Образовательный процесс в настоящий период характеризуется наличием вариативных инновационных педагогических технологий. Современная система образования реагирует на изменения в области педагогических инноваций, активно развивается и корректируется. В статье 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определена необходимость использования учителями комплекса современных педагогических технологий при осуществлении различных образовательных программ. В современной образовательной деятельности постоянно используются понятия «технология» и «педагогическая технология».
На данный момент отмечается достаточное количество исследований в области педагогических инноваций. Сам термин «инновация» впервые был использован в XIX веке в трудах зарубежных ученых-культурологов. В 30-х годах прошлого века за рубежом (США) утвердился термин «инновационный процесс». Более внимательному и тщательному исследованию инновационные педагогические технологии подверглись в конце 50-х годов XX века за рубежом, и только в последние десятилетия в отечественной педагогике. Инновационная деятельность [1] берет свое начало с исследований таких педагогов и ученых таких как, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.Ф. Шаталов и получила свое дальнейшее развитие в трудах М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанова, Я.С. Турбовского и др. Интерес к педагогическим инновациям [2; 3] проявляли зарубежные (К. Пэвитт, У. Уолкер, Э. Роджеср, В. Браун) и отечественные ученые (П.И. Пидкасистый, М.В. Кларин, В.И. Андреев, В.И. Гусев и др.).
А.В. Хуторской [4] отмечает одним из самых ранних определений термина «инновации» в формулировке Э.М. Рождерса как новейшие идеи, предназначающиеся в качестве новинки для определенного лица. По мнению П.И. Пидкасистого в основе всех процессов образования лежат две педагогические проблемы: проблема анализа и исследования передового педагогического опыта, а также проблема достижения результатов психолого-педагогической науки до практических действий. Проведя анализ зарубежных и отечественных исследований ученых и педагогов, мы пришли к выводу, что педагогические инновации – это конкретное изменение и модернизация существующей образовательной системы, которые направление на ее дальнейшее развитие и совершенствование. При этом исследователи [5] отмечают, что организационные ситуации непосредственного обсуждения проблем инноваций могут представлять собой «круглые столы» и другие формы дискуссий.
Исследование инновационных методов активизации обучения мы начали в 2017/2018 уч. году, был проведены анализ научно-методической литературы и дефиниция основных понятий по теме исследования. Анализ передового педагогического опыта показал, что реализация активных методов обучения химии невозможны без практического эксперимента [6, с. 126-129].
Наиболее эффективной и популярной инновационной формой повышения квалификации педагогов, учителей и молодых специалистов на сегодняшний день считают мастер-класс, т.к. он не только позволяет позаимствовать элементы передового практического опыта, но и способствует значительному росту познавательной и творческой активности у его участников. Нами был разработан и проведен 14 апреля 2021 года мастер-класс для студентов 4 курса по направлению 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль: Химия Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ на тему «Инновационные педагогические технологии в химическом образовании». Его целью было повышение у будущих учителей химии уровня профессионального мастерства в области инновационной среды образования через процессы интерактивного взаимодействия его участников.
Мини-группам студентов предлагалось выполнить задания, уровень сложности в которых варьировался: найти отличительные признаки инновационных педагогических технологий; разработать ситуационную задачу для учителя химии с использованием конкретной современной педагогической технологии с последующим ее решением; определить причины и мотивы перехода к инновационной образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС, аргументировать их и т.п. По окончанию занятия была использована разработанная нами анкета в Googlе-форме, результаты ее мы проанализировали.
Студенты отметили, что наиболее эффектным и запоминающимся в памяти участников мастер-класса заданием оказались дебаты между группами. Их суть состояла в следующем – сформулировать аргументы «за» и «против» по вопросу корректирования цели образовательной деятельности в области химического образования в связи с введением цифровых образовательных ресурсов и / или дистанционного обучения. Студентов очень заинтересовало данное задание, дух здоровой конкуренции мотивировал их на поиск значимых аргументов для позиционирования своего выбора. В результате участники дебатов показали высокий уровень познавательной и творческой активности.
В качестве рефлексии мастер-класса стал опрос «Использование инновационных педагогических технологий в химическом образовании». Результаты анкетирования (рис. 1) показали, что у большинства из опрошенных (98%) проявляют интерес к педагогическим инновациям.
На рисунке 2 видно, что большинство (85%) респондентов отмечают привлекательность современных педагогические технологии в способности повышения мотивации, творческой и познавательной активности. Некоторые(61%) будут использовать педагогические инновации, т.к. они способствуют повышению качества знаний и развитию критического мышления у обучающихся.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, преподавателям и учителям необходимо находиться в непрерывном поиске педагогических инноваций (на примере мастер-класса), так как это способствуют эффективному достижению планируемых результатов обучения, развитию и совершенствованию педагогических компетенций, а интегрирование инновационных педагогических технологий создают целостность самого процесса химического образования.
Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997. 224 с.
Спицына Л.Г. Инновационно-педагогические технологии в образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сб. мат. XLVIII Межд. научн.-практ. конф. / под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2012. 347 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256 с.
Баратова Н.М. Подготовка и осмысление внедрения инноваций в образовательной организации // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 2 (4). С. 9-17. URL: https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/2_baratova_nm_9-17.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
Глаголева А.А., Космодемьянская С.С. Применение активных методов обучения на уроках химии // Образовательная система: новации в сфере современного научного знания: сб. научных трудов. Мат. Межд. научн.-практ. мероприятий Общества Науки и Творчества за февраль 2019 г. / под ред. С.В. Кузьмина. Казань: СитИвент, 2019. С. 126-129.
Космодемьянская С.С., Глаголева А.А. Мастер-класс как элемент инновационных педагогических технологий в химическом образовании // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 49-54. http:// http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_49
Kosmodemianskaia SS, Glagoleva AA. Master class as an element of innovative pedagogical technologies in chemical education. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):49-54. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_49