Введение
Значение семьи в формировании личности велико. Семья закладывает в человека моральные качества, жизненные принципы и формирует целостную личность. Интенсивные процессы трансформации, происходящие в российском обществе последнего тридцатилетия, привели к изменению семейной идеологии в целом, в том числе целей, задач и содержания семейного воспитания [1].
Семья выполняет роль первого и важнейшего агента воспитания в жизни ребёнка и сохраняет своё ведущее положение в конкурентных условиях воспитательного воздействия внесемейных референтов, таких как дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, окружение ребенка, сверстники и т.д. Даже в подростковом возрасте, когда влияние семьи на ребёнка значительно ослабевает, ей так же принадлежит приоритет в осуществлении воспитательной функции.
Семейное воспитание является крайне сложным, комплексным процессом, который сочетает в себе большое количество целей и задач, стоящих перед родителями для проведения успешной социализации ребенка. Каждая семья выбирает свой подход в воспитании. Одни опираются на опыт воспитания их своими родителями, другие изучают литературу, чтобы выбрать более объективную модель, третьи действуют из своих соображений. Как бы то ни было, нельзя не учитывать тот факт, что воспитатель в детском саду перед трудоустройством проходит профессиональную подготовку, так как это трудоёмкий и очень тонкий процесс, требующий не только индивидуального подхода к каждому малышу, ребенку, подростку, но и большого объема знаний. В связи с этим хочу подчеркнуть факт, что будущим и действующим родителям просто необходимо пополнять свой багаж знаний касаемо воспитательной работы своих будущих или настоящих детей, дабы избежать негативных последствий.
Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов [2, c. 51]. Соответственно, формирование личности ребенка и его социализация напрямую зависит от системы семейного воспитания.
Обзор литературы
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что сопровождающим элементом семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям [3]. Под оптимальным типом воспитания мы понимаем воспитание, направленное на формирование психологической безопасности ребенка.
Работы, освещающие данную проблематику разнообразны: «Психологическая безопасность ребенка: как не вырастить невротика» Е. Васильевой, «Hold On to Your Kids: Why Parents Need to Matter More Than Peers» Гордона Нойфельда и Габора Мате, где подробно рассматривается важность привязанности и близости с родителями для формирования уверенности в себе и психологической устойчивости ребенка. Авторами данной статьи проанализированы работы Д. Сигела, Т. Пейн Брайсон, Е.Н. Романовой, B.K. Barber, в которых доказывается негативное влияние психологического давления и контроля со стороны родителей на психологическое благополучие детей.
В качестве основных условий, обеспечивающих оптимальный тип семейного воспитания, ученые выделяют искреннюю любовь к ребенку, последовательность в поведении, единство требований со стороны окружающих взрослых, адекватность воспитательных мер, наказаний, невключение в конфликтные отношения взрослых [4]. Все перечисленные требования направлены на то, чтобы обеспечить ребенку теплоту и надежность атмосферы, что является залогом его внутреннего спокойствия и стабильности психики, т.е. основанием психологической безопасности его личности [5].
Сегодня вопросами семьи занимаются многие науки, например, педагогика, психология, право, экономика, социология, демография и другие. Исходя из своей специализации, каждая из наук исследует те или иные стороны ее развития и функционирования. Педагогика рассматривает воспитательную функцию современной семьи с точки зрения целеполагания, методов и приемов воспитания, прав и обязанности родителей, взаимодействия с социальными институтами.
Современные исследователи определяют цель семейного воспитания как «формирование качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути» [6]. Несмотря на это родители и другие участники воспитательного процесса могут корректировать воспитательные цели, опираясь на собственный опыт, представления о «воспитанном человеке», или опираясь на общественные взгляды на процесс воспитания ребенка.
Материалы и методы
Для решения задач исследования был применен теоретический метод, который позволяет систематизировать информацию. В качестве инструментария использовались: анализ педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме; методы систематизации. Дополнительные источники: научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия», журнал «Вопросы психологии», Ресурсы психологических центров и организаций, работающих с семьей и детьми.
Результаты исследования и их обсуждение
Основными задачами семейного воспитания являются:
сохранение здоровья ребенка, поддержка его природно-естественных сил;
забота о самореализации потенциала, задатков, склонностей ребенка (развитие творческой воли, способностей, стремления к творческой деятельности);
всесторонняя помощь в социализации ребенка (забота о его социальном статусе, образовании, нравственном достоинстве, соблюдение гражданских прав и обязанностей);
формирование опыта эмоционально-нравственных отношений (развитие души, добросердечности, отзывчивости, ответственности);
трудовое воспитание, помощь в выборе профессии, профориентация (развитие трудолюбия, способов самостоятельного, ответственного труда, поддержка в профессиональном выборе);
забота об общекультурном и информационном развитии, обеспечение социальной компетентности ребенка (развитие интеллекта, ума, сознания, способов самоорганизации поведения);
половое воспитание, подготовка детей к будущей семейной жизни (поддержка желания к продолжению рода, умений ведения домашнего хозяйства, помощи родным и их защиты) [7].
И.Ф. Дементьева в ходе своих исследований выделила девять основных принципов семейного воспитания:
Принцип системности говорит о порядке воспитательных действий, упорядоченных в систему, с учетом мнения родителей, детей и других членов семьи в единой воспитательной парадигме. Если иметь общую воспитательную позицию семьи, то можно добиться наибольшей эффективности в семейном воспитании.
Принцип вариативности воспитания предполагает учёт индивидуальности ребенка и разнообразия ценностей различных семей. Вариативность воспитания в семье может выражаться через следующие компоненты:
многообразие типов семей;
различие в методах воспитания;
ценностные ориентации;
психологический климат;
потребности семей и т. д.
Принцип комплексности, основанный на едином содержании и форме воспитательных действий в парадигме общей ценностной идее семьи, позволяет сформировать личность ребенка, которая будет ориентирована как на семейные ценности, так и на ценности общества, в котором находится семья.
Гуманистическая направленность семейного воспитания – принцип, позволяющий создать благоприятные условия для формирования личности ребенка, когда родители относятся к ребенку как к равноправному, самостоятельному члену семейного коллектива.
Принцип природосообразности воспитания говорит о гармоничном сочетании поведенческих желаний и проявлений с правилами жизни ребенка и формирование целесообразного отношения к окружающей действительности.
Принцип культуросообразности – учёт общечеловеческих ценностей и норм, нахождение баланса в современном мире.
Принцип диалогичности в семейном воспитании предполагает равноправное взаимодействие воспитателя и воспитуемого. Принцип схож с принципом гуманистической направленности и говорит о том, что нужно проявлять внимание и уважение к воспитуемому, корректировать воспитательный процесс, учитывая индивидуальные запросы воспитуемого. Иными словами, данный принцип ориентирует процесс воспитания в сторону «субъект-субъектных» отношений, а не «субъект-объектных».
Принцип личностной ориентированности воспитания в семье – процесс семейного воспитания должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных интересов ребенка и его развитие. Такое воспитание позволяет сформировать независимую личность ребенка, социально зрелого индивида.
Принцип учёта интересов социального окружения предполагает адаптацию личности ребенка к условиям окружающей внешней среды в процессе его развития. В таком случае, залогом успеха в воспитании является уровень согласованности личностных и ценностных установок родителей с правилами динамично развивающегося общества.
Л.Н. Филиппова и Ю.М. Щербакова выделяют следующие принципы в воспитании детей:
Учёт интересов, желаний и потребностей ребенка, проявление к нему уважения и интереса.
Создание обстановки, в которой ребенок будет ощущать себя полноправным членом социального окружения.
Формулировка требований с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Обеспечение эмоционального, душевного и физического комфорта со стороны родителей к ребенку.
Оказание своевременной помощи и поддержки при возникновении у ребенка сложной ситуации.
Принятие достоинств и недостатков ребенка в качестве его индивидуальности.
Реальность такова, что все семьи можно разделить на две группы: полные и неполные. Соответственно, условия воспитания в таких семьях отличаются. В большинстве случаев, неполная семья является т.н. «материнской», т.е. состоит из матери и ребенка или нескольких детей, что сказывается на формировании целостной личности ребенка.
О.В. Лишин [8] считает, что все семьи можно разделить на три основные категории:
семьи, которые хотят и могут воспитывать своих детей. В целом, эти семьи социально благополучны, их ошибки в воспитании, в основном, несущественны. Соответственно, с такими родителями можно взаимодействовать через педагогов и психологов;
семьи, имеющие желание правильно воспитывать своих детей, но у них это не получается, потому что в таких семьях «царит» напряженность, неорганизованность и озабоченность внутренними конфликтами. Ошибки и промахи взрослых в подобных семьях, как правило, сильно сказываются на воспитании ребенка;
семьи, не разделяющие общественные ценности. Они находятся в зоне так называемого «социального риска» и не могут полноценно воспитывать своих детей вследствие того, что между такой семьей и обществом происходит конфликт ценностей.
Психологическое здоровье детей напрямую зависит от того, какие взаимоотношения складываются в семье между родителями и ребенком. В первую очередь они закладывают основу обеспечения психологического здоровья и безопасности ребенка. Степень эмоциональной связи между членами семьи зависит от того, как сильно близки и честны будут отношения у родителей между собой и, соответственно, ребенком [9].
Анализируя процесс семейного воспитания можно увидеть связь между ним и психологической безопасностью личности ребенка. Полагаем, что в разных типах семейного воспитания существуют условия:
- одинаково влияющие на психологическую безопасность: любовь и принятие ребенка родителями, стабильность в семье, предсказуемые правила и нормы поведения, открытое общение, поощрение самостоятельности;
- условия, которые характерны для разных типах семейного воспитания. Рассмотрим их подробнее.
1. Традиционная семья: Для нее характерны четкие роли и правила: родители ясно определяют свои роли и роли детей в семье, устанавливают правила поведения и ответственности. Стабильность и предсказуемость: ребенку знакомо окружение, он знает, что его ждут в семье, и может рассчитывать на поддержку родителей. Традиционные ценности: в семье передаются и воспитываются традиционные ценности – семья, патриотизм, трудолюбие, уважение к старшим. Взаимопомощь и единение: в традиционной семье часто господствует дух взаимопомощи и единения, дети чувствуют себя частью единого целого, что придает им чувство безопасности.
2. Неполная семья: Открытая коммуникация: важно откровенно обсуждать с ребенком ситуацию в семье, отвечать на его вопросы откровенно и честно. Поддержка родителя: одинокий родитель должен демонстрировать ребенку свою любовь и поддержку, уделять ему достаточно времени и внимания. Расширение социальных связей: важно включить ребенка в социальные группы, где он сможет найти поддержку и общение: школьные кружки, спортивные секции, клубы по интересам. Сотрудничество с другим родителем: если есть возможность, важно сохранить позитивные отношения с другим родителем и организовать взаимодействие во благо ребенка.
3. Многодетная семья: Справедливое распределение внимания: важно уделять внимание каждому ребенку в семье, не выделяя кого-то особо или не забывая о ком-то. Создание семейных традиций: совместные традиции и ритуалы способствуют сплочению семьи, создают ощущение принадлежности и уверенности у детей. Взаимопомощь и сотрудничество: важно воспитывать у детей чувство ответственности и взаимопомощи друг к другу, что поможет им чувствовать себя в безопасности в семейной среде.
4. Приемная семья: Прозрачность и честность: важно быть откровенным с ребенком о его прошлом, объяснить причины появления в новой семье, и создать атмосферу доверия и открытости. Стабильность и предсказуемость: важно создать для ребенка стабильную и предсказуемую среду, где он будет чувствовать себя в безопасности и может рассчитывать на поддержку родителей. Индивидуальный подход: учитывать индивидуальные особенности ребенка, его опыт, ценности и нужды.
Заключение
Исследование условий формирования психологической безопасности личности ребенка связано в потенциальной разработкой новой модели формирования психологической безопасности ребенка в семье. Эта модель может включать в себя описание ключевых компонентов (например, отношения родителей к ребенку, стиль воспитания, семейные традиции, границы поведения), а также механизмы взаимодействия между ними, способствующие развитию чувства безопасности у ребенка. Также важно а дальнейшем выявление специфических условий формирования психологической безопасности в разных типах семей (полная, неполная, многодетная, приемная), так как это может указать на особенности воспитательного процесса, обеспечивающего максимальную защищенность ребенка.
Дементьева И.Ф. Изменение принципов семейного воспитания в условиях глобализации // Теории и проблемы политических исследований. 2016. № 2. С. 57-67. EDN: WCEYED
Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. 71 с.
Малкина С.Е. Семейное воспитание // NovaInfo.Ru. 2017. Т. 1 № 65 С. 383-386. EDN: YMVCPP
Abu-Ras W. Psychological wellbeing: Understanding risk and protective factors // Handbook of Arab American psychology / (eds.) M.M. Amer, G.H. Awad. New York: Routledge, 2015. P. 175-187.
Арутюнян А.К. Родительская опека как фактор формирования безопасного поведения ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 30-2. С. 215-220. EDN: XEIHHZ
Мухатаева Ж.А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. Пермь, 20-23 мая 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 180-182. EDN: VMQWBH
Бабасиева Э.А., Раджабова К.Р. Психология семейного воспитания как психолого-педагогическая проблема // Актуальные вопросы психологического состояния общества как фактора общего благополучия: сборник материалов II Межрегиональной науч.-практ. конф. Дербент, 22 ноября 2021 г. Махачкала: Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный ун-т», 2021. С. 186-193. EDN: VBMHLO
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие / под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Академкнига, 2003. 332 с.
Иванова Е.А., Иванова А.Е. Семья как фактор психологического здоровья детей // Молодой ученый. 2019. № 46 (284). С. 385-387. EDN: GUNHPQ
Dementieva IF. Changing the principles of family education in the context of globalization. Teorii i problemy politicheskikh issledovanii. 2016;(2):57-67. (In Russ.). EDN: WCEYED
Luzina LM. (ed.) Slovar' pedagogicheskogo obikhoda = Pedagogical vocabulary. Pskov: Perm State Humanitarian and Pedagogical University Publ.; 2003. 71 p. (In Russ.).
Malkina SE. Semeinoe vospitanie = Familially. NovaInfo.Ru. 2017;1(65):383-386. (In Russ.).EDN: YMVCPP
Abu-Ras W. Psychological wellbeing: Understanding risk and protective factors. In: Amer MM, Awad GH. (eds.) Handbook of Arab American psychology. New York: Routledge; 2015: 175-187.
Arutiunian AK. Roditel'skaia opeka kak faktor formirovaniia bezopasnogo povedeniia rebenka = Parental care as a factor in shaping a child's safe behavior. Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2016;(30-2):215-220. (In Russ.). EDN: XEIHHZ
Mukhataeva ZhA. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy semeinogo vospitaniia = Psychological and pedagogical foundations of family education. In: Problemy i perspektivy razvitiia obrazovaniia: Materialy II Mezhdunar. nauch. konf. = Problems and Prospects of Education Development: Materials of the II International Scientific Conf. 20-23 May 2012, Perm. Perm: Merkurii Publ.; 2012. p. 180-182. (In Russ.). EDN: VMQWBH
Babasieva EA, Radzhabova KR. Psikhologiia semeinogo vospitaniia kak psikhologo-pedagogicheskaia problema = Psychology of family upbringing as a psychological and pedagogical problem. . In: Aktual'nye voprosy psikhologicheskogo sostoianiia obshchestva kak faktora obshchego blagopoluchiia: sbornik materialov II Mezhregional'noi nauch.-prakt. konf. = Actual Questions of Psychological State of Society as a Factor of General Well-Being: Collection of Materials of Ii Interregional Scientific-Practical Conf. 21 November 2021, Derbent. Makhachkala: Derbent branch of “Moscow Pedagogical State University”; 2021. p. 186-193. (In Russ.). EDN: VBMHLO
Lishin OV. Pedagogicheskaia psikhologiia vospitaniia = Pedagogical psychology of education. Feldshtein DI. (ed.) Moscow: Akademkniga Publ.; 2003. 332 p. (In Russ.).
Ivanova EA., Ivanova AE. Sem'ia kak faktor psikhologicheskogo zdorov'ia detei = Family as a factor of psychological health of children. Molodoi uchenyi. 2019;(46):385-387. (In Russ.). EDN: GUNHPQ
Рюмина Т.В., Сергеев Н.В. Условия формирования психологической безопасности личности ребенка в процессе семейного воспитания // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 4. С. 123-128. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_123 EDN: BZNGHT
Ryumina TV, Sergeev NV. Conditions of formation of psychological safety of the child's personality in the process of family upbringing. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(4):123-128. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_123 EDN: BZNGHT