать требованиям, предъявляемым студентам данного ВУЗа;
– получать социально значимые достижения в творческой активной деятельности, способствующие формированию личностных качеств, необходимых для дальнейшей успешной самореализации;
– овладеть ключевыми компетентностями, способствующими освоению будущей профессии.
Учебный план класса составлен на основе базисного учебного плана, отражает стратегическую цель лицея и строится на принципах: модульности; вариативности; альтернативности; универсальности.
Учебный план предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов: базовых общеобразовательных (обязательных для всех), основных профильных (повышенного уровня), профильно-ориентированных общеобразовательных и элективных (поддерживающих и обязательных).
В рамках учебного плана каждый учащийся реализует свои права: участия, развития, доступа и формирует свою строго индивидуальную программу обучения.
Учебные программы: отбираются и корректируются в соответствии с учебным планом.
Организационно-педагогические условия. Учебный год делится на два полугодия, шестидневная неделя, продолжительность урока – 45 мин., наполняемость классов – 25 чел., деление на группы происходит при обучении иностранному языку, технологии, информатике, физкультуре, а также по профильным дисциплинам.
Форма организации образовательного процесса:
Каждый учебный год разбит на 2 периода, по окончании которых проводится текущая аттестация.
Разнообразие индивидуальных маршрутов обеспечивается модульным обучением, базисный компонент проводится в рамках традиционной классно-урочной системы (первые 3-4 урока каждый день).
Спецкурсы по выбору включены в сетку расписания. В тематическом планировании каждого курса предусмотрены виды и формы контроля знаний учащихся.
Служба сопровождения и поддержки ученика направлена на: организацию диагностики; оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи; проведение собеседований, анкетирования и т д. с целью содействия развитию самопознания личности школьника, их самоопределения. Служба функционирует в течение учебного года, оказывая помощь в решении проблем учащихся.
Аттестация достижений учащихся:
– текущая аттестация;
– аттестация по итогам периода;
– итоговая аттестация – проведение ЕГЭ по базовым общеобразовательным и основным профильным курсам.
Реализация данной образовательной программы требует создания соответствующих условий:
- Создание и реализация модели открытой школы, взаимодействующей с научным сообществом, разнообразными образовательными учреждениями (ВУЗы, СУЗы, гимназии, лицеи).
- Создание особой образовательной среды, основанной на следующих принципах:
– свободы выбора ученика;
– привлечение ученика к постановке личных целей в образовании (индивидуальный образовательный маршрут, лист личных достижений);
– учета образовательных потребностей, интересов, склонностей каждого школьника;
– самооценки ученика;
– ориентации на успех.
- Создание особых образовательных пространств: учебного (мастерские, спецкурсы, свободные образовательные часы, выездные тренинги, проектная деятельность); игрового; правового; трудового; социальной практики и социального проектирования. Участие ребенка поддерживается внедрением портфолио личностных достижений.
- Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого ученика за счет: разработки программы комплексного изучения личности учащегося; создания службы содействия развитию личности учащегося.
- Качественное изменение деятельности учителя (позиция, подходы, профессиональная компетентность);
- Гуманизация и демократизация сферы управления, обеспечивающая право родителям участвовать в создании спектра образовательных услуг, педагогам – свободу творческой профессиональной деятельности.
Таким образом, данный механизм и условия его реализации изменят традиционность в предоставлении образовательных услуг школой, что является главным тормозом в решении проблемы права выбора содержания образования учащимися и родителями.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Юнити, 2010. 450 с.
Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики: учеб.пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Академия, 2008. 254 с.
Канке В.А., Берулава М.Н. История, философия и методология педагогики и психологии: учебное пособие для магистров / под редакцией М.Н. Берулавы. М.: Юрайт, 2019. 487 с.
Михайлова В.Е. Особенности структуры образовательной программы школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 24-31. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_24
Mikhailova VE. The features of the structure of the school's educational program. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):24-31. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_24