Введение
Изучение толерантности представляет собой психологическую проблематику, научное поле, на котором не прекращаются важные дискуссии. Такое положение дел объясняется, с одной стороны, не требующей доказательств практической значимостью изучения проблемы толерантности, с другой – отсутствием единого общепсихологического подхода к изучению данного понятия, впечатляющим многообразием психологических концепций.
В качестве основного условия воспитания толерантности выступает следующее – формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип профессиональной и непрофессиональной деятельности каждого. Значительная роль в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежит образованию, поскольку его основной целью, является развитие личности обучающихся, а только развитая личность, человек высокой общей культуры способен к толерантному мышлению и поведению. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность, множество базовых ценностей), необходимо отметить, что компетентность в сфере толерантности можно отнести к группе базовых (культурных) компетенций [1, с. 147].
Обзор литературы
Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой. Исследование психологического аспекта толерантности нашло отражение в трудах Гордон Олпорт, который разработал концепцию "контакта" как способа снижения предрассудков и формирования толерантности. Музафер Шериф, изучающий "теорию реалистического конфликта", которая объясняет возникновение агрессии в группах из-за конкуренции за ресурсы [2]. Интересны труды К. Роджерса, В.А. Петровского, А.А. Реана, А.Н. Леонтьева, С. Милграма, которые показали влияние социального давления на поведение людей, что имеет важное значение для понимания механизмов формирования толерантности в группах [3; 4]. С точки зрения социологии проблема толерантности рассматривается в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, которые изучали концепты "аномии" и возникновение отклоняющегося поведения в обществе, включая предрассудки и нетерпимость.
Особое местов в исследовании толерантности занимают работы Д. Дэвис, Д. Брок-Картер, исследования которых посвящены влиянию многокультурного образования на формирование толерантности у студентов.
По мнению В.Н. Гурова, Б.З. Вульфова, В.Н. Галяпина, толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, они не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу [5].Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых, подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений». Толерантность находит свое выражение «в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка личности и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма» [6, с. 94].
Результаты исследования и их обсуждение
Можно говорить о различных видах толерантности, а именно о толерантности по отношению к различным сферам жизнедеятельности человека [7]. Существует целый ряд проявлений толерантности: гендерная толерантность, возрастная, физиологическая, маргинальная, географическая, межклассовая, расовая, религиозная, политическая толерантность. Рассматривая сферы проявления толерантности, важно отметить, что они отражают процесс взаимодействия людей на разных уровнях: межличностном, межгрупповом, межкультурном, межцивилизационном.
Значительная роль в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежит образованию, поскольку его основной целью, является развитие личности обучающихся, а только развитая личность, человек высокой общей культуры способен к толерантному мышлению и поведению [8]. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность, множество базовых ценностей), необходимо отметить, что образование – это фактор развития у студентов толерантных возможностей.
В качестве основного условия воспитания толерантности выступает формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности [9].
Процесс формирования толерантности у студентов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
при включении ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, воспитательной работы, психологической службы вуза;
при обеспечении повышения уровня педагогической толерантности у преподавателей с целью подготовки их к использованию дидактической системы учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности у обучающихся [10].
Специальный спецкурс для студентов, посвященный этой теме, может сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов уважения к разнообразию и способности к эффективному взаимодействию с людьми из разных культур. Чтобы формировать толерантность личности был разработан и ведется на факультете химии и химической технологии Казахского национального университета имени аль-Фараби спецкурс по межкультурной коммуникации и этнической толерантности «Мост между культурами».
Цели спецкурса:
повышение осведомленности о межкультурных различиях;
развитие навыков межкультурной коммуникации;
формирование этнической толерантности;
развитие критического мышления.
Реализация целей на занятиях по спецкурсу осуществляется путем решения следующих задач:
воссоздание в обучении личностно-значимых для студента проблем;
создание пространства для реализации диалоговой позиции, предъявления своей точки зрения в диалоге; продуктивность общения, в котором мир каждого человека самоценен и уникален;
формирование и развитие эмпатии и толерантного отношения к представителям иной культуры средствами художественной литературы и музыкального материала.
Основные разделы спецкурса:
Введение в межкультурную коммуникацию: основные концепции и теории.
Культурные различия: язык, религия, ценности, традиции, поведение и мышление.
Невербальная коммуникация: язык тела, жесты, мимика в разных культурах.
Культурные стереотипы и предвзятость.
Этническая толерантность: принципы уважения к другим культурам.
Практические навыки межкультурной коммуникации: техники эффективного общения, разрешение конфликтов в межкультурных ситуациях, учет культурных особенностей в разных сферах жизни (бизнес, образование, туризм).
Практика: анализ реальных ситуаций межкультурного взаимодействия, разбор ошибок и успешных стратегий.
Проектная работа: разработка проекта по продвижению межкультурного диалога и толерантности (например, проведение мероприятий, создание информационных ресурсов, организация волонтерских проектов).
Основной акцент делается на овладение комплексом приемов и способов педагогического воздействия на эмоциональную сферу студентов, который основан на использовании проблемных ситуаций как средства возбуждения интеллектуальных эмоций. Это достигается путем литературоведческого анализа и интерпретации художественного произведения, средствами которого формируются и развиваются способности ощущать себя в контексте культуры, способности человека понимать и ценить культуры разных народов и эпох, способности пользоваться словом для понимания, взаимодействия, сотрудничества в рамках межкультурной коммуникации.
На занятиях по спецкурсу студенты читают и интерпретируют аутентичные тексты (короткие рассказы, статьи журналов и газет), поднимающие проблемы социального неравенства, расовой дискриминации, притеснения различных народов, проблемы аутсайдеров, мигрантов, в том числе студентов, проживающих временно или постоянно в России и других странах, а также другие примеры потенциально конфликтных ситуаций, критически анализируют и рассматривают возможные пути их решения. На занятиях применяются следующие приемы и способы педагогического воздействия на эмоциональную сферу студентов:
импровизированное сюжетно-ролевое моделирование;
создание ситуации сопереживания, сочувствия.
На занятиях по спецкурсу студенты вовлечены в разные виды деятельности (табл. 1).
В процессе обучения применяется кросскультурный метод, который является ценным инструментом для изучения культурного разнообразия, понимания человеческого поведения и развития научных знаний.
Суть метода:
Сбор данных: сбор данных происходит в разных культурах, используя одинаковые методы и инструменты, чтобы обеспечить сопоставимость результатов.
Сравнительный анализ: полученные данные сравниваются, чтобы выявить различия и сходства между культурами.
Интерпретация: сравнительный анализ помогает понять, как культура влияет на исследуемый феномен, и как эти различия могут быть объяснены с точки зрения культурных ценностей, норм, убеждений.
Так, например, на занятии "Разнообразие кулинарных традиций" использованы следующие приемы:
Студенты делятся на группы по национальности или региону происхождения (или просто выбирают интересную им культуру). Каждая группа готовит презентацию о кулинарных традициях своей культуры, делясь рецептами, историей блюд, традициями питания.
Студенты пробуют блюда друг друга, обсуждают вкусы, традиции и различия в пищевых привычках.
На занятии "Музыка как язык культуры" использованы следующие приемы:
Преподаватель предлагает студентам прослушать музыкальные произведения из разных культур.
Студенты обсуждают музыку, выделяют характерные особенности музыкального стиля и культуры, пытаются понять эмоции, заложенные в музыке.
Преподаватель рассказывает о традициях музыки в разных странах, о значении музыки в культуре народа.
На занятии "Как язык отражает культуру?" использованы следующие приемы:
Студенты делятся на группы и изучают особенности разных языков (например, алфавит, грамматика, фонетика, идиомы).
Студенты обсуждают различия в языках и их влияние на мышление, восприятие и поведение людей.
Таким образом, разработанный и внедренный нами спецкурс позволит не только решить вопросы подготовки студентов к межкультурной коммуникации, но и сформировать у них этническую толерантность, эмпатию, уважение, эффективное межкультурное взаимопонимание и взаимодействие, а также повысить профессиональный рост всех участников образовательного процесса.
Заключение
Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Она входит в состав «смысловых единиц жизни» и фактом своей значимости предписывает создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса. Процесс формирования толерантности у студентов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
формулирование целей и задач спецкурса, учитывая специфику вуза, направления подготовки студентов и актуальные социальные задачи;
выбор методических материалов: учебников, статей, видеоматериалов, игр и других ресурсов, соответствующих целям и задачам спецкурса;
использование разнообразных методов обучения, включая лекции, семинары, дискуссии, ролевые игры, проектную деятельность.
В целом, включение спецкурса открывает новые возможности для проведения научных исследований по оценке его влияния на формирование толерантности у студентов.
Михайлова В.Е., Гам В.И. Механизмы управления компетенциями студентов в условиях развивающегося профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 144-150. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150 EDN: ELEEZK
Sherif M. Group conflict and co-operation: Their social psychology. L.: Psychology Press, 2015. 216 p.
Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ, 2007. 407 с.
Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Поштарева Т.В., Галяпин В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / под общ. ред. В.Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 234 с.
Скрябина О.Б. Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 94-97. EDN: NTUCUP
Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений. СПб.: ВВМ. 2010.
Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 155-165. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO
Синецкий С.Б. Культурная политика как отражение норм социального взаимодействия // Вестник Московского государственного университета Культуры и Искусств. 2020. № 5 (97). С. 82–89. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89 EDN: UAUXBX
Мальцева Л.В. Новые подходы и практики интеграции искусства и культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 85-92. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO
Mikhailova VE, Gam VI. Mechanisms for managing student competencies in developing vocational education. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2023;29(2):144-150. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150 EDN: ELEEZK
Sherif M. Group conflict and co-operation: Their social psychology. London: Psychology Press; 2015. 216 p.
Petrovskii AV. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektivnosti = Personality in psychology: the subjectivity paradigm. Rostov n/D: Feniks Publ.; 1996. 512 p. (In Russ.).
Rean AA. Psikhologiia lichnosti. Sotsializatsiia, povedenie, obshchenie = Personality Psychology. Socialization, behavior, communication. Moscow: AST Publ.; 2007. 407 p. (In Russ.).
Gurov VN, Vul'fov BZ, Poshtareva TV, Galiapin VN. Formirovanie tolerantnoi lichnosti v polietnicheskoi obrazovatel'noi srede = Formation of a tolerant personality in a multi-ethnic educational environment. Gurov VN. (ed.) Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ.; 2004. 234 p. (In Russ.).
Skriabina OB. Formirovanie tolerantnosti studentov kak sredstvo ikh sotsial'nogo vospitaniia v vuze = Formation of students' tolerance as a means of their social education in higher education institution. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2010;16(3):94-97. (In Russ.). EDN: NTUCUP
Gurieva SD. Psikhologiia mezhetnicheskikh otnoshenii = Psychology of interethnic relations. Saint Petersburg: VVM Publ.; 2010. (In Russ.).
Grokholskaya OG. Interaction of generations in the context of new risks of global transformation. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):155-165. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO
Sinetskii SB. Cultural Policy as a Reflection of the Social Interaction Standards. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2020;(5):82–89. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89 EDN: UAUXBX
Maltseva LV. New approaches and practices of integration of art and culture in the educational process of higher education institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):85-92. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO
Мамбедова К.А. Формирование толерантности студентов вуза средствами спецкурса // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 187-192. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_187 EDN: XJVETU
Mambetova KA. Formation of tolerance of university students by means of a special course. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):187-192. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_187 EDN: XJVETU