Введение
Одной из актуальных проблем современного школьного образования в области обучения иностранного языка является поиск путей формирования познавательной самостоятельности школьников. Это происходит в связи с тем, что языковое образование всегда было динамичной областью, которая постоянно развивается, в котором важна активность самих обучающихся. В связи с этим, предметом пристального внимания становится эффективность существующих форм, методов, средств самоконтроля, выявление новых функций взаимодействия педагогов и обучающихся, способствующих эффективной организации образовательного процесса. Особым условием активизации и проблематизации языкового образования, развивающим творческие способности обучаемых, развивающим их самостоятельность и инициативность, являются информационно‑коммуникационные технологии в процессе преподавания иностранного языка [1].
Использование информационно‑коммуникационных технологий в процессе обучения позволяет оптимизировать все направления деятельности преподавателя (преподавание, подготовку к занятиям, организацию внеаудиторной и самостоятельной работы). Способы использования информационно‑коммуникационных технологий быстро развиваются в соответствии с глобальными требованиями, делая упор на инновационные подходы, такие как мотивационные методы, интерактивные образовательные игры, адаптированные к конкретным контекстам преподавания английского языка, коммуникативные задания, учитывающие контекст и ситуативную специфику иностранного языка. Внедрением в образовательный процесс инновационных информационных технологий занимались Л.А. Цветкова, Д.В. Чернилевский, М.Ю. Бухаркина, А.Е. Петров, Г.Д. Громов. Формы использования ИКТ в процессе обучения вызывают большой интерес у исследователей и рассматриваются в педагогической литературе в работах отечественных и зарубежных авторах В.С. Собкина, Д.Н. Адамчука, В.П. Кулагина, И.В. Роберт, А.Н. Хомского, W. Guo [2], W. Fitch [3]. Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий [4]. Особенно это касается методов расширения знаний английского языка, методов геймификации. Информационно-коммуникативные технологии накладывают свой отпечаток на английский язык, порождая новые жанры коммуникации, что, в свою очередь, требует нового подхода в интеграции языковых умений и навыков.
Материалы и методы
В исследовании использовались такие методы научного исследования, как анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, обобщение, опрос. Теоретический анализ научно-методической и учебной литературы позволил составить перечень требований для использования ИКТ в процессе обучения английскому языку.
Результаты и обсуждение
Необходимость инновационных, эффективных стратегий обучения иностранному языку, и в частности методов интерактивной коммуникации привел авторов данной статьи к использованию специально созданных средств, которые позволяют продуктивнее планировать работу школьников на уроках английского языка. В Сибирской школе нового поколения г. Омска в процессе обучения иностранному языку используются традиционные методы работы с ресурсами Интернета, онлайн-чтение или аудирование специальных текстов, мультимедийные конспекты-презентации, работа с интерактивной доской. Виртуальная среда Интернета позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя обучающимся возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Для работы школьников имеется доступ к информационным ресурсам:
справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
разговор в сети (Chat).
Эти ресурсы активно используются на уроке английского языка и являются эффективным средством в формировании иноязычной коммуникативных навыков. Познавательная деятельность школьников, которая проходит с использованием цифровых ресурсов развивает способности осуществлять анализ и синтез информации на иностранном языке, формулировать понятия и делать выводы.
Вместе с этим, постоянно требуются формы, в которых осуществляется перевод материала из описательной формы – в форму общения, диалога, жизненной ситуации, игры. Создание языковой среды на уроке, исследование речевых и грамматических явлений, структурированное представление информации – все это готовится под руководством учителя и объединяет всех ребят класса.
На уроках английского языка в школе используется метод видеокейсов, который включает в себя анализ конкретных ситуаций, обучение действием, развитие навыков анализа, принятие решений, устной коммуникации и групповой работы. Этот метод построен на принципе поиска в Интернете, в процессе которого учащиеся получают основную часть необходимой им информации, работая с сетевыми ресурсами. При этом они учатся эффективному расходованию времени при поиске, а основное внимание уделяется обработке информации, а не самому процессу поиска, к тому же у школьников развивается исследовательское мышление: умение анализировать, синтезировать, критически оценивать результаты. Работа с видеокейсами создает у школьников условия для погружения в новую для них деятельность и отбору тех ее видов, которые оказались наиболее продуктивными в плане использования потенциала Интернета. На более высоком уровне – учащиеся предлагают в общем контексте проекта собственные виды деятельности, помогающие им в на более глубоком уровне изучения дисциплины.
На основе информационныхтехнологий авторами данного исследования разработанкомплекс интерактивных видеокейсов, позволяющих включить школьников в непосредственное взаимодействие с учебнойинформацией, придать дидактическим упражнениям игровой характер. Для этого используется:
Microsoft Power Point, так как визуальная информация является привлекательнее для обучающихся;
Microsoft Excel – данная программа позволяет создавать упражнения;
Windows Movie Maker – программа позволяет создавать и монтировать видео, а также создавать слайд-шоу, редактировать видео, накладывать саундтрек, добавлять заголовки и субтитры.
Интеграция заданий познавательного и преобразовательного характера в видеокейсе позволяет формировать умение решать задачи как на мыслительном, так и на реальном уровне. Система усложняющихся видеокейсов и творческих заданий в них оказывают существенное влияние на процесс развития способностей у детей. Для составления видеокейсов отобраны фрагменты как научно-популярных, так идокументальных видеофильмов, к которым задаютсявопросы по отображеннымв них сюжетам илиявлениям. В интерактивном видеокейсе присутствуют различные «ветки», на которые может попасть обучающийся. Такие «ветки» служат не только средством контроля, но средством стимулирования обучающихся к критическому мышлению, более глубокому пониманию материала и развитию навыков анализа. В зависимости от того, какойиз предложенных вариантов ответа выбирает обучающийся, он идет дальшепо одной изветвей:
если выбран неверный вариант ответа, компьютервыдает иллюстрированный текст или видеофрагмент, содержащий необходимое теоретическоепояснение, затем обучающемуся предлагается более простаявидеозадача на эту же тему. Эта задача также предусматривает разветвление, позволяющее или получить более полное пояснение к изучаемому материалу, или вернуться к исходной задачеи попытаться ответить науточняющий вопрос. Если школьнику врезультате нескольких попыток так ине удается датьправильный ответ, он отрабатывает материал с учителем;
если обучающийся выбрал неточныйили неполный ответ, ему предъявляется видеозадание с акцентированиемна недостаточно понятом аспекте, азатем предлагается ответить на уточняющий вопроспо первому заданию;
если дан верный ответ, то школьник можетвыбрать более сложноезадание, развивающее тему сюжета. Такимобразом, и вэтом методе реализуется вариативность и индивидуализацияобучения.
Один из видов интерактивной работы с использование ИКТ является анализ литературного произведения с созданием презентации, демонстрирующей понимание и интерпретацию английского текста. Так, серия уроков по английскому зыку по разделу «Искусство и культура» / «Life skills: Art and culture» состоялась в 7 классах, где для школьников стояла задача – прочесть книгу на английском языке, сделать ее презентацию и порекомендовать прочитать книгу товарищам. Критерии оценки презентации для самоанализа были выбраны самими учащимися: оригинальное оформление, интересное содержание, говорение на английском языке.
Среди выбранных произведений на английском языке оказались следующие:
«Lord of flies» William Golding;
«Monkey and essence» Aldous Huxley;
«Rules of survival in school» Nancy Werlin;
«Little women» Louisa May Alcott;
«Lost diaries» Craig Brown;
«Hearts of three» Jack London;
«Quqeen’s gambit» Walter Tevis.
Для подготовки презентаций использовались ресурсы Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite. Школьники презентовали книги или фрагменты книг, а потом в живом диалоге обсуждали понравившиеся художественные произведения (рис. 1, рис. 2).
В ходе обсуждения книг была возможность не только воспринимать на слух текст как в процессе аудирования, но и визуально погружаться в иноязычную среду, имитируя невербальную составляющую процесса речевой коммуникации, а также отрабатывать лексико-грамматический материал. Разработка подобных презентационных материалов развивает логическое мышление, учит отделять главное от второстепенного, структурировать информацию. В таком диалоге проявляются все стороны коммуникативной ситуации, которая является структурным элементом обучения иноязычному общению. Е.И. Пассов выделяет следующие закономерности коммуникативности [5, с. 83]:
личностный характер общения;
функциональный характер общения;
ситуативность общения;
эвристичность (новизна) общения.
Этот метод коммуникативных ситуаций в организации учебно-познавательной деятельности является крайне продуктивным, так как позволяет обратиться к личному опыту школьников: обсуждение их собственного отношения к вопросам морали, нравственного и безнравственного в окружающей действительности [6]. При этом на слайдах школьники размещали собственные аналитические выводы, например о правилах выживания в школе по книге The High School Survival Guide / Правила выживания в средней школе (Jessica Holsman) рис.3.
Так, при презентации рассказов Д. Лондона рассматриваются примеры достойного и недостойного, честного и нечестного поведения. Школьникам-слушателям предлагается высказать отношение, мнение, оценочное суждение по поводу различных поступков: обмана, присвоение чужого труда. При этом затрагиваются и философские вопросы смысла, цели и ценности человеческой жизни, доброты, справедливости, личностного достоинства. Обращение к данным проблемам, анализу собственных поступков вместе с проявленными школьниками умениями самооценки и самоанализа, рефлексии, самопознания фиксирует их внимание на совершенствовании системы нравственных ценностей, своих личностных качеств, способствует переосмыслению или изменению отношения к проблемам общества.
Для выявления степени готовности школьников к формированию умений самому создавать тексты на английском языке и презентации – с опорой на знания о структурных элементах и категориях текста был проведен диагностический срез для анализа текстовых выступлений. Текстовые выступления оценивались по умению:
выделять структурные части текста (предложения, связанные по смыслу, абзац);
реализовать признаки текста (смысловая целостность, связность, информативность, завершенность);
соблюдать композицию повествования (начало действия, развитие действия, кульминация, окончание действия);
использовать языковые средства (глаголы, слова последовательности), передавать сюжет через динамические средства, музыкальное оформление, цветовое решение.
Результаты анализа таковы: из 20 школьников предложения, связанные по смыслу использовали 76,5%. Разделили текст на абзацы, т.е. на смысловые части 29,4%. При создании текстов – сюжетных повествований – большинство учащихся не учитывало категории (признаки) текста, что видно из того, что текст обладает смысловой целостностью лишь у 12% семиклассников. Зато связность реализуется в текстах у 65% учащихся, информативность проявляется в 70% работ учащихся и 86% работ – текстов и презентаций – категория завершенности.
Выделяя композиционные элементы повествования, начало действия учитывали 82% школьников, развитие действия – 76,5%, кульминацию выделили 6%, окончание действия нашло выражение в работах 50%.
Реализовать умения в использовании языковых средств смогли все учащиеся (100%), употребили правильно лексику 56% школьников. Результаты анализа приводят к выводу, умение учащихся создавать тексты-повествования с опорой на знания о структурных элементах и категориях текста находится на среднем уровне, что составляет 59%. Это значит, работа о знании русскоязычного и иноязычного текста, структурных элементах и категориях (признаках) текста, особенностях типа текста-повествования, или текста-анализа следует продолжать.
Заключение
Использование информационно-коммуникативных технологий или их элементов при разработке и осуществлении уроков развивает у школьников полезные умения и навыки: умение обобщать факты и явления, проводить сравнение по аналогии, творчески переосмысливать литературоведческую и художественную информацию. Самостоятельная деятельность по разработке собственных ИКТ продуктов англоязычного содержания приучает обучающихся искать связи и отношения там, где они их не замечали, заставляет сравнивать и сопоставлять, способствует личности становиться активным участником культурного преобразования мира. Для успешного применения информационно-коммуникативных технологий на уроке иностранного языка необходимо выполнение следующих требований:
наличие интерактивных учебных материалов: мультимедийные презентации, видеоролики, аудиозаписи и интерактивные игры, чтобы сделать процесс обучения более привлекательным и эффективным;
учителя и ученики должны иметь доступ к онлайн-ресурсам, таким как онлайн-словари, электронные учебники, языковые приложения и другие ресурсы, чтобы обогатить учебный процесс и обеспечить доступ к разнообразным материалам;
дифференциация и использование технологий для различных уровней языковой подготовки, учитывая потребности учащихся с разными уровнями знаний и навыков.
Santosa М., Harismayanti I., Putra I. Technology in Action: Developing Gamification Handbook in English Teaching and Learning for the 21st Century Learners // The Electronic Journal for English as a Second Language. 2022. Vol. 26. No. 1. P. 1-25. https://doi.org/10.55593/ej.26101a2
Guo W. Digital Games for Vocabulary Acquisition in Learning English as a Foreign/Second Language: diss. 2020.
Fitch W.T. Empirical approaches to the study of language evolution // Psychonomic Bulletin & Review. 2017. Vol. 24. P. 3–33. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1236-5
Шуталева А.В., Керимов А.А., Циплакова Ю.В. Гуманизация образования в цифровую эпоху // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 31-43. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.3 EDN: DXWVPT
Прудникова Т.А., Поскакалова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 67–82. https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080207 EDN: QUGSZK
Михайлова В.Е., Баландина Л.А. Формирование способности к межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 36-43. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Santosa М, Harismayanti I, Putra I. Technology in Action: Developing Gamification Handbook in English Teaching and Learning for the 21st Century Learners. The Electronic Journal for English as a Second Language. 2022;26(1):1-25. https://doi.org/10.55593/ej.26101a2
Guo W. Digital Games for Vocabulary Acquisition in Learning English as a Foreign/Second Language. DSc thesis, 2020.
Fitch WT. Empirical approaches to the study of language evolution. Psychonomic Bulletin & Review. 2017; 24:3–33. https://doi.org/10.3758/s13423-017-1236-5
Shutaleva AV, Kerimov AA, Tsiplakova YuV. Humanization of education in digital era. Perspectives of Science and Education. 2019;(6):31-43. (In Russ.). https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.3 EDN: DXWVPT
Prudnikova TA, Poskakalova TA. The Experience of Application of Information and Communication Technologies (ICTs) as a Tool to Enhance Learning Motivation. Journal of Modern Foreign Psychology. 2019;8(2):67-82. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080207 EDN: QUGSZK
Mikhailova VE, Balandina LA. Building the capacity for intercultural communication in foreign language classes. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):36-43. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Баландина Л.А., Михайлова В.Е. Интерактивная коммуникация в процессе обучения иностранного языка // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 161-166. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_161 EDN: VAKKWC
Balandina LA, Mikhailova VE. Interactive communication in the process of learning a foreign language. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):161-166. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_161 EDN: VAKKWC