Введение
В современном социуме зачастую мы все больше наблюдаем детей и молодежь буквально «прилипшими» к экранам современных гаджетов, отчужденных от принятых, признанных обществом ценностей. Все меньшую популярность носят общественные объединения, далекие по своим целям от интересов несовершеннолетних, чье детство проходит, в том числе, в социально неблагополучных семьях. В связи с этим актуальным становится налаживание контакта с обучающимися в привычной для них образовательной среде, без разрыва сложившихся дружеских отношений, что будет способствовать более эффективному формированию у нового поколения их собственного взгляда на жизнь, устойчивой жизненной позиции и способности к критическому мышлению при условии включения обучающихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
Подобные возможности предоставляют современные детские добровольные общественные организации и объединения, ориентированные не только на формирование личностных качеств, удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, но и создающие достаточно широкое поле для самореализации личности, обеспечения условий формирования жизненных и профессиональных планов. Такие условия создаются Всероссийским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия», которое стремиться вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.
Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия», вопросы обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа. В связи с этим проектирование дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия» для общеобразовательной школы как информационного ресурса приобретает важное значение.
Данное исследование посвящено изучению особенностей проектирования и реализации информационного ресурса военно-патриотического характера – образовательной программы «Юнармия», освоение которой будет иметь воспитывающий характер и способствовать развитию у подрастающего поколения интереса к истории России.
Целью данного исследования, которое проводилось на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 159» факультетом психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОмГПУ» при поддержке Фонда развития Омской области им. С.И. Манякина стал поиск путей отбора содержания и разработки структуры информационного ресурса – образовательной программы «Юнармия» для школьников г. Омска и Омской области.
В исследовании приняли участие завуч по учебной и воспитательной работе, социальный педагог, психолог, 11 учителей основной школы. Исследованием были охвачены учащиеся 5–6-х классов. В экспериментальную выборку вошли обучающиеся 5–6-х классов в возрасте 12–13 лет в количестве 27-ти человек. Разработка и апробация программы проходила с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. В настоящее время данная программа и ее отдельные элементы используется в качестве информационного ресурса во внеурочной деятельности и воспитательной работы школ г. Омска и Омской области.
Материалы и методы
В качестве методов использовались теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, проектирование, моделирование, наблюдение, анкетирование для изучения интересов и предпочтений обучающихся, опрос обучающихся и учителей, беседы с родителями, педагогический эксперимент.
Литературный обзор
Теория формирования и деятельности добровольных детских и юношеских добровольных организаций, объединений, движений разрабатывались в трудах С.Н. Возжаева и В.И. Скоробогатовой [1], Э.А. Мальцевой [2], О.В. Озерской [3]. История развития детского движения представлена в работах В.А. Кудинова [4], В.А. Сулемова [5]. Проблемы современного детского и молодежного движения изучалась А.И. Захаровой [6], проблемы развития детского коллектива А.Н. Лутошкиным [7]. Общие подходы и отдельные аспекты организации Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» исследуется А.Ю. Алексеевым [8], В.Е. Гранкиным [9], А.В. Годовиковым, М.Д. Савельевой, В.Л. Некишевым [10]. Вопросам разработки программ дополнительного образования посвящены труды Л.Л. Алексеевой и И.В. Жгенти [11], О.Ф. Борисенко [12], Н.А. Хлопковой [13], В.В. Ястребова [14]. Аспекты разработки информационных ресурсов представлены в работах Д. Дакетта [15], Л.Н. Данилова [16], Д. Ши, М.Е. Хольцшлага [17], К. Шмитта [18], Р. Эндрю [19].
Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений программы дополнительного общего образования для общеобразовательной школы «Юнармия», обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и реализации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р, Примерные условия к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования ребенка Министерства образования, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года) структура разработанной нами дополнительной общеобразовательной программы включала в себя следующие структурные компоненты:
1. Комплекс ключевых данных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (пояснительную записку, цель, задачи, содержание программы, планируемые итоги реализации программы).
2. Комплекс организационно-педагогических условий (календарный график учебного процесса, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные и методические материалы).
3. Список литературы (основная и дополнительная учебная, справочные пособия, наглядный материал для различных участников образовательного процесса – преподавателей и обучающихся.
Разработка информационного ресурса реализации программы дополнительного общего образования «Юнармия» для общеобразовательной школы была осуществлена по платформе образовательного портала «Школа» ФГБОУ ВО «ОмГПУ» в виде сайта с предоставлением к нему доступа всем прошедшим предварительную регистрацию пользователям (рисунок 1).

Рис. 1. Структура портала программы дополнительного общего образования «Юнармия»
Fig. 1. The structure of the portal of the program of additional general education "Yunarmiya"
На портале был создан новый раздел для школьников, в котором представлены все необходимые для реализации программы направления. Пройдя по ссылке того или иного направления, обучающийся имеет возможность наблюдать всю необходимую информацию для ознакомления с содержанием тематического урока (рисунок 2).

Рис. 2. Примеры информационных ресурсов занятий на портале
Fig. 2. Examples of information resources for classes on the portal
Для каждого урока разрабатывались технологические карты для обучающегося и учителя, которые имели содержательные и структурные различия. В карте для учителя присутствует развернутая информация по теме с различными дополнениями и уточнениями для удобства работы педагога, не владеющего знаниями по тематике направлений в совершенстве, так как в задачи разработчиков входило создание универсального ресурса, которым мог бы воспользоваться любой учитель, реализующий программу. Кроме того, в технологической карте для учителя имеется пометка с временными интервалами каждой части урока, которые отмечены отдельной строкой (таблица 1).
Фрагмент технологической карты учителя
Table 1
Fragment of the teacher's technological map

Технологическую карту на время урока, а также на дом получали и обучающиеся, но ее содержание и внешний вид принципиально отличаются от уже описанной технологической карты для учителя. Во время урока в ходе лекции обучающимися выполнялось необходимое задание. В технологической карте для обучающегося присутствуют только задания, предназначенные для закрепления полученной информации как во время урока, так и в качестве домашнего задания при помощи портала, на котором имеется вся необходимая информация для выполнения заданий (рисунок 3).

Рис. 3. Пример задания из технологической карты для обучающихся
Fig. 3. An example of a task from a technological map for students
Учитывая специфику контингента обучающихся, нами разрабатывались красочные и компактные, не требующие большого количества времени для проработки задания. Все разработанные технологические карты содержали задания с иллюстрациями и наглядным материалом, прикрепленным в качестве подсказок для заполнения карты. Были разработаны такие карты, задания в которых можно выполнять на уроке, фиксируя полученную информацию, не отвлекаясь на дополнительные источники для поиска информации, а формулируя ответы на задачи, исходя из предоставляемых учителем материалов.
Выбор и наполнение таких заданий был направлен на реализацию основных функций ресурса:
- информационной, т.е. сообщить о чем то, изложить факты, события;
- оценочной, так как анализ фактор связан с их оценкой;
- образовательной, которая по сути меняет обучающегося, его образовательный уровень;
- воспитательной, так содержание задания востребует отношение обучающегося, принципы нравственности;
- регулятивной, влияющей на поведение и взгляды школьников.
Таким образом, нам удалось разработать достаточно простой в использовании и понятный информационный ресурс для удобного и продуктивного обучения юнармейцев, создать формы технологических карт для учителя и обучающихся, использование которых позволяет организовать их согласованное взаимодействие во время учебного занятия и, тем самым, формировать у юнармейцев новые качественные знания.
Для проверки качества разработанного информационного ресурса и удобства работы на портале, нами был проведен опрос для учителей и обучающихся, в котором приняли участие 27 юнармейцев и 11 учителей, осуществляющих работу по реализации программы через портал на протяжении времени осуществления педагогического эксперимента. В содержание опроса входили задания, предполагающие выставление оценки по пятибалльной шкале, в которую входили характеристики, соответствующие доступности и удобству использования разработанного информационного ресурса на образовательном портале.
В результате проведенного опроса 29,63% (8 чел.) обучающихся оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 55,56% обучающихся (15 чел.), – на «хорошо», 14,81% обучающихся (4 чел.) – на «удовлетворительно». Остальные оценки респондентами из числа обучающихся использованы не были. Учителя оценили работу информационного ресурса на образовательном портале следующим образом. 18,18% учителей (2 чел.) оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 72,73% учителей (8 чел.), – на «хорошо», 9,09% учителей (1 чел.) – на «удовлетворительно». В среднем, общая оценка доступности и удобства разработанного информационного ресурса была оценена обучающимися и учителями 4,15 и 4,09 баллов соответственно, что означает уровень выше среднего, близко к высокому.
Еще один первичный срез был направлен на качественную оценку обученности школьников. Он показал, что реализация разработанной программы «Юнармия» способствует развитию личностных качеств обучающихся, а именно: гражданственности и патриотизма, ответственности, формированию познавательного интереса и созданию таких условий, в которых каждый школьник, вступивший в ряды «Юнармии», может осуществить осознанный профессиональный выбор при выпуске из школы. На данном этапе осуществляется коррекция критериев и показателей оценки качества обученности по программе, коррекция диагностических методик, выявляющих новообразования и сформированность личностных качеств школьников.
Заключение
Дополнительное образование является образовательным сегментом, решающим проблемы занятости, воспитания, развития здоровой сферы интересов, профессионального самоопределения школьников. Внедрение программы «Юнармия» в общеобразовательные школы подразумевает формирование у обучающихся качеств, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности, направленность которой они определяют также во время изучения курсов разделов данной программы.
Для обеспечения качественной работы по осуществлению разработке и использования информационного ресурса для реализации программы дополнительного образования необходимо опираться на нормативно-правовую базу внедрения программ дополнительного образования на платформу общеобразовательной школы, учитывая ежегодные изменения в правовой сфере для внесения своевременных корректировок, свободно ориентироваться в навигации портала, являющегося базой реализации информационного ресурса программы, использовать различные формы работы с юнармейцами, раскрывающими содержательное наполнение различного рода профессий государственной службы, что способствует формированию устойчивого интереса юнармейцев к осуществляемой деятельности и достижению основной цели программы, состоящей в помощи школьникам в сознательном профессиональном самоопределении и развитии начальных профессиональных навыков.
Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях / под ред. С.Н. Возжаева, В.И. Скоробогатовой. СПб: Слово, 2003. 264 с.
Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: монография. Ижевск: УдГУ, 2005. 352 с.
Озерская О.В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания. 2014. № 3. С. 74-81. EDN: SNTTGT
Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учебное пособие [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.И. Тимонина. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. 289 с. URL: https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_dvizheniya_v_Rossii.pdf (дата обращения: 03.10.2022). EDN: LZPATJ
Сулемов В.А. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М.: Просвещение, 1978. 179 с.
Захарова А.И. Соотношение понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» [Электронный ресурс] // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 204-208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer (дата обращения: 03.10.2022). EDN: STVUGP
Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Просвещение, 1978. 87 с.
Алексеев А.Ю. Российское движение школьников, как база военно-патриотического воспитания детей // Муниципальная академия. 2016. № 3. С. 8-16. EDN: WXGRVP
Гранкин В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15). С. 1-4. EDN: YLSRFA
Годовиков А.В., Савельева М.Д., Некишев В.Л. Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 323-326. URL: https://moluch.ru/archive/237/55097/ (дата обращения: 03.10.2022). EDN: YRSLBR
Алексеева Л.Л., Жгенти И.В. Перспективы и проблемы современного дополнительного образования (Анализ «Концепции развития дополнительного образования детей») // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 90-91. EDN: ROHXZU
Борисенко О.Ф. Интеграция как способ обновления содержания дополнительных образовательных программ (из опыта работы) // Образование в современной школе. 2009. № 5. С. 48-50. EDN: OQPNYR
Хлопкова Н.А. Дополнительное образование детей как фактор развития системы образования // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4. С. 62-63. EDN: RAJRVP
Ястребов В.В. Дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 7. С. 153-155. EDN: TBRIPJ
Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов / пер. с англ. М.А. Райтмана. М.: Эксмо, 2013. 480 с.
Данилова Л.Н. Инновационные формы организации этнокультурно направленной внеурочной деятельности старшеклассников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 174-182. EDN: TVSWYZ
Данилова Л.Н. Инновационные формы организации этнокультурно направленной внеурочной деятельности старшеклассников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 174-182. EDN: TVSWYZ
Шмитт К. CSS. Рецепты программирования / пер. с англ. Т. Коротяевой. 3-е изд. М.: Русская редакция; СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 672 с.
Эндрю Р. CSS: 100 и 1 совет [Электронный ресурс] / пер с англ. 3-е изд. СПб.: Символ-Плюс, 2010. 336 с. URL: https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/sample_id/2909319/ (дата обращения: 03.10.2022).
Vozzhaev SN, Skorobogatova VI. (eds.) Sozdanie molodezhnykh obshchestvennykh ob"edinenii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh = Creation of youth public associations in educational institutions. Saint Petersburg: Slovo Publ.; 2003. 264 p. (In Russ.).
Maltsevа EA. Detskaya obshchestvennaya organizatsiya kak prostranstvo sotsial'nogo vospitaniya podrostkov = Children's public organization as a space for the social education of adolescents. Izhevsk: Udmurt State University Publ.; 2005. 352 p. (In Russ.).
Ozerskaya OV. Children's association as a subject of education at the supplementary education institution. Voprosy vospitania. 2014;(3):74-81. (In Russ.). EDN: SNTTGT
Kudinov VA. Istoriya detskogo i yunosheskogo dvizheniya v Rossii = History of children's and youth movement in Russia. Timonina LI. (ed.) Kostroma: Kostroma State University Publ.; 2017. 289 p. (In Russ.). https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_dvizheniya_v_Rossii.pdf EDN: LZPATJ
Sulemov VA. Istoriya VLKSM i Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii imeni V.I. Lenina = The history of the Komsomol and the All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 179 p. (In Russ.).
Zakharova AI. Correlation of notions of "children association" and "children social association". The Review of Economy, the Law and Sociology. 2012(2):204-208. (In Russ.). https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer EDN: STVUGP
Lutoshkin AN. Emotsional'naya zhizn' detskogo kollektiva = The emotional life of the children's team. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 87 p. (In Russ.).
Alekseev AYu. Movement of the russian school as a base of military-patriotic education of children. Municipal Academy. 2016;(3):8-16. (In Russ.). EDN: WXGRVP
Grankin V. Analysis of state educational policy on military-patriotic education of youth on the example movement "Uname". Policy, Economy and Innovations. 2017;(5):1-4. (In Russ.). EDN: YLSRFA
Godovikov AV, Saveleva MD, Nekishev VL. Politiko-pravovye aspekty vserossiiskogo voenno-patrioticheskogo dvizheniya «Yunarmiya» = Political and legal aspects of the All-Russian military-patriotic movement "Yunarmiya". Molodoj Ucenyj. 2018;(51):323-326. (In Russ.). https://moluch.ru/archive/237/55097/ EDN: YRSLBR
Alexeyeva LL, Zhgenti IV. Prospects and problems of the modern supplementary education (Analysis of the "concept of developing supplementary education for children"). Initiatives of the XXI Century. 2014;(4):90-91. (In Russ.). EDN: ROHXZU
Borisenko OF. Integratsiya kak sposob obnovleniya soderzhaniya dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm (iz opyta raboty) = Integration as a way to update the content of additional educational programs (from work experience). Obrazovanie v sovremennoj skole. 2009;(5):48-50. (In Russ.). EDN: OQPNYR
Khlopkova NA. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak faktor razvitiya sistemy obrazovaniya = Additional education of children as a factor in the development of the education system. International journal of experimental education. 2010;(4):62-63. (In Russ.). EDN: RAJRVP
Yastrebov VV. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak sostavnaya chast' sovremennogo obshchego obrazovaniya = Additional education of children as an integral part of modern general education. Business. Education. Right. 2008;(7):153-155. (In Russ.). EDN: TBRIPJ
Duckett J. HTML & CSS Design and Build Websites. Moscow: Eksmo Publ.; 2013. 480 p. (In Russ.).
Danilova lN. Innovative foms of ethnocultural orientation extracurricular activities of high school pupils. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Pedagogika i psihologia. 2015;(2):174-182. (In Russ.). EDN: TVSWYZ
Shi D, Kholtsshlag ME. The Zen of CCS Design. Moscow: NT Press Publ.; 2005. 312 p. (In Russ.).
Schmitt C. CSS Cookbook. 3rd ed. Moscow: Russkaya redaktsiya Publ.; 2011. 672 с. p. (In Russ.).
Andrew R. The CSS Anthology. 101 Essential Tips, Tricks & Hacks. 3rd ed. Saint Petersburg: Simvol-Plyus Publ.; 2010. 336 p. (In Russ.). https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/sample_id/2909319/
Бурмистрова Е.В., Руди М.С. Проектирование информационного ресурса «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для общеобразовательной школы» // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 5. С. 288-296. https://doi.org/10.54158/271328382022_3_5_288 EDN: ODRVGJ
Burmistrova EV, Rudy MS. Design of the information resource “Additional general educational general development program “Yunarmiya” for a general education school”. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(5):288-296. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/271328382022_3_5_288 EDN: ODRVGJ