Введение
Актуальность состоит в том, чтобы рассмотреть проблему культурные традиции Кубани в воспитании учащихся на уроках изобразительного искусства в школе. Культура казачества способна активизировать, направлять, влиять на мироощущение молодого поколения.
Были поставлены цель и задачи исследования, чтобы научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. Приобщения их к этнохудожественной культуре кубанского казачества, средствами искусства в процессе интеграции изобразительной и этохудожественной деятельности.
Объектом исследования являлся процесс обучения и развития способностей учащихся на материале этнохудожественной культуре Краснодарского края.
Методологической основой исследования являлись наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся. Определение влияние практических знаний, умений и навыков путем овладения разными художественными материалами на конечный результат.
Использование народной культуры, в учебном процессе даст возможность ученикам удовлетворение в реализации интеллектуальных, этнических, национально-патриотических потребностей. Познание национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры, фольклора. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств [1]. Во все времена народное искусство играла самую важную роль. В каждой семье есть семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение. Это относится и к такой важной традиции русского народа, как патриотизм. Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальных проблем государства [2].
Культура, традиции, обычаи существуют как органическое единство. Надо учитывать, что все эти процессы в городской среде или сельской ведут себя по-разному.Как бы ни изменялась культура, она существует только за счет устойчивых компонентов, передаваемых через поколения. И эти условия обязательны как для города, так и для сельской местности [3].
В Краснодарском крае в школах введен и изучается предмет «Кубановедение». Для учителей автором данного исследования была написана книга «Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе» [4]. В этой книге раскрыта история заселения Кубани, традиции, обычаи казаков все это можно применить на уроках изобразительного искусства.
На Кубани с давних времен казаки занимались различными промыслами и ремеслами. Поэтому обучение народным ремеслам на уроках играет большую роль. Знакомство с новыми понятиями и терминами уже само по себе вызывает интерес ребят, повышает их мотивацию, веру в собственные силы. Поэтому была разработана и апробирована программа по развитию художественно-творческих способностей школьников на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края.
Среди методов преподавания изобразительного искусства использовались:
фокусировка на ключевых знаниях и навыках,
задавание проблемных вопросов,
создание развивающих ситуаций и заданий на уроках,
использование игровых элементов, межпредметных связей,
использование регионального компонента (в данном случае – традиций кубанских мастеров), наглядных пособий и технических средств обучения.
Сравнение результатов контрольных и экспериментальных классов демонстрирует положительную динамику в группе, где применялась авторская программа, как показано в таблице 1. При этом, для определения уровня художественно-творческих способностей были определены критерии:
понятие о соразмерности, пропорциональности частей предмета;
соответствие материала назначению вещи;
цветовое решение вещи.

Так, в задании по рисунку доля учащихся с высоким уровнем мастерства в экспериментальных классах выросла на 2,9% (с 50,3% до 53,2%), а низкий уровень сократился вдвое. Аналогичная тенденция прослеживается в декоративно-прикладном искусстве (ДПИ), где высокий уровень достиг 56,0% против 55,7% в контрольной группе. Особое значение имели методы, активизирующие творческое мышление: проблемные вопросы, межпредметные связи (например, интеграция истории Кубани и искусства), а также использование традиционных техник кубанских ремесел. Это подтверждает, что этнокультурный компонент усиливает вовлеченность и позволяет школьникам осваивать навыки через призму региональной идентичности.
Дальнейший анализ показал, что необходимо воспитывать и обучать учащихся на культурных традициях, обычаях. Несомненно, такой подход активизирует познавательную деятельность и способствует развитию мышления. Данные по выполнению задании: выполнения кубанской станицы, убранство казачьей хаты, кубанских костюмов, приведены в таблице 2.

Полагаем, что применение разработанной методики способствовало переходу умений с одного, более низкого уровня развития, на более высокий уровень, как показано в таблице 3.

В дальнейшем, на практических занятиях, при выполнении самостоятельных эскизов композиции с учетом полученных знаний ученикам преподаватель предлагал провести самоанализ своих работ.

Данные демонстрируют сравнительные результаты контрольных и экспериментальных классов по трём заданиям, связанным с этнокультурной тематикой Кубани. Во всех случаях наблюдается положительная динамика в экспериментальной группе, хотя её масштабы варьируются в зависимости от задания. Общие тенденции следующие:
снижение низкого уровня во всех заданиях (на 0,5–0,9%) – программа эффективна для базовой подготовки.
- рост среднего уровня – учащиеся стали увереннее в технических аспектах.
- фиксация высокого уровня (кроме костюмов) – акцент на творчество, нестандартные задачи, интеграцию с историей/культурой.
Для того чтобы процесс обучения искусству стал более эффективным, необходимо в процесс включать упражнения на развитие творческого мышления и воображения, на раскрытие эмоционально-образного восприятия цвета [5].
Изучение культурного наследия Кубани средствами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства является необходимым условием эффективного и гармоничного развития молодежи. Понимание неразрывной связи истории и культуры родного края обогащает знания и представления учащихся. Разработанные уроки, посвященные декоративно-прикладному искусству Кубани (предметы быта, одежда, народные промыслы), включают в себя творческие задания: создание жанровых картин и объемных изображений в различных интерьерах. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса каждый урок должен обладать интегративной функцией, соединяя декоративно-прикладное и народное искусство с историей [6]. Целостная система знаний, умений и навыков, формируемая на уроках, должна соответствовать требованиям современной жизни, обеспечивая учащимся необходимые компетенции для будущей жизнедеятельности.
Современная школа прошла значительные изменения в системе образования за последние годы. Однако, в настоящее время в школе мало времени уделяется обучению основам декоративно-прикладному и народному искусству. Важно, чтобы мы чаще обращались к искусству, так как оно вызывает определенное мироощущение, формирует, воспитывает, прививает любовь к культуре нашего народа и других народов. Этот росток проявления дружественного отношения к культуре своего и других народов [7].
Культура Кубани со своими традициями, обычаями служит мощным средством эстетического, духовного и нравственного воспитания молодежи. У казаков существуют, элементы обряда проводов на службу, некоторые сохраняются и сегодня. Свадебная обрядность и свадебный фольклор кубанских казаков. Кубанские народные песни жили, и будут жить в памяти нашего народа. Они исполняются на станичных праздниках, в семейном кругу, где их запоминали дети, продлили жизнь многим произведениям до наших дней [8].
Чтобы все это увидеть и почувствовать историю заселения казаками Кубани на Таманском полуострове была построена этнографическая станица Атамань. Этот комплекс расположен на территории 20 га, в котором есть: хаты кузнеца, пекаря, шорника, винодела, рыбака, мельника, пожарника, оружейника, гончара, священнослужителя. Все это было в кубанских станицах. Результат посещения станицы представлен в работах (рисунок 2,3, 4, 5).



В настоящее время для изготовления серий кубанских костюмов и рушников широко применяется машинная вышивка на основе традиционных орнаментов. Для данного производственного процесса используются векторные шаблоны, которые отрисовывают учащиеся при помощи векторных редакторов на занятиях по информатике (рисунок 6).

В контексте непрерывных образовательных реформ ключевая роль сохраняется за педагогикой как основой воспитания подрастающего поколения, направленного на формирование гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Искусство, выступая инструментом эстетического воспитания, способствует расширению представлений о красоте и развитию индивидуальности учащихся [9]. Данный тезис подтверждается исследованиями, согласно которым эстетические категории отражают не только социальную реальность, но и творческий потенциал личности, стимулируя её стремление к самосовершенствованию. Художественная грамотность, в свою очередь, выступает базисом для понимания и создания произведений искусства.
Заключение
Особую значимость в современном образовательном процессе приобретает этнокультурный компонент. Культурное наследие кубанских казаков, включая традиции, обычаи и народное искусство, демонстрирует высокий потенциал в формировании эмоционально-ценностных ориентаций молодежи. Внедрение казачьих классов в школах Краснодарского края, где учащиеся изучают народные ремёсла, обеспечивает преемственность культурных традиций и их сохранение для будущих поколений. Интеграция изобразительного и декоративно-прикладного искусства с дисциплинами гуманитарного цикла (история, литература, музыка) способствует развитию эстетических потребностей и укреплению национальной идентичности. Ключевым фактором в этом процессе выступает межпредметная синергия, которая не только обогащает образовательный контент, но и формирует патриотические чувства, любовь к малой родине и уважение к культурному наследию. Таким образом, системное изучение народного искусства и сохранение этнокультурного наследия становятся основой для возрождения национального самосознания, что подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практикой образовательных учреждений.
Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества: монография. 2-е изд., испр. Краснодар: Традиция, 2011. EDN: QPWNVR
Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества: избранные работы. Краснодар: Кубанский казачий хор, 1999.
Авраменко А.М., Баранов А.В., Болдырев Ю.А., Еремеева А.Н., Зайцев А.А. История Кубани XX век: очерки / под общ. ред. В.Е. Щетнева. Краснодар: Перспективы образования, 1998.
Мальцева Л.В. Кубановедение на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе. Краснодар: Традиция, 2010. 174 с. EDN: QXUSUH
Белая Т.В., Косюга А.И., Мальцева О.И., Мальцева Л.В., Морозкина Е.А., Прокопова А.С., Турыгина Е.М., Филиппов А.Е., Шитова Е.С. Методика обучения декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. 153 с.
Maltseva L., Belaya T. Methods of education of fine arts and crafts. Raleigh: Lulu Press, 2015. 159 p.
Мальцева Л.В. Обучение основам изобразительной грамоты. Raleigh: Open Science Publishing, 2017. 209 с. EDN: ZFYCOT
История Кубани: учебное пособие / под общ. ред. В.В. Касьянова, Н.С. Короткого. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. 2005. 336 с.
Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1977. 112 с.
Bondar NI. Kalendarnye prazdniki i obriady kubanskogo kazachestva = Calendar holidays and rituals of the Kuban Cossacks. Krasnodar: Traditsiia Publ.; 2011. (In Russ.). EDN: QPWNVR
Bondar NI. Traditsionnaia kul'tura kubanskogo kazachestva = Traditional culture of the Kuban Cossacks Krasnodar: Kuban Cossack Choir Publ.; 1999. (In Russ.).
Avramenko AM, Baranov AV, Boldyrev IuA, Eremeeva AN, Zaitsev AA. Istoriia Kubani XX vek = History of Kuban XX century. Shchetnev VE. (ed.) Krasnodar: Perspektivy obrazovaniia Publ.; 1998. (In Russ.).
Maltseva LV. Kubanovedenie na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v obshcheobrazovatel'noi shkole = Kuban studies in fine arts lessons at secondary schools. Krasnodar: Traditsiia Publ.; 2010. 174 p. (In Russ.). EDN: QXUSUH
Belaia TV, Kosiuga AI, Maltseva OI, Maltseva LV, Morozkina EA, Prokopova AS, Turygina EM, Filippov AE, Shitova ES. Metodika obucheniia dekorativno-prikladnomu iskusstvu = Methods of teaching decorative and applied art. Krasnodar: Kuban State Univ Publ.; 2021. 153 p. (In Russ.).
Maltseva L, Belaya T. Methods of education of fine arts and crafts. Raleigh: Lulu Press; 2015. 159 p.
Maltseva LV. Obuchenie osnovam izobrazitel'noi gramoty = Teaching the basics of visual literacy. Raleigh: Open Science Publishing; 2017. 209 p. (In Russ.). EDN: ZFYCOT
Kasianov VV, Korotkii NS. (eds.) Istoriia Kubani = History of Kuban. Krasnodar: Kuban State Univ Publ.; 2005. 336 p. (In Russ.).
Shorokhov EV. Metodika prepodavaniia kompozitsii na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva v shkole = Methods of teaching composition at fine arts lessons at school. 2nd ed. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1977. 112 p. (In Russ.).
Мальцева Л.В. Преподавание изобразительного искусства на основе культурного наследия Кубани: от теории к практике // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 3. С. 140-146. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_140 EDN: ZUHQJF
Maltseva LV. Teaching visual arts based on the cultural heritage of Kuban: from theory to practice. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(3):140-146. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_3_140 EDN: ZUHQJF