Профессиональное развитие педагогов в условиях работы в общеобразовательных организациях

Авторы
Южный федеральный университет
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
14-19
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
Статья исследует профессиональное развитие педагогов в условиях работы в государственных организациях. Особое внимание уделяется изучению мотивирующих и демотивирующих факторов, влияющих на профессиональное развитие и саморазвитие преподавателя в современной системе образования. В статье подробно рассмотрены причины недостаточной мотивации педагога включая факторы государственного уровня, образовательной среды и личностные факторы. Представлены результаты анализа особенностей работы педагога в условиях общеобразовательных организаций, подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивается учитель; отсутствие у педагога представления и понимания пользы рассматриваемого процесса, недостаток ресурсов общеобразовательных организаций, неблагоприятный эмоциональный климат внутри коллектива и отсутствие поддержки внутри профессионального сообщества. Были проведены эмпирические исследования, в ходе которых выявлены основные причины проблем профессионального развития педагогов. На основе анализа результатов автором были разработаны рекомендации по минимизации и ликвидации демотивирующих факторов профессионального развития. Дан подробный анализ причин и их последствий для системы образования в целом. В статье приведены различные методы повышения мотивации профессионального развития педагогов, способствующие улучшению эффективности образовательного процесса и качества образования в целом. В статье подробно описаны причины конкретных рекомендаций, разработанных для борьбы с отсутствием интереса к профессиональному развитию. Доказывается, что необходимы меры реализации психолого-педагогического сопровождение педагогов на разных этапах профессионального развития. Автор делает вывод о пользе внедрения описанных методов по минимизации демотивирующих факторов в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова
профессиональное развитие, мотивирующие и демотивирующие факторы, общеобразовательная организация, профессиональное сообщество, профессиональные мероприятия.
Полный текст HTML

Введение

Профессиональное развитие педагога крайне актуальная на сегодняшний день тема в связи с постоянными изменениями в образовательной среде, к которым педагогу необходимо быстро адаптироваться, поскольку в противном случае снижается эффективность образовательного процесса и качество образования. В связи с ежегодным ростом требований к компетенциям учителя, педагог вынужден регулярно осваивать новые методики обучения, повышать цифровую грамотность, актуализировать имеющиеся знания и осваивать иные различные инновации. Важно также отметить, что от степени профессионального развития педагога зависит мотивация обучающихся, их личностное развитие и успеваемость. Статистика показывает, что России с проблемой отсутствия профессионального роста учителей регулярно сталкиваются общеобразовательные учреждения ввиду различных факторов. Проблема недостаточной мотивации педагога профессионально развиваться угрожает снижением эффективности образовательного процесса и стремительным падением престижа профессии. Рассмотрим основные факторы социальной обусловленности данной проблемы:

  1. Личностные факторы:

  • Недостаток различного рода ресурсов для профессионального развития, в частности времени, информации, материального обеспечения, психологических ресурсов.

  • Отсутствие у педагога представления и понимания о пользе профессионального развития ввиду недостатка информированности о данном процессе.

  • Низкий уровень разного рода поддержки, в том числе поддержки профессионального сообщества, финансовой и поддержки руководства.

2. Факторы в общеобразовательной среде:

  • Авторитарный стиль руководства: в ходе работы учителя сталкиваются с подавлением желания профессионального развития в связи с иными задачами, стоящими перед руководством школы, приоритет которого быстрое и четкое выполнение конкретных требований без проявления инициативы.

  • Неблагоприятный эмоциональный климат внутри коллектива: отсутствие поддержки среди коллег и отсутствие открытого диалога с администрацией относительно личных потребностей педагога в вопросе профессионального развития отрицательно сказывается на процессе педагогического роста.

3. Факторы государственного уровня:

  • Государственная поддержка профессионального развития учителей с каждым годом возрастает, поскольку важность данного процесса становится очевидна, однако многие педагоги не осведомлены о различный преференциях и наградах государства, что снижает заинтересованность в данном процессе.

Многие учителя не обладают достаточными знаниями способах и методах профессионального развития, а также о его пользе как для личности самого педагога, так и общеобразовательной среды в целом, поэтому в настоящее время проблема низкой заинтересованности педагога в профессиональном развитии и росте является одной из актуальных. 

Исследование возможностей муниципальных общеобразовательных организаций влиять на профессиональное развитие педагогов, а также мотивирующих и демотивирующих факторов обусловлено важностью научного анализа для формирования оптимальных условий развития личности педагога в условиях современной образовательной системы. Поэтому мы считаем важным рассмотреть профессиональное развитие педагога в условиях работы в общеобразовательной организации, выявить причины отсутствия интереса к данному процессу и определить меры по их ликвидации.

Материалы и методы

В настоящем исследовании применялся комплекс методов, включающий: теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, моделирование. сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование проводилось с участием педагогов общеобразовательных школ г. Ростов-на-Дону. Эмпирические методы: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональное развитие педагога – процесс, затрагивающий практически все сферы жизни учителя, А.А. Казанцева полагает, что развитие педагога – это познавательная деятельность, регулируемая самим педагогом, которая форматирует внешние задачи во внутренние потребности личности [1]. Н.М. Борытко [2] под развитием педагога понимает непрерывное профессиональное образование, которое включает в себя самоопределение, самореализацию, самоутверждение и самообразование.

Данный процесс является всесторонним и охватывает различные аспекты жизни педагога. В результате исследования был выявлен ряд причин, оказывающих особое воздействие на профессиональное развитие, так, в ходе изучения проблем, с которыми сталкивается учитель, Л.Н. Акимова [3] акцентирует внимание на персонализации в условиях цифровизации образования и отмечает важность учитывать индивидуальные потребности субъектов образования для внедрения инновационных мер в рабочую систему общеобразовательных школ.

По данным исследователей процесс профессионального развития во многом зависит от самообразования и саморазвития личности учителя. А.А. Дубова [4] в ходе анализа сложности данных процессов отмечает важность поддержки со стороны образовательных учреждений, которая включает в себя создания необходимых условий для самообучения сотрудников, что повышает эффективность данного процесса и заинтересованность в нем. Согласно исследованию ЮНЕСКО в 2019 году - без предоставления адекватных стимулов и ресурсов учителя не видят смысла в профессиональном развитии, что увеличивает текучесть кадров.

Анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме и проведение опроса среди педагогов общеобразовательных организаций г. Ростов-на-Дону позволил нам сформулировать следующие причины низкой заинтересованности педагога в профессиональном развитии:

  • отсутствие свободного времени ввиду переработок;

  • психологические причины, которые включают в себя неуверенность в себе, прокрастинацию, выгорание и хроническую усталость;

  • отсутствие положительных примеров в следствии чело формируется ложное мнение о том, что профессиональное развитие бесполезно и ни к чему не приводит;

  • формирование реакции страха перед неудачей в следствии отсутствия какой-либо поддержки со стороны руководства и профессионального сообщества.

В ходе анализа данных, собранных автором статьи эмпирическими методами, были выявлены основные мотивирующие и демотивирующие факторы, с которыми сталкивается педагог в процессе профессионального развития. Факторы представлены  на рисунке 1.

Рис. 1. Мотивирующие и демотивирующие факторы
Рис. 1. Мотивирующие и демотивирующие факторы

Для ликвидации демотивирующих факторов нами был разработаны методы борьбы, внедрение которых повысит интерес педагогов к процессу профессионального развития. 

Методы минимизации демотивирующих факторов:

  • Использование стратегий по управлению временем на основе различных методик тайм-менеджмента [5] поможет учителям совмещать профессиональное развитие с высокой учебной нагрузкой без ущерба для психологического здоровья и рабочей эффективности.

  • Обращение за помощью в профессиональные сообщества при помощи интернет-ресурсов, где обмениваются информацией педагоги всей страны, поможет справиться с отсутствием поддержки внутри коллектива общеобразовательной организации. При желании наладить эмоциональный климат внутри общеобразовательной организации педагогу предлагается проявить инициативу для организации неформальных встреч учителей для общения и обмена мнениями [6]. Важен открытый диалог с администрацией и руководством.

  • Проведение мероприятий по ознакомлению педагогов с различными возможностями повышения профессиональных навыков, к которым относятся куры повышения квалификации, конкурсы внутри профессионального сообщества, предстоящие семинары и лекции и т.д.

  • Составление индивидуального плана профессионального развития в соответствии с рекомендациями профессионалов, например школьных психологов или исследователей вопроса профессионально-личностного развития [7] поспособствует решению психологических проблем, стоящих на пути профессионального развития, и поможет справиться с различными поведенческими паттернами, замедляющими данный процесс.

Для минимизации проблемы отсутствия интереса педагогов к профессиональному развитию в общеобразовательной среде должно быть обеспечено комплексное ознакомление педагогов с особенностями данного процесса и выявление индивидуальных потребностей для саморазвития у каждого учителя.

Для реализации психолого-педагогического сопровождение педагогов на разных этапах профессионального развития необходимы эффективные меры со стороны руководства:

  • разработка и внедрение программ по профессиональному развитию с участием более опытных педагогов на основе наставничества, в ходе которых менее опытные педагоги могут рассчитывать на помощь и поддержку коллег;

  • создание позитивной и поддерживающей атмосферы в школе;

  • организация школьных мероприятий, направленных информирование членов коллектива о возможностях профессионального саморазвития;

  • предоставление педагогам доступа к необходимым для профессионального развития ресурсам, а также организация пространства для профессионального развития педагога с необходимым материально-техническим оснащением;

  • создание механизма обратной связи, открытый диалог между субъектами образовательной организации, наличие исключительно конструктивной критики, наличие методического объединения для консультации по возникающим в ходе профессионального развития вопросам.

Заключение

В целом отмечаем, что проблема профессионального развития и саморазвития педагога в условиях работы в общеобразовательных организациях поддается глубокой диагностике и в определенных условиях ее можно назвать решаемой. Для эффективной борьбы с отсутствием интереса к данному процессу у субъектов образовательной системы необходимо учитывать все факторы, влияющие на его проявление, и разрабатывать эффективные профилактические и интервенционные рекомендации, направленные на исправление сложившейся ситуации в общеобразовательных учреждениях. Полагаем, что одним из ключевых аспектов повышения эффективности профилактических мер является индивидуальный подход к педагогу. Стандартизированные программы, хоть и важны для создания общей базы, не всегда учитывают специфику личности, ее сильные и слабые стороны, уровень мотивации и существующие внутренние ресурсы. Необходимо разрабатывать индивидуальные планы профессионального развития, которые бы учитывали конкретные цели и задачи педагога, его профессиональные интересы и предпочтения. Это требует тесного сотрудничества между педагогом и руководителями, а также предоставления педагогу возможности самостоятельного выбора путей и методов своего профессионального роста.

Список литературы

Казанцева А.А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации // Ученые записки забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12. № 2. С. 52-59. https://doi.org/10.21209/2542-0089-2017-12-2-52-59 EDN: YPBUSV

Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т, 2001. 214 с. EDN: VXQZKJ

Акимова Л.Н. Персонализация обучения в условиях цифровизации образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2023. № 3 (41). С. 16-22. EDN: IHJJGE

Дубова А.А. Сложности в организации самообразования педагогов // Вестник науки. 2022. № 12 (57). С. 133-137. EDN: YBSDSD

Соколова Е.В., Чумак А.Ю. Организация тайм-менеджмента как фактор повышения эффективности в современных компаниях // Вестник науки. 2024. Т. 4. №. 12 (81). С. 424-435. EDN: IBFBGZ

Пономарева Л.И. Управление созданием медиативной службы как условие психологического комфорта в дошкольной образовательной организации // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. 2018. Т. 20. – № 11. С. 11-16. EDN: VLKAUU

Вертилецкая И.Г. К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 100-106. EDN: MUSTUZ

Олейникова Т.Л., Кривова В.А. Оценка педагогов и проблемы образовательной организации, и содержания психолого-педагогического сопровождения при аттестации // Инновации в науке и практике: сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конф., Барнаул, 29 октября 2018 г. Уфа: Дендра, 2018. С. 140-148. EDN: YRDEAP

References

Kazantseva АА. Inner motivation as a condition of professional self-education of the teacher of preschool educational organizations. Scholarly Notes of Transbaikal State University. 2017;12( 2):52-59. (In Russ.). https://doi.org/10.21209/2542-0089-2017-12-2-52-59 EDN: YPBUSV

Borytko NM. Pedagog v prostranstvakh sovremennogo vospitaniia = Teacher in the spaces of modern education. Sergeev NK. (ed.). Volgograd: Volgogradskii gos. sotsial'no-pedagogicheskii un-t Publ.; 2001. 214 p. (In Russ.). EDN: VXQZKJ

Akimova LN. Personalization of learning in the conditions digitalization of education. Informatsionno-komp'iuternye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii i sotsial'noi sfere. 2023;(3):16-22. (In Russ.). EDN: IHJJGE

Dubova AA. Difficulties in organization of self-education of teachers. Science Bulletin. 2022(12):133-137. (In Russ.). EDN: YBSDSD

Sokolova EV, Chumak AYu. Organization of time management as factor of increasing efficiency in modern companies. Science Bulletin. 2024;4(12):424-435. (In Russ.). EDN: IBFBGZ

Ponomareva LI. Manage the creation of a mediation service as a condition of psychological comfort in the preschool educational organizations . Online Scientific & Educational Bulletin Zdorove i Obrazovanie v XXI Veke. 2018;20(11):11-16. (In Russ.). EDN: VLKAUU

Vertiletskaia IG. K voprosu o realizatsii nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniia aktivizatsii samoobrazovaniia uchitelia v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia = On the issue of implementing scientific and methodological support for enhancing teacher self-education in an institution of additional professional education. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art. 2008;(3):100-106. (In Russ.). EDN: MUSTUZ

Oleinikova TL, Krivova VA. Otsenka pedagogov i problemy obrazovatel'noi organizatsii, i soderzhaniia psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniia pri attestatsii = Assessment of teachers and problems of educational organization, and the content of psychological and pedagogical support during certification. In: Innovatsii v nauke i praktike: sb. st. po materialam XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. = Innovations in science and practice: collection. Art. based on materials of the XI International. scientific-practical conf., 29 October 2018, Barnaul. Ufa: Dendra Publ.; 2018. С. 140-148. (In Russ.). EDN: YRDEAP

Для цитирования

Линева Ю.Л. Профессиональное развитие педагогов в условиях работы в общеобразовательных организациях // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2025. Т. 6. № 1. С. 14-19. https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_1_14 EDN: IUHFQI

For citation

Lineva IL. Professional development of teachers in the conditions of work in general educational organizations. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2025;6(1):14-19. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2025_6_1_14 EDN: IUHFQI

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2025_6_1_14

EDN

IUHFQI