Введение. В период социально-экономических реформ, расширения информационных потоков, появления агрессивных виртуальных игр, негативного влияния на сознание подростков средств массовой информации – поколение российской молодежи заметно меняется. У части молодёжи проявляется антиобщественная позиция: неуважение к традициям, этическим нормам социума, уклонение от выполнения своего гражданского долга, социальная пассивность, эгоизм, индивидуализм, утрачиваются семейные ценности. Возраст подростков 15-16 лет психологи рассматривают как фактор риска для развития девиантного поведения, как изменение социальных норм [1]. Подобные проблемы остро обозначились в сфере среднего профессионального образования, где обучаются юноши и девушки с низкими и средними образовательными потребностями и таким же социальным статусом их семей. В начале учебного года педагогические коллективы СПО сталкиваются с проблемой вхождения в образовательную среду колледжа студентов-первокурсников, которые пришли со своим не всегда положительным социальным опытом, со своими семейными проблемами, проблемами взаимоотношений. Отмечено, что ежегодно возрастная граница правонарушителей из числа первокурсников снижается, вместе с тем увеличивается количество дисциплинарных нарушений совершённых в колледже и правовых нарушений вне его среды. Характерной чертой студентов 15-16лет, выступает невысокий уровень социальной адаптации к новым условиям, неготовность выстраивать стратегические жизненные перспективы, находить возможности самореализации [2]. Основная часть студентов СПО (примерно 75%) проживают в неполных, и проблемных семьях. Чертами таких студентов нередко являются:
– недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение);
– отсутствие четкого распорядка дня и правильно организованного рабочего места;
– нежелание подчиняться общим требованиям.
Такие студенты чаще всего замечены в отклоняющемся поведении, которое проявляется в отклонениях социально-пассивного типа – стремлении ухода от личностных и социальных проблем.
Анализ факторов внешней среды, психолого-физиологических особенностей возраста, особенностей профессионально-образовательной среды СПО позволил выявить следующие противоречия:
- имеющимися ценностными ориентациями у несовершеннолетних и ценностными ориентациями общества;
- наличие опыта неуспешного поведения у студентов и их нежеланием что-либо менять в своей жизнедеятельности, отсутствием каких либо личных интересов;
- необходимостью формирования социальной успешности студентов СПО и не разработанностью инструментов формирования социальной успешности.
В педагогике проблемы и перспективы развития социальной успешности молодежи рассмотрены в работах Н.Б. Крыловой «Конструирование ситуаций успеха для участников педагогического процесса как условие их самореализации» (г. Кострома 2002 г.), А.Р. Тугушева «Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи» (г. Саратов, 2006 г.), Е.В. Ерофеевой «Факторы профессионально-педагогической
успешности» (г. Саратов, 2001 г.). Авторы утверждают, проблема реализации социальных функций образования разработана недостаточно, и по прежнему актуален вопрос исследований о механизмах ее реализации.
Для процесса социализации и социальной успешности важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде.
Материалы и методы: анализ теоретических источников и педагогического опыта, наблюдение, систематизация.
Результаты исследования и их обсуждение. Преподавателями Колледжа университета «Туран» было проведено входное диагностическое исследование, целью которого явилось изучение удовлетворенности студентами своими личными качествами и пониманием стратегии личного выхода на рынок труда. Для этого использовалось включенное наблюдение, метод тестовых ситуаций, опросные методы. Так, в начале 2021 года в опросе участвовали студенты 3-4 курсов (160 человек). Им необходимо было ответить на вопросы: Как Вы оцениваете свои личностные качества и перспективы на рынке труда? Как вы считаете, выпускники вашего коллектива подготовлены к жизни и труду в современных условиях и адаптации в других коллективах и на рынке труда? Анализ результатов показал, что:
- 86% студентов знают и понимают, что сегодня на рынке труда к ним предъявляются высокие требования, однако свои социальные навыки и компетентности оценивают как недостаточные;
- 70% студентов считают, что выпускники колледжа подготовлены более всего к работе на производстве и труду и менее – к самостоятельным решениям, и также не готовы к жизненным трудностям.
Это значит, что существует высокая потребность в развитии социальных навыков студентов, умений и навыков общения, в том числе сотрудничества, работы в команде; способности к работе с различными источниками информации; умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных стрессогенных факторов [3]. Необходима организация такого социально-психологического процесса, который бы приводил личность к новым социальным результатам, позволял достигать более высокую степень соответствия психических возможностей личности (когнитивных, поведенческих и личностных) требованиям общества. Такой процесс, безусловно, должен носить многоуровневый характер и ориентировать студента на самооценку качества своей образовательной деятельности; позволять максимально студенту быть успешным и реализовать свои потенциалы и возможности на всех этапах обучения в колледже. Задача педагогов состоит в том, чтобы обогатить имеющиеся целевые программы и проекты, реализуемые в колледже (например, Программу социальной защиты и поддержки студентов, Программу развития студенческого самоуправления) новыми формами, имеющими цель – оказание помощи студентам в преодолении трудностей социального и образовательного характера, погружение студентов в ситуацию социальной успешности. Прежде всего, мероприятия в рамках программа были дополнены новыми формами и видами деятельности (проектной, благотворительной, квазипрофессиональной).
Одной из внедряемых форм на часах общения стал тренинг. Тренинги отличаются от других форм обучения тем, что студент быстро осваивает новые виды деятельности и получает необходимые для этого коммуникативные навыки. Тренер (педагог-психолог или приглашенный специалист) должен иметь психологическое образование. Перед началом тренинга конкретизируется его цель, например, выход из конфликтных ситуаций. Тренинги различаются по продолжительности проведения: от 1-2 ч. Численность группы может варьироваться от 6 до 10 человек. Наиболее эффективен тренинг-тренировка – он подразумевает формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой форме работы ситуациях и условиях влияния участники получают ответы на то, как действовать в ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Методы, которые используют в тренинговых группах – дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники.
- Запуск волонтёрской деятельности. На базе колледжей была создана студенческая консалтинговая фирма «Дари добро». Деятельность фирмы направлена на оказание услуг по запросам ближайшего социума: Совет ветеранов Центрального административного округа г. Омска; Союз пенсионеров 16 Военного городка; сотрудники Детских городских больниц № 2 и № 4 , где находятся дети от 0 до трёх лет, оставшиеся без попечения родителей; Центр социальных услуг «Пенаты».
- Организация проектной деятельности на основании социального заказа. В рамках проектной деятельности создано Молодёжно-добровольческое объединение «Новая молодежь» как центр общественной деятельности, которое включает студенческие фирмы: Информационно-аналитический центр «Студент.ру», Студенческое конструкторское бюро «Рост», Фото-видео-студия «Эльбрус». В процессе работы консалтинговой фирмы появляется обширная и постоянно обновляющаяся сеть лиц и организаций, нуждающихся в помощи волонтеров. Деятельность позволяет активизировать развитие добровольческого движения в профессионально-образовательной среде колледжа, внедрить новые механизмы привлечения и мотивации студентов, популяризовать добровольческую деятельность среди студенчества, создать позитивный имидж волонтера, содействовать формированию корпоративной культуры студента.
Организация конкурсов профессионального мастерства как важного средства формирования опыта творческо-конструкторской деятельности. Задания на конкурс включают практическое выполнение типичной производственной работы по профессии или специальности, а также устные
- вопросы и письменные задания интегративного характера (гуманистического, социального, этического характера). Таким образом, конкурс рассматривается как форма внеучебной работы с целью поддержки студентов.
Таким образом, участие в конкурсной, тренинговой, благотворительной деятельности позволяет обозначить широкий круг личностных, социальных проблем студентов, помогает их осмыслить и обсудить. В результате реализации новых форм работы наблюдаются первые эффекты:
- эффект инициативности – студенты сами предлагают проекты по социально значимой тематике;
- эффект лидерства – появление фактов тьюторства и самоорганизации;
- эффект активности – студенты включаются в проектную деятельность, способны к самоорганизации своей деятельности;
- эффект престижности – создаётся ситуация социального успеха, личностного развития, удовлетворения собственной деятельностью;
- эффект квазипрофессионального моделирования;
- эффект каскадного тиражирования – студенты мультиплицируют личный опыт на разновозрастных обучающихся и различных направлениях подготовки.
Заключение. Анализируя первичный опыт, полагаем, что необходимо дальнейшая работа по созданию эмоционально-насыщенного пространства взаимодействия студентов, способствующего формированию социальной успешности; поиск ценностно-смысловых учебных ситуаций, создающих необходимость актуализировать личностные значимые ценности и ценности социальной коммуникации. Также важно разработать программу диагностики, с валидными критериями реальных достижений студентов и действий в социальном контексте.
Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, no 56. P. 27–34.
Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021 № 3 (5). С. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 2. С. 61-65. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65
Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign
students studying in Russian universities. Revista ESPACIOS. 2017;38(56):27-34.
Kostina LM, Pisarenko IA, Karpova MА. Рersonal psychological safety factors in the educational environment of the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3);55-60. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Rudneva T.I. Рrofessional development – factor of professional success. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2021;27(2):61-65. (In Russ.). https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-10-58-65
Сударева Е.Е. Поиск форм развития социальной успешности студентов колледжа // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 42-50. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_44
Sudareva EE. Search for forms of development of social success of college students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):42-50. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_44