Введение. В современной рыночной экономике профессиональное будущее выпускника является неопределенным, так как может поменяться востребованность профессии, устремления молодого человека, мотивация. Будущий выпускник должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным трансформациям в самой специальности и в отношении к ней общества, к необходимости быстро усваивать новые навыки и выполнять различные функции, постоянно доучиваться и переучиваться, то есть быть универсальным работником. Главным становится не количество знаний, что само по себе, конечно, важно, а способность решать различные ситуационные проблемы, адекватно проявлять себя в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах.
Обзор литературы. С точки зрения В.Н. Бевзюка, сделав первичный профессиональный выбор, поступление в вуз, вчерашние школьники ещё не осуществили целостного самоопределения, предписывающего необходимость прогнозирования, проектирования и реализации перспектив профессиональной деятельности. Ряд исследований говорят о том, что возрастной аспект профессионального самоопределения первокурсников характеризуется как период поисково-зондирующий, период активных проб, направленных на осознание своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии и своего места в жизни общества.
Для старших школьников характерны проблемы, связанные с выбором (или уточнением) специализации, с выбором последующего места работы и т.д. Н.Б. Шевкиева отмечает, что во многих случаях будущие субъекты труда допускают ошибки профессионального самоопределения, выбирая те профессии, к которым у них заведомо нет предрасположенности и способностей. Г.В. Иванченко говорит, что есть все основания полагать, что многие школьники или студенты оказываются в ситуации «отложенного выбора». Нередко вуз выбирается по критерию доступности, близости к месту проживания или потому, что туда идет полкласса, и задачи построения собственно профессиональной карьеры по сути начинают решаться гораздо позже, на старших курсах или даже после окончания института. Получая всё больше информации о своей будущей специальности и в процессе овладения ею, начиная более объективно оценивать свои способности и соответствие выбранной профессии своим интересам и склонностям, юноша может заново с более высоким уровнем осознанности убедиться в правильности первоначального выбора, или, разочаровавшись, прийти к необходимости новых поисков и постановке новых целей. К сожалению, в настоящее время значительное число юношей и девушек нередко выбирают профессию стихийно, что в дальнейшем вызывает трудности: одни не справляются с учебой, другие разочаровываются в ней, третьи вообще приходят к выводу, что выбранная профессия им не подходит. Ошибочный выбор профессии может привести к дискомфорту личности, возникновению внутриличностного конфликта и далее к конфликту с окружающей действительностью.
Материалы и методы. В педагогическом исследовании задействованы 76 обучающихся школ г. Омска. Для диагностики применялся тест Холланда и дифференциально-диагностический опросник.
Результаты исследования и их обсуждение. Профессиональная ориентация – это сложный процесс, протекающий в течении длительного периода, включающий серию промежуточных решений, которые приводят к окончательному выбору. Значительную роль в расширении общих представлений о специальностях, особенностях труда, требованиях, предъявляемых к человеку, играет семья, ближайшее окружение, школа, средства массовой информации. Каждый из видов профессиональной деятельности предполагает наличие различных качеств, которыми не все обладают в равной степени. Поэтому одной из основных задач психолога, участвующего в процессе профессиональной ориентации учащихся, становится определение наиболее существенных личностных качеств, позволяющих добиться успеха и удовлетворенности в будущей работе.
По нашему мнению, механизм может быть следующий:
1) вначале обучающийся получает знания о профессии, т.е. о профессиональных функциях, нормах, задачах, целях, ценностях, отношениях, профессиональных идеальных образах;
2) затем подвергает эти знания анализу и осмыслению на рациональном и чувственном уровне;
3) проверяет знания на практике;
4) присваивает или отказывается от этого знания [1].
Оказать дифференцированную помощь молодому человеку психолог может в том случае, когда в его распоряжении находится весь арсенал методов психологической диагностики, включая методики, специально разработанные для профориентационной работы. Задачей данного исследования являлся поиск эффективной тестовой методики для профессиональной ориентации учащихся 11-х классов с целью дальнейшего применения в практической деятельности школьного психолога. Анализ доступных литературных источников показал, что наиболее адекватными поставленной задаче являются два метода – тест Холланда и дифференциально-диагностический опросник. Детальное сопоставление их структуры показало, что тесты представляют собой задания с вынужденным выбором: опрашиваемые должны сделать выбор из пары профессий или суждений. Однако, эффективность теста Холланда ограничена неравнозначным социальным статусом сравниваемых профессий. Диагностический опросник игнорирует существование видов деятельности, связанных с управлением, а эта престижная сфера деятельности, требует специфических способностей, знаний и навыков. Анализ содержания тестов позволяет выдвинуть гипотезу, что они измеряют аналогичные личностные характеристики, но для описания полученных результатов используют различные теоретические подходы и системы категорий. Таким образом, целью настоящего исследования являлось сравнение теста Холланда и дифференциально-диагностического вопросника, выявление механизмов их работы, связей между шкалами. Для достижения поставленной цели было проведено тестирование 76 учащихся 11-х классов образовательных школ г. Омска (20 юношей и 56 девушек).
Согласно теории профессионального окружения, предложенной американским психологом Холландом, люди выбирают род занятий, обеспечивающий окружающую обстановку наиболее соответствующую направленности их личности. Автором методики были описаны следующие типы профессионального окружения: реалистический; интеллектуальный; социальный; конвенциональный; предприимчивый; артистический. Каждая из этих шкал характеризует меру индивидуальной склонности к соответствующему типу профессий, которые одновременно, но в разной степени присутствуют в человеке [2].
Юноши демонстрировали более высокие средние показатели для предприимчивого и артистического типов профессионального окружения. Остальные шкалы имели относительно низкие средние значения. Девушки отдавали предпочтение социальному, предприимчивому и артистическому типам профессиональной деятельности, в меньшей степени конвенциональному и интеллектуальному типам. Реалистический тип профессионального окружения представлялся для девушек малопривлекательным. Для двух показателей теста отмечались статистически значимые различия по признаку пола. У юношей был более высокий уровень склонности к реалистическим типам профессий, а у девушек – к социальным. Для других типов профессионального окружения различия средних значений были не значимы статистически и незначительны по абсолютным величинам.
Сравнение средних значений шкал, рассчитанных для обследованных учащихся, свидетельствует о «мужском» характере реалистического и «женском» характере социального типов профессий. Корреляционный анализ, показал различия в структуре взаимосвязей шкал теста Холланда у юношей и девушек. В исследовании выделена одна высоко значимая отрицательная связь, присутствующая независимо от пола учащихся и характеризующая противопоставление интеллектуального и предприимчивого типов профессиональной деятельности. У лиц с высоким значением одной шкалы, как правило, наблюдаются низкие показатели другой (и наоборот). Специфичной для девушек является высоко значимая отрицательная связь между социальным и конвенциальным типами, конвенциальным и артистическим, что, возможно, объясняется особенностями самореализации девушек в общении, стремлением привлекать к себе внимание. У юношей особое место в структуре исследуемых типов профессионального окружения занимает артистический тип, находящийся в противоречии с реалистическим, социальным и предприимчивым. Вероятно, проявление черт «свободного художника», присущее юношам, оторвано от реалий жизни, общения и деловой активности.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) используется для определения выраженности интересов к различным группам профессий. Таких групп выделено пять в зависимости от объектов, с которыми человек предпочитает иметь дело (природа, техника, люди, знаковые системы, художественные образы). В терминологии теста принято говорить о системах, включающих человека и соответствующий тип объектов (Человек – Природа, Человек – Знаковая система и т.д.). По анализируемым шкалам самые высокие средние значения были отмечены у юношей для «техники», «человека» и «знаковой системы», а у девушек для «человека» и «художественного образа», причем юноши статистически значимо отдавали предпочтение «технике» и «знаковой системе», а девушки – «природе» и «художественному образу». Интерес к профессиям, ориентированным на «человека» был примерно одинаков в обоих подгруппах. Рассмотренные данные не противоречат устоявшимся представлениям об отношении мужчин и женщин к различным видам профессиональной деятельности. Исследование закономерностей, проявляющихся при ответе на вопросы методики осуществлялось методом корреляционного анализа. И для юношей и для девушек было характерно значимое противопоставление «природы» и «техники», «человека» и «техники». Для девушек специфично взаимное исключение «природы» и «знаковой системы», а для юношей – «художественного образа» с «человеком» и «знаковой системой» [3].
Сопоставление проведенных тестов методом корреляционного анализа показало наличие большого количества высоко значимых связей между их шкалами, что подтверждает гипотезу об аналогичности личностных характеристик, измеряемых обоими заданиями. Использованный в настоящем исследовании корреляционный анализ, несмотря на его достоинства, обладает существенным недостатком – он рассматривает связи только пар переменных. Полученные в результате новые переменные – факторы, объясняют совместное действие коррелированных переменных. Факторный анализ может считаться успешным, если в результате удается выявить латентные факторы – величины, не измеряемые непосредственно, но реально действующие в данной системе. Как оказалось и для юношей и для девушек одиннадцать анализируемых шкал находят свое отображение в действии трех факторов. И у юношей и девушек первый фактор, объясняющий значительную часть изменчивости системы нагружен противопоставлением гуманитарное – техническое. И у юношей и у девушек показатели «природа», «человек», «социальный тип» образуют в факторном пространстве близкорасположенную группу, ассоциированную с гуманитарными интересами, что подтверждает результаты корреляционного анализа. Противоположные по знаку высокие нагрузки на первый фактор имеют у юношей «техника», и в меньшей мере реалистический тип профессионального окружения. У девушек гуманитарным интересам противостоит «техника» и конвенциальный тип профессионального окружения. В обоих группах имеется фактор (у девушек второй, у юношей третий) нагруженный, уже отмеченным антагонизм между интеллектуальным и предприимчивым типами профессионального окружения.
Заключение. Таким образом, методом факторного анализа были выделены три фактора, которые обуславливают профессиональный выбор старшеклассников. Прежде всего, учащиеся обращают внимание на гуманитарный или технический характер профессии, затем они обращают внимание на возможность реализации своего интеллектуального или предпринимательского потенциала, а также на возможность проявить свои способности в художественной, артистической сфере или при работе со знаковыми системами. Важным результатом факторного анализа следует считать, объединение в одни факторы показателей, полученных разными тестовыми методами, что свидетельствует об их взаимосвязанности и взаимодополняемости.
Вечканова О.В., Титова Л.Н. Развитие аналитической культуры социального педагога в профессиональной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 2. С. 12-18. https://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_12
Тест Холланда на определение профессионального типа личности (Дж. Холланд) [Электронный ресурс] // сайт Психологические методики и тесты. URL: https://www.eztests.xyz/tests/professional_holland/ (дата обращения: 01.12.2021).
Жигинас Н.В. Психология кризиса идентичности студентов: персонологическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение: автореф. дисc. ... д-ра. пед. наук. Санкт-Петербург, 2011. 50 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005089659.pdf (дата обращения: 01.12.2021).
Vechkanova OV, Titova LN. Success factors in developing the analytical culture of the future social pedagogue. Science and Practice in Education:Electronic Scientific Journal. 2020;(2);12-18. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_12
Psychological techniques and tests. Test KHollanda na opredelenie professionalnogo tipa lichnosti Dzh KHolland = Test KHollanda na opredelenie professionalnogo tipa lichnosti Dzh KHolland. https://www.eztests.xyz/tests/professional_holland/ [Accessed 1st December 2021]
ZHiginas NV. Psikhologiia krizisa identichnosti studentov personologicheskaia kontseptsiia fenomenologiia mediko-psikhologicheskoe soprovozhdenie = Psychology of student identity crisis: personological concept, phenomenology, medical and psychological support. Abstract of DSc dissertation. Saint Petersburg; 2011. 50 p. (In Russ.). https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005089659.pdf
Ловчакова В.В. Развитие профессиональной ориентации старшеклассников посредством диагностики // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 24-33. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_26
Lovchakova VV. Development of vocational orientation of high school students through diagnostics. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):24-33. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_26