Преподавание изобразительного искусства на основе культурного наследия Кубани: от теории к практике

Авторы
ФГБОУВО «Кубанский государственный университет»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
140-146
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Воспитание молодежи на культурных традициях заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребят изучают культурное наследие своего региона. Особую остроту приобретает воспитание молодежи на традициях и обычаях своего региона. В Краснодарском крае молодежь изучает традиции, обычаи, культуру присущим Кубанским казакам, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса. Идея заключается в том, что чтобы сформировать целостную систему знаний, умений и навыков, отвечающих современным требованиям предстоящей жизнедеятельности учащихся, необходимо на уроке давать те знания, которые будут необходимы не только обществу, но и самим ученикам. В статье доказывается, что изучение народного искусства, собирание образцов, освоение технологии изготовления традиционных изделий – один из наиболее плодотворных видов работы в воспитании. В статье рассматривается роль кубанской культуры в эстетическом, духовном и нравственном воспитании молодежи. Анализируются элементы традиционных казачьих обрядов (проводы на службу, свадебная обрядность), а также значение кубанских народных песен в сохранении культурного наследия. На примере этнографического комплекса «Атамань» показано материальное воплощение традиций кубанских станиц. Современные технологии, в частности, использование векторных редакторов на уроках информатики для создания шаблонов традиционных кубанских орнаментов, рассматриваются как средство сохранения и популяризации народного искусства. Подчеркивается ведущая роль педагогики в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой.
Ключевые слова
воспитание, образование, этнос, культура, традиции, народное искусство, декоративно-прикладное искусство
Полный текст HTML

Введение

Актуальность состоит в том, чтобы рассмотреть проблему культурные традиции Кубани в воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства в школе. Культура казачества способна активизировать, направлять, влиять на мироощущение молодого поколения.

Были поставлены цель и задачи исследования, чтобы научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Приобщения их к этнохудожественной культуре кубанского казачества, средствами искусства в процессе интеграции изобразительной и этохудожественной деятельности.

Объектом исследования являлся процесс обучения и развития способностей учащихся на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края.

Методологической основой исследования являлись наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся. Определение влияние практических знаний, умений и навыков путем овладения разными художественными материалами на конечный результат.

Использование народной культуры, в учебном процессе даст возможность ученикам удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Познание национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры, фольклора. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств [1]. Во все времена народное искусство играла самую важную роль. В каждой семье есть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Это относится и к такой важной традиции русского народа, как патриотизм. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем государства [2].

Культура, традиции, обычаи существуют как органическое единство. Надо учитывать, что все эти процессы в городской среде или сельской ведут себя по-разному.Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. И эти условия обязательны как для города, так и для сельской местности [3].

В Краснодарском крае в школах введен и изучается предмет «Кубановедение». Для учителей автором данного исследования была написана книга «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» [4]. В этой книге раскрыта история заселения Кубани, традиции, обычаи казаков все это можно применить на уроках изобразительного искусства.

На Кубани с давних времен казаки занимались различными промыслами и ремеслами. Поэтому обучение народным ремеслам на уроках играет большую роль. Знакомство с новыми понятиями и терминами уже само по себе вызывает интерес ребят, повышает их мотивацию, веру в собственные силы. Поэтому была разработана и апробирована программа по развитию художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края.

Среди методов преподавания изобразительного искусства использовались:

  • фокусировка на ключевых знаниях и навыках,

  • задавание проблемных вопросов, 

  • создание развивающих ситуаций и заданий на уроках, 

  • использование игровых элементов, межпредметных связей, 

  • использование регионального компонента (в данном случае – традиций кубанских мастеров), наглядных пособий и технических средств обучения.

Сравнение результатов контрольных и экспериментальных классов демонстрирует положительную динамику в группе, где применялась авторская программа, как показано в таблице 1. При этом, для определения уровня художественно-творческих способностей были определены критерии:

  • понятие о соразмерности, пропорциональности частей предмета;

  • соответствие материала назначению вещи;

  • цветовое решение вещи.

Таблица 1  Результаты выполнения заданий в контрольных и экспериментальных группах
Таблица 1  Результаты выполнения заданий в контрольных и экспериментальных группах

Так, в задании по рисунку доля учащихся с высоким уровнем мастерства в экспериментальных классах выросла на 2,9% (с 50,3% до 53,2%), а низкий уровень сократился вдвое. Аналогичная тенденция прослеживается в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), где высокий уровень достиг 56,0% против 55,7% в контрольной группе. Особое значение имели методы, активизирующие творческое мышление: проблемные вопросы, межпредметные связи (например, интеграция истории Кубани и искусства), а также использование традиционных техник кубанских ремесел. Это подтверждает, что этнокультурный компонент усиливает вовлеченность и позволяет школьникам осваивать навыки через призму региональной идентичности.
Дальнейший анализ показал, что необходимо воспитывать и обучать учащихся на культурных традициях, обычаях. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления. Данные по выполнению задании: выполнения кубанской станицы, убранство казачьей хаты, кубанских костюмов, приведены в таблице 2. 

Таблица 2  Результаты выполнения заданий в контрольных и экспериментальных группах
Таблица 2   Результаты выполнения заданий в контрольных и экспериментальных группах

Полагаем, что применение разработанной методики способствовало переходу умений с одного, более низкого уровня развития, на более высокий уровень, как показано в таблице 3.

Таблица 3 Динамика умений обучающихся
Таблица 3    Динамика умений обучающихся 

В дальнейшем, на практических занятиях, при выполнении самостоятельных эскизов композиции с учетом полученных знаний ученикам преподаватель предлагал провести самоанализ своих работ. 

Рис. 1. Результаты выполнения эскизов композиции
Рис. 1.    Результаты выполнения эскизов композиции 

Данные демонстрируют сравнительные результаты контрольных и экспериментальных классов по трём заданиям, связанным с этнокультурной тематикой Кубани. Во всех случаях наблюдается положительная динамика в экспериментальной группе, хотя её масштабы варьируются в зависимости от задания. Общие тенденции следующие:

  • снижение низкого уровня во всех заданиях (на 0,5–0,9%) – программа эффективна для базовой подготовки.

  • рост среднего уровня – учащиеся стали увереннее в технических аспектах.
  • фиксация высокого уровня (кроме костюмов) – акцент на творчество, нестандартные задачи, интеграцию с историей/культурой.

Для того чтобы процесс обучения искусству стал более эффективным, необходимо в процесс включать упражнения на развитие творческого мышления и воображения, на раскрытие эмоционально-образного восприятия цвета [5].

Изучение культурного наследия Кубани средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства является необходимым условием эффективного и гармоничного развития молодежи. Понимание неразрывной связи истории и культуры родного края обогащает знания и представления учащихся. Разработанные уроки, посвященные декоративно-прикладному искусству Кубани (предметы быта, одежда, народные промыслы), включают в себя творческие задания: создание жанровых картин и объемных изображений в различных интерьерах. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса каждый урок должен обладать интегративной функцией, соединяя декоративно-прикладное и народное искусство с историей [6]. Целостная система знаний, умений и навыков, формируемая на уроках, должна соответствовать требованиям современной жизни, обеспечивая учащимся необходимые компетенции для будущей жизнедеятельности.

Современная школа прошла значительные изменения в системе образования за последние годы. Однако, в настоящее время в школе мало времени уделяется обучению основам декоративно-прикладному и народному искусству. Важно, чтобы мы чаще обращались к искусству, так как оно вызывает определенное мироощущение, формирует, воспитывает, прививает любовь к культуре нашего народа и других народов. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре своего и других народов [7].

Культура Кубани со своими традициями, обычаями служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодежи. У казаков существуют, элементы обряда проводов на службу, некоторые сохраняются и сегодня. Свадебная обрядность и свадебный фольклор кубанских казаков. Кубанские народные песни жили, и будут жить в памяти нашего народа. Они исполняются на станичных праздниках, в семейном кругу, где их запоминали дети, продлили жизнь многим произведениям до наших дней [8].

Чтобы все это увидеть и почувствовать историю заселения казаками Кубани на Таманском полуострове была построена этнографическая станица Атамань. Этот комплекс расположен на территории 20 га, в котором есть: хаты кузнеца, пекаря, шорника, винодела, рыбака, мельника, пожарника, оружейника, гончара, священнослужителя. Все это было в кубанских станицах. Результат посещения станицы представлен в работах (рисунок 2,3, 4, 5).

Рис. 2 Коллажи из природного материала
Рис. 2    Коллажи из природного материала
Рис. 2. Куклы в национальных костюмах
Рис. 2.   Куклы в национальных костюмах
Рис. 4. Коллаж
Рис. 4.    Коллаж

В настоящее время для изготовления серий кубанских костюмов и рушников широко применяется машинная вышивка на основе традиционных орнаментов. Для данного производственного процесса используются векторные шаблоны, которые отрисовывают учащиеся при помощи векторных редакторов на занятиях по информатике (рисунок 6).

Рис. 5. Векторный шаблон кубанского орнамента
Рис. 5.  Векторный шаблон кубанского орнамента

В контексте непрерывных образовательных реформ ключевая роль сохраняется за педагогикой как основой воспитания подрастающего поколения, направленного на формирование гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Искусство, выступая инструментом эстетического воспитания, способствует расширению представлений о красоте и развитию индивидуальности учащихся [9]. Данный тезис подтверждается исследованиями, согласно которым эстетические категории отражают не только социальную реальность, но и творческий потенциал личности, стимулируя её стремление к самосовершенствованию. Художественная грамотность, в свою очередь, выступает базисом для понимания и создания произведений искусства.

Заключение

Особую значимость в современном образовательном процессе приобретает этнокультурный компонент. Культурное наследие кубанских казаков, включая традиции, обычаи и народное искусство, демонстрирует высокий потенциал в формировании эмоционально-ценностных ориентаций молодежи. Внедрение казачьих классов в школах Краснодарского края, где учащиеся изучают народные ремёсла, обеспечивает преемственность культурных традиций и их сохранение для будущих поколений. Интеграция изобразительного и декоративно-прикладного искусства с дисциплинами гуманитарного цикла (история, литература, музыка) способствует развитию эстетических потребностей и укреплению национальной идентичности. Ключевым фактором в этом процессе выступает межпредметная синергия, которая не только обогащает образовательный контент, но и формирует патриотические чувства, любовь к малой родине и уважение к культурному наследию. Таким образом, системное изучение народного искусства и сохранение этнокультурного наследия становятся основой для возрождения национального самосознания, что подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практикой образовательных учреждений.

Список литературы

Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества: монография. 2-е изд., испр. Краснодар: Традиция, 2011. EDN: QPWNVR

Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества: избранные работы. Краснодар: Кубанский казачий хор, 1999.

Авраменко А.М., Баранов А.В., Болдырев Ю.А., Еремеева А.Н., Зайцев А.А. История Кубани XX век: очерки / под общ. ред. В.Е. Щетнева. Краснодар: Перспективы образования, 1998. 

Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. 174 с. EDN: QXUSUH

Белая Т.В., Косюга А.И., Мальцева О.И., Мальцева Л.В., Морозкина Е.А., Прокопова А.С., Турыгина Е.М., Филиппов А.Е., Шитова Е.С. Методика обучения декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. 153 с.

Maltseva L., Belaya T. Methods of education of fine arts and crafts. Raleigh: Lulu Press, 2015. 159 p.

Мальцева Л.В. Обучение основам изобразительной грамоты. Raleigh: Open Science Publishing, 2017. 209 с. EDN: ZFYCOT

История Кубани: учебное пособие / под общ. ред. В.В. Касьянова, Н.С. Короткого. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 2005. 336 с. 

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1977. 112 с. 

References

Bondar NI. Kalendarnye prazdniki i obriady kubanskogo kazachestva = Calendar holidays and rituals of the Kuban Cossacks. Krasnodar: Traditsiia Publ.; 2011. (In Russ.). EDN: QPWNVR 

Bondar NI. Traditsionnaia kul'tura kubanskogo kazachestva = Traditional culture of the Kuban Cossacks Krasnodar: Kuban Cossack Choir Publ.; 1999. (In Russ.).

Avramenko AM, Baranov AV, Boldyrev IuA, Eremeeva AN, Zaitsev AA. Istoriia Kubani XX vek = History of Kuban XX century. Shchetnev VE. (ed.) Krasnodar: Perspektivy obrazovaniia Publ.; 1998. (In Russ.).

Maltseva LV. Kubanovedenie na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v obshcheobrazovatel'noi shkole = Kuban studies in fine arts lessons at secondary schools. Krasnodar: Traditsiia Publ.; 2010. 174 p. (In Russ.). EDN: QXUSUH

Belaia TV, Kosiuga AI, Maltseva OI, Maltseva LV, Morozkina EA, Prokopova AS, Turygina EM, Filippov AE, Shitova ES. Metodika obucheniia dekorativno-prikladnomu iskusstvu = Methods of teaching decorative and applied art. Krasnodar: Kuban State Univ Publ.; 2021. 153 p. (In Russ.). 

Maltseva L, Belaya T. Methods of education of fine arts and crafts. Raleigh: Lulu Press; 2015. 159 p.

Maltseva LV. Obuchenie osnovam izobrazitel'noi gramoty = Teaching the basics of visual literacy. Raleigh: Open Science Publishing; 2017. 209 p. (In Russ.). EDN: ZFYCOT

Kasianov VV, Korotkii NS. (eds.) Istoriia Kubani = History of Kuban. Krasnodar: Kuban State Univ Publ.; 2005. 336 p. (In Russ.).

Shorokhov EV. Metodika prepodavaniia kompozitsii na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v shkole = Methods of teaching composition at fine arts lessons at school. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1977. 112 p. (In Russ.).

Для цитирования

Мальцева Л.В. Преподавание изобразительного искусства на основе культурного наследия Кубани: от теории к практике // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 3. С. 140-146. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_140 EDN: ZUHQJF

For citation

Maltseva LV. Teaching visual arts based on the cultural heritage of Kuban: from theory to practice. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(3):140-146. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_140 EDN: ZUHQJF

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2025_6_3_140

EDN

ZUHQJF