Педагогические особенности организации дистанционного обучения в военных вузах

Авторы
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
3-13
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье рассматривается сущность дистанционного образования в военном вузе. Особый акцент делается на проблемных вопросах организации комбинированного обучения военных специалистов, связанные с особенностями военной службы.
Ключевые слова
дистанционное обучение, военные специалисты, профессиональная деятельность
Полный текст HTML

Введение. Система подготовки кадров в интересах Министерства обороны Российской Федерации (РФ) представляет собой сложный комплекс процессов организационного, научного, материального обеспечения, требующий творческого подхода к совершенствованию и оптимизации деятельности на каждом этапе. От качества, актуальности, своевременности получения необходимых знаний, умений и навыков зависит полнота привития уровень формирования компетенций, необходимых выпускникам военных высших учебных заведений, для осуществления профессиональной деятельности.

Материалы и методы: анализ теоретических источников и педагогического опыта, экспертный опрос, систематизация.

Результаты исследования и их обсуждение. Подготовке военных специалистов в военных вузах, в отличие от подготовки гражданской молодежи, сопутствуют особенности, которые необходимо учитывать при составлении образовательной программы. Этими особенностями являются:

  • необходимость исполнения специальных служебных обязанностей при несении гарнизонной и караульной службы;
  • ограниченное количество времени, дающееся на самостоятельную подготовку;
  • отвлечение от учебного процесса в виду участия в различных мероприятиях (подготовка и проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам страны, проведение антитеррористических мероприятий, мероприятий повседневной служебной деятельности и т.п.);
  • обучение по индивидуальным планам и программам.

Экспертный опрос руководителей различных уровней управления, анализ отзывов на выпускников из войсковых частей позволяет частично иметь обратную связь для корректировки образовательного процесса. Указываются не только положительные моменты в подготовке специалистов, но и систематически выявляются недостатки их подготовки. Для офицера начинается трудный процесс постижения тонкостей и особенностей службы путем проб и ошибок, который иногда заканчивается потерей мотивации к служебной деятельности и профессиональному росту из-за невозможности получения необходимых, актуализированных профессиональных знаний и навыков.

Исполнение специальных обязанностей приводит к возрастанию неравномерности между уровнем знаний в рамках одной учебной группы, в виду отставания отдельных обучающихся от плана изучения дисциплины. Недостаточное количество времени на самостоятельную подготовку приводит к снижению уровня знаний, так как большой объём материала необходимо усвоить в более сжатые сроки. Уяснить учебный материал и проверить правильность его понимания возможно только в рамках контактной работы.

Решение данной проблемы привело к необходимости изучения возможности применения дистанционных технологий в высших военных учебных заведениях, реализуя, таким образом, комбинированную форму обучения. Определения дистанционного обучения приведены в целом ряде работ различных авторов [1]. Однако, учитывая особенности его реализации в военно-учебных заведениях, более подходящим будет специфический подход, рассматриваемый ниже. Дистанционное обучение есть такой подход к обучению, который подразумевает самостоятельное получение знаний обучающимся при помощи материалов, выданных заранее. Зачастую эти материалы доступны им в цифровой форме и представлены: учебниками и электронными учебниками, презентациями, мультимедиа материалами. Стоит отдельно отметить важное отличие электронного учебника от учебника в электронной форме. Последний есть просто учебный материал, который может быть представлен на ПЭВМ и предназначен только для изложения материала, в то время как электронный учебник есть программно-учебный комплекс, позволяющий, помимо непосредственно изложения материала в текстовой, мультимедийной или интерактивной форме проводить также диагностику усвоения обучающимися материала посредством проведения тестирования. Последняя его функция является наиболее значимой и позволяет создать обратную связь между обучающимся и учебным материалом, которая позволяет повысить уровень усвоения материала.

Для того, чтобы применение дистанционных технологий стало возможным и имело достаточную эффективность необходимо учесть факторы, которые могут помешать их внедрению. Некоторые из этих факторов были изложены в работе С.В. Рязанова «Проблемы применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах» и, безусловно, должны быть учтены [2]. Также стоит добавить ещё два фактора. Одним из этих факторов является наличие во многих военных учебных заведениях режима обеспечения государственной тайны, препятствующему свободному обмену информацией на территории учебного заведения. На практике это означает, что нет возможности в свободной форме получить у преподавателя все необходимые материалы для самоподготовки без предварительного разрешения. Электронные учебники зачастую оформляются в виде исполняемых файлов, что может помешать их применению на ПЭВМ с контролем исполнения программ (таких как SecretNet). Вторым фактором, вытекающим из особенностей воинской службы является отсутствие у курсантов высших военно-учебных заведений собственных ПЭВМ. Для выполнения задач, где ПЭВМ необходим, курсантам предоставляется доступ в компьютерный класс, в котором число рабочих мест может быть ограничено, а свободные могут быть заняты для выполнения служебных задач.

Первый ограничивающий фактор решается в первую очередь организационно-административными методами, а проблема его решения ставится перед руководителями факультетов, кафедр и учебных групп.

Второй фактор требует знания о наличии у курсовой группы технических средств для просмотра мультимедиа материалов и электронных учебников. Например, наличие цифровых телевизоров позволит просматривать презентации занятий, а наличие ПЭВМ использовать электронные учебники. Исходя из численности, не имеющих возможности посетить учебное занятие, можно сделать вывод о возможности или невозможности применения дистанционных технологий в виду наличия или отсутствия в необходимом количестве указанных выше технических средств.

Возвращаясь к теме содержания обучающих материалов и общих подходов к дистанционному обучению, можно сделать вывод о следующем их применении:

1) обособленное применение мультимедийных материалов позволит восполнить разрыв, вызванный пропуском лекций, а также подготовить курсантов к предстоящим практическим занятиям;

2) применение электронных учебников позволит курсантам освоить материал в большей глубине, за счёт наличия в электронных учебниках дополнительных мультимедиа материалов и тестов для самоконтроля, а также позволит произвести конспектирование материала в удобной для каждого из них форме.

Видеоматериалы можно разделить на три категории: запись лекции, проводимой преподавателем (не имеет значения запись ли это живой лекции или же выступление по режиссерскому сценарию), видеоролик, созданный при помощи компьютерной графики или совокупность этих двух вариантов. Применение компьютерной графики позволяет во многих случаях сделать объяснение материала более понятным за счёт визуальных средств и анимации, однако зачастую не позволяет изобразить, например, практическое занятие подробно и в действии в виду сложности и трудоёмкости создания таких видеороликов. Запись реального занятия, позволит заранее ознакомить с планом проводимого занятия и дать общее представление о работе с используемым оборудованием. Всё это может применяться как средство для восполнения пробелов в знаниях у лиц, пропустивших занятия по каким-либо причинам, так и для подготовки к занятию и повышению его эффективности.

Применение видеороликов для целей непосредственно обучения позволяет в более доступной форме объяснить материал. Видеоролики с применением компьютерной графики позволяют осуществить лучшее запоминание. Также возможно чтение лекций с использованием графических вставок, для выделения в письменной форме терминов, определений и прочих элементов, подлежащих записи в текстовой форме, что упрощает и ускоряет подготовку конспектов обучающимися. Это особенно выгодно в условиях ограниченного времени, выделяемого на самостоятельную работу для тех курсантов, что пропустили теоретический курс.

Подготовка к занятию представляет собой короткий видеоролик, показывающий детали планируемого практического занятия. После его просмотра обучающиеся могут во время самого занятия сразу приступить к его выполнению или, если они не уверены, задать заранее подготовленные ими вопросы по существу занятия. Это увеличивает эффективное время занятия. Очевидно, что создание видеороликов требует наличия специализированного программного обеспечения, а также оборудования для видеозаписи (при необходимости) и аудиозаписи. Всё это, в свою очередь, требует от преподавателя знаний и навыков работы ними на необходимом для этого уровне. Также стоит отметить, что подготовка видеороликов требует от преподавателя некоторой режиссёрской работы и учёта психологических особенностей обучающихся [3].

Электронные учебники – это, в первую очередь, текстовое представление учебного материала с различными вставками, которыми могут быть презентации, видеоролики, изображения и даже другие электронные учебники.

Главная особенность таких учебных пособий – возможность встроенного в учебник тестирования знаний обучаемого посредством тестов. Различные электронные учебники предлагают различные возможности в создании тестовых заданий. На основе ряда работ можно выделить основные рекомендации к тестовым заданиям [4]. Но они должны быть дополнены следующими:

  1. рандомизация контрольных вопросов и порядка их следования,
  2. учитывая пункт 1, необходимо задание порядка очерёдности между указанными вопросами,
  3. рандомизация вариантов ответов между запусками тестовой программы,
  4. возможность множественного выбора вариантов ответа,
  5. ограничение времени на ответ,
  6. возможность ограничения перехода к последующему материалу без должного уровня усвоения пройдённого,
  7. возможность занесения результата тестов в учётную запись обучаемого без возможности его дальнейшей корректировки [5].

Отметим особо, что пункты 1-3 необходимы для защиты от заучивания номеров ответов в больших группах учащихся. Пункт 2 может быть полезен в тех случаях, когда один вопрос может быть ответом или являться подсказкой для другого. В этом случае необходимо чтобы при рандомизации первый вопрос задавался всегда после второго. Пункт 3 предполагает подготовку большего, чем необходимо числа вариантов ответов. Например, если на каждый вопрос даётся по 4 варианта ответа, то возможно подготовить 6 вариантов ответов и выбирать из них 4 при каждом запуске тестовой программы. Стоит отметить, что пункты 1 и 3 хотя и повышают достоверность тестирования, заметно повышают трудоёмкость формирования фонда тестовых заданий, которая и без того велика. Пункт 4 повышает достоверность проводимого тестирования, так как уменьшает возможность обучающегося угадать правильный вариант ответа. Пункт 5 является необходимым для того, чтобы удостовериться, что обучающийся сам отвечает на вопросы без того, чтобы заглядывать в конспекты или перечитывать материал. Пункт 6 добавлен для мотивации к более плотной работе с учебным материалом. Пункт 7 необходим для проведения дистанционного обучения и позволяет проводить тестирование без участия преподавателя, контролирующего процесс тестирования. Данный пункт может быть упразднён при реализации пункта 6.

Изложенные рекомендации позволяют значительно повысить эффективность и достоверность тестирования, поэтому поиск программного обеспечения для составления учебных материалов должен проводиться с учётом данных рекомендаций.

Заключение. Комбинирование дистанционного и очного обучения в высших военно-учебных заведениях возможно и даже необходимо. Правильное соотношение этих двух форм образовательного процесса даст наивысший результат и положительно скажется на успеваемости. В предложенном варианте обучение производится, в большей степени, в очной форме, в виду особенностей обязательной военной подготовки, которая кроме как в очной форме никаким иным образом проведена быть не может, а форма дистанционного обучения её дополняет.

Также несомненный интерес вызывает применение дистанционного обучения в учебных программах по повышению квалификации и переподготовки военных специалистов, проходящих службу в отдаленных местах дислокации (объединенное стратегическое командование «Север» (Арктические войска), российская военная группировка Воздушно-космических сил (ВКС) в Сирии и др.) и при организации обучения курсантов и слушателей на мероприятиях, связанных с отрывом от основной учебно-материальной базы военного вуза, например, подготовка и проведение военного парада на Красной площади, посвященного празднования очередной годовщины Победы [5].

Список литературы

Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 236-240.

Рязанов С.В. Проблемы применения компьютерных мультимедийных средств при обучении иностранным языкам в военных вузах // Вестник военного университета. 2011. № 1 (25). С. 38-44.

Коротаева Е.В. О взаимодействии субъектов в дистанционной форме обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 68-73.

Романенкова Д.Ф. Методы педагогического контроля качества учебной деятельности в системе дистанционного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование, педагогические науки. 2013. № 1. С. 121-125.

Спиридонов Е.Г., Дзюбенко О.Л., Смирнов Д.Н. По технологиям дистанционного обучения // Вестник военного образования. 2018. № 6 (15). С. 66-70.

References

Sharov VS. Distance learning: form, technology, tools.  Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2009;(94):236-240. (In Russ.).

Ryazanov SV. To the question computer multimedia tutorials using during the foreign languages teaching in military educational establishments. Vestnik voennogo universiteta. 2011;(1):38-44. (In Russ.).

Korotayeva EV. On interaction of the participants in distant learning. Pedagogičeskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical Education in Russia. 2014;(3):68-73. (In Russ.).

Romanenkova DF. Methods of pedagogical control of quality of study activities in distance education system. Bulletin of the South Ural State University. Series Education, educational sciences. 2013;(1):121-125. (In Russ.).

Spiridonov EG, Dzyubenko OL, Smirnov DN. On technologies of distance learning perspective approaches in training cadets and students of military universities. Vestnik voennogo obrazovaniâ. 2018;(6):66-70. (In Russ.).

Для цитирования

Гончар Л.Л., Дзюбенко О.Л., Копытин И.А. Педагогические особенности организации дистанционного обучения в военных вузах // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 3-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_3

For citation

Gonchar LL, Dzyubenko OL, Kopytin IA. Pedagogical features of organization of distance education in military universities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):3-13. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_3

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_5_3

EDN

VBIVLU