Введение
Социально-политические и социально-экономические обстоятельства нашего времени, обусловившие перемены в общественном сознании, процесс демократизации общества, возрождение национального самосознания народа в целом и каждой личности в отдельности требуют переосмысления многих аспектов семейного воспитания, а следовательно и психолого-педагогического просвещения родителей.
В стране давно утвердился в качестве общепринятого и единственно верного взгляда на семью не более как на «помощника школы» в воспитании детей и юношества, как на второстепенный «инструмент» воспитания. В результате этого семья оказалась явно неподготовленной в массе к выполнению своей роли приоритетного лица в деле воспитания молодого поколения, тем более не получая должного педагогического «оснащения». Необходим отказ от недооценки роли семьи в воспитании подрастающего поколения и признание в принципе ее приоритетной роли в становлении личности ребенка и воспитательном воздействии на него в этом процессе: не родители – помощники учреждений образования в воспитании детей, а образовательные учреждения – помощники в семейном воспитании [1]. Этот тезис должен лечь в основу нового подхода к работе с семьей в целом и к психолого-педагогическому просвещению родителей в частности.
В этой связи просматриваются следующие социально-педагогические ориентиры обновления психолого-педагогического просвещения родителей:
Актуализация содержания через интеграцию современных научных подходов, в т.ч. учёт цифровой социализации детей (кибербезопасность, медиаграмотность, цифровой этикет), адаптация программ к вызовам инклюзивного образования и поликультурной среды.
Персонализация форм взаимодействия, например, разработка дифференцированных траекторий просвещения (для родителей детей с ОВЗ, мигрантов, многодетных семей), использование геймификации и микрообучения для повышения вовлечённости.
Сотрудничество с НКО, школами и психологическими центрами для создания экосистемы поддержки.
Этико-гуманистическая направленность просвещения: акцент на профилактику эмоционального выгорания родителей через техники эмоционального интеллекта.
Эти ориентиры отражают переход от монологической модели просвещения («эксперт → родитель») к сетевой со-конструкции знаний, где родитель становится активным субъектом образовательного процесса. Сегодня, в условиях гуманизации и демократизации образования каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность за обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и организацию активного участия детей в жизни общества, ответственность перед совестью и законом за действия в отношении детей. Родители, общество должны гарантировать свободу и достоинство своих детей, создав условия, при которых они могут состояться как личности и граждане, обеспечить предпосылки для свободной, творческой жизни [2]. В воспитании каждого представителя подрастающего поколения России сегодня неизмеримо возрастает значимость становления у него качеств истинного гражданина, заинтересованно и ответственно относящегося к себе и к происходящему в окружающей действительности, в том числе и к вопросам национальной проблематики [3].
Материалы и методы
Для решения исходных положений гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: междисциплинарный анализ педагогической и психологической литературы; изучение и анализ: законодательных и нормативных актов и документов, регламентирующих воспитательную деятельность в образовании; анализ документов, статей и концепций, описывающих функционирование психолого-педагогического просвещения.
Результаты исследования и их обсуждение
Проводить в жизнь воспитание подрастающего поколения данной направленности может лишь взрослый, не только специально подготовленный психолого-педагогически и практически к подобной деятельности, но и изначально осознающий себя лично гражданином, относящийся с большой ответственностью к собственному праву и одновременно к обязанности воспитывать детей и юношество в духе прогрессивных требований времени. Отсюда вытекает проблема пробуждения и укрепления национального самосознания, гражданственности, национальной гордости у родителей учащихся [4].
К числу наиболее важных проблем всеобуча родителей относится вооружение их новыми специальными знаниями и методиками по подготовке детей и юношества к оптимальному функционированию в современном обществе. Имеются в виду методики:
валеологически грамотной заботы о физическом и психическом здоровье ребенка, гармоническом развитии детского и юношеского организма;
развития и укрепления надежности подрастающего поколения, его дисциплинированности (внешней и внутренней), умения следовать инструкциям, умения на разных возрастных уровнях выполнять все виды деятельности аккуратно и в срок;
формирования и развития у ребенка инициативы, способности к конструктивной коммуникации [5; 6];
воспитания у ребенка чувства эмпатии (способности понимать другого человека, сопереживать ему), уважения к позициям, взглядам и мнениям других людей;
развития уважения к авторитетам в любых областях человеческой деятельности, уважения к чести семьи, к истории места своего рождения и жительства, к прошлому и достоинству страны, к прогрессивным традициям и устремлениям всех народов, к честному и добросовестному труду каждого человека в любой сфере материальной, социальной и духовной жизни общества;
воспитания лучших гуманистических качеств человека: приветливости, милосердия, сострадания, чувства собственного достоинства и др.;
формирования уважительного отношения к принятым правилам поведения, существующему в обществе правопорядку, неукоснительному выполнению нравственных, этических, прогрессивно-этнических и правовых норм общежития;
формирования у ребенка способности действовать в совокупности с другими людьми (в семье, в коллективе учащихся и пр.) в процессе учебы, любого вида трудовой деятельности, игры [7].
Обновление психолого-педагогического образования предусматривает значительное повышение действенности психологического компонента, преодоление отрыва получаемой родителями информации психологического характера от реальной практики воспитания. Этому, в свою очередь, будут способствовать органическое соединение психологических знаний с педагогическими, правовыми, общекультурными и пр., использование этих знаний для поиска оптимальных путей разрешения конкретных семейных проблем и ситуаций.
В работе по повышению уровня педагогической грамотности родителей школа, дошкольные, внешкольные образовательные учреждения должны широко пропагандировать партнерский опыт и партнерские взаимоотношения [8], а также прогрессивные традиции:
трудовая ориентация всей воспитательной работы в семье, приобщение ребенка с малых лет к посильному общественно-значимому труду, организация совместного с детьми производительного труда в семье или с семьей (семейные кооперативы, мастерские, «семейный подряд» и др.), поднятие престижа труда родителей;
пробуждение исторической памяти детей, формирование у них уважительного отношения, интереса к своей «малой родине», к месту своего жительства, к своему роду, к своим предкам (общение на родном языке, семейные реликвии, традиции, семейные летописи, посиделки с воспоминаниями бабушек и дедушек) [9];
формирование у детей чувства привязанности к родному очагу, семейному общению, интереса к совместным делам семьи (поддержка и развитие «духа» семьи, семейного коллектива, семейного комфорта и уюта, духовное взаимообогащение членов семьи, передача жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных умений и навыков, совместный семейный досуг);
формирование и использование воспитывающего общественного мнения (семейный совет, семейное «вече», совет аксакалов, консилиум «старейшин»);
использование многообразия форм культурно-досуговой и празднично-ритуальной деятельности, внедрение в досуговую деятельность семьи народных песен, танцев, национальных игр и спортивных состязаний;
воспитание интереса детей к своеобразию национальной культуры, языка, одежды, особенностям в приготовлении национальных блюд и обрядовым элементам их употребления.
Педагогическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и представляет собой совокупность определенных знаний, умений и опыта личности, обуславливающую меру эффективности в решении воспитательных задач [10].
Уровень педагогической культуры определяет степень зрелости человека как воспитателя и реализуется в процессе практической деятельности по общественному и семейному воспитанию.
Модель педагогической культуры личности включает в себя следующие компоненты:
Интеллектуальность (объем и содержание знаний, определяющие педагогическую позицию и подготовленность личности к воспитательной деятельности, направленность интересов и развитость потребностей, в частности, в самообразовании и самовоспитании);
Интеллигентность (общая культура, нравственная воспитанность, этика поведения и отношений, целостность духовных ориентаций и потребностей, деятельность, основанная на реализации общечеловеческих ценностей, общепринятых принципов морали);
Педагогическая эрудиция (синтез знаний, опыта, возможностей и способностей в воспитывающей деятельности, устойчивость интереса к проблемам воспитания, гибкость педагогической позиции, умение практического анализа и своевременного внесения коррективы в стратегию и тактику воспитания);
Качества личности воспитателя (интерес к личности воспитуемого и процессу воспитания, педагогический оптимизм, психологический настрой на систематический труд воспитателя, развитость чувства долга, гражданской, правовой и нравственной ответственности за результаты воспитания, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство в достижении цели, общительность, коллективистская направленность, эмоциональность, отзывчивость);
Педагогические умения (проектирование воспитательного процесса, постановка цели и задач, организация и стимулирование деятельности и поведения детей; аналитические способности, созидательные умения – умение убеждать словом, примером, авторитетом, содействовать выработке нравственной привычки, практических умений и навыков поведения, умение располагать ребенка к воспитательному воздействию.)
Опираясь на модель педагогической культуры и знание пробелов в педагогической осведомленности родителей, учитель может верно определить направленность пропаганды, определить ее место в системе подготовки личности к воспитывающей деятельности.
Содержание психолого-педагогического просвещения родителей предполагает раскрытие следующих явлений:
семья как микромодель общества и общественных отношений, формирование семьи, функции семьи, правовые акты о семье, воспитании детей, защите их прав, правовое положение семьи; молодая семья, неполная семья, молодежная и многодетная семья; семья и демографические проблемы; кризисные явления семьи; государственная помощь и поддержка семьи;
семья как воспитательный коллектив, приоритетная роль семьи в воспитании детей, особенности и условия семейного воспитания, воспитательный потенциал семьи, родители и дети, формирование семейного микросоциума;
организация жизни детей в семье, создание в семье психологически комфортной обстановки, здорового микроклимата; конфликты в семье, пути их предупреждения и преодоления; детская нервность и ее предупреждение;
формирование личности ребенка; возрастные психологические, физиологические и физические особенности развития ребенка; социальные и социально-педагогические факторы развития; ребенок как объект воспитания и субъект самовоспитания, роль макро- и микросферы в формировании личности ребенка;
цель, задачи и содержание общественного воспитания, единство и взаимосвязь общественного и семейного воспитания; формы, методы и приемы воспитания и самовоспитания; воспитание и перевоспитание;
народно-национальный характер воспитания; воспитание в семье на прогрессивных идеях и традициях народной педагогики;
умственное воспитание в семье; помощь родителей детям в учении, развитие познавательных сил и способностей ребенка, формирование познавательных интересов и потребностей, мотивы и стимулы учения и их развитие в системе общественного и семейного воспитания; формирование научного мировоззрения как педагогическая проблема;
нравственное воспитание личности в семье; формирование нравственных идеалов поведения и привычек; общечеловеческие ценности как нравственные ориентиры в процессе воспитания; интеллигентность как высшая мера воспитанности; гражданская направленность воспитания; преодоление отступлений в поведении от норм морали; правовое воспитание; экологическое воспитание; половое воспитание; подготовка к семейной жизни;
трудовое воспитание в семье, его содержание, формы и методы, домашний труд ребенка; развитие творческих способностей ребенка в труде; интеллектуальная, нравственная и эстетическая направленность в трудовом воспитании; подготовка воспитуемого к выбору профессии, предпринимательской деятельности, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночных отношений;
эстетическое воспитание детей в семье; формирование взглядов, сознания, идеалов, вкусов, пристрастий; эстетика быта, труда, общения; организация художественно-эстетической деятельности в семье; создание условий для эстетического самовыражения ребенка в семье; проблема коррекции в процессе эстетического воспитания;
физическое развитие и воспитание ребенка в семье; формирование потребностей, интересов и привычек, связанных с физкультурой и занятием спортом; условия физического развития ребенка в семье; забота родителей об укреплении физического и психического здоровья ребенка, гармоническом развитии детского и юношеского организма; здоровый образ жизни семьи;
единство и взаимосвязь разных сторон воспитания, целостность воспитательного процесса, ведущая роль воспитания в процессе формирования личности ребенка, социальная сущность воспитания; влияние социальных преобразований, установок, противоречий на процесс воспитания; непрерывность и противоречивость воспитания; особенности воспитательного процесса в современных условиях перестройки, политических, социальных и экономических реформ;
общая и педагогическая культура личности, условия и средства формирования педагогической культуры, роль психолого-педагогических знаний в самообразовании, в процессе формирования педагогической культуры личности; педагогическая культура и творческая самореализация личности в воспитательном процессе; пути и средства развития и углубления интереса к психолого-педагогическим знаниям;
сотрудничество образовательно - воспитательных учреждений и семьи в воспитании детей; педагогические причины взаимодействия и сотрудничества; условия, обеспечивающие эффективность сотрудничества; пути преодоления замкнутости воспитательной микросреды [11].
Исходя из конкретных реальных условий, на основе учета интересов аудитории, воспитателей, программа педагогического просвещения родителей может и должна включать и другие вопросы для обсуждения, имея в виду основную идею просвещения – содействовать продуманному решению педагогических проблем, развитию и совершенствованию базовой и педагогической культуры личности воспитателя. Поливариативность программ будет зависеть от многих факторов. Так, прежде всего с учетом возрастных особенностей детей всеобуч будет обеспечивать начальные общепедагогические знания тем, кто в будущем станет матерью и отцом, другой группе родителей – знание необходимого минимума и методики воспитания детей ясельного и дошкольного возраста, третьей – знание методики воспитания детей школьного возраста. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей должен осуществляться также с учетом численности, структуры семьи, уровня ее педагогической грамотности, состояния семейных отношений, нравственной атмосферы в семье, ее социальных и демографических особенностей.
При выборе форм и методов пропаганды психолого-педагогических знаний следует иметь в виду:
взаимообусловленность содержания и форм просвещения;
зависимость форм пропаганды от общих и конкретных целей и задач просвещения;
необходимость учета потребностей, интересов слушателей, особенностей аудитории;
необходимость, по мере возможности, знания практического опыта слушателей;
педагогическую эрудицию и опытность лектора-пропагандиста;
развитость его умения общаться, создавать на занятиях проблемные ситуации, устанавливать личностные и деловые контакты с аудиторией, слушателями;
подготовленность к монологическим и диалогическим способам передачи информации;
необходимость установления обратной связи и умение вносить коррективы в формы информирования, методы пропаганды;
необходимость сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм пропаганды [12].
В целях доступности педагогических знаний каждому воспитателю, оказания содействия в решении конкретных и перспективных педагогических проблем могут быть использованы как очные, так и заочные формы информирования.
Заключение
Традиционными формами педагогического просвещения родителей являются: лекция, семинар, педагогический практикум, конференция, вечер вопросов и ответов, консультирование, выступление в печати, по радио, телевидению. Большой заряд педагогического информирования несут такие активные формы просвещения, как «родительская гостиная», «круглый стол», пресс-конференция, проблемная лаборатория, дискуссия, деловая игра, ролевая игра, «эстафета семейных традиций», психологический тренинг, проигрывание конкретных семейных ситуаций, «нравственные проповеди» для родителей. Несомненную помощь окажут и спецкурсы в школах для старшеклассников и родителей «Человековедение», «Мы и наше здоровье», а также интересные формы совместных досуговых мероприятий родителей и детей.
Черняева В.П. Актуальные проблемы формирования и адаптации инструментов управления моделью «Семья и школа» // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 157-163. EDN: SEGZRJ
Бордовский Г.А. Современное учительство и современная российская семья в поисках сотрудничества // Вестник Герценовского университета. 2011. № 1(87). С. 3-5. EDN: NDAMND
Анисимова С.А., Глушкова С.И. Актуальные вопросы международной защиты прав детей (к 30-летию Конвенции о правах ребенка) // Вестник Гуманитарного университета. 2019. № 1 (24). С. 63-70. EDN: ISCPMY
Иоаниди В.А. Профессиональное саморазвитие взрослых обучающихся среднего возраста: возможности психолого-педагогического сопровождения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1 (229). С. 31-39. https://doi.org/10.25198/1814-6457-229-31 EDN: NKMTAY
Михайлова В.Е., Баландина Л.А. Формирование способности к межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 36-43. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Асташова Н.А. Педагог в образовании: взгляд в будущее // Векторы психолого-педагогических исследований. 2023. № 1(01). С. 33-51. EDN: KJCTAL
Ульянова М.В. Уважение как правовая категория и принцип осуществления семейных прав и исполнения обязанностей // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 4 (135). С. 57-67. https://doi.org/10.24411/2227-7315-2020-10100 EDN: OEFCNA
Михайлова В.Е. Возможности дополнительного образования детей в развитии способности самоопределения у подростков и молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. С. 98-100. EDN: WITAHX
Киркина Е.Н., Ширяева Ю.Г., Щемерова Н.Н. Этнокультурное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями мордовского народа // Педагогический журнал. 2024. Т. 14. № 1А. С. 192-197. https://doi.org/10.34670/AR.2024.73.22.049 EDN: NUBFJP
Горбунова И.А. Педагогическая культура как феномен социально-педагогической среды // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. № 2 (4). С. 85-90. EDN: OIRPWN
Михайлова В.Е. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. Омск, 2008. 239 с. EDN: NQDJSF
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 155-165. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO
Cherniaeva VP. Aktual'nye problemy formirovaniia i adaptatsii instrumentov upravleniia modeliu "Semia i shkola" = Actual problems of formation and adaptation of management tools of the “Family and School” model. Modern problems of science and education. 2013;(3):157-163. (In Russ.). EDN: SEGZRJ
Bordovsky GA. Sovremennoe uchitel'stvo i sovremennaia rossiiskaia sem'ia v poiskakh sotrudnichestva = Modern teaching and modern Russian family in search of cooperation. Bulletin of the Herzen University. 2011;(3):3-5. (In Russ.). EDN: NDAMND
Anisimova SA, Glushkova SI. Topical Issues of International Protection of the Rights of Children (on 30th Anniversary of Convention on the Rights of the Child). Bulletin of Liberal Arts University. 2019;(1):63-70. (In Russ.). EDN: ISCPMY
Ioanidi VA. Professional self-development of middle-aged adult learners: opportunities for psychological and pedagogical support. Vestnik of the Orenburg State University. 2021;(1):31-39. (In Russ.). https://doi.org/10.25198/1814-6457-229-31 EDN: NKMTAY
Mikhailova VE, Balandina LA. Building the capacity for intercultural communication in foreign language classes. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):36-43. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Astashova NA. Teacher in education: a look into the future. Vectors of psychological and pedagogical research. 2024;(1):33–51. EDN: KJCTAL
Ulyanova MV. Respect as a legal category and the principle of family rights and responsibilities. Saratov State Law Academy. 2020;(4):57-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2227-7315-2020-10100 EDN: OEFCNA
Mikhailova VE. Opportunities of children’s additional education in development of self-determination of adolescents and young adults. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2016;(8):98-100. (In Russ.). EDN: WITAHX
Kirkina EN, Shiryaeva YuG, Shchemerova NN. Etnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov posredstvom oznakomleniya s traditsiyami mordovskogo naroda = Ethnocultura l education of preschoolers through familiarization with the traditions of the Mordovian people. Pedagogicheskii zhurnal. 2024;14(1A):192-197. (In Russ.). https://doi.org/10.34670/AR.2024.73.22.049 EDN: NUBFJP
Gorbunova IA. Pedagogical culture as a phenomenon of social. Professional Education in Russia and abroad. 2011;(2):85-90. (In Russ.). EDN: OIRPWN
Mikhailova VE. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia obrazovatel'nogo partnerstva uchrezhdenii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniia detei = Organizational and pedagogical conditions of educational partnership of institutions of general and additional education for children. PhD thesis. Omsk; 2008. 239 p. (In Russ.). EDN: NQDJSF
Grokholskaya OG. Interaction of generations in the context of new risks of global transformation. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):155-165. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO
Aksanbekova ММ. Socio-pedagogical guidelines for updating the psycho-pedagogical education of parents. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(3):105-111. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_105 EDN: AUKVYH