Введение. В контексте возрастания роли образования и науки в жизни общества и человека, идеи образования через всю жизнь конкретизируются в требованиях к дополнительному профессиональному образованию (ДПО). В работах И.Ю. Тархановой, О.А. Коряковцевой, М.В. Новикова обозначены характер преобразования ДПО, его научно-техническая и культурная стратегии, социальная значимость для всех групп граждан России. Ученые подчеркивают, что преимущества дополнительного профессионального образования основаны на использовании системы дистанционного образования, возможности обеспечивать вариативное, мобильное, параллельное, персонифицированное образование [1].
Материалы и методы: анализ нормативных документов, метод наблюдения и описания, контекстуальный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение. Нормативные и программные документы, в том числе Государственная программа РФ «Информационное общество»[1], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»[2] (срок реализации до 2025 года) явились основой для разработки дорожной карты развития дистанционного образования Многопрофильной Академии непрерывного образования (Академия). В рамках дорожной карты организации дополнительного профессионального образования определены направления повышения эффективности ДПО за счет использования новых информационных технологий, средств телекоммуникаций, создания баз электронных учебных и контрольно-измерительных материалов:
[1] Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество»: утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 // ГАРАНТ.РУ. URL: https://base.garant.ru/70644220/ (дата обращения: 01.12.2021).
[2] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 // ГАРАНТ.РУ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения: 01.12.2021).
1. Совершенствование организационной структуры факультета повышения квалификации и переподготовки кадров Академии. Это направление предполагает создание новых отделов:
- отдел разработки и сертификации ЭОИР, который готовит методики запуска ЭОИР, организует разработчиков по различным учебным дисциплинам, занимается экспертизой и сертификацией ЭОИР. Так, уже начата работа по созданию баз электронного контента по общеобразовательным дисциплинам с 1 по 11 класс. Это тексты, иллюстрации, видеоматериалы, из которых формируются электронные учебники по различным предметам. Предполагается, что отдел будет готовить образовательные мультимедиа объекты, осуществлять перевод их в цифровые форматы;
- отдел поддержки классов открытого доступа, который осуществляет консультации посетителей классов (учащихся, педагогов и других категорий граждан) в сфере использования информационных технологий и ресурсов.
2. Развитие сетевых образовательных ресурсов. В Академии используются учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана ДПО. Учебно-методический комплекс представляет собой набор web-приложений и служб, размещенных на Интернет-портал Академии. В состав УМК входят следующие элементы: модульная образовательная программа курса (Study Guide); рабочие учебники в т.ч. с мультимедийным сопровождением; электронные учебники, гипертекстовые учебные пособия; система практических заданий, тестовые задания, компьютерные практикумы; контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы; аудиозаписи. Планируется внедрение:
- виртуального лабораторного практикума для обучения преподавателей химии, биологии, физики из 4-6 лабораторных работ (не менее 10 вариантов заданий по каждой работе);
- тренинговых компьютерных программ психологического тестирования.
Также предполагается:
- дальнейшая модернизация УМК для работы в демонстрационном и рабочем режиме;
- разработка программного продукта (инструментария) для получения дополнительной компетенции, через предоставления образовательных модулей (по выбору). Такой дополнительный модуль обеспечивает индивидуальную учебную траекторию на основе готовых электронных учебных модулей и блока методической поддержки [2]. Это позволяет сделать применяемая система управления Академии, имеющая в своей основе LMS MOODLE, которая дает возможность управлять и очным и заочным обучением, интегрировать обучающие курсы, масштабировать контент. Например, такой модуль уже апробируется на востребованной теме «Обеспечение методической поддержки для формирования индивидуальных траекторий обучения детей (на примере области ИКТ)». Для этого слушатели выбирают нужную компетенцию на странице образовательного портала, где выложены подготовленный стеки (последовательности) электронных образовательных модулей (ЭОМ);
- разработка контрольно-измерительных материалов, разработанных в разных системах дистанционного обучения. АСТ – адаптивная система тестирования, которая эффективна в локальном режиме и может быть использована практически при любой форме обучения, за исключением дистанционной, готовится к запуску СМС – тестирование.
3. Использование мобильных информационно-коммуникационных технологий. Технологии в Академии обогащаются за счет использования специфических сервисов: чата, веб-сайтов; развиваются методы на основе гипертекста, гипермедиа, аудио- и видеофрагментов, виртуального практикума, компьютерных тренажеров и симуляторов. Так, слушателями Академии с 2018 года уже используются Форумы для проведения семинаров в сети по ДПП ПП «Менеджмент в сфере культуры и искусства», «Организация и содержание логопедической работы в дошкольной образовательной организации». Такие электронные семинары проводятся в режиме форумов, в распределенном времени по графику. План электронного семинара такой же, как традиционный, но коммуникация происходит через электронные устройства. Например, на семинаре слушатели отвечают в письменной форме на вопросы преподавателя, и при этом ответы доступны для обозрения на всем участникам группы через личные компьютеры и телефоны.
4. Использование специализированных образовательных технологий: кейсы, вебинары, телекоммуникационные технологии, онлайновые специализации. Будет продолжена разработка массового онлайн-курса (с интерактивным участием и открытым доступом) для преподавателей, методистов, тьюторов учреждений высшего и среднего профессионального образования профиля по теме «Использование психологических знаний в процессе обучения иностранных языков». Автор курса – специалист по созданию онлайн и оффлайн проектов, доктор психологии, магистр социологии и психологии, преподаватель иностранных языков. В демонстрационном режиме доступен электронный учебник, анонс виртуальных практических работ, блок контроля. Если выбран рабочий режим, то преподаватель вносит учетную запись и индивидуальный план слушателя. В этом режиме все действия слушателей фиксируются, автоматически оцениваются и ранжируются. Сетевая поддержка онлайн курса осуществляется с использованием телекоммуникационных средств – электронной почты, чата, видеоконференции. При этом преподаватель использует технологии работы с информацией (скрайбинг, интеллект-карты, скетч, временные шкалы).
Заключение. Названные направления отражают порядок развития ДО и ориентированы за закрепление и улучшения уже имеющихся результатов организации:
- реализацию учебного процесса с применением электронного образования, системы дистанционного обучения, размещенной на Интернет-портале Академии (https://mano.pro/);
- построение ДПО по блочно-модульному принципу; модель учебного плана, которая позволяет учитывать конкретные запросы слушателей и наполнять вариативную часть программы содержанием «под заказ»;
- функционирование 30% УМК в двух режимах: демонстрационном и рабочем. Это апробируется на ДПП ПП «Педагогическое образование: английский/немецкий/французский язык в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС».
В ближайшее время готовятся организация занятий в очном режиме с тьютором и очно-заочном с преподавателем на основе сетевых и спутниковых технологий. Занятия в системе дистанционного обучения будут построены на основе средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет – веб-квестов, телеконференции, виртуальных дискуссий.
Гончар Л.Л., Дзюбенко О.Л., Копытин И.А. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в военных вузах // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 3-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_3
Гам В.И., Михайлова В.Е. Сетевое взаимодействие как формат организации дополнительного профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2. С. 92-96. https://doi.org/10.24158/spp.2020.2.16
Gonchar L.L., Dzyubenko OL, Kopytin I.A. Pedagogical Features Of Organization Of Distance Education In Military Universities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5);3-13. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_3
Gam V.I., Mikhailova VE. Networking as a form of organization of additional vocational education. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2020;(2):92-96. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2020.2.16
Гам А.В. Комплекс технических и методических инструментов в работе организации ДПО // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 19-25. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_19
Gam A.V. A Set of technical and methodological tools in the work of the DPO organization. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):19-25. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_19