Введение. Воспитание детей начинается именно с семьи, поскольку нравственные и культурные основы ребенок перенимает у близких окружающих его людей; направленное воздействие школы будет эффективным при повсеместном и заинтересованном участии родителей. Современная рыночная экономика обусловила смену приоритетов для многих людей, которым нужно искать средства для заработка, постоянно совершенствоваться и развиваться для обеспечения должного финансового положения. В таких условиях, к сожалению, родители отводят воспитание детей на второй план, а во многом полагаются в этом вопросе на школу и педагогов, считая воспитание исключительно их задачей. В связи с этим, остро стоит проблема обеспечения мотивации семьи к участию в процессе воспитания детей, что предъявляет новые требования к педагогической науке и практике, где должны быть проработаны вопросы сотрудничества семьи и школы.
Материалы и методы: анализ теоретических источников и педагогического опыта, систематизация.
Результаты исследования и их обсуждение. О важности взаимодействия семьи и школы писали Ш.А. Амонашвили [1], А.С. Макаренко [2], В.А. Сухомлинский [3], К.Д. Ушинский [4]. Анализ нормативных документов, регулирующих сферу российского образования, свидетельствует о том, что в современной России взаимодействие с семьей признается одним из приоритетных направлений. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует на государственно-общественное управление образованием, взаимодействие с семьей в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения[1].
[1] Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Значимость организации сотрудничества школы и семьи отмечается в современных стандартах образовательной деятельности в РФ. В частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования названо «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»[2].
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
По мнению В.П. Фофанова, «взаимодействие всегда предполагает большую активность одной из сторон, при этом не исключая возможную активность другой стороны» [5, с. 145].
В исследованиях И.Б. Котова и Н.И. Шиянова понятие «взаимодействия» рассматривается в качестве косвенного или прямого взаимодействия субъектов определенного процесса (к примеру, образовательного) друг на друга, что формирует соответствующую и взаимообусловленную связь [6, с. 154].
И.В. Кощиенко отмечает, что «взаимодействие – условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий взаимообусловленность связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент педагогического общения, заключающийся в обмене действиями, в планировании общей деятельности» [7, с. 66].
Взаимодействие рассматривается как взаимная активность родителей учащихся и учителя, классного руководителя, в процессе которого осуществляется межличностный контакт между указанными участниками взаимодействия. В центре внимания находится всестороннее развитие личности учащегося и позитивная социализация, проявляющиеся в изменениях в поведении, деятельности, отношениях всех субъектов взаимодействия.
Выделяют следующие компоненты взаимодействия. Во-первых, обмен мыслями, знаниями, целями, т.е. информацией (коммуникативный компонент); во-вторых, обмен действиями (деятельностный компонент); в-третьих, процесс восприятия партнерами друг друга (перцептивно-эмоциональный компонент). В совокупности данные компоненты обеспечивают взаимопонимание людей и их полноценное взаимодействие.
По мнению Е.В. Коротаевой, в основе педагогического взаимодействия лежит «детерминированная образовательная ситуация, выражающаяся в наличии особой связи образовательных объектов и субъектов, которая, в итоге, влечет к определенным количественным и качественным изменениям сущности, организации и эффективности педагогического процесса» [8, с. 117]. Педагогическое взаимодействие - это личностный контакт субъектов образовательного процесса – учителей, учащихся и их родителей, он всегда направлен на какие-либо взаимные изменения в их поведении, установках, совместной деятельности.
Вопрос взаимодействия семьи и школы наиболее остро стоит в современной сельской малокомплектной школе.
Малокомплектная школа занимает особое место в жизнедеятельности небольшого села, фактически, является для жителей не только воспитательно-образовательным учреждением, но и настоящим культурным центром села. Малокомплектные школы характеризуются специфическими особенностями, среди которых достаточно замкнутый социум с уже сформировавшимися отношениями, наличие постоянного дефицита общения среди учащихся.
Вопрос взаимодействия семьи и школы наиболее остро стоит в современном селе. С одной стороны, в небольшом селе у учителя есть возможность ежедневно обмениваться с родителями информацией о поведении и успеваемости ребенка. А с другой стороны, наблюдается пассивность и безразличие многих родителей к вопросам образования и воспитания по разным причинам, в том числе: неудовлетворенность качеством образования, низкий культурный уровень самих родителей и другие.
Практика взаимодействия семей и школы в современных сельских малокомплектных школах нуждается в обновлении форм, методов и средств взаимодействия с родителями, – это жизненно необходимо для успешного решения задач воспитания и образования детей в современном обществе.
На наш взгляд, в основе эффективного взаимодействия школы и семьи лежит положение о том, что семья – это основа, главенствующее звено, поскольку именно в семье закладываются нравственные основы. Модель взаимодействия детей в классах сельской малокомплектной школы реализуется по принципу семейной модели: разновозрастные дети и доверительные отношения между ними. Дети в малокомплектной школе друг с другом хорошо знакомы и, как правило, много общаются и за пределами школы. Также отношения с учителями у школьников гораздо ближе, чем в массовых городских школах. Это положительно сказывается на дисциплине, создании почти семейной атмосферы взаимопомощи и поддержки. Можно сказать, что именном семья является образцом для выстаивания педагогического взаимодействия в малокомплектной школе.
Поэтому одной из задач учителя в малокомплектной школе состоит в том, чтобы привлечь родителей к воспитанию своих детей, не допустить полного перекладывания на школу функций родителей.
В связи с этим, основной целью взаимодействия семьи и малокомплектной сельской школы состоит в том, чтобы включить родителей в воспитательный и образовательный процесс через «формирование оптимальных педагогических и социально-психологических условий, обеспечивающих совместное сопровождение ребенка в образовательном процессе» [9, с. 29].
Заключение. Очень важно, чтобы родители принимали активное участие в школьной жизни, как образец примера и авторитета для учащихся. Участие родителей может быть самым разнообразным – от помощи в обеспечении жизнедеятельности малокомплектной школы до включения в проектную деятельность и участия в культурно-просветительских событиях в течение всего учебного года. Взаимодействие с родителями особенно актуально также в связи с естественными трудностями организации учебно-воспитательной деятельности, обусловленными небольшой численностью учебного коллектива учеников и учителей. Взаимодействие с родителями особенно значимо в современной малокомплектной школе; при этом, основной целью взаимодействия с семьей является интеграция родителей в воспитательное пространство школы, проявляющееся в непосредственном участии семьи в воспитании учащихся.
Амонашвили Ш.А. Духовная основа образования. СПб.: Питер, 2019. 58 с.
Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256 с.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Академия, 2019. 247 с.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 776 с.
Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск: Наука, 1981. 304 c.
Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 1999. 288 с.
Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении: дисс. … канд. пед. наук. М., 2012. 208 с.
Коротаева Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий. М.: Юрайт, 2019. 242 с.
Ткачёва А.В. Семейная педагогика и уникальность методики взаимоотношения учителя с учеником по В.А. Сухомлинскому // Теория и практика образования в современном мире: материалы XI Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 20–23 октября 2019 г. СПб: Свое издательство, 2019. С. 28-31.
Amonashvili ShA. Dukhovnaya osnova obrazovaniya. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2019. 58 p. (In Russ.).
Makarenko AS. O vospitanii. Moscow: Politizdat Publ.; 1988. 256 p. (In Russ.).
Sukhomlinskii VA. Roditel'skaya pedagogika. Moscow: Akademiya Publ.; 2019. 247 p. (In Russ.).
Ushinskii KD. Sobranie sochinenii. Moscow: Akad. ped. nauk RSFSR Publ.; 1950. Vol. 8. 247 p. (In Russ.).
Fofanov VP. Sotsial'naya deyatel'nost' kak sistema. Novosibirsk: Nauka Publ.; 1981. 304 p. (In Russ.).
Kotova IB, Shiyanov EN. Razvitie lichnosti v obuchenii. Moscow: Akademiya Publ.; 1999. 288 p. (In Russ.).
Koshchienko IV. Vzaimodeistvie pedagogov i roditelei v usloviyakh gruppy kratkovremennogo prebyvaniya detei v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Cand. pedagogic sci. Diss. Moscow, 2012. 208 p.
Korotaeva EV. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeistvii. Moscow: Yurait Publ.; 2019. 242 p. (In Russ.).
Tkacheva AV. Semeinaya pedagogika i unikal'nost' metodiki vzaimootnosheniya uchitelya s uchenikom po V.A. Sukhomlinskomu. In: Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire: materialy XI Mezhdunar. nauch. konf; 2019 Oct 20-23; Saint Petersburg; Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo Publ.; 2007. pp. 28-31. (In Russ.).
Исанова Г.К. Взаимодействие семьи и школы в условиях малокомплектной сельской школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 5 (7). С. 23-30. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_23
Isanova GK. Family - school interaction in a small rural school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(5):23-30. (In Russ.). Available from: https://doi.org/10.54158/27132838_2021_5_23