Введение
Психологическое здоровье человека как предмет исследования в области гуманитарных наук становится в последние годы актуальной темой не только в связи с изменениями в социокультурных условиях жизни, но и по причине общей тенденции возрастания интереса к проблемам, лежащим в межпредметных областях науки и практики. Анализ психолого-педагогической литературы, изданной в последние годы, показывает определенный дефицит работ, в которых проблема психологического здоровья рассматривается в контексте таких понятий как «отношение» и «ценность». Так, исследования особенностей проявления отношения к здоровью в юношеском возрасте показывают, что здоровье для молодежи – преимущественно это двигательная активность, отсутствие или ограничение вредных привычек, здоровое питание. В то время как ряд составляющих здоровья – позитивное мышление, возможность самореализации, удовлетворенность учебой – вообще не фигурируют в отзывах молодых людей.
В то же время, наличие конкретных научно-обоснованных данных, отражающих отношение личности к здоровью как витальной ценности, может стать одной из важнейших составляющих в решении задач создания оптимальных условий для предупреждения нежелательных тенденций и сохранения здоровья человека. Его изучение остается в центре внимания современной психологической науки (Л.Д. Демина, И.В. Дубровина, Л.С. Комогорова, В.Э. Пахальян). Ряд ученых сходятся во мнениях, что психологическое здоровье – состояние общего субъективного благополучия личности [1].
Психологическое здоровье позволяет обеспечить оптимальный выбор действий, поступков и поведения в ситуациях ее взаимодействия с окружающими как субъекта жизнедеятельности. И одним из важных показателей психического здоровья является личностная тревожность. Тревожность приводит к снижению работоспособности, обучаемости, трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью может столкнуться с целым спектром соматических заболеваний.
Материалы и методы
В исследовании использованы методика «Шкала личностной тревожности» Спилбергера–Ханина, сравнительно-сопоставительный анализ изучение результатов деятельности.
Обзор литературы
Понятие «тревоги» было введено в психологию З. Фрейдом в 19 веке. Ученый понимает тревогу как психическую функцию собственного Эго. С данной точки зрения беспокойство обретает адаптивную функцию, ее предназначение заключается в предотвращении индивида о надвигающейся опасности, с каковой следует как-то совладать [2, с. 57].
В соответствии с отечественным психологом А.В. Петровским беспокойство обусловливается как эмоциональная ситуация, появляющееся в ситуации неясной угрозы и проявляющееся в ожидании неблагополучного становления происшествия [3, с. 40].
По определению Р.С. Немова «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [4, с. 140].
Г.С. Абрамова полагает, что тревожность, как признак, или личностная беспокойность, не выражается напрямую в действии. Однако ее уровень можно установить, отталкиваясь из того, как зачастую и как интенсивно у индивидуума появляются состояния тревоги [5, с. 89]. Г.М. Бреслав устанавливает, что тревожность – индивидуальная особенность, отражающая снижение порога восприимчивости к разным стрессовым агентам. Беспокойность проявляется в непрерывном чувстве опасности своему «я» во всех ситуациях; беспокойность стремление к переживанию тревоги, характеризующаяся невысоким порогом появления реакции беспокойства: один из ключевых характеристик индивидуальности [6, с. 43]. Авторы рассматривают тревожность по-разному, но можно прийти к общему выводу, что тревожность: состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей.
В психологии тревожность дифференцируется на два основных вида: личностная и ситуативная.
Личностная тревожность – это готовность (установка) человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность представляет собой базовую черту личности, которая формируется и закрепляется в раннем детстве.
Личностная тревожность проявляется в типичной, ситуационно устойчивой реакции человека – состоянии повышенного беспокойства – на угрожающую его личности ситуацию или кажущуюся таковой. Личностная тревожность обычно не существует как отдельная черта, она оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мотив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Следовательно, с личностной тревожностью у человека обычно связан целый комплекс других отрицательных черт, и малую группу, порождающую у личности тревожность, следует рассматривать как препятствующую развитию данной личности.
Ситуативная тревожность – это показатель интенсивности переживаний, которые возникают по отношению к типичным событиям. Она может проявляться у разных людей в различных ситуациях, причем в одних она проявляется отчетливо, а в других не проявляется совсем. Например, индивиды, которые обнаруживают специфическую тревожность, повышенное состояние беспокойства на экзаменах, в других случаях жизни они ведут себя более уверенно. Существуют люди, у которых особое беспокойство порождает ситуация общения с лицами противоположного пола.
Различают три вида симптомов проявления тревожности: вегетативные: затруднённое дыхание, повышенный пульс, ощущение сдавленности в груди, сухость во рту, головокружение, дрожь, общая слабость, тошнота, повышенное потоотделение, холодные руки; психологические: ощущение страха, дезориентация, чувство подавленности, неуверенность, чувство беспомощности, пониженная самооценка, неопределённые опасения; поведенческие: скованность, напряжение, стремление к избеганию стрессовых ситуаций, неусидчивость.
Причины, способствующие формированию тревожности у человека:
- стресс;
- эндокринные заболевания;
- злоупотребление наркотическими средствами и психоактивными веществами;
- чрезмерное употребление кофеина;
- низкий уровень физической активности;
- чрезмерное использование интернета и телекоммуникаций;
- недостаточное количество часов сна.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью определения особенностей личностной тревожности у студентов Самарского государственного технического университета было проведено тестирование по методике «Шкала личностной тревожности» Спилбергера-Ханина. Тестирование проводилось онлайн с использованием ресурса https://www.b17.ru/.
Тест Спилбергера-Ханина относится к ряду методик, исследующих психологический феномен тревожности. Это тестовый материал состоит из 40 высказываний:
- 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность);
- 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности).
В данном тестировании приняло участие 150 студентов факультета инженерных систем и природоохранного строительства, Самарского государственного технического университета 1 – 3 курсов, по 50 тестируемых на каждом курсе. Итоги исследования представлены в Таблице 1.
Уровень личностной тревожности студентов Таблица 1
The level of personal anxiety of students Table 1
Обработка результатов исследования указывают на то, что студенты первого курса более тревожны по сравнению со студентами средних курсов.
Выявлено, что у первокурсников высокий уровень тревожности связан с адаптацией к ВУЗу, сменой окружения, преподавательского состава. При уточнении наиболее стрессогенных ситуаций выявлено, что это в принципе повышение тревожности связано с учебными ситуациями, а именно – связано с опросом, контрольными работами и указывает на то, что оценочные ситуации, особенно при публичном предъявлении достижений и возможностей, у большинства студентов негативно окрашены, сопровождаются переживанием тревоги.
Обратим внимание на то, что при изучении причин тревоги у студентов 2-4 курса присутствовали факторы – переживания социальных стрессов, наличием проблем в отношениях с преподавателем, страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих. Таким образом, студенты нуждаются в наиболее продуктивной системе методов снижения тревожности.
Для снижения уровня тревожности было предложено использовать дополнительные часы физической культуры, проведение дней здоровья на свежем воздухе, спортивных соревнований.
В ходе проведения данного исследования среди студентов 1 курса Факультета инженерных систем и природоохранного строительства Самарского государственного технического университета была выделена экспериментальная группа, в которой количество часов физической нагрузки была выше, чем в остальных группах.
Студенты дополнительно два раза в неделю проходили на занятия физической культуры, 80% из которых проходили на открытом пространстве на свежем воздухе. Кроме того, студенты экспериментируемой группы дополнительно участвовали в индивидуальных занятиях: плавание, бег, фигурное катание, лыжи и т.д.
Результаты данного исследования показывают, что в экспериментальной группе уровень тревожности снизился на 25%, в других группах уровень тревожности снизился лишь на 7%.
Студенты экспериментальной группы отмечают, что у них улучшилось эмоциональное состояние, они перестали испытывать чувство тревоги, находясь в учебных аудиториях своего высшего учебного заведения, они с лёгкость начинают диалог с преподавателями и однокурсниками. Можно сделать вывод о том, что систематическая физическая нагрузка, прежде всего в группе и на свежем воздухе, снижет уровень тревожности.
Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает жизнь студентов, но необходимо понимать это и использовать упражнения по снижению тревожности, как индивидуальные, так и групповые, и физические упражнения один из эффективных способов в этом направлении.
С этих позиций полагаем, что важная составная часть работы преподавателя – это рациональная организация занятия, которая учитывает:
- особенности группы (изучение и понимание человека);
- периодов работоспособности студентов на занятии (период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- возрастных и физиологических особенностей студентов на занятиях (разных видов деятельности, их продуктивность);
- использование разнообразных видов деятельности и предупреждение гиподинамии.
Заключение. В целом отметим противоречивый характер отношения современных студентов к собственному здоровью: высокий индекс ценности здоровья и невысокие показатели по фактическим шкалам; несоответствие между потребностью обладать хорошим здоровьем, с одной стороны, и теми усилиями, которые они предпринимают для сохранения и укрепления своего физического и психического благополучия – с другой. Возникает потребность в исследованиях компонентов психического здоровья, которые во многом связана с тем, что отношение к здоровью – это часть отношения личности к себе, что здоровье выглядит как ресурс, единожды данный человеку требует охраны и заботы. В этом смысле полученные данные могут выступать косвенным показателем тех особенностей, которые характерны для развивающейся личности на том или ином отрезке ее жизненного пути. Как следствие, эти данные могут стать одной из точек отсчета при составлении специальных программ работы преподавателя, психолога, направленных на предупреждение неблагополучия в психологическом здоровья личности обучающегося.
Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Питер, 2006. 237 с. EDN: QXNVWT
Фрейд З. Психология бессознательного. 2-е изд. СПб.: Питер, 2019. 528 с.
Петровский А.В. Введение в общую психологию. М.: Академия, 1996. 496 с.
Немов Р.С. Психология: учебник для вузов: в 2 ч. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. Ч. 1. 243 с.
Абрамова Г.С. Общая психология: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 624 с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
Pakhalyan VE. Razvitie i psikhologicheskoe zdorov'e. Doshkol'nyi i shkol'nyi vozrast = Development and psychological health. Preschool and school age. Moscow: Piter Publ.; 2006. 237 p. (In Russ.). EDN: QXNVWT
Freud S. Psikhologiya bessoznatel'nogo = Psychology of the unconscious. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ.; 2019. 528 p. (In Russ.).
Petrovskii AV. Vvedenie v obshchuyu psikhologiyu = Introduction to General Psychology. Moscow: Akademiya Publ.; 1996. 496 p. (In Russ.).
Nemov RS. Psikhologiya = Psychology. 2th ed. Moscow: Yurait Publ.; 2020. Part 1. 243 p. (In Russ.).
Abramova GS. Obshchaya psikhologiya = General psychology. Moscow: Akademicheskii Proekt Publ.; 2000. 624 p. (In Russ.).
Breslav GM. Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve = Emotional features of personality formation in childhood. Moscow: Pedagogika Publ.; 1990. 140 p. (In Russ.).
Турбина Е.Г., Маркин А.В. Физические упражнения как способ снижения тревожности у студентов высших учебных заведений // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 4. С. 264-268. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_264 EDN: MIXPKT
Turbina EG, Markin AV. Exercise as a way to reduce anxiety in higher education students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(4):264-268. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_4_264 EDN: MIXPKT