Введение
Динамичные процессы социально-экономических преобразований в Республике Казахстан ставят перед системой образования качественно новые задачи. Отражая эти задачи, ряд государственных документов в сфере образования задает новые ориентиры развития системы общего образования. Эти ориентиры – воспитание деятельного и позитивно мыслящего гражданина, подготовленного и умеющего организовать свою деятельность в условиях демократического государства и гражданского общества, воспитание человека, умеющего нести ответственность за развитие своей малой Родины. Важно воспитать не только личность, но и компетентного "человека – деятеля", преобразователя территории, на которой он проживает. Это объективно повышает роль воспитательной деятельности в системе общего образования. Существующая в настоящее время система воспитательной деятельности, сохраняющая традиционную идеологию отношения к ребенку, как к объекту воспитательного воздействия, не способна эффективно разрешать новые, названные выше, задачи. С другой стороны, складывающиеся в настоящее время современные подходы к воспитательной деятельности, основанные на методологии самоорганизации молодежи, проектировании молодежной политики и деятельности молодежных общественных организаций, не имеют пока своего достаточного научного обоснования и инструментальной оформленности механизмов реализации.
Таким образом, актуальность данной статьи обусловлена необходимостью реализации новых требований к качеству воспитания в школе, поиском «обновление образовательного пространства для свободного проявления деятельности ребенка, делокализации его активности» [1, 52 с.]. Кроме этого, имеет место недостаточная разработанность методологии и методик воспитательной деятельности, способствующих становлению этих качеств у учащихся старших классов школ.
Материалы и методы
Для решения поставленных задач использовались методы:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
изучение, систематизация и обобщение практического опыта в системе общего образования;
поисково-формирующий эксперимент;
анализ результатов эксперимента: анкетирование школьников и педагогов;
анализ программ деятельности молодежных общественных объединений.
Обзор литературы
Теоретические положения, лежащие в основе становления этой среды, формулируются следующим образом:
личностная культура формируется во всесторонней деятельности; полнота развития и самоопределения личности обусловлена широтой, диапазоном и содержанием деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
в организации воспитательного процесса, деятельности и самодеятельности детей (их самовоспитания, самоорганизации и самоуправления) необходимо исходить из анализа воспитательных ситуаций и определения направлений воспитательной работы (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский);
повышение культуры воспитания связано с процессом его гуманизации, находящемся в тесном взаимодействии с гуманизацией образования (Ш.А. Амонашвили, В.П. Кузнецов).
Созданию в школе такой среды, способствующей личностному становлению, мешает ряд проблем, это: во-первых, преобладание стихийной социализации, во вторых - отсутствие механизмов удовлетворения потребностей детей в освоении широкого круга социального опыта [2]. В-третьих, частично сохраняющийся авторитарный стиль руководства. Для разрешения этих проблем в школе необходима особая управленческая деятельность, осуществляемая в логике самоорганизации.
Впервые принципы самоорганизации были проанализированы в книге А. Чандлера "Стратегия и структура" [3]. На основе опыта работы ведущих американских компаний автор исследовал реорганизацию управления путем последовательного изменения стратегии, формальных структур и систем, организационной культуры и поведения персонала. В результате появилась теория, названная впоследствии эволюционной концепцией. Она получила развитие в исследованиях И. Ансоффа, Б. Карлоффа, Ричарда Р. Нельсона, К. Тоехиро, П. Друкера [4].
Теоретический прорыв в понимании самоорганизации был связан с появлением в 70-е гг. нашего века синергетики – междисциплинарного научного направления, целью которого было изучение универсальных, свойственных системам самой разной природы (в том числе и социальным), закономерностей самоорганизации и спонтанного порядкообразования [5].
С первых дней существования школ в основу их развития были положены принципы самоуправления. Принципы самоуправления и автономии, заложенные уже в первых школьных уставах, оказали огромное нравственное влияние на развитие сообщества. Ранее самоуправление в школах существовало, подчиняясь, как и другие общественные институты принципу партийного руководства. В соответствии с этим принципом, молодежь решало важные общественно-политические и социально-экономические задачи (освоение целины, участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, движение строительных отрядов).
Молодежь Казахстана на протяжении истории играла активную роль в жизни страны, решая важные задачи.
Освоение целины (1954-1960 гг.): сотни тысяч молодых людей со всего СССР, в том числе и из Казахстана, отправились на освоение целинных земель. Этот масштабный проект требовал огромных усилий, выносливости и энтузиазма. Молодежь проявила патриотизм, трудолюбие и вклад в развитие сельского хозяйства страны.
Развитие промышленности и инфраструктуры в советский период: Молодежь активно участвовала в строительстве заводов, фабрик, электростанций, жилья, прокладке дорог и железных дорог. Это было время массового энтузиазма, романтики строек и стремления к технологическому прорыву.
Становление независимого Казахстана (1991 – настоящее время): молодежь стала активным участником процессов демократизации, рыночных реформ, формирования гражданского общества. Это период новых возможностей и вызовов, когда молодежь проявляет инициативу в бизнесе, науке, культуре, общественной жизни, внося свой вклад в развитие независимого Казахстана.
Во всех субъектах Республики Казахстан появляется с каждым годом все больше разнообразных молодежных общественных организаций. Сам факт их возникновения указывает на то, что ребята чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей, защиты своих прав. Необходимо четко представлять все разнообразие молодежных объединений и иметь полную характеристику молодежного движения. Можно обозначить некоторые тенденции его развития:
на современном этапе движение развивается как в рамках молодежного общественного движения, так и самостоятельно, в своих организационных правовых формах;
существует большое количество молодежных общественных объединений при немногочисленной членской базе (это касается не только региональных и местных общественных объединений, но и межрегиональных).
В этих условиях современное школьное самоуправление может и должно быть сконцентрировано на решении трех наиболее актуальных задач:
стать условием реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном плане;
стать реальной формой детской демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью;
стать средством социально-правовой самозащиты.
Школьное самоуправление – это инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность учащихся по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга [6].
В целом, школьное самоуправление можно рассматривать как особую форму инициативной, самостоятельной общественной деятельности детей, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив [7]. Развитие школьного самоуправления направлено:
на усиление роли молодежных общественных объединений в гуманистическом воспитании учащихся, воспитание в духе толерантности; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, нетерпимости к проявлениям экстремизма, здорового морально-психологического климата;
контроль и организацию учебной деятельности, повышение эффективности и успешности учебы, активизацию самостоятельной творческой деятельности в учебном процессе; формирование потребности в решении актуальных проблем;
развитие и углубление инициативы молодежи в организации гражданского воспитания; формирование лидеров школьных коллективов [8].
Принципы развития школьного самоуправления:
взаимодействие всех органов самоуправления в сочетании с четким разграничением функций – каждый орган самоуправления решает свои специфические задачи; в то же время они часто имеют общие точки приложения сил, взаимно дополняя друг друга, когда целесообразно и необходимо их взаимодействие; объединение и координация усилий, не должны нивелировать самостоятельность органов самоуправления;
функционирование органов школьного самоуправления на основе привлечения обучающихся к решению вопросов социума [9].
Субъектами школьного самоуправления выступают ученические коллективы, созданные в школе, в муниципальном образовании, на уровне субъекта Российской Федерации, на общероссийском уровне. На основе анализа практики реализации школьного самоуправления в качестве наиболее эффективных могут быть рекомендованы следующие формы:
общественная организация, которой может быть союз школьников данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведением;
орган общественной самодеятельности, выполняющий функции школьного самоуправления (школьный совет, научно-исследовательские отряды, комитеты, клубы по интересам);
высшим органом школьного самоуправления является общее собрание (конференция), которое имеет право принимать к своему рассмотрению вопросы компетенции соответствующего коллектива [10].
Результаты исследования и их обсуждение
При организации системы школьного самоуправления были выявлены мнения школьников по этому вопросу, так как было важно учесть и их видение того, что помогает и что мешает этому процессу. К числу таких основных "мешающих" факторов респонденты отнесли: незнание своих прав (58%); привычку выполнять распоряжения (58%); нехватку опыта самоуправления (26%).
Значительный интерес представляют и ответы ребят на вопрос, в каких формах общественно-политической и общественно полезной деятельности в своей школе они готовы участвовать?
Результаты следующие:
31,7% хотели бы принять участие в школьном самоуправлении;
29,2 – в экологическом движении;
17,5% – в патриотических мероприятиях;
16,7% готовы участвовать в политических акциях и оказывать социальную помощь.
90% опрошенных считают, что в современной России нужны молодежные организации,
50% готовы участвовать в деятельности молодежных организаций.
Таким образом, к настоящему времени система школьного самоуправления располагает достаточно широким диапазоном возможностей.
Исследование особенностей воспитательной работы, системы самоуправления позволили нам разработать определенные технологические подходы для создания молодежной общественной организации в специализированном лицее N 126 мкр. Аксай-4, г. Алматы Республики Казахстан.
Молодежная общественная организация в школе называлась «Ел Жастары – Ел Тірегі» и была создана в 2022 году. Этот опыт накапливается постепенно по следующим направлениям:
развитие самоуправления через постепенное расширение функций, за выполнение которых может взять ответственность молодежная общественная организация;
разработка и реализация значимых социальных проектов;
проведение социально значимых акций силами школьников.
По первому направлению работы результатом может стать анализ плана работы, в котором отражены все направления и мероприятия, за которые несет ответственность организация. Так, например, в плане работы обозначены следующие мероприятия: выпуск газеты, клубная работа, проведение музыкальных семинаров, проведение дискотек. Кроме этого, планом предусмотрено обучение новых членов молодежной организации, реклама деятельности школы. Предварительный анализ плана работы показывает, что она, по сути, является ведущим органом школьного самоуправления, и многие вопросы воспитательной работы она берет под свой контроль.
Воспитательная деятельность молодежной общественной организации осуществляется по таким важным направлениям как организация полноценного досуга и здорового образа жизни.
Не сразу приоритетной формой молодежной организации стали проекты. Постепенно эта форма стала признанной и ребятами, и педагогами.
Если проследить динамику развития содержания мероприятий, реализуемых общественной организацией, то можно увидеть рост ее гражданской зрелости. От организации дискотек и спортивных мероприятий, организация переходит к вовлечению в решение школьных проблем и проблем социума. Так, например, в настоящее время реализуются следующие проекты:
Здоровый образ жизни. Проект, направленный профилактику алкогольной и наркотической зависимости путем активизации массовой спортивной и культурной работы; пропаганду здорового образа жизни; оздоровление детей, относящихся к группам риска.
Развитие досуга детей. Проект, направленный на создание новых форм организации досуга детей и молодежи, прежде всего подростков, по месту их жительства.
Наш дом, наш двор, наш город. Проект, направленный на выполнение работ по благоустройству школы, города, дворов, привлечение граждан к организации субботников, организации программ досуга для населения среднего.
Особым проектом стал проект «Я и мое будущее». Целевой группой проекта стала молодежь от 14 до 17 лет, учащиеся школы. Помощь этой группе со стороны молодежной организации заключалась в том, чтобы увлечь ее совместными действиями и мероприятиями не просто в качестве досуга, а как осуществление возможности развития и обогащения среды школы. В рамках данного проекта проводились исследования, деловые игры, сбор «Я умею, я могу».
Кроме реализации проектов, молодежная организация провела две акции. Одна из них прошла для школьников микрорайона и была направлена на воспитание бережного отношения к своему здоровью. Название «За здоровый образ жизни!». В акции участвовали лидеры студенческой молодежной общественной организации. Акции предшествовала подготовительная работа в течение недели. Во время подготовки все члены общественной организации проявили инициативу и активность, самостоятельность в принятии решений, (что является одной из целей проекта как основополагающая для формирования осознанного ответственного поведения).
В акции приняли участие 200 человек – учащихся школы и 32 человека, жители микрорайона. Приготовленные пригласительные билеты содержали информацию о проекте, горячей телефонной линии, программе акции, контактные телефоны персонала проекта. Интересно прошел первый этап акции, на котором были предложены изречения об отношении к своей жизни и своему здоровью. Жизненные девизы молодежи можно разделить на следующие категории:
Беречь здоровье – это важно.
Любовь-это основная ценность.
Вера в силу и энергию молодости.
Главное жить весело и не думать ни о чем.
Во время всей акции организаторы проводили интервьюирование молодежи с целью выяснения информированности о репродуктивном здоровье и его охране. Вопрос интервью "Что такое репродуктивное здоровье? Как ты заботишься о нем?"
Метод сбора данных: структурированное интервью с ключевым вопросом: «Что такое репродуктивное здоровье? Как ты заботишься о нем?» А также дополнительные уточняющие вопросы: Какие источники информации вы используете по этой теме? Сталкивались ли вы с мифами о репродуктивном здоровье? При обработке данных использовался качественный тематический анализ ответов, количественная оценка (процент правильных определений, частота упоминания практик).
Результаты исследования показали:
65% респондентов дали близкое к научному определение «репродуктивное здоровье» – «Это физическое и психологическое благополучие, связанное с половой системой и возможностью иметь здоровых детей».
25% ограничились общими фразами: «Это про секс и контрацепцию».
10% не смогли сформулировать ответ.
50% ответили: «Это про возможность иметь детей».
30%: «Про контрацепцию и защиту от болезней».
20%: «Не знаю» или «Это что-то про гинекологов».
Это доказывает, что ребята теоретически знают о проблеме охраны репродуктивного здоровья, но считают, что осведомлённость о комплексном значении репродуктивного здоровья не нужна. Кроме этого, молодые люди испытывают тягу к непроверенным источникам (соцсети).
В завершении акции было проведено анкетирование-голосование о ценности акции. Большинство молодежи проголосовали за успешность мероприятия. По окончании акции состоялось подведение итогов, анализ и оценка работы членами общественной организации и администрацией школы по следующим критериям (Таблица 1).

Экспериментальное исследование показало, что в реальных условиях учреждению общего образования возможно повысить результативность и качество воспитания. Молодежные организации создают среду для моделирования социально одобряемого поведения.
Заключение
Теоретические основы изучения проблемы организации воспитательной работы в современной школе позволили осуществить анализ данной проблемы и обосновать ее актуальность. Участие молодежных организаций в школьных мероприятиях – это не «помощь учителям», а стратегический элемент образовательной экосистемы. Оно обеспечивает: психологическое благополучие учеников, повышение качества образования через инновации, устойчивое развитие общества за счет воспитания активных граждан. Основными результатами работы являются выявление возможностей самоуправления как фактора становления молодежного сообщества, а также понимание того, что механизмом воспитания школьников является создание особой среды жизнедеятельности в школе, способствующей актуализации личностных целей детей и системной организации его деятельности.
Гам В.И., Михайлова В.Е. Инновационная деятельность школ: особенности и механизмы реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 52-55. https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.9 EDN: YTWYQJ
Михайлова В.Е., Баландина Л.А. Формирование способности к межкультурной коммуникации на занятиях по иностранному языку // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 36-43. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Chandler Jr.A.D. Strategy and structure: сhapters in the history of the American industrial enterprise. London: MIT press, 1969. 480 p.
Друкер П. Эффективный руководитель. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации в сложных системах: монография. М.: Наука, 1994. 236 с. EDN: QZNDPH
Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. 351 с. EDN: TVSIUX
Каменский А.М. Школьное самоуправление – история, реальность, перспективы // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2019. № 2 (44). С. 48-52. EDN: EPXJFD
Михайлова В.Е. Организационно-педагогические условия образовательного партнерства учреждений общего и дополнительного образования детей: дисс. … канд. пед. Омск, 2008. 239 с. EDN: NQDJSF
Биялиев А.Ш. Культурно-досуговая деятельность органов студенческого самоуправления в саморазвитии студенческой молодежи // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 61-12. С. 50-54. https://doi.org/10.18411/lj-05-2020-265 EDN: ZJGFJA
Борисова Е.В. Воспитание как основной аспект третьей миссии высшей школы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 4 (57). С. 141-147. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.4.141 EDN: KXCKLY
Gam VI, Mikhailova VE. Innovative activity of schools: peculiarities and mechanisms of implementation. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2017;(6):52-55. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2017.6.9 EDN: YTWYQJ
Mikhailova VE, Balandina LA. Building the capacity for intercultural communication in foreign language classes. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):36-43. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_1_36 EDN: OKWKLS
Chandler JrAD. Strategy and structure: сhapters in the history of the American industrial enterprise. London: MIT press; 1969. 480 p.
Drucker P. The Effective Executive. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber Publ.; 2017. 240 p. (In Russ.).
Kniazeva EN, Kurdiumov SP. Zakony evoliutsii i samoorganizatsii v slozhnykh sistemakh = Laws of evolution and self-organisation in complex systems. Moscow: Nauka Publ.; 1994. 236 p. (In Russ.). EDN: QZNDPH
Kovaleva AI, Lukov VA. Sotsiologiia molodezhi: teoreticheskie voprosy = Sociology of Youth: Theoretical Issues. Moscow: Sotsium Publ.; 1999. 351 p. (In Russ.). EDN: TVSIUX
Kamenskii AM. Shkol'noe samoupravlenie - istoriia, real'nost', perspektivy = School self-governance - history, reality, prospects. Akademicheskii vestnik. Vestnik Sankt-Peterburgskoi akademii postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniia. 2019;(2):48-52. (In Russ.). EDN: EPXJFD
Mikhailova VE. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviia obrazovatel'nogo partnerstva uchrezhdenii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniia detei = Organizational and pedagogical conditions of educational partnership of institutions of general and additional education for children. PhD thesis. Omsk; 2008. 239 p. (In Russ.). EDN: NQDJSF
Biialiev ASh. Kul'turno-dosugovaia deiatel'nost' organov studencheskogo samoupravleniia v samorazvitii studencheskoi molodezhi = Cultural and leisure activities of student self-government bodies in the self-development of student youth. Tendentsii razvitiia nauki i obrazovaniia. 2020;(61-62):50-54. (In Russ.). https://doi.org/10.18411/lj-05-2020-265 EDN: ZJGFJA
Borisova EV. Education as the main aspect of the third mission of higher education. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psikhologiya. 2021;(4):141-147. (In Russ.). https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.4.141 EDN: KXCKLY
Хайдаров А.Р. Организация воспитательной работы в старших классах общеобразовательной школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 3. С. 127-133. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_127 EDN: OQLZUI
Khaidarov АR. Organization of educational work in senior classes of general education school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(3):127-133. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_127 EDN: OQLZUI