Среди вопросов организации жизнедеятельности студентов колледжа в центре внимания находится проблема развития лидерства как «движения к чему-то более лучшему, мощному, чем могло бы быть у конкретной группы людей» [1].
Термин «лидерство» происходит от англ. to lead и в переводе означает «вести за собой, опережать». То есть, в центре внимания находится позитивное развитие коллектива, возглавляемое лидером.
Многие современные исследователи (Г.К. Ашин, Г.А. Авцинова, О.В Великанова, Т.М. Рыскова, Е.Б. Шестопал), считают, что главное отличие лидера состоит в том, что лидер обладает видением перспективы, развивает и определяет деятельность своей группы, команды. Лидеры, как правило, являются людьми творческими, квалифицированно судят о ситуациях и не боятся быть близки со своими товарищами. По данным Т. Ханта, социальный интеллект (предпосылки лидерских способностей) выступает как предпосылка высокой успешности в разных областях и представляет собой не только академический интерес для обществоведов, но он важен и с практической точки зрения для политиков и профессиональных государственных деятелей.
М.А. Бакунин расширил и дополнил совокупность характеристик, принципов лидерства, посчитав важным такие принципы, как создание межличностных взаимоотношений; знание личных целей каждого субъекта, чувство принадлежности к социуму; разрешение межсубъективных конфликтов; лидерское поведение.
В целом, проявление лидерской активности в деятельности связано с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и субъектной позицией личности.
Приемами развития у студентов лидерских качеств могут служить следующие:
- персонификация (прием основан на поиске конкретного лица – живого примера лидера в окружающей жизни);
- анализ секрета (прием подразумевает анализ биографии и примеров лидеров, их воздействия на людей, вызывающего желание следовать за ним («чем брал» этот лидер?»), т.е. выявление доминанты его лидерской способности, секрет его лидерского феномена);
- узнай главное (преподаватель должен изучить своих студентов (прежде всего активных, выявить доминанту их лидерских возможностей (чем конкретно каждый из них ярче всего может завоевать внимание сверстников, увлечь их и повести за собой).
Исследуя проблемы развития лидерства, отечественные психологи выявили универсальные факторы, которые влияют на повышение меры активности и ответственности личности:
- ситуации личной значимости;
- ситуации, поддающиеся контролю со стороны личности;
- ситуации личного лидерства;
- ситуации, включающие возможность выбора.
Такие ситуации можно моделировать в процессе обучения. Например, индивидуальные и групповые соревнования «лицом к лицу», в той или иной мере требующие импровизационного поведения. В таких ситуациях сразу видно лидера – студента, который вступает как представитель группы. Лидер обычно не учит других, от достигает цели с помощью своего доминирующего положения. Члены команды получают уверенность и силу единения (КВН, викторины, брейн-ринги – где есть капитан).
По нашему мнению, очень важно формирование лидерских качеств в процессе воспитательной работы в студенческой группе. Это важно как для формирования благоприятного климата к группе, так и для развития деловых качеств студента как будущего специалиста в сфере производства.
Лидерские качества человека формируются постепенно. Зрелость лидера «определяется его квалификационным уровнем, способностями и опытом» в проявлении формальных и неформальных лидерских качеств [2].
Необходимо развивать лидерский опыт студентов, тем более, что большинство из них уже обладают определенным опытом проявления лидерской активности, накопленного в ходе реализации волонтерской деятельности, участия в выборах, работе СМИ, сетевой организации и др. [3].
С целью повышения компетентности и активности студентов в развитии лидерских навыков необходимо использовать и различные формы работы внеучебной деятельности: конференции по проблемам студенческого самоуправления, семинары по использованию информационных технологий и фандрейзингу, практическая отработка навыков социального проектирования через реализацию социальных проектов, работа с молодежью в выездных обучающих лагерях.
Подготовка лидеров может осуществляться в рамках специализированных обучающих программ по развитию лидерских навыков, предполагающих семинары, тренинги, ролевые игры, направленные дискуссии, проектные игры. Например, занятия по обучающей программе «Школа социального творчества» проходят 2 раза в неделю и формируют коммуникативные умения, умения социального проектирования, умения по организации коллективных творческих дел. По окончанию обучения участники получают сертификат и папки с материалами работы на тренингах и семинарах.
В развитии лидерских качеств студентов важную роль играет взрослый наставник – куратор учебной группы, преподаватель.
Работа по развитию лидерских качеств студентов на учебных занятиях предполагает создание на занятиях творческой атмосферы, способствующей раскрытию внутренних качеств студентов, использование деловой игры, в рамках которой даже самый рядовой участник группы берет на себя определенную инициативу и ответственность, т.е. проявляет качества, свойственные лидеру. Наблюдения показывают, что в игре молодой человек освобождается от комплекса неудачи и неуверенности, а почувствовав свои возможности и ощущение радости от достигнутого успеха, может закрепить в себе такое состояние, причем тем надежнее, чем чаще будет оказываться в подобных ситуациях, постоянно предъявляющих ему все более возрастающие требования.
Развитие лидерских качеств студентов проходит также в проектной деятельности, которая ориентирована на самостоятельную деятельность студентов и успешно применяется на всех курсах.
Например, по окончании изучения базовых тем курса перед студентами ставится задача – индивидуально или в группах создать итоговый проект по выбранной теме. Результатом проекта должен стать готовый к использованию продукт – программа, презентация, шаблон документа, модель объекта или процесса. Процесс совместного труда заканчивается публичной защитой проекта. Группа должна обосновать выбор темы, проблемы и метода их реализации и ответить на вопросы. От участников в процессе проектной деятельности требуется:
- определить значимую для исследования тему;
- предположить ее значимость – практическую, теоретическую, познавательную;
- организовать совместную проектную деятельность, распределив все виды работ между участниками;
- структурировать содержание проекта и т.д.
Роль преподавателя как руководителя проекта в данном виде деятельности сводится к консультациям, обсуждению проблем, предложению альтернативных способов решения выбранной проблемы. Совместная работа в группах обязательно выявляет лидера группы, к мнению которого прислушиваются, с которым советуются, за которым остается последнее слово. Успех совместной деятельности возможен в том случае, когда все участники чувствуют себя равноправными участниками, знают, что от их части работы зависит общий успех и качество создаваемых программных продуктов, таких как «Интерактивная библиотека», «Мониторинг учебного процесса», имитационные модели объектов или процессов, обучающие программы по некоторым темам учебных предметов, мультимедийные презентационные проекты.
Куратор учебной группы проводит работу по развитию навыков лидера согласно «Программы развития студенческой группы», разработанной с учетом особенностей учебной группы и направленности на развитие лидерских качеств студентов.
На 1 курсе – предполагается применение деятельностных технологий на сплочение коллектива, определение потенциала каждого студента, формирование общих компетенций;
2 и 3 курс – совершенствуется работа по самоуправлению в группе, акцентируется внимание на развитие творческой активности студентов. На этом уровне проводятся «часы общения», обучающие семинары, тренинги по развитию креативности и лидерства, деловые игры.
На 4 курсе студенты включаются в разработку и реализацию проектной деятельности, где закрепляются полученные навыки.
Кроме того, поощряется участие студентов в проектах и мероприятиях регионального и всероссийского уровня, в том числе бизнес-школ по развитию предпринимательской активности, конкурсов по поддержке талантливой молодежи («Жить и работать в России», «Молодежная дипломатия», «Студенческий стартап» – 2022) и др.
В заключение нужно заметить, что проблема развития лидерских качеств студентов находится в центре внимания современных исследователей, поскольку имеет прямое отношение к развитию у них качеств будущего руководителя, эффективность деятельности которого, как показывает практика, во многом определяется тем, насколько он может вдохновлять, вести за собой коллектив и выступать организатором его деятельности.
Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции понимания феномена лидерства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16. № 2. С. 142-147. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-2-142-147
Декалин А.А. Лидерство. Типы и виды лидерства // NovaInfo.Ru. 2020. № 111. С. 86-88. URL: https://novainfo.ru/article/17467 (дата обращения: 08.02.2022).
Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена // Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 203-207.
Ksenofontova EG. Leadership as an Aspiration: historical trends in understanding of Leadership. Izvestia of Saratov University. New series. Series: Sociology. Politology. 2016;16(2):142-147. (In Russ.). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-2-142-147
Dekalin AA. Leadership. Types and types of leadership. NovaInfo.Ru. 2020;(111):86-88. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41721388
Allayarova ZhS. Kontseptualizatsiya prirody liderstva kak fenomena = Conceptualization of the nature of leadership as a phenomenon. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2010;316(6):203-207. (In Russ.).
Парц О.С., Ловчакова В.В. Развитие лидерства как перспективное направление работы со студентами // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 2. С. 75-82. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_75
Parts OS, Lovchakova VV. Leadership development as a promising area of work with students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(2):75-82. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_2_75