Введение. Одним из направлений модернизации обучения в современной школе является использование метода проектов в учебном процессе, представляющего собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Его суть состоит в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике – соединение академических знаний с прагматическими при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Проектная деятельность обладает огромным образовательным потенциалом, поскольку развивает мотивацию и познавательный интерес, воспитывает чувство ответственности. Для учащихся младших классов участие в проектной деятельности дает возможность научиться размышлять и находить нужную информацию, решать сложные задачи, принимать решения, создавать идеи и воплощать их в жизнь, проявлять свои организаторские и творческие способности, презентовать результаты своей деятельности [1].
В Государственном общеобязательном стандарте начального образования Республики Казахстан, утвержденном приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604, обозначено, что одной из значимых целей обучения является направленность на развитие личности, творческих способностей, интереса к обучению школьника, умения учиться. Для решения этой задачи необходим стойкий познавательный интерес, и именно проектная деятельность обладает огромным ресурсом для его развития. На основании этого полагаем, что весьма актуальным является изучение проблемы развития интереса к проектной деятельности у младших школьников.
Материалы и методы: Исследование проходило в 2020 – 2021 гг. в КГУ «Первый городской общеобразовательный IT-лицей» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. Использовались методики для выявления уровня выраженности познавательной активности.
Обзор литературы. Изучением данной проблематики занимались в разное время такие исследователи, как Л.С. Выготский, Н. Коган, А.А. Нестеренко, А.Н. Фомин. В тоже время актуальность данной тематики подтверждается тем, что учителя начальной школы имеют достаточную теоретическую информацию о структуре и содержании проектной деятельности младших школьников, но испытывают потребность в продуктивных методах и формах повышения интереса младших школьников к участию в проектной деятельности. В.Ф. Феоктистова отмечает, что «интерес к проектной деятельности имеет для ребенка ценностную практическую направленность деятельности и воздействует на его стремление познавать и преобразовывать окружающий мир, волю, эмоции, чувства, желания, действия» [2, с. 101].
Результаты исследования и их обсуждение. Метод проектов может быть реализован на любой ступени обучения. Так, нами рассматривались особенности его применения на уроках технологии, являющихся благодатной почвой для развития у младших школьников интеллектуально-творческих способностей, инициативы и самостоятельности. Обучение технологии должно быть построено на основе совместной творческой деятельности учащихся и учителя. Учитывая возрастные особенности младших школьников, представляется, что практическая часть урока всегда должна заканчиваться выполненным изделием (объектом труда). Включать учащихся в проектную деятельность следует постепенно. Вначале это доступные творческие задания с применением проблемных ситуаций, основанных на обобщении полученных учащимися опыта, знаний, умений и навыков в работе.
Главной задачей должна быть установка на обеспечение методических и организационных условий для самостоятельной трудовой деятельности ребенка, в процессе которой он научится моделировать работу взрослого человека: от осознания поставленной задачи до ее исполнения в материальном виде, внесение в нее элементов творчества. Для этого нужно организовать учебную трудовую деятельность маленького человека как взрослого, когда работает каждый. На этой базе настоящего, спланированного развития самостоятельности каждого ребенка нужно вводить решение системы творческих конструкторских и технологических задач. Это позволит организовать не только коллективное, но и индивидуальное творчество, соединив его с технологической грамотностью, обеспечивающей качество изделия и составляющей главный нравственный показатель любого труда.
Развитие интереса к проектной деятельности во многом зависит от профессионализма самого педагога, его умений заинтересовать ребенка, создать необходимые условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке.
С целью изучения условий развития интереса младших школьников к проектной деятельности было проведено опытное исследование в КГУ «Первый городской общеобразовательный IT-лицей» г. Петропавловска Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, в исследовании приняли участие учащиеся 3 класса.
Мы считаем, что для развития интереса к проектной деятельности важно целенаправленно сочетать на уроках самопознания игровые формы и методы обучения, самостоятельное экспериментирование с применением информационно-коммуникационных технологий, для включения детей в совместный творческий поиск. А также осуществлять деятельность учащихся при решении проектных задач на принципах сотрудничества, доверия обучающегося и педагога, учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Опытное исследование было проведено в рамках изучения школьного предмета «Самопознание». Самопознание, как учебный предмет, обращает внимание ученика на ценностно-смысловые аспекты знания и деятельности человека. Ведущей целью является формирование жизненно-необходимых навыков и универсальных учебных действий, которые лежат в основе проектной деятельности. Поэтому в содержание уроков самопознания были включены проектные задания, в том числе: разработать презентацию, сборник пословиц и поговорок, словарь вежливых слов; создать книгу семейных историй, сделать выставку поделок и др. Дети с большим желанием и охотой относились к выполнению данных проектов, откликаясь на новизну, занимательность, нестандартность тем.
Для анализа результативности в исследовании были использованы методики: «Карта наблюдения за проявлением познавательного интереса у учащихся на уроках» (по Г.И. Щукиной), Методика «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой), «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской. Результаты распределения учащихся по уровню выраженности познавательной активности показали положительную динамику (Таблица 1).
Уровень сформированности познавательной активности Таблица 1
The level of formation of cognitive activity Table 1
Количество детей с низким уровнем познавательной активности составило 15% по сравнению с началом эксперимента (25%). Ученики с высоким уровнем познавательной активности и со средним с готовностью включались в выполнение всех заданий.
Полученные результаты работы позволяют говорить о том, что целенаправленная и организованная работа положительно влияет на развитие интереса к проектной деятельности у данной категории обучающихся. Например, отмечалось повышение интереса к участию в проектной деятельности, интерес к учению, готовность детей выполнять задания самостоятельно, работать в более быстром темпе.
Полагаем, что для развития интереса к проектной деятельности учителю необходимо:
- уделять внимание самостоятельности ученика при выполнении заданий (учитель-консультант, тьютор, модератор);
- активизировать познавательную деятельность учащихся (участие в реализации проектов);
- стимулировать интерес учащихся к проектной деятельности (актуальность и разнообразие тематики проектов, их практическая направленность, радость сотрудничества).
Заключение. Развитие интереса к проектной деятельности у младших школьников является важной педагогической задачей, поскольку поддерживает мотивацию детей к знаниям и учению, что, в свою очередь, очень важно для самореализации в будущей взрослой жизни в условиях быстро развивающегося мира.
Горкальцева Е.Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1134-1137.
Василькова Н.А. Проект создания педагогических условий формирования личностной идентичности современной студенческой молодежи в сетевом пространстве // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12. № 3. С. 102-111. https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-3-102-111
Gorkaltseva EN. Cognitivity in modern education. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2012;14(2-5):1134-1137. (In Russ.).
Vasilkova NА. A project to create pedagogical conditions of forming personal identity of modern young students in the network space. Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2020;12(3):102-111. (In Russ.). https://doi.org/10.7442/2071-9620-2020-12-3-102-111
Хованская А.А. Развитие интереса младших школьников к проектной деятельности // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 83-90. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_83
Khovanskaya AA. Developing your schoolchildren's interest in project activities. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(1):83-90. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_83