Развитие готовности обучающихся к межкультурной коммуникации средствами иностранного языка

Авторы
Сибирская школа нового поколения АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования»
Тип статьи
Научная статья
Выпуск
Страницы
2-8
Поступила/ Принята к изданию
Анотация
В статье обосновывается возможность формирования инновационной системы обучения иностранному языку. Рассматривается обучение иностранному языку, которое может обеспечить реализацию культурных функции, влияет на развитие межкультурной коммуникативной компетенции.
Ключевые слова
культурологический подход, иноязычное образование, межкультурная коммуникация
Полный текст HTML

В современных условиях педагогическое сообщество все больше солидаризируется в стремлении отказаться от знаниецентристского подхода, который в рыночных условиях утрачивают свою приоритетную роль. В последнее время основополагающим в отечественном образовании становится компетентностный подход, который в большей степени отвечает технократическим тенденциям современной цивилизации.

Переход на новые ФГОС общего образования предполагает внедрение позитивистско-прагматических идей компетентностного подхода в практику современной школы, ориентацию образования на потребности личности, на создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Сторонники компетентностно-ориентированного образования исходят, как правило, из прикладного взгляда на обучение иностранному языку, который заключается в формировании у обучающихся иноязычной компетенции, обеспечивающей практико-ориентированное владение языковыми знаниями, навыками и речевыми умениями. Согласно концепции компетентностного подхода образование должно давать человеку не только знания, умения и навыки, но и формировать личный опыт обучающегося, его отношение к миру, людям, самому себе, готовить его к жизни в современном обществе [1].

В рыночных условиях в основу формирования инновационной системы иноязычного образования закладываются не социокультурные потребности личности, а спрос на выпускников, владеющих в том числе иностранным языком. Проявления рыночных отношений в образовательной среде приводят к тому, учебные достижения и успехи каждого школьника ассоциируются с рядом метапредметных компетенций, и в том числе с наличием у него лингвистической компетенции. Перед системой иноязычного образования стоит задача подготовки молодого человека к жизни в условиях интернационализации мира, быстрой адаптации к изменяющейся социокультурной ситуации, к активной, самостоятельной деятельности в новой поликультурной среде. Об этом говорится и в Законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, который ориентирует школу на общекультурную подготовку выпускника, на формирование человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру. Особую роль в реализации функции воспроизводства культурных ценностей своей и чужой культуры призвано играть обучение иностранному языку, которое должно обеспечить реализацию культурно-гуманистической функции, ориентированной на развитие межкультурной коммуникативной компетенции [2]. Для этого возможна интеграция разных, дополняющих друг друга подходов, в частности компетентностного и культурологического, позволяющих обеспечить как формирование иноязычной компетенции, так и развитие общей культуры обучающегося, весь потенциал которой проявляется в социальной компетенции человека. Взаимодополнительность этих подходов обусловлена тем, что язык и культура неразрывно связаны между собой и образуют целостную личность, в которой гармонично сопряжены духовные, социальные и профессиональные качества [3].

В процессе иноязычного образования происходит введение обучающихся в культуру страны изучаемого языка, освоение ее основных элементов (знаний, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к миру к себе самому). Расширение взаимодействия культур делает особенно актуальным вопрос о развитии готовности молодого поколения к межкультурной коммуникации, рассматриваемой как «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам» [4, с. 16.]. На ее основе происходит формирование межкультурной коммуникативной компетенции, позволяющей успешно решать не только социальные задачи, но и свободно общаться с представителями чужой культуры. Межкультурная коммуникативная компетенция позволяет молодому человеку не только воспринимать и понимать речевые произведения (тексты), но и чужую культуру, обеспечивает владение вербальными и невербальными средствами коммуникации. Овладевая достижениями культуры изучаемого языка, школьники одновременно осваивают социальный опыт, накопленный человечеством, и развивают способность к его трансляции, реализации своего индивидуального опыта в коммуникативной деятельности. Приобретение такого опыта как раз и свидетельствует о владении обучающимися межкультурной коммуникативной компетенцией. Таким образом, с позиции культурологического подхода иноязычная коммуникативная компетенция рассматривается как осознанная человеком способность (готовность) реализации иноязычных знаний и навыков в процессе межкультурного общения. Глубинной сущностью интегрированных компетентностного и культурологического подходов к образованию становится, как развитие культуры личности, так и ее способности создавать новые культурные образцы, то есть действовать в конкретных ситуациях сообразно ценностям усвоенной культуры. Интеграция данных подходов приводит к существенным изменениям не только в содержании иноязычного образования, но и в способах его освоения, а значит в организации образовательного процесса, призванного выполнять социально-профессиональную и культурно-гуманистическую функции, направленные на формирование многоязычной личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычных культур и готовой к эффективной и продуктивной коммуникативной деятельности. Обучение иностранному языку в данном случае выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к новой поликультурной среде, но и становится способным к коммуникативной деятельности, руководствуясь при этом ценностями мировой и отечественной культуры.

Реализация культурно-гуманистической функции иноязычного образования требует разработки культурологических оснований, на которых может формироваться система иноязычного образования, позволяющая создать условия для становления человека культуры и нравственности, как целостного и многогранного существа. Их разработка будет способствовать повышению эффективности и качества иноязычного образования, наполнению его ценностями мировой культуры, обеспечивающих взаимопонимание между народами. Иноязычное образование с позиции интегрированных компетентностного и культурологического подходов, рассматривается нами как межкультурное иноязычное образование, направленное на развитие межкультурной компетенции, которая основана на освоении личностью своей и иноязычной культуры, на формировании духовности и толерантности, ее способности к культурной идентификации, к осуществлению культуросообразного образа жизни. Применяя данные подходы, мы получаем возможность создания условий для приобщения обучающихся к миру культуры, общечеловеческим ценностям, формирования у них готовности к самостоятельному творчеству, что, в конечном счете, позволяет развить у них межкультурную компетенцию. Иноязычная подготовка осуществляется как целостный педагогический процесс, оснащенный культуросообразными педагогическими средствами, отличающимися ценностно-смысловой направленностью, диалогичностью, рефлективностью, полифункциональностью.

Развитие межкультурной компетенции осуществляется на основе принципа межкультурного взаимодействия и диалога культур, которые являются основополагающими в процессе иноязычного образования. В процессе преподавания иностранного языка мы ставим перед собой задачу развития готовности школьников к межкультурной коммуникации, которая направлена:

  • на развитие мировосприятия и подготовку обучающихся к восприятию истории человечества, культуры своей страны и страны изучаемого языка, осознанию себя как носителя национальных ценностей, взаимосвязи между собой и всеми людьми планеты в поиске решения глобальных проблем;
  • развитие культуры школьников, их духовного потенциала;
  • обучение этически приемлемым формам самовыражения и общения в поликультурной среде;
  • обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащими к различным культурам.

В качестве интегративной характеристики готовности школьников к межкультурной коммуникации может быть рассмотрена межкультурная коммуникативная компетенция, предполагающая осознание своей собственной культурной и национальной идентичности, умение эффективно общаться на иностранном языке и уважительно строить взаимодействия с представителями других культур. Межкультурная коммуникативная компетенция предполагает готовность к преодолению трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия, а именно: непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей, преодоление этноцентристских предубеждений, способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки других людей и культур.

Взаимодействие личности с объектами другой культуры позволяют глубже осознать уникальность духовного и культурного достояния своего этноса, а также способствует созданию условий для познания и понимания ценностей других этносов, формированию уважительного отношения к иным культурам и их представителям. Для этого необходимо осуществление интенсификации обучения, погружение в иноязычную среду посредством проведения ролевых и деловых игр, проблемных дискуссий, чтения периодической печати на иностранном языке, включения интерактива. Принятие и понимание иных культурных ценностей, умение вести диалог, стремление к этнической консолидации свидетельствуют о том, что обучающиеся успешно овладевает межкультурной коммуникативной компетенцией.

Список литературы

Михайлова  В.Е. Особенности структуры образовательной программы школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2020. № 1. С. 24-31. URL: https://izdanie-nauka.ru/sites/izdanie-nauka.ru/files/5_mihaylova_ve_24-31.pdf (дата обращения: 03.03.2021).

Пассов Е.И., Кибирева Л.В, Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования : (теория и ее реализация): метод. пособие для русистов. СПб.: Златоуст, 2007. 199 с.

Меркулова Л.П., Киреева И.А. Компетенция межкультурного общения студенческой молодежи: монография. Самара: Изд-во СГАУ, 2011. 196 с.

Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие. М.: КИОРУС, 2014. 254 с.

Для цитирования

Баландина Л.А. Развитие готовности обучающихся к межкультурной коммуникации средствами иностранного языка» // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 2-8. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_2_2

For citation

Balandina LA. Development of students’ readiness for intercultural communication by means of a foreign language. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(2):12-18. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_2_2

сс

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2713-2838 (Оnline)

Индексация

Полный текст статьи


PDF

DOI

10.54158/27132838_2021_2_2

EDN

WVGZXO