Экономическое образование и финансовая грамотность в общеобразовательной школе в рамках профориентационной работы со старшеклассниками

Авторы
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
2-9
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Данная статья посвящена профессиональной ориентации старшеклассников на экономические специальности в период обучения в общеобразовательной школе. Автор указывает, что получение экономических знаний, в том числе его прикладных аспектов, финансовой грамотности в системе профильного обучения весьма способствует успешной профориентационной работе. Также успешной профориентационной работе на экономические специальности способствует вовлечение учеников в активную деятельность: дискуссии, исследовательские проекты, ролевые и деловые игры, учебные экскурсии в системе «школа-ВУЗ-производство».
Ключевые слова
финансовая грамотность, профориентация, индивидуальный учебный план, экономическая подготовка школьников
Полный текст HTML

Вопросы повышения финансовой грамотности российских граждан и особенно учащихся школ и высших и средних учебных заведений, приобрели особую важность, направлены на формирование ответственного отношения к личным финансам, оптимизацию соотношение между сбережениями и потреблением, повышение инвестиционной активности в сочетании с обеспечением финансовой безопасности во взаимоотношениях с представителями бизнеса.

Повышению уровня финансовой грамотности уделяется большое и это направление причислено к числу ведущих направлений инвестиционного развития, конкурентоспособности российской экономики, стабильности развития финансовой системы, что отражено в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года [1]. В содержании Национальной программы в разделе о повышении уровня финансовой грамотности населения РФ указано, что финансовое образование молодежи необходимо начинать еще со школы, а «основы финансовой грамотности наряду с общеобразовательными предметами (в т.ч. русским языком, родной литературой, математикой и т.д.) являются знаниями, которые каждый учащийся будет использовать в своей повседневной жизни вне зависимости от своей дальнейшей профессиональной ориентации» [2].

В связи с тем, что школьные программы перегружены, включение вопросов финансовой грамотности в учебные планы образовательных учреждений рассматриваются в виде элементов экономических знаний в смежные предметы и использование факультативных курсов.

Современный рынок труда предъявляет повышенный спрос на качество подготовки трудовых кадров, что предполагает более раннее и точное профессиональное самоопределение молодежи.

Этому во многом призвана способствовать эффективно организованная профориентационная работа. Е.А. Климов полагает, что профессиональная ориентация является сложным и многоплановым явлением, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные с психологическими» [3]. Результат профессиональной ориентации выражается удовлетворенностью личности в профессии, реализации внутреннего потенциала в трудовой деятельности. Таким образом, на исход профориентационной работы способны повлиять объективные причины – уровень стабильности экономических систем, общая конкурентоспособность экономики страны, конъюнктура рынка, структура и развитость финансовых институтов в обществе и прочие, также субъективные факторы, зависящие от качеств личности в подростковом возрасте.

Цель профориентации в системе школьного образования состоит в организации правильного выбора выпускником школы своего жизненного пути, т.е. учебного заведения в соответствии с выявленными профессиональными склонностями. Исключить риск поступить в среднее учебное заведение или вуз по настоянию родителей (в т.ч. по финансовому состоянию семьи), «за компанию с друзьями», как частое явление по критерию достаточности баллов, но на другую специальность.

Одной из важнейших задач школы на ступени основного общего образование, предоставить учащемуся полноценное разностороннее общее образование, подвести его к осознанному жизненному самоопределению в социальном плане и в профессиональном выборе на этапе выхода из стен общеобразовательной школы. Задача усложняется необходимостью выбора учащимся дальнейшего индивидуального профессионального маршрута в случае решения перейти на следующую ступень образования.

На ступени среднего общего образования профориентационная работа строиться согласно выбранного профильного обучения, в процессе обучения уточняется индивидуальный маршрут, в интересующих направлениях организуются профессиональные пробы, получение начальных профессиональных навыков.

Главное для старшеклассника – стремление к более точному выбора профильных предметов для дальнейшего обучения специальности, для социального педагога, проводящего консультирование по определению профессии, является сопровождение к предопределению осознанного профессионального самоопределения подростка.

Профессиональная ориентация школьников предусматривает и необходимые условия, которые содержатся в программе воспитания и социализации среднеобразовательного учебного заведения. Так, в рамках воспитательной работы со школьниками поставлены следующие задачи:
– развитие у обучающихся представлений о будущем профессиональном образовании и перспективах профессиональной деятельности;
– приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей;
– создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество образовательного учреждения с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; также посредством совместной деятельности обучающихся с их родителями (законными представителями);
– информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих профессий, особенностях местного, регионального, рынка труда;
– использование приемов педагогического (тьютерского) сопровождения учащихся школьников, что предусматривает диагностику профессиональных склонностей, способностей, необходимых для продолжения образования и дальнейшей профессионализации.

Проблему профессионального выбора стоящую перед старшими школьниками отчасти решает технология профильного обучения. Так, Концепция профильного обучения предусматривает в старших классах общеобразовательной школы индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Это значит, что среднеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы и курсы по выбору обучающихся (элективные) [4].

Экономика – образовательный предмет, который законодательно утвержден в учебном плане старшей ступени школы, а обучающемуся предоставляется возможность подобрать удобную форму получения экономических знаний, именно:
– в рамках интегрированного предмета «Обществознание»;
– самостоятельного предмета «Экономика» в старшей школе;
– углубленного курса «Экономика» в рамках социально-экономического профиля и экономико-математического профилей;
– интеграции экономических знаний из различных предметов и образовательных областей: география, история, обществознание, математика, информатика, технология, экология;
– элективных и модульных курсов на выбор экономического содержания по основам предпринимательской деятельности, маркетинга, менеджмента, финансов.

В построении профориентационной работы в школе необходимо придерживаться правил, заключающих в себе связь личных профессиональных интересов и запросов общества, они следующие:

1. Сочетание в обучении экономического, политического и гражданского аспектов деятельности общества, научение социальным компетентностям. Социальная компетентность находит проявление во всем, что делают ученики в школе, также во внеурочной деятельности, как общаются со сверстниками и учителями, родителями, как относятся к пожилым и другим взрослым людям, как учатся с учетом признания всеобщей ценности и достоинства человека. А также как выполняют обязанности и реализуют те надежды, которые возлагают на них взрослые.
2. Сочетание фундаментальных экономических знаний, ключевых компетенций (коммуникативная, информационная, учебная, методическая и др.), важных личностных качеств и общезначимых ценностей (личная и социальная ответственность, патриотизм, гражданская активность и др.).

Реализация данных принципов позволяет сформулировать основные социально-значимые цели экономической подготовки школьников:
– сформировать у школьников научное понимание экономических явлений и процессов;
– развивать аналитическое мышление, фундаментальные качества современного человека;
– воспитать такой образ поведения в принятии решений, который базируется на умении достигать взаимопонимания и преодолевать конфликты, отличается мобильностью, личной ответственностью и социальной ответственностью.

Практический опыт профориентационной работы в среднеобразовательных учреждениях по экономической направленности позволил создать современную методическую систему, вовлекающую учеников в активную совместную работу по профобучению. Данная система реализуется через ряд форм, в. т.ч., дебаты, проекты, моделирование, ролевые и деловые игры, анализ статистической информации, беседы на актуальные темы, дискуссии, процессы принятия обоснованных решений, эссе, обсуждения на встречах с представителями вузов, использование интерактивных учебников, знакомство с биографиями знаменитых граждан, изучение монографий и художественных произведений с примерами ответственной гражданской позиции.

Кроме того, важный ее элемент – формы взаимодействия ученика и учителя, учеников между собой. Необходимо повышать активность школьников, используя групповую форму организации обучения экономике. При этом новую роль выполняет учитель, проявляя открытость, доверие, уважение, веру в каждого ученика, умение видеть ситуацию глазами школьника, сопереживать, готовность участвовать в процессе поиска нового знания.

В заключении отметим:

– во-первых, внедрение основ экономики в школьную программу обучения помогает создать условия для успешной профориентационной работы, для формирования социального и профессионального самоопределения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе;
– во-вторых, профориентационная работа базируется на личностно-деятельностном подходе при освоении основ экономических и финансовых знаний старшеклассниками, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У обучающихся формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Список литературы

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года: утв. Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 09.12.2020).

Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // МИСБФМ: сайт. URL: http://www.misbfm.ru/node/11143 (дата обращения: 09.12.2020).

Климов Е.А. Как выбрать профессию. М.: Просвещение, 2014. 183 с.

Михеева С.А., Журкина О.А. Экономическое образование школьников: причины кризиса // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 231-253.

Для цитирования

Андрющенко С.В. Экономическое образование и финансовая грамотность в общеобразовательной школе в рамках профориентационной работы со старшеклассниками // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 1. С. 2-9. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_2

For citation

Andriushchenko SV. Economic education and financical literacy in a secondary school as part of vocational guidance work with high school students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(1):2-9. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_1_2

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_1_2

EDN

UJOIGX