Проблема духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях в современных социально-экономических условиях развития российского общества становится все более актуальной. Современная практика образования должна способствовать повышению готовности школьников к личностному самоопределению, основанному на ценностно-смысловых ориентациях, обеспечивающих конструирование собственных смыслов саморазвития. Этот процесс во многом определяется концепцией воспитательной работы образовательного учреждения, характером и организацией социально-педагогической деятельности, степенью вовлеченности в нее школьников.
Говоря о нравственном воспитании, хочется сказать о том, что оно осуществляется постоянно в процессе обучения, и в т.ч. в процессе физического воспитания учащихся. В здоровом теле – здоровый дух – это констатация факта, говорящая о том, что человек, занимающийся физической культурой и спортом, приобретает благодаря данному занятию высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоценено.
Нрав – одно из основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют душу; ко нраву относятся, как понятия подчинённые: воля, любовь, милосердие; а к уму – разум, рассудок, память. Согласный союз нрава и ума, сердца и души образуют стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку. Человек должен достигать единства нрава и ума, воли и рассудка путём убеждения [1].
На занятиях физическими упражнениями для формирования положительных черт характера, нравственных качеств используются разнообразные методы: убеждение, оценка поступков, положительный пример детей и самого учителя, практическое приучение к правильным действиям и поступкам. Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении.
Школьное образование на нравственное воспитание подрастающих поколений оказывает большое влияние, осуществляя его в определённой системе. После окончания школы идёт не столько приобретение новых качеств, сколько их совершенствование и исправление.
Нравственное воспитание, важнейшая составная часть комплексного подхода к воспитанию на современном этапе, особенно подчёркивая необходимость воспитания единства слова и дела, сознательного отношения к учёбе, труду, физическому воспитанию и общественному долгу.
Действия преподавателя, направленные на формирование у школьников нравственного сознания, нравственных понятий и чувств, называются убеждением. При воспитании методами убеждения воздействие словом органически сочетается с убеждением делом, практикой [2]. Для формирования убеждений целесообразно опираться на следующею логику: предоставление информации, обсуждение и проба на практике, творческая интерпретация практических действий, рефлексия. Так, на этапе представления информации школьники узнают о позитивных и негативных факторах влияния на организм, о возможностях участия в мероприятиях здоровьесберегающей направленности, изучают основы валеологии. На этапе пробы школьников включают в разовые текущие спортивные мероприятия, а далее школьники сами разрабатывают проекты физкультурно-оздоровительного характера. Такие локальные проекты готовятся исходя из интересов обучающихся и непосредственно связаны с программой воспитания. Психические состояния, возникшие под влиянием, умело поставленной воспитательной работы, особенно устойчивы. Они укрепляют уверенность школьников в своих силах, придают им активность, бодрость, стремление к проявлении.
Воспитывая у молодых людей чувство патриотизма, учитель регулярно рассказывает им о спортивном пути различных замечательных спортсменов: Геннадии Головкине, Хаджимукане Мунайтпасове, Илье Ильине, Нелли Ким, Серике Сапиеве, а также о многих других олимпийских чемпионах, патриотах своей великой Родины.
Для формирования нравственных качеств необходимо предусматривать просмотры спортивных кинофильмов, посещение соревнований, систематически рекомендовать школьникам книги о спорте. Наиболее яркие произведения целесообразно обсуждать в коллективе. Следует регулярно менять оформление мест занятий и помещений для отдыха, средствами наглядной агитации. Рассказывать о крупнейших событиях в нашей стране и за рубежом.
Большую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения играют традиции. Надо стремиться создать такую обстановку в коллективе, чтобы школьники чувствовали себя наследниками и преемниками своих старших товарищей.
Воспитание убеждений – это не только передача знаний, но и осуществление их в жизни, практической деятельности, Никакие, самые серьезные беседы не могут убедить воспитанников в необходимости быть принципиальными, дисциплинированными, заботится о младших. Слово воспитателя должно быть подкреплено делом, организацией жизни юных спортсменов.
Hо провести воспитывающую, обучающую, мобилизующую беседу не просто. Для того чтобы убедить ученика, надо уметь говорить, необходимо владеть искусством речи, аргументировать и вовлекать самих школьников в диалог. При этом большое значение имеет проведение этических бесед, приведение положительных конкретных примеров, а также создание таких ситуаций в процессе уроков, в которых учащиеся ставятся перед необходимостью сделать самостоятельный выбор поступка. Например, учитель вызывает в конце урока добровольцев убрать гимнастические маты, снаряды, провести влажную протирку пола. В этих условиях каждый ученик может или отдыхать, или пойти выполнять неинтересную, но нужную работу. Кто как поступит? Еще пример – при проведении эстафеты, с оббеганием предметов на пол кладется маленький мяч, кубик. Его легче переступить, но это будет нарушением правил, и учащиеся таким образом ставятся перед выбором – получить преимущество за счет нарушения правил или честно вести спортивную борьбу. Следует объяснить учащимся, что в спорте разрешено, а что считается неэтичным. Естественно, что в играх применяются различные обманные приемы – финты, обгоны и т. п., но совершенно недопустимы грубость, умышленное нарушение правил соревнований, неоказание помощи, если кто-либо в ней нуждается [3]. При коллективных упражнениях надо следить за проявлением детьми правил на принципах правдивости, скромности, ответственности за свои действия перед остальными участниками.
Нравственное и физическое воспитание не должны быть никак разделены, потому что они представляют единое целое, и в спорте и в жизни общества тоже. Формирование правильных привычек, правил и дисциплины, безусловно, влияют на сознание учащихся, и в целом являются мощным средством сознательного и нравственного поведения школьников.
Дзялошинский И.М. Социальные институты и социальная коммуникация. Введение в теорию коммуникационных матриц: учебное пособие. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2020. 905 с.
Александрова Т.В. Личностно-образовательные ситуации как ресурс социально-нравственного становления младших школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 2-6. URL: http://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/aleksandrova_tv_2-6.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
Богданова Г.П. Уроки физической культуры в 5-7 классах. М.: Просвещение, 1984. 208 с.
Субботина Е.И., Ершова Н.Н. Особенности нравственного воспитания подрастающего поколения в системе физического воспитания и спорта // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 3. С. 71-76. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_71
Subbotina EI, Ershova NN. Features of moral education of the younger generation in the system of physical education and sports. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3):71-76. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_71