Проблема эффективности в образовании тесно связана с готовностью системы к инновационным изменениям. «Инновация — это не просто создание и распространение новшеств, это изменения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, но и к качественным чертам изменений» [1].
Первоначально понятие «инновация» появляется в культурологии и лингвистике прошлого века при описании процессов культурной диффузии (трансфера), когда феномен из одного культурного ареала распространяется в другие, где выступает как культурная (языковая) инновация, в той или иной форме ассимилируемая в сложившейся культуре. Новую жизнь это понятие получило тогда, когда И. Шумпетер в начале века употребил его в макроэкономическом анализе, рассматривая крупные прорывы-изобретения в технологии и производстве новых продуктов (радикальные нововведения) в качестве стимула экономического роста [2].
В свете сказанного мы можем более четко различить появление отдельных новшеств, подобных социальной инженерии, и собственно инновационную организацию деятельности. Б.В. Сазонов полагает, что «существует принципиальное различие между отдельными новациями финалистского толка и такой организацией деятельности, когда научная мысль и некоторая производственная структура объединяются ради перманентного обновления продукции и технологий в угоду потребителю» [3].
«Соответственно в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения» [4].
Приведенные высказывания позволяют выявить несколько основных смыслов в понимании термина «инновация» и «инновация в образовании». Первый и самый основной, когда инновации придается значение качественных изменений, обновление существенных элементов системы и становление новой системы, имеющей другие ценностные и целевые ориентиры. Относительно инновации в образовании имеется в виду изменение целей образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим изменения способов их достижения — другая система организации учебного процесса, другие позиции учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, система образования и подготовки педагогических кадров. Другими словами, система приобретает принципиально новые свойства или назначение. В этом смысле изменения могут инициироваться руководством всей сферы образования, отдельного образовательного учреждения и самим учителем. Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности — изменение целей, то есть содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности педагога и учащегося.
Принципиальным является также и то, что изменения должны происходить именно в деятельности и мышлении участников образовательного процесса. Если этого не происходит, то любые, даже самые хорошие, инновационные концепции и программы останутся лишь на бумаге и не будут реализованы, а реальный процесс инновации замещается процессом ее имитации.
В то же время инновация понимается как инновационная деятельность, как процесс, направленный на достижение определенных результатов, что указывает на особую роль в этом процессе высшего руководства, которое при помощи своих управленческих действий должно запустить процесс инновации [5]. Другими словами, это всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления каких-либо изменений ради достижения намеченных целей. Поэтому всякая инновация включает в себя как одну из основных частей проект и план реализации инновации в данных условиях (мыслительное представление всех составляющих процесса изменений), а также оценку (рефлексию) результатов относительно осуществленной деятельности по их достижению.
В качестве интегративного критерия сущности инновации эти авторы выделяют социально-образовательную ценность инновации, содержащую в себе следующие индикаторы: степень изменения эффективности образовательного и педагогического процессов с ориентацией на перспективы общественного развития; профессионально-педагогический и социальный объем преобразований; степень профессионально-педагогического и социального воспроизводства (широта круга потребителей и скорость распространения).
Например, по такому критерию, как способ осуществления инновации, их можно подразделить на два типа достижения качественных изменений:
- изменения осуществляются внутри традиционной образовательной системы и на ее базе (кадры, материальное обеспечение и т.д.) в связи с системными изменениями, произошедшими в обществе, с привлечением новых образовательных элементов. Новая система строится из заимствованных (новых) частей и частей прежней системы образования;
- изменения в традиционной образовательной системе осуществляются путем культурного переноса (трансферта) и диффузии (адаптации) целостных образцов западной школьной педагогики;
А.И. Пригожин предлагает рассматривать три основных этапа инновационного процесса:
- обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;
- осознание потребности в изменениях, основанное на признании несостоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов;
- преодоление сопротивления на основе оценки издержек и выгод перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек, социальной инерции.
Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации:
- как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской деятельности;
- как временные этапы жизненного цикла нововведения от возникновения идеи до её разработки и распространения;
- как процесс распространения нового вида продукта или услуги. В общем виде инновационный процесс состоит в получении нового продукта (новых технологий, видов услуг, решений образовательного или административного характера. Для построения моделей подготовки к различным формам инновационной деятельности необходимо провести анализ особенностей каждого этапа инновационного процесса (табл. 1).
Рассмотрим основные направления инновационной деятельности в образовательных организациях:
- первое связано с обеспечением повышенного уровня качества образования обучающихся или выпускников. Совместная разработка моделей развития таких инновационных проектов идет на уровне науки и практики;
- второе направление инновационной деятельности связано с деятельностью инновационных центров (экспериментальных площадок, методических сообществ, проблемных лабораторий, творческих групп), которые разрабатывают эффективные образовательные модели, тиражируют новые методики и технологии;
- третье направление – разработка и реализация программ развития образовательных учреждений (школ, детских садов, колледжей). Реальная педагогическая практика показывает, что образовательное учреждение не может развиваться никаким иным образом, кроме как создавая или осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней, управляемого инновационного процесса. Развитие образовательного учреждения – это закономерное целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самого образовательного учреждения (его целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и ее управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития учащегося. Можно сказать, что программа развития является стратегическим планом осуществления основных нововведений, в первую очередь, благодаря прогностичности, направленности на будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образование;
- четвертое направление – расширение деятельности творческих групп и отдельных педагогов в образовательных учреждениях, которые решают конкретные методические, дидактические, воспитательные задачи. Отличительной особенностью этого направления является деятельность команд профессионалов (проблемная лаборатория). У каждой команды имеется цель, связанная с разработкой и реализацией проектов, связанных с решением актуальных педагогических проблем. В том случае, если их деятельность обеспечена научным сопровождением, поисковая, исследовательская работа является более эффективной.
В то же время, следует иметь в виду, что практическая реализация инноваций может столкнуться с рядом трудностей. Среди них стоит выделить две основные – недостаток достаточной информации о ходе проектирования и реализации инноваций и неготовность управленческих кадров оперировать модельными представлениями. Несмотря на перечисленные трудности, администрация и педагогический коллектив нередко убеждены, что преодоление их в ближайшем будущем оправданно, так как использование аналитического подхода является необходимым условием проектирования инновационного проекта.
При этом очень эффективно создавать среды для обсуждения вопросов об инновационном процессе. Это возможно, если в ОУ поддерживается и развивается аналитическая культура мышления, которая признается всем коллективом преподавателей и сотрудников как важная характеристика образовательного процесса.
Организованные ситуации непосредственного обсуждения проблем внедрения инноваций могут представлять собой круглые столы и другие формы дискуссий, в которые вовлекаются представители различных заинтересованных сторон. Наиболее эффективными в данном случае нам представляются устные обсуждения проблем инновационного процесса в однородных группах (коллектив подразделения, отдела, круглый стол со специалистами-практиками и т. п.), а также обсуждения конфликтных ситуаций, организованные посредником – представителем системы качества, например, между сотрудниками разных служб.
Одной из наиболее важных форм организации опосредованного диалогического взаимодействия между разными заинтересованными участниками инновационного процесса являются прямые опросы. В работе образовательной организации наиболее применимы такие виды опроса, как анкетирование, групповые и индивидуальные полустандартизованные или свободные интервью. Отметим ряд условий, при соблюдении которых опрос становится средством организации диалога и решения поставленных выше задач.1. Отношение руководства к задаче реализации инноваций: понимание необходимости организации диалогического взаимодействия представителей заинтересованных сторон, определение соответствующих целей и поддержка работы.
2. Включение в процедуру проведения опроса блоков информирования о его целях, о позиции руководства и других заинтересованных сторон и т. п. Реализация этого возможна через вводный блок анкеты или вступительное слово в устном интервью.
3. Разработка анкет и планов интервью таким образом, чтобы представители разных заинтересованных сторон имели возможность высказать мнения по одним и тем же проблемам.
Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия:: Социал. пробл. инноватики).М. : Политиздат, 1989. 270 с.
Шумпетер Й. Теория экономического. М: Прогресс, 1982.
Сазонов Б.В. «Организация как социальный институт» [Электронный ресурс] // сайт Некоммерческий научный Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». URL: https://fondgp.ru/old/lib/chteniya/xv/text/10.html (дата обращения: 10.03.2021).
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига. НПЦ «Эксперимент», 1995.
Бекбусинова Г.К., Бегалы У.К. Особенности определения стратегии и стратегического планирования в развивающейся компании // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 1. С. 10-31. URL: https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/bekbusinova_gk_begaly_uk_10-31_0.pdf (дата обращения: 02.02.2021).
Баратова Н.М. Подготовка и осмысление внедрения инноваций в образовательной организации» // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 9-17. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_2_9
Baratova NM. Preparation and reflection on the introduction of innovations in an educational organization. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(2):9-17. http://doi.org/10.54158/27132838_2021_2_9