Введение
Одним из тревожных вызовов современного мира является проникновение ложно либеральной идеологии глобализма в сознание подрастающей молодежи, как через глобальные сети интернета, так и через образовательные институты. Эти процессы напрямую касаются становления мировоззрения современного подрастающего поколения. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Социальное, психологическое и цифровое противостояние поколений, связанное с глобальными вызовами и ситуацией трансформации мирового сообщества сегодня, ведет к разрушению важнейшего жизненного механизма преемственности опыта от старшего поколения к младшему [1]. Главная проблема на пути восстановления этого механизма взаимодействия поколений состоит в преодолении разрыва в понимании ими собственных целей развития и ключевых жизненных приоритетов. И только цивилизация, в которой полноценно функционирует механизм передачи опыта на основе исторической преемственности, становится жизнеспособной, мудрой и жизнестойкой.
Материалы и методы
В ходе исследования были применены следующие методы: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эмпирической базой исследования являются большие социальные группы, дифференцированные по возрасту относительно значимого социокультурного события – цифровизация, в ходе которого сменяется ментальность и ценностные ориентиры. Использовались данные исследований последних пяти лет социологов, психологов, педагогов, в которых объектами исследований выступали советские поколения, а также современное поколение школьников и студентов.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью разрушить нашу страну изнутри, воздействуя на молодежь, недружественными странами против России сегодня применяются разного рода стратегии гибридных войн (информационные атаки, кибертехнологии, открытые акты террора и провокационной лжи и пр.). При этом основной упор западных служб в работе с молодежью делается на разрыв связей молодого и старшего поколений нашей страны через забвение и переписывание истории России, искажение фактов исторического подвига народа, принижение чувства патриотизма и гордости за свою страну, через глумление над гуманистическими традициями, верой и миссией русского народа.
В чем состоит разница в понимании молодыми и старшими поколениями целей и ключевых жизненных приоритетов? Сегодня молодое поколение считает несомненным тот факт, что любая личность должна жить в этом мире достойной жизнью. Молодые люди считают это правильным и справедливым, с чем нельзя не согласиться. Отметим, что точно также верит в справедливую жизнь и стремится к ней старшее поколение, однако понимание молодыми и старшими ключевых жизненных приоритетов, путей достижения качества жизни не всегда одинаковое [1].
Старшие поколения видят успех своей жизни в собственном интеллектуальном или физическом вкладе в развитие своей страны, своего народа, в созидательном полезном труде. Они, в своем большинстве, уважают память и историю страны, чтят трудовые и военные подвиги, ценят патриотизм своего народа, почитают культуру и традиции семьи, понимают и принимают особенности менталитета других людей.
Молодые же, в большинстве своем, связывают успех своей жизни с мечтами о собственной успешности, хотят, чтобы жизнь их была удобной и комфортной, интересной и насыщенной событиями, мечтают быть стильным, образованным, внешне привлекательным, хорошо одетым человеком, имеющим хорошую работу и собственный бизнес, свое жилье. Казалось бы, что в этом плохого? Однако в подавляющем большинстве своем молодежь связывает свою стратегию самореализации и жизненный успех с потреблением, с прагматическими ценностями, с достижением быстрого материального успеха и благополучия. Зачастую им неважно, в какой стране этот успех будет достигнут: в России или на Западе [2].
Одной из причин такого разрыва в понимании жизненных целей и стратегий «отцов» и «детей» видится тот факт, как нами отмечалось выше, что в условиях нынешнего политического, идеологического противостояния и борьбы за экономические и людские ресурсы ведущих держав, идет непрерывная «информационная прошивка» незрелого сознания подрастающего поколения нашей страны, которое, в силу нехватки знаний и опыта с доверием реагирует на красивые психологически подготовленные сетевые контенты и ложные обещания западных «кураторов». В результате молодежь оказывается в плену обмана, заблуждений, ложных суждений и эта ложь, как мы зачастую наблюдаем сегодня, определяет направление ее мотиваций, предпочтений и становится определенной направленностью деятельности подрастающих поколений.
Идеологам западного либерализма удается, используя разнообразные, зачастую противоправные способы воздействия, завоевать симпатии и лояльность молодежи, поскольку ими широко задействованы цифровые технологии, сетевой ресурс, а эта среда, как известно, является основным пространством самовыражения современного поколения Z. В результате сегодня достаточное количество молодых специалистов, в поисках удовлетворения названных выше стремлений и реализации собственных амбиций, покидают свою страну с целью поиска «лучшей жизни».
Слабое знание и представление молодежи о важнейших периодах истории своей страны, победоносных фактах патриотизма русского народа, незнание и недооценка победоносных периодов научных открытий, успехов школы и образования страны, достижений развернутого строительства и др., способствует тому, что подростки и молодежь поколения Z, с подачи западных апологетов, склонны давать в целом неадекватную оценку всего исторического прошлого России, делать ложные выводы и верить, что ничего по-настоящему значимого в прошлом ее не было.
А в ситуации, когда ничего значительного в истории своей страны молодые не видят, процесс дальнейшего развития их личности идет в направлении их деструктивной социальной недоразвитости, деградации социально-психологической зрелости, размытости нравственных и этических представлений, непринятия морали и ключевых общечеловеческих ценностей. В результате возникают «желеобразные», скользкие личности, которые утрачивают собственный нравственный стержень, чувство родины и истинной ответственности за свою землю, за родных, за земляков, но при этом, взращивают в себе псевдопатриотизм, гипернациональное чувство «обиды за нацию». Так появляются молодые люди, которые, в силу социальных, возрастных, психологических особенностей, становятся наиболее податливыми в плане влияния на них идеологии экстремизма.
Потеря взаимопонимания и взаимосвязи «отцов» и «детей» усугубляется еще и существующим достаточно значимым цифровым разрывом молодых и зрелых поколений, который способствует разделению их целей, интересов и жизненных стратегий. Ведь нельзя не заметить, что в сетевой реальности параллельно существуют: молодое поколение, чувствующее себя особо продвинутым в области информационных технологий из-за своих широких возможностей ориентироваться в этой новой среде, и, как часть сетевой общности – старшее поколение, которое более или менее может ориентироваться и успешно адаптироваться к жизни в сетевой среде, но при этом, обладает значительным социальным жизненным опытом.
Возникает проблема несоответствия возможностей освоения сетевого пространства, с одной стороны – «продвинутым» поколением Z, с другой – старшими поколениями, к которым относятся подавляющее число учителей, родителей, людей из жизненного окружения современных детей и подростков. Уже сегодня начинает проявляться перспектива доминирования «цифрового поколения», представители которого обладают образовательно значимой спецификой в когнитивной, эмоционально-волевой, социальной сферах [3]. Это также порождает некоторое противостояние у представителей разных поколений.
Вызывает тревогу тот факт, что под воздействием инфо-коммуникационных технологий высвечивается новая ситуация развития личности подростка, проявляющаяся в изменении высших психических функций (память, мышление, внимание), в изменении направленности и механизмов формирования личности, форм взаимоотношений и коммуникации личности, способов поведения, стратегии деятельности и пр. Данные изменения порождают возникновение новых психологических феноменов: электронной зависимости, многозадачности, приватности и др. Мы наблюдаем сегодня, что подрастающее поколение становится все более электронно-, компьютерно-, Интернет- и мобильно-зависимым [4; 5].
Такая зависимость не без основания пугает многих родителей и учителей. Ведь, в соответствии с психо-физиологическим становлением подростков, речь, память, воображение, внимание, моторика должны пройти определенный путь развития, а избыточное потребление простого контента (например, фото ил клип в телеграмм-канале) может приводить к угнетению познавательных функций, критического мышления и коммуникативных качеств. При чтении лишь небольших сообщений в мессенджерах соцсетей, мозг не получает нужной нагрузки и деградирует. В результате обучающимся бывает сложно удерживать в памяти длинные предложения и тексты. У врачей для обозначения подобных явлений уже появился термин – «цифровая деменция»[1].
Сказанное выше вызывает закономерную тревогу еще и по причине возникающих дополнительных рисков, связанных с недостаточным пониманием в обществе сути и последствий цифрового противостояния поколений «отцов и детей». Ведь именно отсюда и возникают все нынешние сложности поиска точек сближения поколений, у молодежи возникает нежелание и даже невозможность такого сближения из-за растущей утраты доверия молодых к миру взрослых [6].
Истоком гармоничного взаимодействия поколений и успешного созидательного развития любого общества является образование личности, которое посредством функционирования механизма передачи опыта от старших поколений младшим, учит мудрости, позволяющей нашим детям, то есть молодому поколению «обходиться без нас» [7, с. 3].
Оценивая нынешнюю ситуацию в образовании, отметим, что сегодня ложно либеральная глобалистическая идеология, связанная со снижением требований к уровню образованности личности, со свободой и раскрепощенностью, с подачи наших «западных коллег и партнеров», все больше проникает в систему образования России и стран постсоветского пространства: все свободны в выборе пола, страны, языка, истории страны, традиций своих предков, религии и пр. Это порождает системный сбой в работе механизма преемственности опыта поколений, а значит сбой в ключевом смысловом контексте образования и воспитания личности в целом, который выражается в появлении людей без рода и племени, без веры и святости в душе, без памяти о созидательном и героическом прошлом страны.
Причинами такого явления, в ряду других, отметим недостатки и упущения в образовании и воспитании нашей молодежи: недостаточный акцент в вопросах духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания, просвещения в плане уважения к истории страны, недостаток положительных идеалов, большое количество ложных кумиров и др.
Так, мы наблюдаем сегодня, что наше историческое образование в школе и вузе, наши СМИ и телевидение не всегда дают адекватную и достоверную позитивную картину исторического прошлого, не дают оценку той жестокой правды войн и побед. Чаще всего в создаваемых исторических кинокартинах преобладают негативные стороны прошлой жизни страны, в учреждениях образования, в СМИ не дается истинной справедливой оценки деяний лживого Запада, который на протяжении многих веков стремился уничтожить нашу страну и разделить ее богатство.
Вопросов появляется много. Почему у нас в стране идет повсеместная американизация кинематографа? Почему мы наблюдаем сегодня преобладание потока зарубежных фильмов с сомнительными нравственными картинками и духовными установками? Кто отвечает за новые российские фильмы о Великой Отечественной войне с перегибами в сторону негативной оценки сталинизма и замалчивания позитивных сторон того периода в стране?
На все эти вопросы нашему старшему поколению – педагогам-историкам в школах и вузах, воспитателям и управленцам системы образования нужно найти принципиальные и адекватные ответы, чтобы ненавязчиво донести и помочь молодому поколению понять правду о своей стране, что будет способствовать постепенной адаптации молодых людей к традиционной российской культуре.
Кроме того, поскольку в последние десятилетия приверженцы либерально ориентированного образования выстроили всю образовательную систему на тестах – «сдал-забыл», стало очевидным, что подростки и молодые люди перестают размышлять, анализировать, рефлексировать и ставить собственные цели развития. Они очень редко задумываются над тем, для чего они живут, какое у них предназначение в жизни, что они могут сделать позитивного для своих близких, своего народа и страны. Вся ирония состоит в том, что некоторые подростки не считают нужным и не видят причины усложнять свою жизнь привычкой рефлексировать. Вся необходимая информация есть у них в гаджете. Зачем им думать о том, для чего они живут, каково их предназначение на Земле? У них, зачастую, даже нет собственных целей, ориентиров, приоритетов в жизни и будущей деятельности. Задача нашего общества в целом и педагогического сообщества, в частности, дать подрастающим поколениям эти ориентиры для постановки целей и построения собственной жизненной стратегии самореализации.
Таким образом, существующее социальное, психологическое и цифровое противостояние поколений, связанное с ситуацией глубоких преобразований и тревожных трансформаций, происходящих в мировом сообществе сегодня, ведет к разрыву важнейшего жизненного механизма преемственности поколений, преемственности содержания и смыслов саморазвития каждого человека и, в результате, порождает безразличие и безверие, ненависть и бездуховность формирующейся личности, потерю ею своей идентичности.
Решение проблемы восстановления преемственности опыта поколений видится в развитии образования, а также в разработке стратегических линий развития и самореализации человека. Главным потенциалом и ключевой фигурой в решении вопросов преобразования личности, в перестройке сознания человека, в становлении духовного мира личности, во все времена и сегодня был и есть – учитель. Важно сегодня понять главное – в условиях сущностной перестройки общества и обновления образования и воспитания, нужен новый учитель. Правильно выделить и реализовать ключевые акценты развивающегося образования и воспитания личности – задача наставника, отвечающего запросам современной политической и социально-культурной ситуации, требованиям и запросам образовательного сообщества на высокую нравственную себестоимость педагога, заказу общества на духовную безопасность подрастающего поколения [8].
Развивающееся и развивающее образование – это открытый путь распространения знаний в обществе, это творчество, «искусство», сотворение, реализация ожиданий и возможностей каждой личности. Стратегическим направлением реализации нового педагогического мышления, видения траектории развития личности как субъекта образовательного процесса, является линия на самоопределение и самореализацию. Важнейший посыл обеспечения самореализации личности в условиях новых вызовов современного динамично развивающегося мира, стремительно меняющейся технико-технологической реальности, а также в условиях постановки новых жизненных и образовательных задач, состоит в необходимости выстроить развивающуюся систему образования, направленную на становление человека, его развитие и «самостроительство» при обеспечении возможностей развития субъектности каждой личности.
Такое самостроительство человека нужно рассматривать как способ сборки его индивидуальности через собственные навыки оценки жизненной реальности, понимание своих запросов и возможностей, осмысление целей, которые ведут к построению стратегии собственного развития личности, и, что важно, через соотнесение этих запросов с целями и запросами рядом живущих людей. Все это и будет способствовать обеспечению конструктивного диалога и взаимодействия обучающихся и педагогов, детей и взрослых, пониманию молодыми и старшими поколениями ключевых жизненных смыслов, нравственных приоритетов, правильному осмыслению путей достижения качества жизни.
В условиях преобразований современной реальности на пути преодоления обозначенных глобальных вызовов и рисков современного мира, нами выделены методологические акценты обновления сущностных параметров развивающегося образования, придающие новый смысл процессу воспитания и самореализации личности, способствующие новому видению направлений развития образовательных и воспитательных систем сегодня. Среди них:
восстановление механизма преемственности опыта через поиск точек сближения жизненных стратегий поколений, через поиск смыслового контекста взаимосвязи поколений, ключевым конечным смыслом которого становится воспитание патриотизма [1];
изменение расстановки приоритетов в образовательном и воспитательном процессе, а именно: уход от тезиса «ученик - главное лицо», к реализации посыла: «учитель - центральная и авторитетная фигура» в процессе образования и воспитания личности;
постановка цели воспитания и развития личности на пути ее самореализации должна осуществляться через определение смысловых и ценностных аспектов содержания, включающих гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание на традициях российской цивилизации;
обновлению традиционного ценностного набора народа (патриотизм, честный труд и служение Отечеству, вера в добро и справедливость, основы традиционной семьи и пр.) будет способствовать восстановление механизма преемственности исторического опыта, взаимодействие поколений, преодоление их разделения и противостояния [1];
утверждение и развитие новых подходов к определению возможностей самореализации личности, связанных с расширением понимания процесса воспитания человека в свете традиций российской цивилизации, как коллективного, строгого, разнонаправленного и сориентированного на субъектность личности;
обоснование обновленных на основе ретроспективы в прошлое подходов к построению содержания и технологий образования и воспитания, базирующихся на лучших традициях российской цивилизации (знания и совершенная нравственность, патриотизм – высшая добродетель человека, традиционно-консервативные основы образования и воспитания, предполагающие разнонаправленность развития, строгость и интерес к личности ребенка, коллективный характер воспитания и пр.).
Обозначенный методологический инструментарий, идеи и подходы реализации воспитательной составляющей образовательной системы, можно позиционировать как ключевую линию построения развивающейся и развивающей человека системы образования. Повторимся еще раз, сегодня жизненно необходимо для нашей страны упредить процесс деградации и разрушения механизма передачи опыта от старших поколений к младшим, за который несет ответственность наше отечественное образование. На этом пути одной из актуальных задач развивающегося и развивающего личность образования является решение проблемы взаимодействия молодых и старших поколений страны, преодоление разрыва в понимании ими собственных целей развития, самореализации и ключевых жизненных приоритетов.
Заключение
Важно понимать, что преемственность как концепция общественной и личной стабильности играет важную роль в формировании и укреплении культурной и социальной связи между различными поколениями. Выделенные методологические акценты высвечивают основные направления возрождения важнейшего механизма преемственности поколений, обозначают пути передачи многовекового ценного созидательного опыта, и через него – обеспечивают восстановление ценностного набора, набора главных смыслов существования личности, народов, человечества в целом.
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений как смысловой контекст самореализации личности // Педагогика. 2022. Т.86. № 10. С. 38-45. EDN: AEFWJZ
Грохольская О.Г. Ценностная направленность личности как условие взаимодействия поколений сегодня // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 82-5. С. 28-33. https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-189 EDN: WAELAY
Солдатова Г.У. Цифровое поколение, или главный гуманитарный вызов взрослым в XXI веке // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3 (25). С. 3-6. EDN: ZXISSH
Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. № 8. С. 31-38. EDN: WYOTYV
Грохольская О.Г. Методологические особенности реализации смешанного обучения в обновленном пространстве школы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 7. С. 61-66. EDN: OLGYJS
Кудрявцев В. Дети не хотят жить со взрослыми, за которыми нет будущего [Электронный ресурс] // Вести образования. 4 февраля, 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego (дата обращения: 07.09.2023).
Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. 2-е изд. М.: Просвещение, 2007. 575 с. EDN: QVPLTH
Сергейцев Т.С., Куликов Д.Е., Мостовой П.П. Идеология русской государственности. Континент Россия. СПб.: Питер, 2021. 848 с.
Grokholskaya OG. Interaction of generations as a semantic context of personal self-realization. Pedagogika.2022;86(10):38-45. (In Russ.). EDN: AEFWJZ
Grokholskaya OG. Tsennostnaya napravlennost'' lichnosti kak uslovie vzaimodeistviya pokolenii segodnya = Value orientation of personality as a condition of interaction between generations today. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022;(82-5):28-33. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/trnio-02-2022-189 EDN: WAELAY
Soldatova GU. Tsifrovoe pokolenie, ili glavnyi gumanitarnyi vyzov vzroslym v XXI veke = The digital generation, or the main humanitarian challenge for adults in the 21st century. Akademicheskii vestnik Akademii sotsial'nogo upravleniya. 2017;(3):3-6. (In Russ.). EDN: ZXISSH
Grokholskaya OG. Humanistic orientation of the strategy of education development today. Pedagogika. 2016;(8):31-38. (In Russ.). EDN: WYOTYV
Grokholskaya OG. Methodological peculiarities of the implementation of blended learning in the renewed school space. Pedagogika. 2020;84(7):61-66. (In Russ.).EDN: OLGYJS
Kudryavtsev V. Deti ne khotyat zhit' so vzroslymi, za kotorymi net budushchego = Children don't want to live with adults who have no future. Vesti obrazovanija. February 4 2021. (In Russ.). https://vogazeta.ru/articles/2021/2/4/CHto_proiskhodit/16368-deti_ne_hotyat_zhit_so_vzroslymi_za_kotorymi_net_buduschego [Accessed 7th September 2023].
Anisimov VV, Grokholskaya OG, Nikandrov ND. Obshchie osnovy pedagogiki = General foundations of pedagogy. 2th ed. Moscow: Prosveshchenie; 2007. 575 р. (In Russ.).
Sergeitsev TS., Kulikov DE., Mostovoi PP. Ideologiya russkoi gosudarstvennosti. Kontinent Rossiya = Ideology of Russian statehood. Continent Russia. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2021. 848 p. (In Russ.).
Грохольская О.Г. Преемственность опыта поколений в анализе смыслового контекста образования // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 5. С. 172-178. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_172 EDN: GYUTIU
Grokholskaya OG. Continuity of generational experience in analysing the meaningful context of education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(5):172-178. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_5_172 EDN: GYUTIU