Введение
В настоящее время существует множество методик обучения иностранным языкам. Например, обязательные уроки в школе и других образовательных учреждениях. Или это может быть самостоятельное изучение языка, обучение с помощью программного обеспечения, различных мобильных приложений и множество других возможностей, доступных благодаря развитию технологий. Но далеко не каждый, кто изучает иностранный язык, достигает желаемого уровня владения. Мотивация и способ изучения могут являться решающим фактором, влияющим на достижение цели при изучении иностранного языка. Целенаправленное изучение позволяет сделать процесс наиболее эффективным. Но что делать, если вы недостаточно мотивированы? Или выбранный вами способ показал свою неэффективность? В таком случае говорят: “Fake it till you make it”. Притворяйся, пока у тебя не получится! Нужно, посмотреть на опыт людей, успешно изучавших иностранный язык, и следовать их методике. Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих успешному изучению иностранного языка, отличных от случаев с менее удовлетворительными результатами.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели была проанализирована литература различных баз данных, таких как Google Scholar и ScienceDirect. Поиск включал основные слова и словосочетания: “second language acquisition”, “effective factors for second language”. Кроме того, был проведен опрос, включающий 16 вопросов, разделенных на 3 группы: выявление демографических характеристик (возраст, пол, место проживания), опыт изучения иностранных языков, а также уровень владения и опыт участия в диагностическом тестировании. В опросе приняли участие 199 респондентов разных возрастных категорий, образования, места проживания, разным опытом изучения и уровнем владения иностранным языком.
Обзор литературы
Изучение иностранного языка – это весьма трудозатратный и длительный процесс [1]. В процессе обучения в учебном заведении, времени, которое отводится на изучение иностранных языков, бывает недостаточно, поскольку помимо иностранного языка в программе присутствуют иные обязательные и факультативные дисциплины [2]. Таким образом, для расширения возможностей для знакомства с иностранными языками для студентов очень важно уделять время внеклассному и самостоятельному изучению языка. В основе самостоятельного изучения языка лежит идея о том, что учащиеся берут под контроль свой собственный процесс обучения и принимают ответственность решая, что и как изучать язык [3]. В настоящее время многие студенты используют мобильные технологии для изучения иностранных языков вне учебной программы, самостоятельно, чтобы улучшить языковые компетенции. Учащиеся используют доступные для мобильных устройств приложения, такие как YouTube, Duolingo, Elza, Simpler, Busuu, Facebook и т. д., для создания собственной учебной среды. В этом процессе учащиеся могут получать поддержку (например, полезные мобильные приложения или учебные материалы) от фасилитаторов – таких как учителя, а могут и полностью самостоятельно инициировать процесс.
Мобильные технологии широко используются в изучении языков. Это позволяет учащимся получать доступ к информации в любое время и в любом месте [4], делиться своим опытом и пониманием, а также сотрудничать с другими учащимися или носителями языка [5], чтобы повысить свою успеваемость и интерес. В высшем образовании широко распространено изучение языка с помощью мобильных устройств. В Австралии, например, виртуальный мир «Китайский остров» был введен для эффективного вовлечения студентов, изучающих китайский язык, облегчения использования ими аутентичного языка и улучшения их учебного опыта [1]. В Китае многоцелевое мобильное приложение WeChat используется для развития навыков произношения, на основе отзывов автоматического распознавания речи (ASR) и/или сверстников [6].
Кроме того, в Японии сервисы потокового видео используются для обучения чтению, расширению словарного запаса и восприятию на слух при изучении иностранного языка [7]. В России в свою очередь самыми распространенными ресурсами для изучения иностранного языка являются такие популярные социальные сети, как Facebook, Twitter, LinkedIn, Google+, ВКонтакте и др., а также специализированные языковые соцсети (My Language Exchange, Lang-8, Italki, Interpals, Сonversation exchange) [8].
Еще одним замечательным достижением в сфере высшего образования за последние десятилетия стал экспоненциальный рост обучения английскому языку в англоязычных контекстах, для которых этот язык не является родным. На фоне растущей глобализации, обмена сотрудниками и студентами и мобильности рабочей силы, глобальных сравнений и рейтингов университетов курсы с преподаванием на английском языке получили широкое распространение в системе высшего образования по всему миру и стали стандартной стратегией для соблюдения политики интернационализации [9].
Помимо вышеперечисленных сервисов и платформ для изучения иностранных языков используются различные чат-боты с искусственным интеллектом (ИИ). Это программа, которая стимулирует естественный человеческий диалог с помощью функций текста или преобразования текста в речь с помощью обработки естественного языка (NLP) с использованием машинного обучения и подходов глубокого обучения. Помимо эффективности, одновременности и гибкости, растущая популярность диалоговых чат-ботов привлекла большое внимание к межличностному общению с пользователями, активному решению их проблем, проявлению эмпатии и обладанию своевременным чувством юмора. Исследования показывают, что чат-боты с ИИ, наделенные юмористическими и эмоциональными аспектами, повышают удовлетворенность пользователей [10]. Тем не менее, ограниченное количество исследований изучали непосредственно факторы, способствующие наиболее эффективному изучению иностранных языков и формированию положительного опыта у учащихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Всего в опросе приняли участие 199 человек. Возраст опрашиваемых варьировался от 11 до 75 лет. Были опрошены люди разных профессий и проживающих в разных странах (Россия, Таджикистан, Кыргызстан, Беларусь, Бельгия, Италия, США). Наибольшую часть респондентов составили студенты. Из них уровень владения иностранным языком выше среднего был у 22% респондентов, в то время как профессионально иностранным языком владели всего 16%, уровнем владения в совершенстве – 5%.
Статистические данные полученных результатов приведены в Таблицах 1–8, и на рисунках 1, 2.
Как показывают результаты исследования профессиональным уровнем владеет наименьший процент респондентов, а по CEFR (Common European Framework of Reference) уровень выше B1 имеют ⅕ часть опрашиваемых. Показательными являются такие факторы, как продолжительность и регулярность занятия. По результатам опроса продолжительность 1 занятия респондентов с продвинутым и профессиональным уровнем владения языка в среднем на 15 мин дольше, из них подавляющее большинство занимаются регулярно и используют язык в повседневной жизни. В то время, как большинство респондентов с меньшим уровнем занимаются нерегулярно, и только половина активно использует его в обыденной жизни. На начальных уровнях большее количество человек выбирают индивидуальные занятия. А количество респондентов, предпочитающих онлайн занятия независимо от уровня владения языка не превышает 20% процентов.
Согласно полученным данным, представленным на рисунке 1, подавляющее большинство изучали иностранный язык в формализованных учреждениях таких, как школа, институт и иные образовательные организации. И лишь небольшая часть опрошенных имели возможность полного погружения в среду, что не является гарантом овладения языком на продвинутом уровне.
Наиболее важными навыками, по мнению опрошенных, являются умение понимать и отвечать на иностранном языке (Рисунок 2). Однако умение писать, читать и интерпретировать контекстуальный подтекст собеседника также является значимым при изучении иностранного языка.
Заключение
Проведенное исследование и полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
- систематические занятия увеличивают эффективность изучения иностранного языка. Поэтому представляется целесообразным составление учебного плана;
- продолжительные занятия более эффективны при изучении иностранного языка. Учащиеся должны стремиться к тому, чтобы одно занятие длилось более 1 часа;
- эффективность изучения иностранного языка увеличивается, если полученные знания интегрируются в повседневную жизнь.
Полученные результаты могут быть приложены для создания программ, помогающих повысить эффективность процесса изучения иностранного языка. В дальнейшем будут проводиться исследования по определению наиболее популярных существующих образовательных интернет-платформ для изучения языков и определения их преимуществ и недостатков, и на основе этих данных планируется разработать автоматизированную систему помощи принятия решений для оптимизации процесса обучения иностранным языкам.
Wang Y., Grant S., Grist M. Enhancing the learning of multi-level undergraduate Chinese language with a 3D immersive experience - an exploratory study // Computer Assisted Language Learning. 2021. Vol. 34. No.1-2. Р. 114-132. https://doi.org/10.1080/09588221.2020.1774614
Richards J.C. The changing face of language learning: Learning beyond the classroom // RELC Journal. 2015. Vol. 46. No. 1. Р. 5-22. URL: https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/The-Changing-Face-of-Language-Learning-RELC.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
Merriam S.B., Bierema L.L. Adult learning: Linking theory and practice. San Francisco: Jossey-Bas, 2013. 320 p
Hsu H.T., Lin C.C. Extending the technology acceptance model of college learners' mobile‐assisted language learning by incorporating psychological constructs // British Journal of Educational Technology. 2022. Vol. 53. No. 2. Р. 286-306. https://doi.org/10.1111/bjet.13165
Kukulska‐Hulme A., Viberg O. Mobile collaborative language learning: State of the art // British Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 49. No. 2. Р. 207-218. https://doi.org/10.1111/bjet.12580
Dai Y., Wu Z. Mobile-assisted pronunciation learning with feedback from peers and/or automatic speech recognition: a mixed-methods study // Computer Assisted Language Learning. 2021. С. 1-24. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.1952272
Dizon G. Subscription video streaming for informal foreign language learning: Japanese EFL students’ practices and perceptions // TESOL Journal. 2021. Vol. 12. No. 2. С. e566. https://doi.org/10.1002/tesj.566
Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование блогов и социальных сетей в процессе обучения иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2019. №. 3 (108). С. 62-68 https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417 EDN: WMIGEH
Barrios E., López-Gutiérrez A., Lopez-Agudo L.A. Language-related perceptions: How do they predict student satisfaction with a partial English Medium Instruction in Higher Education? // Journal of English for Academic Purposes. 2022. Vol. 57. No. 1. С. 101121. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101121
Zhai C., Wibowo S., Cowling M. Work-in-Progress-Embedding cross-cultural humorous and empathetic functions to facilitate language acquisition // Immersive Learning Research Network (iLRN): 8th International Conference. Vienna: Fachhochschule des BFI Wien, 2022. С. 1-4.
Wang Y, Grant S, Grist M. Enhancing the learning of multi-level undergraduate Chinese language with a 3D immersive experience - an exploratory study. Computer Assisted Language Learning. 2021;34(1-2):114-132. https://doi.org/10.1080/09588221.2020.1774614
Richards JC. The changing face of language learning: Learning beyond the classroom. RELC Journal. 2015;46(1):5-22. https://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/The-Changing-Face-of-Language-Learning-RELC.pdf
Merriam SB, Bierema LL. Adult learning: Linking theory and practice. San Francisco: Jossey-Bas, 2013. 320 p.
Hsu HT, Lin CC. Extending the technology acceptance model of college learners' mobile‐assisted language learning by incorporating psychological constructs. British Journal of Educational Technology. 2022;53(2):286-306. https://doi.org/10.1111/bjet.13165
Kukulska‐Hulme A, Viberg O. Mobile collaborative language learning: State of the art. British Journal of Educational Technology. 2018;49(2):207-218. https://doi.org/10.1111/bjet.12580
Dai Y, Wu Z. Mobile-assisted pronunciation learning with feedback from peers and/or automatic speech recognition: a mixed-methods study. Computer Assisted Language Learning. 2021:1-24. https://doi.org/10.1080/09588221.2021.1952272
Dizon G. Subscription video streaming for informal foreign language learning: Japanese EFL students’ practices and perceptions. TESOL Journal. 2021;12(2):e566. https://doi.org/10.1002/tesj.566
Goltsova TA. Protsenko EA. Use of Blogs and Social Networks in Teaching a Foreign Language. Yaroslavl state pedagogical university named after K.D. Ushinsky. 2029;(3):62-68. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10417 EDN: WMIGEH
Barrios E, López-Gutiérrez A, Lopez-Agudo LA. Language-related perceptions: How do they predict student satisfaction with a partial English Medium Instruction in Higher Education? Journal of English for Academic Purposes. 2022;57(1):101121. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2022.101121
Zhai C, Wibowo S, Cowling M. Work-in-Progress-Embedding cross-cultural humorous and empathetic functions to facilitate language acquisition. In: Immersive Learning Research Network (iLRN): 8th International Conference. Vienna: Fachhochschule des BFI Wien Publ.; 2022. p. 1-4.
Милкова А.А., Тарасова А.Н. Выявление эффективных способов изучения иностранных языков // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2023. Т. 4. № 2. С. 81-87. https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_81 EDN: QUZCWN
Milkova AA, Tarasova AN. Identifying effective ways to learn foreign languages. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2023;4(2):81-87. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2023_4_2_81 EDN: QUZCWN