педагогическое сопровождение
целеполагания, проведения исследования,
планирования, подготовке проекта.
Педагогическую деятельность педагогов сегодня характеризуют новые черты: многоплановость, инновационная практика, проектировочная деятельность. Нередко это связано с реализуемыми в урочной и внеурочной деятельности комплексными программами. Такая образовательная программа внеурочной деятельности реализуется в Сибирской школе нового поколения АНПОО «МАНО». Образовательная программа «Я и мой Дом» направлена на освоение школьником новых способов деятельности, на развитие умений планировать жизненную перспективу и дальнейшие цели в условиях современной социальной ситуации. А на содержательном уровне – проектировать свой Дом, свой уголок, свои игры. Это важно, так как у ребенка возрастает необходимость осмысления собственного будущего, отношения к своим планам, перспективам, будущему. Предполагается, что ребенок включается в коллективное и индивидуальное проектирование в рамках определенного возрастного интервала, строит личностные координаты своего социального пространства и благополучия [1]. Междисциплинарная программа включает в себя семь направлений, например, для начальной школы актуальны следующие: «Экология дома», формирующее представления об экологии как одном из направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, дающее возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное творчество, различные жанры декоративно-прикладного искусства); «Я и люди», направленное на формирование ценностного отношения к семье, близким, другим людям; «Истоки» (история семьи, места жительства, края). Еще одно направление – «Мое хобби», совершенствует развитие кругозора, способности к саморазвитию, проектирование планов будущего, интересов и предпочтений, а направление «Здоровье и безопасность как личная ценность» формирует отношение к собственному здоровью и здоровью членов семьи как социальной ценности.
Мы считаем важным, что проектная деятельность в рамках программы «Я и мой дом» позволяет овладевать теоретическими знаниями, осваивать и присваивать нравственные общечеловеческие ценности в неразрывной связи с процессом практики. Проектная деятельность направлена на формирование позитивного образа своего «Я» и утверждение его через конкретные действия, поступки, оценки, эмоциональные переживания, рефлексию» [2, с. 23]. Благодаря проектной деятельности мы нашли живую нить выхода на развитие новых нравственных качеств личности школьника. Проектная деятельность предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, наличие внутри себя исследовательской методики, создание учащимися конечного продукта (результата) их собственной деятельности, направленного на позитивные изменения в окружающем мире. Результатом проектной деятельности в урочное время является образовательный проект. Такие проекты подчинены логике исследования и реализуются поэтапно (таблица 1). Проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием [3].
Выбор методов, форм и технологий сопровождения предполагает не только различные формы консультирования, модерации, тренинга – средствам, достаточно часто используемыми, а предполагает их модификацию и вариативность (проблематизация, решение коммуникативных и социально-психологических задач, тьюторство), которые позволяют максимально учитывать социальный и возрастной контекст и актуализируют субъектную позицию обучающихся.
Наиболее значимым для осуществления проектной деятельности в школе, насыщенным событиями, смыслами является мотивационный этап, который проходит в начале учебного года (сентябрь – начало октября). Прежде всего, хочется отметить, что мотивация может быть рождена лишь в ходе жизнедеятельности детей и взрослых, которые актуализируют в образовательном процессе единую воспитательную идею. Эта идея отражена в междисциплинарной внеучебной программе школы «Я и мой дом». Она принята, прожита школьным сообществом детей и взрослых.
Проектная деятельность включает в себя определенные шаги.
- Выявление проблем. В русле своей педагогической деятельности педагоги накапливают банк проблем, где источниками становятся: групповые, коллективные опросы учащихся; анализ диагностики учащихся, анализ высказываний учащихся на дискуссии во время учебной деятельности, например, на «Литературном чтении», «Окружающем мире» (программа обучения в начальной школе «Планета знаний»), события происшедшие в школе, социуме.
- Классификация выявленных проблем в классе.
- Актуализация проблем. Прежде, чем приступить к планированию предстоящей деятельности по выявленным проблемам, учащимся предстоит обсудить и проанализировать спектр вопросов, которые они определили как значимые для класса, для социума, для своего будущего. Так появляются конкретные темы индивидуальных, групповых или семейных проектов.
- Формирование проектных групп. Для участия в проектной деятельности учащиеся подают заявку в координационный проектный совет, в которой указывается: над какой проблемой хотели бы работать, индивидуальный, групповой или коллективный проект, будет ли проект только разработан или реализован (частично, полностью).
- Практическая работа над проектом. Надо отметить, что для каждой возрастной ступени используются своя тематика, формы, подведение итогов.
- Разработка продукта с помощью педагога или родителей.
- Ежегодный традиционный праздник, где презентуются проекты в рамках программы «Я и мой дом». Участие в реализации индивидуальных, групповых и семейных проектах позволило учащимся в полной мере обсуждать свои личные проблемы, рассматривать вопросы в плоскости анализа реализации поставленных собственных целей во взаимосвязи с явлениями, которые идентифицируются со смыслом жизни человека – Работа, Семья, Дом.
Сегодня мы можем говорить о положительных результатах проектной деятельности: выявлена положительная динамика в принятии детьми и подростками базовых гражданских и семейных ценностей, повышение уровня готовности школьников к жизни в современном обществе, исполнению различных социальных ролей; овладение технологиями учебного и социального проектирования; повышение готовности к грамотной организации жизненного пространства своей семьи и дома, способности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Гам В.И., Михайлова В.Е. Инновационная деятельность школ: особенности и механизмы реализации // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С. 52-55. DOI: 10.24158/spp.2017.6
Молодежь современной России: Альтернативы выбора духовных и нравственных убеждений: сборник статей / под ред. Д.Г. Шкаева. М.: РАН ИНИОН, 2010. 264 с.
Симонова И.Ф. Социально-культурное проектирование: технология предварительного проектного исследования: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Наукоемкие технологии», 2020. 330 с.
Гам А.В. Развитие проектной деятельности учащихся в рамках внеурочной программы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 7-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_7
Gam AV. Development of student project activities within the out-of-hours program. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2020;(1):7-13. https://doi.org/10.54158/27132838_2020_1_7