Введение
Современной характеристикой образовательной среды является обеспечение доступа студентов и преподавателей к структурированным учебно-методическим материалам, электронным учебно-методическим комплексам и возможность их использования в любом месте, в любое время и в любом темпе. Доступность учебного материала предоставляет студентам возможность общаться с преподавателем, получать индивидуальные консультации онлайн, а также возможность свободно разрабатывать личный план освоения дисциплины. Одним из приоритетных направлений развития системы образования в высших учебных заведениях является разработка и использование широкого спектра и возможностей электронных образовательных ресурсов, что нашло отражение в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); комментарии к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Образовательные технологии: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» и других законодательных и нормативных документах. Жизненный цикл электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) в электронной информационно-образовательной среде должен соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Среди многообразия электронных образовательных ресурсов неоспоримое преимущество принадлежит электронным учебно-методическим комплексам, ориентированным на инновационное развитие образования. Электронный учебно-методический комплекс представляет собой автоматизированную систему, включающую информационно-справочные и методические материалы по учебной дисциплине и позволяющую комплексно использовать их для приобретения знаний, умений, навыков и осуществления контроля и самоконтроля за этим процессом [1]. Специфической особенностью ЭУМК является интеграция в единую систему электронных средств обучения различной природы, в связи с тем, что ее структура нелинейна. Информация представлена не только в виде текста, но и в виде графиков, диаграмм, анимации, звука и видео. С помощью гипертекста пользователь может переключиться на другую страницу и таким образом получить пояснения, флэш-анимацию или фрагменты видео.
Материалы и методы
В исследовании были использованы следующие методы исследования: контент-анализ философской, научной, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; общенаучные методы познания: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация. Основным научно-методологическим подходом, использованным в данном исследовании, являются, во-первых, системно-деятельностный подход, как требование Федерального государственного образовательного стандарта, как наиболее совершенная форма метода познания окружающего мира, явлений и действительности. Во-вторых, интегративный подход как сочетание реальной, дополненной и виртуальной составляющих развивающегося информационного образовательного пространства, обеспечивающий внедрение различных форм и технологий обучения в их сбалансированном сочетании на основе диалектического единства электронных и традиционных форм обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании означает использование современных технологий, таких как компьютеры, мобильные устройства и интернет, для улучшения процесса обучения. Это позволяет сделать образование более доступным и удобным для обучающихся, а также способствует развитию новых методов и форм обучения, таких как электронное обучение, мобильное обучение и совместное обучение. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании способствует улучшению процесса обучения, делает его более гибким и доступным для разнообразных категорий обучающихся, и способствует развитию новых методов обучения и форматов образовательных материалов. Основными видами учебной работы с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий в Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации высшего образования «Федеральная академия социальных технологий» г. Омска (далее Академия) являются:
- лекция (текстовая в электронном виде; ВКС online), в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео;
- практическое занятие (текстовое в электронном виде; ВКС online);
- самостоятельная работа студента, включающая работу (с текстовыми документами в электронном виде; ВКС online) с содержимым ЭОР, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, курсовых проектов, курсовых работ, просмотр видеолекций, презентаций, текстово-графического контента;
- контроль знаний (текстовый в электроном виде; ВКС online);
- консультация индивидуальная и групповая (мессенджеры, электронная почта, online).
При реализации каждой дисциплины (модуля) с использованием ЭИОС предусмотрена возможность общения участников образовательного процесса в рамках форума (форумов) Moodle, созданных в разделах каждой дисциплины, развернутой в ЭИОС.
С целью уточнения понятийного аппарата считаем целесообразным дать определение термину «электронный учебно-методический комплекс» (ЭУМК), под которым мы понимаем дидактическую систему, в функции которой входит сбор, организация, хранение, обработка, передача и представление учебной и других видов информации, обеспечивающей процесс обучения.
Следует отметить, что проектирование и содержание ЭУМК является длительным и трудоемким процессом, при их проектировании и разработке следует учитывать фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методологии, психологии, эргономики, информатики и других наук [2]. ЭУМК включают различные образовательные материалы, такие как учебные планы, учебники, методические рекомендации, лекции, тесты, мультимедийные презентации и другие материалы, представленные в электронном формате [3]. Электронные учебно-методические комплексы могут содержать различные интерактивные элементы, задания, обучающие видео- и аудиоматериалы, что делает процесс обучения более увлекательным и доступным. ЭУМК представляет собой достаточно новый подход к обучению и образованию, который обеспечивает удобство для обучающихся и педагогов, а также способствует повышению качества образования.
Структура ЭУМК дисциплины (модуля) включает:
1. Информация о дисциплине (модуле) – текстовый файл, в котором указываются:
- компетенции, цели задачи и ожидаемые результаты обучения;
- календарно-тематический план дисциплины (модуля), в котором указываются примерное количество лекций, практик, самостоятельной работы, форма промежуточной аттестации;
- пояснение (текст или проморолик) по структуре дисциплины, ее место в профессии, порядок тем и их значимость;
- список литературы и других материалов, необходимых для изучения дисциплины;
- глоссарий;
- информация об авторе.
2. Рабочая программа дисциплины (РПД)
3. Фонд оценочных средств по дисциплине 4. Содержание учебного материала дисциплины (модуля). В каждом разделе (теме) присутствует набор элементов из лекций, практик, самостоятельной работы как показано в примере на рисунке 1.
Общий вид ЭУМК дисциплины, находящегося в текстовом электронном виде перед экспертизой приведен на рисунке 2.
По каждой теме выделена контактная (лекции и семинары) и самостоятельная работа со встроенным текущим безотметочным контролем. Отдельно выделены контрольные точки с оцениваемым текущим контролем из расчета на две зачетные единицы (ЗЕ) – не менее одной и не более трех контрольных точек.
Учебно-методические и учебные материалы ЭУМК должны соответствовать структуре ЭУМК дисциплины (модуля) и следующим критериям:
- наличие полной информация о дисциплине;
- соответствие материалов дисциплины (модуля) современному уровню развития науки, производства, нормативной и законодательной базы;
- наличие теоретического и практического материала, наглядности, заданий для самостоятельной работы, заданий для самопроверки с ответами;
- наличие методических указаний для выполнения практических заданий (самостоятельных работ), текущего контроля, критериев оценивания выполнения практических заданий;
- наличие необходимых форм контроля, материалов контроля, критериев оценивания, примеров выполненных контрольных заданий;
- наличие входного тестирования.
Разработка ЭУМК включает в себя следующие этапы:
- подготовка электронного варианта УМК в текстовом электронном виде в формате Word (согласно структуре);
- экспертиза и оценка качества разработанного ЭУМК;
- утверждение ЭУМК на заседании учебно-методического совета;
- апробация материалов ЭУМК в учебном процессе;
- корректировка материалов ЭУМК по результатам апробации.
Подготовка электронных учебно-методических материалов включается в план работы преподавателя. ЭУМК должен быть разработан к началу учебного года, в котором будет изучаться указанная дисциплина.
Содержательная экспертиза ЭУМК проводится с целью соответствия критериям, утвержденным в Федеральной академии социальных технологий г. Омска. По результатам проверки оформляется экспертное заключение, которое учитывает следующие показатели:
- Наличие информации о дисциплине – календарно-тематическое планирование и глоссарий:
- Наличие информации об авторе(ах) дисциплины (модуля);
- Наличие рабочей программы (файл или ссылка на учебно-методический портал);
- Наличие информационных ресурсов (наличие списка в РПД обязательно, ссылки в лекциях, практических занятиях, самостоятельной работе);
- Наличие учебников и дополнительного учебного материала (не менее 2+2);
- Содержание дисциплины полностью соответствует рабочей программе;
- Соответствие материалов дисциплины современному уровню развития науки, производства, нормативной правовой базе;
- Теоретический материал – лекции (текстовый документ, видео, аудио) соответствуют требованиям по структуре и объему РПД;
- Наглядность / визуализация контента: наличие презентаций, иллюстраций, графических объектов, анимации и др.;
- Практические занятия / Семинары соответствуют требованиям по структуре и объему РПД
- Соответствие практических заданий объему и содержанию УК, ОПК, ПК дисциплины;
- Задания для самостоятельной работы соответствуют требованиям по структуре и объему РПД;
- Текущий контроль знаний (безотметочный) присутствует в виде:
- вопросов онлайн в лекции (2 балла);
- вопросов в практических занятиях / семинарах (2 балла);
- разнообразных, разноуровневых заданий для самопроверки в самостоятельной работе с приложением правильных ответов (2 балла).
- Текущий контроль знаний (с оценкой) с приложением правильных ответов: подготовлен банк вопросов для самопроверки не менее 15 на одну ЗЕ;
- Оценочные материалы для промежуточной аттестации с приложением правильных ответов:
- для зачета – из расчета 15 вопросов на одну ЗЕ, но не более 50;
- для экзамена – из расчета 10 вопросов на одну ЗЕ, но не более 50;
- Наличие ФОС по дисциплине в соответствии со структурой.
Оценивание ЭУМК по дисциплине производится по шкале от «0» до «2» баллов, где 2 балла – полное соответствие, 1 балл – частичное соответствие, 0 баллов – материал не представлен. Максимальное количество баллов – 36. Статус «На доработку» ставится при 32 баллах и менее и предполагает доработку заявки. Статус «Рекомендован к использованию в Академии» ставится от 33 баллов.
В поддержку электронных учебно-методических комплексов можно создать комплекс компьютерных программ (ККП):
- Интерактивные образовательные программы: программы, ориентированные на интерактивное обучение и включающие в себя учебные игры, визуальные модели, симуляции и другие формы интерактивных образовательных ресурсов.
- Виртуальные лаборатории: позволяющие обучающимся проводить виртуальные эксперименты и практические занятия в различных областях, таких как физика, химия, биология, информационные технологии и т.д.
- Онлайн-платформы для обучения: интеграция с существующими онлайн-платформами для обучения, такими как платформы для дистанционного обучения, системы управления учебным процессом (LMS) и т.д.
- Коммуникационные инструменты: интеграция с инструментами для общения и сотрудничества, такими как видеоконференции, чаты, форумы и другие средства, позволяющие обучающимся общаться и работать вместе.
- Инструменты для создания контента: программное обеспечение, позволяющее преподавателям создавать и редактировать цифровой контент, такой как видеоуроки, презентации, интерактивные задания и т.д. Этот комплекс программ может быть интегрирован с ЭУМК для расширения возможностей обучения, обогащения учебного процесса и улучшения образовательного опыта [4].
В Федеральной академии социальных технологий создается комплекс компьютерных программ на базе инструментальной среды DemoShield как совокупность программного обеспечения и ресурсов, предназначенных для решения конкретных задач.
ККП включает в себя компьютерные программы для лекционного курса, например в виде компьютерных программ-лекций. Для организации самостоятельной работы студентов используются как традиционные формы обучения (составление словаря терминов, выполнение схем и т.д.), так и инновационные технологии, включающие работу с компьютерной программой, которая по сравнению с программой-лекцией содержит дополнительные разделы, позволяющие осмыслить, систематизировать и углубить знания.
Все электронные учебники, пособия, средства измерения и контроля результатов обучения и другие информационные ресурсы, обучающие программы разрабатываемые в Академии, изначально ориентируются на последующее функционирование в составе единой информационной среды, а в их разработке реализуется междисциплинарная совместная работа программистов, дизайнеров пользовательского интерфейса, тестировщиков и преподавателей-предметников всех кафедр Академии.
Реализация дисциплин базового и вариативного блоков учебного плана осуществляется в Федеральной академии социальных технологий с электронным сопровождением учебного процесса в модульной объектно-ориентированной динамической среде обучения (Moodle); включает разработку и комплексное применение информационных ресурсов, серверного программного обеспечения, необходимого для работы сервера и связи с системой электронного обучения через Интернет. Работа на платформе курсов требует обязательной авторизации (как правило, указывается роль участников: студент, преподаватель или администратор); учебные материалы в домене Академии защищены авторским правом и открыты только для студентов, зарегистрированных в системе и имеющих личный кабинет.
Заключение
В данной статье рассматриваются пути решения определенного комплекса проблем с точки зрения разработки учебно-методической платформы для образовательного процесса вуза. В качестве методической платформы предлагается создать и внедрить электронные учебно-методические комплексы с целью повышения эффективности учебного процесса, упрощения и ускорения поиска необходимой информации и создания удобного педагогического пространства для приобретения обучающимися компетенций. Автор подчеркивает, что при разработке электронных учебных ресурсов может использоваться любое средство программного обеспечения, аппаратных средств и аппаратных средств, с точки зрения соблюдения требований относительно разработки и использования объектов авторского права и смежных прав, которые обязательно регулируются нормативными актами Российской Федерации.
Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2019. № 2 (28). С. 116-121. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113 EDN: IZJWEW
Баранова Е.М., Кущенко Е.А. Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой образовательной среды колледжа // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 67-75. https://doi.org/10.26170/po19-07-09 EDN: BCVPDD
Коротенкова В.В., Коротенков Ю.Г. Методологические аспекты современного образования. М.: Перо, 2021. 157 с.
Гам А.В. Модели случайных графов и их применение для моделирования программных систем // Перспективы науки. 2023. № 9 (168). С. 10-15.
Safuanov RM, Lekhmus MYu, Kolganov EA. Digitalization of the education system. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. 2019;(4):116-121. (In Russ.). https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113 EDN: IZJWEW
Baranova ЕM, Kushchenko ЕA. Electronic training and methodological complex as a component of the digital educational environment of college. Pedagogical Education in Russia. 2019;(7):67-75. (In Russ.). https://doi.org/10.26170/po19-07-09 EDN: BCVPDD
Korotenkova VV, Korotenkov YuG. Metodologicheskie aspekty sovremennogo obrazovaniya = Methodological aspects of modern education. Moscow: Pero Publ.; 2021. 157 p. (In Russ.).
Gam AV. Random graph models and their application to modeling software systems. Science Prospects. 2023;(9):10-15. (In Russ.).
Михайлова В.Е., Гам А.В. Разработка электронных учебно-методических комплексов в организации профессионального образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 180-189. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_180 EDN: UQAGCX
Mikhailova VE, Gam AV.Development of electronic educational and methodical complexes in the organization of professional education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(5):180-189. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_180 EDN: UQAGCX