Введение
Одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Данная проблема обусловлена несколькими факторами:
Потребность в равных возможностях: Дети с особенностями развития имеют право на полноценный отдых и досуг, как и их сверстники. Организация инклюзивного отдыха — это не только право, но и возможность для детей с особенностями развития получить новые впечатления, развивать свои способности, улучшать социальные навыки и чувствовать себя полноценными членами общества.
Недостаток инклюзивных программ: В реальности доступных и качественных программ инклюзивного отдыха для детей с особенностями развития не так много. Существуют серьезные проблемы с организацией отдыха, недостатком специалистов и финансирования.
Социальная значимость: Организация инклюзивного отдыха – это важный шаг на пути создания инклюзивного общества. Она способствует формированию толерантности, уважения к разнообразию и понимания того, что все люди – равны.
Данная статья призвана осветить актуальные тенденции в организации инклюзивного детского отдыха, выявить существующие проблемы и предложить пути их решения.
Обзор литературы
Достаточно представительный блок исследований посвящен изучению роли семьи в развитии малышей с патологией. Так, изучением проблемы адаптации хронически больных детей занимались Д.И. Илхамова, J. Clawson [1]. Связь между психологическим состоянием беременных и соматическими расстройствами новорожденных была показана в исследованиях К. Klitzing, F. Amsler, проводя опрос детей, у которых болеют или умерли родители, обнаружили, что во время болезни родителей дети испытывают чувство слабости и одиночества, а при осознании постигшей их утраты – чувство утраты и решимость ее преодолеть. С другой стороны, родители испытывают неуверенность при наличии заболевания ребенка [2].
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что наиболее неуютно чувствовал себя хронически больной ребенок в семье с отчимом или одинокой матерью. Характер материнского поведения определяет особенности течения сахарного диабета и бронхиальной астмы у детей. Эти особенности не зависят от уровня развития самостоятельности детей и эмоционального климата семьи. С другой стороны, по мнению J. Kokkonen, E. Kokkonen, семейные конфликты, наблюдаемые девочками в детские годы или испытываемые ими депрессивные расстройства, могут привести к возникновению у них в период зрелости психической или соматической патологии [3]. Исследования показали, что у мало социально компетентных девочек и мальчиков, испытавших влияние жизненных невзгод или болезни отца, чаще наблюдаются соматические жалобы, подобные эффекты отмечаются только у мальчиков при наличии заболевания у матери. Прогресс исследований влияния семьи на больных детей возможен при учете специфики заболевания и эмоциональной атмосферы семьи. В то же время, исследование, выполненное M. Ellerton, показало, что по мнению соматически больных школьников к их здоровым сверстникам общество относится более внимательно, испытываемые ими ограничения они объясняют собственным заболеванием, и им бы хотелось, чтобы им оказывали более частую поддержку в повседневных стрессовых ситуациях и ситуациях, обусловленных болезнью [4]. Исторически исследования летнего отдыха для лиц с нарушениями развития проводились в контексте организации санаторно-курортной работы.
Главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учётом психических особенностей и здоровья каждого ребёнка.
Одним из значимых аспектов детского отдыха в летний период является создание психолого-педагогических условий для детей и подростков, в которых они могли бы социализироваться и наращивать необходимые компетенции.
Цель: проанализировать организацию детского отдыха в контексте инклюзивного подхода.
Материалы и методы
В ходе исследования были применены следующие методы: теоретические методы (анализ, синтез, сравнение и обобщение), обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение). Также использовался анализ результатов мониторинга Единого реестра организации, ретроспективный анализ собственного опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. По данным ПФР, дети составляют 5,6% (700 тыс.) от общего числа инвалидов. Среди детей 57% составляют мальчики (402 тыс.) и 43% - девочки (298 тыс.) [5].
На 01.10.2021 соотношение количества детей по разным возрастным группам представлено на рис.1.
Наибольшее количество детей-инвалидов находится в возрасте 8-14 лет, что дополнительно актуализирует обсуждаемую проблему. Дети с ОВЗ – это категория лиц, имеющих функциональные ограничения, неспособные к какой-либо деятельности в результате заболевания. Для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия с учетом особых образовательных потребностей. Такие дети нуждаются в помощи гораздо больше, чем условно здоровые дети, им нужно больше внимания. Ребенок развивается в первую очередь благодаря помощи взрослого, который понимает его особенность и учитывает потребности. И чтобы ребенок мог развиваться, ему нужно создать адаптированные для него условия.
Среди основных причин детской инвалидности:
- Психические заболевания и умственная отсталость – 30%.
- Врождённые аномалии развития – 24%.
- Нарушение функционирования эндокринной системы – 10%.
- Неврология – 8%.
- Нарушения двигательной функции – 5% [6; 7].
Фонд «Нужна помощь» за 2019-2020 год приводит иные статистические данные. Можно констатировать необходимость дальнейшего уточнения данных по структуре и соотношению количества детей различных нозологических групп.
По различным федеральным округам зафиксирован значительный разброс значений по количеству детей с инвалидностью (таблица 1).
Таблица 1
На 2020 год наибольшее количество детей-инвалидов проживало в Северо-Кавказском федеральном округе (146 617 чел.); вторую позицию по численности занимают дети Центрального федерального округа (137 205 чел.), третья позиция – Приволжский федеральный округ (113 842 чел.).
Требования к условиям организации отдыха детей с ОВЗ на сегодняшний день законодательно не зафиксированы. Исходя из документов СанПиН, можно сформулировать условия, необходимые при организации отдыха детей с ОВЗ в оздоровительных лагерях.
Мы предполагаем, что условия для отдыха детей с ОВЗ должны включать как общие условия, так и специальные – с учетом их нозологии (например, создание особой архитектурной среды: пандусы, съезды на тротуарах и пр.).
Для детей с ослабленным зрением в оздоровительном лагере создаются свои условия. Анализ статистической информации по доступности детского инклюзивного отдыха проведен по официальному документу «Единый реестр организаций» (за 2020 год). Детские лагеря, не включенные в реестр, не имеют право организовывать детский отдых. В реестр включены все лагеря с круглосуточным пребыванием и лагеря дневного пребывания, где дети находятся более четырех часов в день и организованно питаются. Региональный реестр сформирован уполномоченными органами исполнительной власти в каждом регионе РФ.
В таблице 2 представлены результаты первичного социологического анализа исследуемой проблемы с учетом специфики доступности услуг инклюзивного отдыха в разных субъектах РФ.
Таблица 2
Наиболее показательны значения по отсутствию доступности услуг инклюзивного отдыха для детей с инвалидностью и ОВЗ. На рис.2 представлено соотношение основных характеристик по 21 шкале «Реестра».
Представленные данные позволяют сформулировать следующие выводы:
Отсутствует полностью доступность детского инклюзивного отдыха в 58% лагерях. «Частично имеется доступность» в 26% лагерей. Имеется полностью в 10% учреждений. В 4 % лагерей оформлен «Паспорт доступности среды».
2% (412) учреждений указали на доступность для детей с НОДА (наличие пандусов, подъемных устройств, лифтов, наличие расширенных дверных проемов и пр.).
21 лагерь доступен для слепых и слабовидящих детей.
10 лагерей по РФ специализируются на отдыхе глухих и слабослышащих детей.
11 лагерей готовы принять на отдых детей с умственной отсталостью.
Ряд регионов не представили информацию об условиях, созданных для детей-инвалидов. Информация об условиях, созданных для отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в детских лагерях, санаториях, представлена в большинстве федеральных округов. Необходимо отметить, что эти условия весьма разнообразные, начиная от поручней, аппарелей и отсутствия высоких порогов при входе в учреждение до электрических пандусов, лифтов, пандусов на пляже, специальных колясок для купания, отдельных номеров, специальных санузлов.
В некоторых детских оздоровительных лагерях условия созданы для детей с ОВЗ различной нозологии. Например, детский оздоровительный лагерь «Парус надежды» на базе бюджетного учреждения Республики Алтай (форма собственности – государственная). При входе в учреждение имеется информационное табло, лестничный гусеничный подъемник, установлены пандус и тактильные плитки. Дверные проемы доступны для детей-инвалидов. Надписи продублированы шрифтом Брайля. Санузел оборудован специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями и тактильными указателями. Туалет оснащен специальной кнопкой вызова помощи в случаях возникновения экстренной ситуации. Телефонной связью на территории, стендами с увеличенным шрифтом, поручнями, светоотражающими полосами на ступеньках лестниц по территории лагеря и в детских корпусах оснащен Детский центр отдыха «Жемчужный берег» (Республика Крым). Организационно-правовая форма предприятия – общество с ограниченной ответственностью. Лагерь, созданный на базе государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Детский оздоровительный центр «Сокол», где кабинеты, туалеты 1-го этажа, актовый зал имеют широкие дверные проемы, в туалетах установлены поручни для инвалидов. Центральный вход здания оборудован пандусом. На территории учреждения, на автостоянке установлен знак «Место для инвалидов». Для слабослышащих закуплены наушники. Имеется кабинет психологической разгрузки для детей-инвалидов.
В некоторых оздоровительных лагерях смонтирован спуск на пляж для детей-инвалидов, что также немаловажно. Некоторые из учреждений, организующих детский оздоровительный отдых, не конкретизируют, какие у них созданы условия, лишь указывают, что условия созданы или созданы частично, учреждения условно доступны. Некоторые учреждения указывают, что они доступны для всех детей, кроме детей-колясочников, при этом не прописывают условия, которые у них созданы для детей с ОВЗ других категорий. Есть учреждения, которые отмечают, что у них созданы условия. При этом не очень понятно, какие именно у них созданы условия. На необходимость материально-технической и содержательной реконструкции детских лагерей указывают различные авторы [8; 9; 10].
Номинальная потребность мест для детского инклюзивного отдыха – 365 тысяч (для детей-инвалидов). При этом доля лагерей с полностью доступной средой для них составляет приблизительно 10%, что указывает на дефицит количества оборудованных детских оздоровительных лагерей.
По форме собственности примерно 90% лагерей – государственные, около 10% лагерей являются собственностью обществ с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществ, автономных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей. Лагеря и санатории также принадлежат общественным организациям и министерствам: Министерству спорта, Министерству здравоохранения, Министерству образования регионов.
В настоящее время параметр «Реестра», описывающий доступность услуг оздоровления для детей-инвалидов – не унифицирован, в связи с чем каждая детская организация применяет «свои» специфичные описательные характеристики доступности. Например: обозначают условия доступности одним словом – «имеются», другие – описывают «официальный сайт, который адаптирован для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих) и кнопки вызова персонала», третьи – указывают на наличие телефонной связи и прочее. Нужно «унифицировать» описание в Реестре «доступности» лагерей для различных нозологических групп детей-инвалидов.
Сама возможность организации отдыха детей с ОВЗ совместно с «обычными» детьми решает несколько задач одновременно.
Во-первых, включение детей с ОВЗ в среду обычных сверстников решает коррекционно-развивающие задачи: ребенок развивается среди нормотипичных сверстников, у детей с ОВЗ расширяется опыт взаимодействия с другими детьми, что помогает их социальной адаптации.
Во-вторых, включение детей с ОВЗ является средством нравственного воспитания и духовного развития других детей. Обычные дети учатся проявлять толерантность к детям с ОВЗ. При этом важно, чтобы педагоги обладали компетенциями для организации взаимодействия детей с разными возможностями.
В-третьих, социальные контакты, возникающие между детьми, расширяют жизненный опыт как нормотипичных детей, так и детей с ОВЗ, способствуют развитию их социального и эмоционального интеллекта.
В-четвертых, существование образовательной среды, характеризующейся инклюзивной культурой, характеризует гуманистическое отношение общества к детям с нарушениями здоровья.
В-пятых, у родителей и детей складывается ощущение цельности, надежности собственного потенциала, что ведет к самопринятию, воссоздается активность и самочувствие, уверенность в себе, формируется положительная «Я – концепция».
В-шестых, необходим дальнейший поиск связей между результатом лечения и эффективностью планирования оздоровления детей.
Вместе с этим, инклюзивный отдых для детей с ОВЗ в регионах России – задача, которая на практике сталкивается с рядом сложностей.
1. Физическая недоступность инфраструктуры, так как большинство туристических объектов (отели, музеи, парки, транспорт) не адаптированы для потребностей детей с ОВЗ. Отсутствие пандусов, подъемников, адаптированных санузлов, звуковых сигналов, тактильной разметки создают непреодолимые барьеры.
2. Отсутствие специализированных мест, зон, туров, адаптированных экскурсионных программ, профессиональных сопровождающих с опытом работы с детьми с ОВЗ.
3. Низкая информированность и негативные установки: родители детей с ОВЗ часто не знают о возможностях отдыха и реабилитации в своем регионе или сталкиваются с негативными реакциями со стороны персонала туристических объектов, не готового работать с особенными детьми.
4. Неравномерность развития инклюзивного отдыха. В России наблюдается значительный дисбаланс в развитии инклюзивного отдыха между крупными городами и регионами.
5. Экономические барьеры: организация инклюзивного отдыха требует дополнительных затрат (обучение персонала, адаптация объектов), что делает его менее доступным для семей с детьми с ОВЗ, которые и так часто находятся в сложном материальном положении.
Заключение
Развитие инклюзивного отдыха для детей с ОВЗ — это комплексная задача, требующая системного подхода. Необходимо работать над устранением физических барьеров, развивать специализированные услуги, повышать уровень информированности и толерантности в обществе, а также предоставлять государственную поддержку для развития доступного туризма во всех регионах страны.
Анализ условий для отдыха детей с ОВЗ в имеющихся оздоровительных лагерях показывает, что учреждений с комфортными условиями для таких детей недостаточно. Важно разработать требования к организации отдыха в детских лагерях детей с ОВЗ различной нозологии. Регионам, где в детских оздоровительных лагерях не созданы условия для отдыха детей с ОВЗ, конечно же, важно работать в данном направлении. Оздоровительная работа с детьми-инвалидами актуальна на данный момент, так как для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду нормотипичных сверстников в разных типах организаций, в том числе и в детских оздоровительных лагерях.
Для нормотипичных детей – это уникальная возможность изменить отношение к таким детям, здоровые дети начнут видеть в других, равных себе, вне зависимости от их особенностей. Дети с ОВЗ смогут расти, отдыхать, развиваться вместе с другими детьми, выстраивая новые межличностные отношения. Особую значимость имеют навыки социального взаимодействия детей с ОВЗ, и детские оздоровительные лагеря являются уникальной площадкой для реализации этой цели. Это значит, что инклюзивное образование становится нормой, и все больше учреждений и организаций стремятся обеспечить доступ к качественным услугам для всех детей, включая детей с особенностями развития.
Илхамова Д.И. Особенности детско-родительских отношений у детей с хроническими соматическими заболеваниями // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 1-2. С. 193-197. EDN: TIULKB
Шкуротенко О.С. Влияние психологических особенностей беременной женщины на психосоматические показатели новорожденного // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4(18). С. 396-401. EDN: PBSFQT
Мадумарова М.М., Абдуллаева М.Э., Азимов А.А., Туляков О.У. Особенности клинико-функциональной характеристики бронхиальной астмы у детей // Детская медицина Северо-Запада. 2020. Т. 8. № 1. С. 210. EDN: KFXPBJ
Забабурина О.С. Особенности одиночества подростков с соматическими заболеваниями // Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации: материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Орёл, 22–23 октября 2020 г. / под ред.А.И. Ахулковой. Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. С. 76-79. EDN: BUHZXA
11,7 млн инвалидов получают выплаты Пенсионного фонда России [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/branches/adygea/news~2020/12/03/216871 (дата обращения: 10.07.2024).
Статистика инвалидности в России [Электронный ресурс] // Психологический портал. URL: https://psiola-center.ru/statistika-invalidnosti-v-rossii/ (дата обращения: 10.07.2024).
Инвалиды в России, 2023 год [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2023/0989/barom04.php (дата обращения: 10.07.2024).
Акишкин В.Г., Квятковский И.Е., Путина С.А. Региональное здравоохранение в условиях институциональных преобразований: экономико-финансовый аспект: монография. Волгоград: Волгоградское науч. изд-во, 2014. 276 с.
Безкоровайный А.С. Просветительско-образовательные проекты для людей с разными образовательными потребностями // Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образования: материалы Всерос. науч.-практ.конф., Москва, 10 декабря 2019. М.: Московский государственный гуманитарно-экономический ун-т, 2020. С. 21-25. EDN: HKXDTQ
Карбовская В.М., Адамович И.Ю. Рекомендации по реконструкции детского оздоровительного лагеря «Искорка» // Современные проблемы и инновации в ландшафтной архитектуре: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Брянск, 10–11 июня 2020 г. Брянск: Брян. гос. инженер.-технол. ун-т, 2020. С. 49-50. EDN: WTOQHJ
Ilhamova DI. Features of child-parent relations in children with chronic somatic diseases. Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015;(1-2):193-197. (In Russ.). EDN: TIULKB
Shkurotenko OS. Influence of psychological characteristics of a pregnant woman on the psychosomatic indicators of the newborn. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011;(4):396-401. (In Russ.). EDN: PBSFQT
Madumarova MM, Abdullaeva МЕ, Azimov АА, Tulyakov ОU. Osobennosti kliniko-funktsional'noi kharakteristiki bronkhial'noi astmy u detei = Features of clinical and functional characteristics of bronchial asthma in children. Detskaia meditsina Severo-Zapada. 2020;8(1):210. (In Russ.). EDN: KFXPBJ
Zababurina OS. Features of loneliness of adolescents with somatic diseases. Osobennosti odinochestva podrostkov s somaticheskimi zabolevaniiami = Peculiarities of loneliness of adolescents with somatic diseases. In: Akhulkova A. (ed.). Perspektivy otraslevogo vzaimodeistviia v kompleksnoi reabilitatsii: materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Prospects of branch interaction in complex rehabilitation: Materials of the III International scientific-practical Conf. 22-23 October 2020, Orel: I.S. Turgenev Oryol State University Publ.; 2020. p. 76-79. (In Russ.). EDN: BUHZXA
Russian Social Fund. 11,7 mln invalidov poluchaiut vyplaty Pensionnogo fonda Rossii = 11.7 million disabled people receive payments from the Russian Pension Fund. (In Russ.). https://sfr.gov.ru/branches/adygea/news~2020/12/03/216871 [Accessed 10 th July 2024].
Psychological portal: Statistika invalidnosti v Rossii = Disability statistics in Russia. (In Russ.). https://psiola-center.ru/statistika-invalidnosti-v-rossii/ [Accessed 10 th July 2024].
Demoscope Weekly: Invalidy v Rossii, 2023 god = People with disabilities in Russia, 2023. (In Russ.). URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2023/0989/barom04.php [Accessed 10 th July 2024].
Akishkin VG., Kviatkovskii IE., Putina SA. Regional'noe zdravookhranenie v usloviiakh institutsional'nykh preobrazovanii: ekonomiko-finansovyi aspect = Regional Health Care in the Conditions of Institutional Transformation: Economic and Financial Aspects. Volgograd: Volgograd Scientific Publishing House Publ.; 2014. 276 p. (In Russ.).
Bezkorovayny AS. Prosvetitel'sko-obrazovatel'nye proekty dlia liudei s raznymi obrazovatel'nymi potrebnostiami = Outreach and education projects for people with different educational needs. In: Actual problems of psychology and pedagogy of inclusive education: Materials Of All-Russian Scientific And Practical Conf. 10 December 2019, Moscow. Moscow: Moscow State University of Humanities and Economics Publ.; 2020. p. 21-25. (In Russ.). EDN: HKXDTQ
Karbovskaya VM, Adamovich IY. Rekomendatsii po rekonstruktsii detskogo ozdorovitel'nogo lageria «Iskorka» = Recommendations for the reconstruction of the Iskorka children's health camp. In: Sovremennye poblemy i innovatsii v landshaftnoi arkhitekture: materialy vseros. nauch.-prakt. Conf., 10–11 June 2020, Bryansk. Bryansk: Bryansk State University of Engineering and Technology Publ.; 2020. p. 49-50. (In Russ.). EDN: WTOQHJ
Котова Е.В., Соловей Л.Б. Организация детского инклюзивного отдыха: общие тенденции и проблемы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 4. С. 113-122. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_113 EDN: FFAYXA
Kotova EV, Solovey LB. Organization of children's inclusive recreation: general trends and challenges. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(4):113-122. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_4_113 EDN: FFAYXA