В современной России кадетское образование не утратило своей актуальности и по-прежнему является одним из средств целенаправленного духовного, культурного и физического развития детей, их общего и военно-патриотического воспитания. В богатой историческими процессами истории России развитие кадетского образования представляет собой особое уникальное явление. Образование в кадетских школах получали прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.
Процесс развития гражданской идентичности личности в современных условиях является значимым вопросом для системы образования. Особенно остро этот вопрос стоит перед организациями, реализующими и принципы военного образования подрастающего поколения, поскольку образовательные задачи, стоящие перед кадетскими корпусами направлены на организацию воспитательного пространства, формирование гражданской идентичности личности.
Организация условий, способствующих развитию гражданской идентичности подростков, становится для системы образования ведущим приоритетом, так как именно подростки являются наиболее уязвимой частью общества, подверженной негативным социальным влияниям. Ведущая роль системы образования как одного из социальных институтов, активно развивающих гражданскую идентичность личности, определена Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Выполнение задач ФГОС ОО предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационные изменения, но и значительное обновление содержания общего образования [1]. На фоне осознания и принятия ценностей гражданского поведения, традиций и обычаев, которые сформированы в обществе, обучающиеся изучают государственную символику, вырабатывают общественно-значимую мотивацию поведения, формируют гражданские убеждения и взгляды, которые определяют эмоциональное отношение подростков к себе, к жизни в стране и обществе в целом, что в целом связано с развитием гражданской идентичности современного обучающегося.
Термин «гражданская идентичность» и сущность данного явления в отечественной науке стала активно изучаться, начиная с конца 80-х гг. прошлого столетия. Однозначного трактования данного термина в российской и зарубежной науке нет, но можно выделить общие дефиниции:
- это осознание личностью своей принадлежности к гражданам того или иного государства, общества;
- тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [2].
Проанализировав литературу, мы выявили структурные компоненты гражданской идентичности:
- когнитивный или познавательный компонент – знания;
- эмоционально-оценочный или коннотативный компонент - рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный или аксиологический компонент – уважение прав других людей, толерантность и т.д.;
- деятельностный или поведенческий компонент – участие в общественной жизни.
Гражданская идентичность личности не тождественна гражданству, а предполагает целостное отношение к социальному и природному миру на основе осуществления свободного выбора и самоопределения в условиях уважения права других на свой выбор.
Сензитивным периодом для формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций, развития гражданской идентичности является подростковый возраст. Именно в этот период формируется, через участие подростков в общественно активной деятельности, их ценностное отношение к обществу и государству, в котором они живут.
В подростковом возрасте идентичность становится потенциально важным условием развития граждански активной личности. Ключевой задачей личностного самоопределения подростков становится формирование гражданской идентичности, к которой относится осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного общества и государства.
На основе анализа литературы была сконструирована структурно-функциональная модель развития гражданской идентичности обучающихся (на примере модели, представленной С.В. Огородниковой). Модель состоит из следующих блоков: результативно-оценочный, содержательно-технологический и целевой, а также структурных компонентов гражданской идентичности личности (когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный), которые отражены в показателях по уровням для каждого из трех критериев.
Для организации практической деятельности были сформулированы критерии и показатели, с помощью которых можно было определить уровень развития гражданской идентичности обучающихся кадетского возраста. В данной работе транслируется научный подход, отражающий трехкомпонентную структуру гражданской идентичности (когнитивный, ценностно-эмоциональный, деятельностный компоненты) и конструкции гражданской идентичности, определенной в Концепции развития поликультурного образования в РФ.
На основе анализа литературы были выявлены организационно-педагогические условия развития гражданской идентичности обучающихся кадетского корпуса:
- совокупность интерактивных форм и методов развития гражданской идентичности обучающихся кадетского корпуса;
- социальные практики.
Назвать все условия развития гражданской идентичности личности обучающихся кадетского корпуса невозможно: при планировании образовательной деятельности педагоги и специалисты, работающие с подростками выбирают и конструируют те условия, которые отвечают поставленным задачам, современной ситуации.
Интерактивные формы работы - активная деятельность участников, структурированная в соответствии с целями и задачами работы, подразумевающая возможность и необходимость межличностного взаимодействия (интеракции).
В ходе применения интерактивных форм взаимодействия у обучающихся формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, продуктивно общаться с товарищами и преподавателями.
Общественно полезная деятельность, которая является основой социальных практик, является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых и сверстников.
Включение обучающихся в социальные практики решает такую социальную задачу, как формирование позитивного опыта гражданского поведения, где они получают навыки социальной компетентности и реального действия в обществе.
Содержание практик, как правило, выходит за рамки школьных учебных программ, связано с реальной жизнью, актуальной для учеников. Результативность социальных практик обнаруживается либо в качестве освоенных универсальных учебных действий, либо в качестве продукта.
В рамках исследования был осуществлен анализ воспитательного пространства Омского кадетского военного корпуса, который выявил, что воспитательные мероприятия направлены на формирование таких личностных качеств, как: патриотизм, воинский долг перед Отечеством, гражданская активность и самосознание, гражданская культура поведения кадета. Формирование гражданской идентичности обучающихся кадетского корпуса становится системообразующим качеством, поскольку охватывает в первую очередь ценностную составляющую личности и ценностей будущего офицера российской армии.
Для эффективного развития гражданской идентичности обучающихся необходимо четкое понимание сущности данного процесса, его структурных компонентов, критериев сформированности гражданской идентичности. Многое зависит от выбора диагностического инструментария, позволяющего выявлять уровень сформированности гражданской идентичности, как в целом, отдельных ее компонентов, так и некоторых из аспектов данных компонентов:
- когнитивный компонент гражданской идентичности - методика самооценки уровня сформированности гражданской идентичности и анкета самооценки «Я знаю»;
- эмоционально-оценочный компонент гражданской идентичности - методика «Индекс толерантности»;
- деятельностный компонент гражданской идентичности - тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова).
С целью развития гражданской идентичности обучающихся кадетского корпуса была разработана и реализована Программа развития гражданской идентичности. Цель программы - внедрение совокупности интерактивных форм и методов, способствующих развитию гражданской идентичности обучающихся и реализация социальных практик, в рамках которых подростки смогут реализовать гражданские качества. Программа развития гражданской идентичности обучающихся кадетского корпуса состоит из трех блоков:
Первый блок представлен деятельностью, направленной на развитие моральных ценностей, усложнении норм человеческого поведения, связанных с гражданской активностью в обществе.
Второй блок - деятельность, способствующая развитию системы социальных ценностей и установок гражданского поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.
Третий блок представлен такой деятельностью в кадетском корпусе, которая способствует углублению, расширению знаний о процессах, происходящих в различных сферах гражданского общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации.
Реализация Программы развития гражданской идентичности обучающихся в кадетском корпусе представляет собой целенаправленный процесс формирования у учащихся культуры гражданского поведения.
Личностно-деятельностное освоение учебного материала и воспитательных мероприятий в соответствии с Программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у кадетов, как целеполагание, интерес к познанию, самосознание, дисциплинированность, ответственность, чувство долга и, в целом, гражданскую идентичность личности.
На основе реализации практической части работы были разработаны рекомендации для всех субъектов, участвующих в организации работы и непосредственной работе с обучающимися кадетского корпуса. Они условно разделены на следующие блоки: для администрации кадетского корпуса, для педагогов, для офицеров-воспитателей.
Рекомендации для администрации кадетского корпуса:
- система воспитания обучающихся в кадетском корпусе строится с учетом исторических традиций развития российского офицерства и кадетского движения. Реализовываться данная задача должна посредством активизации воспитательных мероприятий, в частности с разработкой и реализацией актуальных для кадетов программ воспитательного характера;
- сочетание образовательных программ, включающих компонент, направленный на формирование знаний по основам гражданского воспитания;
- социально-направленные программы, удовлетворяющие интересы и потребности кадетов;
- организация специфического уклада жизнедеятельности кадетов не с позиции долженствования, а понимания ими необходимости гражданского поведения и участия в социальных практиках;
- дальнейшее развитие методических основ гражданского образования в кадетском корпусе посредством активного внедрения интерактивных форм работы с подростками.
Рекомендации для педагогов кадетского корпуса, работающих с обучающимися подросткового возраста:
- средствами воспитательной деятельности сформировать осознание каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, кадетской корпоративной принадлежности;
- в образовательном процессе создавать ситуации, в которых обучающиеся имели бы возможность принимать значимые для них самих, группы кадетов и всего кадетского корпуса решения, а самое главное, обосновывали свои решения и несли за них ответственность;
- поиск и внедрение в образовательную деятельность информации, актуальной и значимой для повседневной жизни обучающихся, опыт гражданского поведения связывать с практической жизнью личности;
- актуализировать воспитательные ситуации посредством решения подростками практических задач.
Рекомендации для офицеров-воспитателей:
- организация воспитательного взаимодействия с кадетами посредством применения форм и методов патриотического и гражданского воспитания;
- организация оптимального сочетания требований воинской дисциплины и института самоуправления в кадетском корпусе;
- создание основ межличностного взаимодействия кадетов на основе системного подхода к решению задач воинского, правового и гражданского воспитания. При этом взаимодействие базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации;
- постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказание им профессиональной поддержки, помощи психологического и социального характера.
Таким образом, представленные рекомендации направлены на организацию образовательной деятельности с позиции современной педагогической теории и повышения уровня гражданской идентичности с помощью интерактивных форм взаимодействия обучающихся и специалистов, работающих с ними.
Александрова Т.В. Личностно-образовательные ситуации как ресурс социально-нравственного становления младших школьников // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 2-6. URL: http://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/aleksandrova_tv_2-6.pdf (дата обращения: 10.11.2020).
Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. Пенза, 2016. 116 с.
Большаков В.В. Развитие гражданской идентичности обучающихся в ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 2. С. 2-11. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_2
Bolshakov VV. The development of civic identity of students at FGKOU «Omsk military cadet corps». Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(2):12-18. http://doi.org/10.54158/27132838_2020_2_2