Формирование толерантности студентов вуза средствами спецкурса

Авторы
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
187-192
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Статья рассматривает актуальную проблему формирования толерантности у студентов, подчеркивая ее важность в контексте развития личности и ее регулятивной роли в профессиональной и личной жизни. Приводятся аргументы, что развитие толерантности у студентов является ключевой задачей образовательной системы, так как она способствует формированию личности, способной к критическому мышлению, уважению к разнообразию и эффективному взаимодействию в многокультурном обществе. В статье описываются основные положения теории толерантности, выделяются ее ключевые аспекты и рассматриваются работы ведущих ученых в этой области. Авторы также подчеркивают важность интеграции ценностей толерантности в содержание образовательного процесса и необходимость повышения педагогической толерантности у преподавателей. В качестве примера эффективной практики формирования толерантности в статье представлен специальный спецкурс, разработанный на факультете химии и химической технологии Казахского национального университета имени аль-Фараби. Спецкурс "Мост между культурами" направлен на повышение осведомленности студентов о межкультурных различиях, развитие навыков межкультурной коммуникации и формирование этнической толерантности. В статье представлена программа спецкурса, включающая в себя разделы по основным концепциям межкультурной коммуникации, культурным различиям, невербальной коммуникации, культурным стереотипам, этнической толерантности и практическим навыкам межкультурного взаимодействия. Представлена практика реализации кросскультурного метода для формирования толерантности студентов.
Ключевые слова
толерантность, виды толерантности, межкультурная коммуникация, межкультурные различия, спец курс формирования толерантный умений
Полный текст HTML

Введение

Изучение толерантности представляет собой психологическую проблематику, научное поле, на котором не прекращаются важные дискуссии. Такое положение дел объясняется, с одной стороны, не требующей доказательств практической значимостью изучения проблемы толерантности, с другой – отсутствием единого общепсихологического подхода к изучению данного понятия, впечатляющим многообразием психологических концепций. 

В качестве основного условия воспитания толерантности выступает следующее – формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип профессиональной и непрофессиональной деятельности каждого. Значительная роль в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежит образованию, поскольку его основной целью, является развитие личности обучающихся, а только развитая личность, человек высокой общей культуры способен к толерантному мышлению и поведению. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность, множество базовых ценностей), необходимо отметить, что компетентность в сфере толерантности можно отнести к группе базовых (культурных) компетенций [1, с. 147].

Обзор литературы

Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой. Исследование психологического аспекта толерантности нашло отражение в трудах Гордон Олпорт, который разработал концепцию "контакта" как способа снижения предрассудков и формирования толерантности. Музафер Шериф, изучающий "теорию реалистического конфликта", которая объясняет возникновение агрессии в группах из-за конкуренции за ресурсы [2]. Интересны труды К. Роджерса, В.А. Петровского, А.А. Реана, А.Н. Леонтьева, С. Милграма, которые показали влияние социального давления на поведение людей, что имеет важное значение для понимания механизмов формирования толерантности в группах [3; 4]. С точки зрения социологии проблема толерантности рассматривается в работах Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Мертона, которые изучали концепты "аномии" и возникновение отклоняющегося поведения в обществе, включая предрассудки и нетерпимость.

Особое местов в исследовании толерантности занимают работы Д. Дэвис, Д. Брок-Картер, исследования которых посвящены влиянию многокультурного образования на формирование толерантности у студентов.

По мнению В.Н. Гурова, Б.З. Вульфова, В.Н. Галяпина, толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны, они не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу [5].Толерантность не является механическим результатом действия каких-либо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых, подлинная толерантность – это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений. Содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике – это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений». Толерантность находит свое выражение «в двух основных сферах: на психологическом уровне – как внутренняя установка личности и на политическом уровне – как действие или осуществляемая через закон и традицию общественная норма» [6, с. 94].

Результаты исследования и их обсуждение

Можно говорить о различных видах толерантности, а именно о толерантности по отношению к различным сферам жизнедеятельности человека [7]. Существует целый ряд проявлений толерантности: гендерная толерантность, возрастная, физиологическая, маргинальная, географическая, межклассовая, расовая, религиозная, политическая толерантность. Рассматривая сферы проявления толерантности, важно отметить, что они отражают процесс взаимодействия людей на разных уровнях: межличностном, межгрупповом, межкультурном, межцивилизационном. 

Значительная роль в решении этой проблемы, на наш взгляд, принадлежит образованию, поскольку его основной целью, является развитие личности обучающихся, а только развитая личность, человек высокой общей культуры способен к толерантному мышлению и поведению [8]. Высшее образование, как часть общей образовательной системы, способно эффективно работать в этом направлении. Рассматривая образовательный процесс как своеобразную модель культуры (совокупность, множество базовых ценностей), необходимо отметить, что образование – это фактор развития у студентов толерантных возможностей.

В качестве основного условия воспитания толерантности выступает формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и непрофессиональной деятельности [9].

Процесс формирования толерантности у студентов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • при включении ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, воспитательной работы, психологической службы вуза; 

  • при обеспечении повышения уровня педагогической толерантности у преподавателей с целью подготовки их к использованию дидактической системы учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности у обучающихся [10].

Специальный спецкурс для студентов, посвященный этой теме, может сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов уважения к разнообразию и способности к эффективному взаимодействию с людьми из разных культур. Чтобы формировать толерантность личности был разработан и ведется на факультете химии и химической технологии Казахского национального университета имени аль-Фараби спецкурс по межкультурной коммуникации и этнической толерантности «Мост между культурами». 

Цели спецкурса:

  • повышение осведомленности о межкультурных различиях;

  • развитие навыков межкультурной коммуникации;

  • формирование этнической толерантности;

  • развитие критического мышления.

Реализация целей на занятиях по спецкурсу осуществляется путем решения следующих задач:

  • воссоздание в обучении личностно-значимых для студента проблем;

  • создание пространства для реализации диалоговой позиции, предъявления своей точки зрения в диалоге; продуктивность общения, в котором мир каждого человека самоценен и уникален;

  • формирование и развитие эмпатии и толерантного отношения к представителям иной культуры средствами художественной литературы и музыкального материала.

Основные разделы спецкурса:

  1. Введение в межкультурную коммуникацию: основные концепции и теории.

  2. Культурные различия: язык, религия, ценности, традиции, поведение и мышление. 

  3. Невербальная коммуникация: язык тела, жесты, мимика в разных культурах.

  4. Культурные стереотипы и предвзятость.

  5. Этническая толерантность: принципы уважения к другим культурам. 

  6. Практические навыки межкультурной коммуникации: техники эффективного общения, разрешение конфликтов в межкультурных ситуациях, учет культурных особенностей в разных сферах жизни (бизнес, образование, туризм). 

  7. Практика: анализ реальных ситуаций межкультурного взаимодействия, разбор ошибок и успешных стратегий. 

  8. Проектная работа: разработка проекта по продвижению межкультурного диалога и толерантности (например, проведение мероприятий, создание информационных ресурсов, организация волонтерских проектов).

Основной акцент делается на овладение комплексом приемов и способов педагогического воздействия на эмоциональную сферу студентов, который основан на использовании проблемных ситуаций как средства возбуждения интеллектуальных эмоций. Это достигается путем литературоведческого анализа и интерпретации художественного произведения, средствами которого формируются и развиваются способности ощущать себя в контексте культуры, способности человека понимать и ценить культуры разных народов и эпох, способности пользоваться словом для понимания, взаимодействия, сотрудничества в рамках межкультурной коммуникации. 

На занятиях по спецкурсу студенты читают и интерпретируют аутентичные тексты (короткие рассказы, статьи журналов и газет), поднимающие проблемы социального неравенства, расовой дискриминации, притеснения различных народов, проблемы аутсайдеров, мигрантов, в том числе студентов, проживающих временно или постоянно в России и других странах, а также другие примеры потенциально конфликтных ситуаций, критически анализируют и рассматривают возможные пути их решения. На занятиях применяются следующие приемы и способы педагогического воздействия на эмоциональную сферу студентов:

  • импровизированное сюжетно-ролевое моделирование;

    • создание ситуации сопереживания, сочувствия.

На занятиях по спецкурсу студенты вовлечены в разные виды деятельности (табл. 1). 

Таблица 1. Виды деятельности студентов

В процессе обучения применяется кросскультурный метод, который является ценным инструментом для изучения культурного разнообразия, понимания человеческого поведения и развития научных знаний. 

Суть метода:

  1. Сбор данных: сбор данных происходит в разных культурах, используя одинаковые методы и инструменты, чтобы обеспечить сопоставимость результатов. 

  2. Сравнительный анализ: полученные данные сравниваются, чтобы выявить различия и сходства между культурами. 

  3. Интерпретация: сравнительный анализ помогает понять, как культура влияет на исследуемый феномен, и как эти различия могут быть объяснены с точки зрения культурных ценностей, норм, убеждений.

Так, например, на занятии "Разнообразие кулинарных традиций" использованы следующие приемы:

  • Студенты делятся на группы по национальности или региону происхождения (или просто выбирают интересную им культуру). Каждая группа готовит презентацию о кулинарных традициях своей культуры, делясь рецептами, историей блюд, традициями питания.

  • Студенты пробуют блюда друг друга, обсуждают вкусы, традиции и различия в пищевых привычках.

  • На занятии "Музыка как язык культуры" использованы следующие приемы:

Преподаватель предлагает студентам прослушать музыкальные произведения из разных культур.

 Студенты обсуждают музыку, выделяют характерные особенности музыкального стиля и культуры, пытаются понять эмоции, заложенные в музыке.

 Преподаватель рассказывает о традициях музыки в разных странах, о значении музыки в культуре народа. 

  • На занятии "Как язык отражает культуру?" использованы следующие приемы:

Студенты делятся на группы и изучают особенности разных языков (например, алфавит, грамматика, фонетика, идиомы).

Студенты обсуждают различия в языках и их влияние на мышление, восприятие и поведение людей.

Таким образом, разработанный и внедренный нами спецкурс позволит не только решить вопросы подготовки студентов к межкультурной коммуникации, но и сформировать у них этническую толерантность, эмпатию, уважение, эффективное межкультурное взаимопонимание и взаимодействие, а также повысить профессиональный рост всех участников образовательного процесса.

Заключение

Толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Она входит в состав «смысловых единиц жизни» и фактом своей значимости предписывает создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса. Процесс формирования толерантности у студентов будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: 

  • формулирование целей и задач спецкурса, учитывая специфику вуза, направления подготовки студентов и актуальные социальные задачи;

  • выбор методических материалов: учебников, статей, видеоматериалов, игр и других ресурсов, соответствующих целям и задачам спецкурса; 

  • использование разнообразных методов обучения, включая лекции, семинары, дискуссии, ролевые игры, проектную деятельность. 

В целом, включение спецкурса открывает новые возможности для проведения научных исследований по оценке его влияния на формирование толерантности у студентов.

Список литературы

Михайлова В.Е., Гам В.И. Механизмы управления компетенциями студентов в условиях развивающегося профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 144-150. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150 EDN: ELEEZK

Sherif M. Group conflict and co-operation: Their social psychology. L.: Psychology Press, 2015. 216 p.

Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: АСТ, 2007. 407 с. 

Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Поштарева Т.В., Галяпин В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: учебное пособие / под общ. ред. В.Н. Гурова. М.: Педагогическое общество России, 2004. 234 с.

Скрябина О.Б. Формирование толерантности студентов как средство их социального воспитания в вузе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 94-97. EDN: NTUCUP

Гуриева С.Д. Психология межэтнических отношений. СПб.: ВВМ. 2010.

Грохольская О.Г. Взаимодействие поколений в условиях новых рисков мировой трансформации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 3. С. 155-165. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO

Синецкий С.Б. Культурная политика как отражение норм социального взаимодействия // Вестник Московского государственного университета Культуры и Искусств. 2020. № 5 (97). С. 82–89. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89 EDN: UAUXBX

Мальцева Л.В. Новые подходы и практики интеграции искусства и культуры в образовательный процесс высшего учебного заведения // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 3. С. 85-92. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO

References

Mikhailova VE, Gam VI. Mechanisms for managing student competencies in developing vocational education. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2023;29(2):144-150. (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150 EDN: ELEEZK

Sherif M. Group conflict and co-operation: Their social psychology. London: Psychology Press; 2015. 216 p.

Petrovskii AV. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektivnosti = Personality in psychology: the subjectivity paradigm. Rostov n/D: Feniks Publ.; 1996. 512 p. (In Russ.).

Rean AA. Psikhologiia lichnosti. Sotsializatsiia, povedenie, obshchenie = Personality Psychology. Socialization, behavior, communication. Moscow: AST Publ.; 2007. 407 p. (In Russ.).

Gurov VN, Vul'fov BZ, Poshtareva TV, Galiapin VN. Formirovanie tolerantnoi lichnosti v polietnicheskoi obrazovatel'noi srede = Formation of a tolerant personality in a multi-ethnic educational environment. Gurov VN. (ed.) Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ.; 2004. 234 p. (In Russ.).

Skriabina OB. Formirovanie tolerantnosti studentov kak sredstvo ikh sotsial'nogo vospitaniia v vuze = Formation of students' tolerance as a means of their social education in higher education institution. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2010;16(3):94-97. (In Russ.). EDN: NTUCUP

Gurieva SD. Psikhologiia mezhetnicheskikh otnoshenii = Psychology of interethnic relations. Saint Petersburg: VVM Publ.; 2010. (In Russ.).

Grokholskaya OG. Interaction of generations in the context of new risks of global transformation. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(3):155-165. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_3_155 EDN: HBOLGO

Sinetskii SB. Cultural Policy as a Reflection of the Social Interaction Standards. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts. 2020;(5):82–89. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2020-597-82-89 EDN: UAUXBX

Maltseva LV. New approaches and practices of integration of art and culture in the educational process of higher education institution. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(3):85-92. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_3_85 EDN: BPLZIO

Для цитирования

Мамбедова К.А. Формирование толерантности студентов вуза средствами спецкурса // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 187-192. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_187 EDN: XJVETU

For citation

Mambetova KA. Formation of tolerance of university students by means of a special course. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):187-192. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_187 EDN: XJVETU

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2024_5_5_187

EDN

XJVETU