В настоящее время наблюдается интенсификация инновационных процессов. Изменения затрагивают все сферы государственно-общественного устройства страны. Подобные тенденции наблюдаются и в образовательной среде. В связи с новыми эпидемиологическими реалиями происходят изменения, требующие особого внимания в вопросах обеспечения психологической безопасности личности обучающихся. Научное и педагогическое сообщество, психологи и родители учеников отмечают рост негативных проявлений в развитии личности, поведении и соматическом здоровье подрастающего поколения. Отдельные ученые отмечают в настоящее время рост деструктивного поведения, увеличение уровня агрессивности у детей и подростков. Отмечается общее снижение мотивации к обучению среди обучающихся на разных уровнях образования, в том числе и среди школьников.
На решение обозначенных проблем направлены исследования в различных областях научного знания: социология, педагогика, философия, психология. В сложившихся условиях приоритетными становятся исследования в психологии образования, связанные с изучением отдельных аспектов психологической безопасности образовательной среды и психологической безопасности личности в образовании (И.А. Баева, Н.В. Дашкова, Е.А. Климов, Т.М. Краснянская, С.В. Пимонова и др.).
В наших работах [1; 2; 3] мы не раз отмечали, что проблему психологической безопасности личности, в том числе и в образовательной системе, следует рассматривать через совокупность внешних и внутренних факторов. Остановимся подробнее на рассмотрении данных групп факторов.
К внешним факторам, негативно влияющим на психологическую безопасность личности обучающихся в образовательной среде школы, исследователи относят довольно большой перечень проблем. Условно все внешние факторы можно разделить на макро- и микро-факторы.
Макро-факторы проявляются на государственном, институциональном и социальном уровнях. На государственном уровне прослеживается усиление регламентирующей функции. Появляются новые законодательные документы. В 2013 году был принят «Об образовании в Российской Федерации». На стадии окончательного утверждения и внедрения находятся государственные образовательные стандарты всех уровней образования, включая дошкольное. На институциональном уровне изменяется система образования в структурном и содержательном плане, появляются новые уровни образования, что влечет за собой повышение требований к обучающемуся при переходе с одной образовательной ступени на следующую. Педагогическим сообществом разрабатываются и апробируются новые образовательные программы, проводится поиск инновационных методов и технологий педагогической деятельности и психологического сопровождения. На социальном уровне наблюдаются и парадигмальные изменениями общественного сознания, появляются новые информационные риски, социальные катаклизмы, влияющие на образовательный процесс и на субъектов образования.
Микро-факторы в системе внешних факторов, негативно влияющие на уровень психологическую безопасность школьников, условно можно разделить на организационные, процессуальные, межличностные. Организационные факторы связаны с проблемами организации образовательного процесса в учреждениях образования любого уровня, в системе дополнительного образования и в семье. К ним можно отнести неправильно организованный педагогический процесс, в ходе повсеместного внедрения цифровизации образования, неблагоприятная психологическая атмосфера, дефицит времени, среда, не обеспечивающая потребности ребенка в движении и творчестве и т.п. Процессуальные факторы влияют на уровень психологической безопасности личности в процессе овладения обучающимися основными компетенциями. К
ним можно отнести отсутствие междисциплинарной интеграции, трудности, с которыми школьники сталкиваются при выполнении домашней работы, проблемы понимания учебного материала, перегрузки и т.д. Факторы межличностной группы определяются взаимоотношениями внутри школы между всеми субъектами образования, которые непосредственно влияют на уровень психологической безопасности школьников.
К внутренним факторам, определяющим психологическую безопасность личности обучающихся в образовательном процессе школы, можно отнести целый ряд проблем поведенческой, личностной, мотивационной и познавательной сфер обучающихся. Набор предложенных вариантов значительно более разнообразен и зависит от научной позиции того или иного исследователя. Именно поэтому данную группу факторов сложно классифицировать. Приведем лишь примеры некоторых из предложенных в настоящее время вариантов: наличие опыта негативных переживаний, несоответствие мотивов и целей потребностям школьника, конформизм, различные деструктивные реакции человека на опасность (И.А. Баева, Л.Б. Дыхан, Е.Б. Лактионова, О.В. Писарь, А.Д. Тырсикова и др.).
На наш взгляд, не представляется возможным осуществить выявление, осмысление и снижение негативного воздействия рассмотренных факторов образовательного процесса на личность обучающегося. Данные проблемы могут быть обусловлены рядом причин.
Во-первых, в настоящее время не существует единой, общепринятой классификации негативных факторов (рисков, угроз) образовательной среды, которые могли бы угрожать психологической безопасности личности обучающегося в непрерывном образовательном процессе.
Во-вторых, наблюдаются сложности в попытках учета всех факторов, влияющих на психологическую безопасность личности обучающихся. Прежде всего это связано с неконстантностью в развитии личности школьников и с появлением все новых и новых внешних угроз. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов поддерживается идея о субъективности восприятия безопасности/опасности. Так А. Уолферс говорит о том, что безопасность объективно выражается в отсутствии угроз приобретенным ценностям, а субъективно – в отсутствии страха в отношении этих угроз [4]. То есть, оказываясь составной частью любого явления жизни, в том числе и в процессе школьного образования, человек содержит внутри себя и факторы, определяющие степень безопасности или небезопасности ситуации и уровень безопасности его поведения [5].
В-третьих, из-за динамического изменения самой образовательной среды. Появляются новые регламентирующие документы, изменяется система образования в структурном и содержательном плане, появляются новые информационные риски, социальные катаклизмы, влияющие на образовательный процесс и на субъектов образования и т.д.
Таким образом, предложенная совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на нарушение психологической безопасности личности обучающихся в образовательной среде школы, является открытой и неконстантной. Что, в свою очередь, определяет необходимость постоянного их выявления, дополнения и классификации с учетом социальных процессов.
Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.
Костина Л.М., Хоменко И.А. Продуктивная социально востребованная деятельность – основа психологической безопасности личности // Народное образование. 2012. № 7. С. 267-272.
Костина Л.М. Подходы к формированию психологической безопасности личности // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. Т. 18. № 2. С. 72-75.
Walfers A. Discord and Collaboration, Essays on International Politics. Baltimore: John Hopkins University Press, 2012. P. 150.
Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
Костина Л.М., Писаренко И.А., Карпова М.А. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 55-60. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55
Kostina LM, Pisarenko IA, Karpova MА. Personal psychological safety factors in the educational environment of the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):55-60. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55